Файл: Содержание Введение Глава Понятие о лексикосемантической группе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Свадебный обряд содержит многочисленные символы и аллегории, смысл которых частично утерян во времени и существует только как ритуал. Для среднерусской свадьбы характерен обряд «елки». Верхушка или пушистая ветка елки или другого дерева, называемая красотой, украшенная лентами, бусами, зажженными свечами и проч., иногда с прикрепленной к ней куклой, стояла на столе перед невестой. Деревце символизировало молодость и красоту невесты, с которыми она прощалась навсегда. Древний, давно забытый смысл состоял в том, что дереву переадресовывалась жертвенная повинность инициируемой девушки: вместо нее погибало деревце, первоначально принятое в ее родственный круг (заместительная жертва). Свадебное деревце известно у большинства славянских народов, как обязательный атрибут, вместе с тем у восточных славян отмечено большое разнообразие предметов, называемых красотой. Это не только растения (ель, сосна, береза, яблоня, вишня, калина, мята), но также девичья краса и девичий головной убор. Так как брачная пара должна была состоять из представителей разных родов, в свадьбе были ритуалы, означавшие переход невесты из своего рода в род мужа. С этим связано поклонение печи - священному месту жилища. Все важные дела (например, вынос красоты) начинали в буквальном смысле от печки. В доме мужа молодая трижды кланялась печи и только потом иконам и т.д. Растительный мир русской свадьбы связан с древними анимистическими представлениями. Живыми или искусственными цветами украшались все участники свадьбы. Цветы и ягоды были вышиты на свадебной одежде и на полотенцах. Животный мир свадебного ритуала восходит к древнеславянским тотемам. Во многих элементах обряда можно увидеть культ медведя обеспечивающего богатство и плодородие. В некоторых местах атрибутом свадебного пира была жаренная свиная голова, часто рядились быком. С невестой были связаны образы птиц (плодородящую силу имела, прежде всего, курица).

Свадебный ритуал восточных славян имел ярко выраженный аграрный, земледельческий характер. С идеей плодородия был связан культ воды. В севернорусской свадьбе он проявлялся в банном обряде, которым завершался девишник, для среднерусской свадьбы характерно послесвадебное обливание. При обливании женщина - мать отождествлялась с матерью - сырой землей. В добрачных и послебрачных обрядах молодых осыпали хмелем, овсом, семенами подсолнуха или любым другим злаком. Известны действия не только с зерном, но и с колосьями, с квашней. Культ хлеба проявился, прежде всего, как чествование каравая, игравшего большую роль на протяжении всего свадебного обряда. С аграрной магией связан древнеславянский культ солнца. По представлениям древних, любовные отношения между людьми порождались сверхъестественным участием небесных светил. Верховным представителем вступающих в брак и всех остальных участников свадьбы было солнце. Рядом с ним возникали месяц, луна, звезды и заря. Образ солнца нес в себе свадебный венок невесты, которому в свадебном действе отводилась своеобразная роль. Издавна свадьба была пронизана магией, использовались все ее виды. Цель продуцирующей магии состояла в том, чтобы обеспечить благополучие жениху и невесте,
прочность и многодетность их будущей семье, а также, чтобы получить богатый урожай, хороший приплод скота. Апотропейная магия проявлялась в различных оберегах, направленных на предохранение молодых от всего плохого. 'Во всех произведениях свадебного фольклора использовалось обилие художественных средств: эпитеты, сравнения, символы, гиперболы, повторы, слова в ласковой форме (с уменьшительными суффиксами), синонимы, иносказания, обращения, восклицания и проч. Свадебный фольклор утверждал идеальный, возвышенный мир, живущий по законам добра и красоты.

Свадебное платье. Белое платье на невесте символизирует чистоту, невинность. Но белый цвет еще и цвет траура, цвет прошлого, цвет памяти и забвения. Другим «траурно - белым» цветом был красный. «Не шей мне, матушка, красный сарафан...» - пела дочь, которая не хотела уходить из родного дома к чужим людям. Поэтому историки склонны считать, что белое или красное платье невесты - эго «скорбное» платье девушки, «умершей» для своего прежнего рода. На протяжении свадьбы невеста несколько раз меняла свой наряд. Она была в разных платьях на девичнике, венчании, после повивания в доме жениха и на второй день свадьбы.

Свадебная одежда и аксессуары.

В отличие от текстов, исполнение которых во всех областях России имело специфические нюансы, предметный мир русской свадьбы был более унифицирован. Так как рассмотреть все предметы, задействованные в свадебном обряде, не представляется возможным, остановимся лишь на некоторых, наиболее важных и являющихся обязательными.

Головной убор. Головной убор невесты в крестьянской среде представлял собой венок из разных цветов с лентами. Делали его девушки перед свадьбой, принося свои ленты. Иногда венки покупали или даже передавали с одной свадьбы на другую. Во избежание порчи, невеста ехала к венцу накрытая большим платком или покрывалом так, чтобы лица не было видно. Сверху на платок часто надевали крестик, он спускался с головы на спину. Невесту никому нельзя было видеть, а нарушение запрета, считалось, вело к всевозможным несчастьям и даже к безвременной смерти. По этой причине невеста надевала фату, а молодые брали друг друга за руку исключительно через платок, а также не ели и не пили на всем протяжении свадьбы. С языческих времен сохранился обычай прощаться с косой, выходя замуж, и заплетать молодой жене две косы вместо одной, притом укладывая пряди одну под другую, а не поверх.


Лексема «свадьба» в русском языке.

История происхождения слова свадьбы берет свое начало с древнейших времен, есть разные версии происхождения слова «свадьба»: по мнению некоторых ученых слова свадьба в древнеиндийском языке "свас" означает "свой", то есть жених и невеста становятся "своими людьми", родственными или родными. А вот в древнеславянском есть корень "вед", означавшее под словом "свадьба" как "сводьба", иначе сведение молодых в единую семью. И "невеста", как слово имеет те же корни и означало "не изведавшая". Есть мнение учёных, что "свадьба" разбивается на три слога, и вот тут выходит целая концепция: "сва" означает небеса или просветление, "дь" обозначается как добро, а "ба" обозначает уважение, в некоторых случаях обряд. Нельзя с абсолютной достоверностью сказать ни про одну из приведённых версий, что она единственно верна. Все они гласят об одном, что благословляют молодожёнов на совместное и счастливое житьё-бытьё.

В этимологическом словаре Шанского Н.М и Бобровой Т.А дается такое определение что, свадьба - это общеславянское, суффиксально производное от сватъ дб<тьб в результате озвончения т перед б после падения редуцированного ь.

Лексема «сватовство»

Свадьбу следует начинать со сватовства. Обратимся к знаменитому толковому словарю Даля; "Сватовство - предложение девице, ее родителям, отдать её замуж за такого-то". Причём если у жениха не хватает духу встретиться один на один с будущей роднёй, то обычай позволяет пойти и сосватать невесту его родителям, крёстным родителям или близким родственникам.

Лексема «сговор».

В новом толково-словообразовательном словаре русского языка Т. Ф. Ефремова дается следующие значения лексемы «сговор»:

1) Тайное соглашение; заговор.

2) Взаимная договоренность, взаимное соглашение.

3) а) устар. Соглашение между родителями жениха и невесты о браке, б) Обряд, которым сопровождается такое соглашение.

В словарях С. И. Ожегова, Н,Ю.Шведовой, Д. Н. Ушакова даются такие же значения, что сговор это-помолвка, соглашение между родителями жениха и невесты об их браке; Н: Воображаю я себе: вдруг за меня посватается военный, вдруг у нас парадный сговор. (А. Островский.)

2. Соглашение в результате переговоров, разговоров (преимущ. неодобрит.). Соглашатели ведут политику сговора с капиталистами. || Соглашение двух или нескольких лиц для совместного осуществления уголовно наказуемых действий (право).


Лексема «помолвка».

Помолвка представляет собой обряд объявления будущих молодожёнов женихом и невестой.

Лексема «девичник».

Одним из популярнейших до свадебных обрядов является девичник. По традиции накануне свадьбы невеста собирает своих подруг, чтобы провести с ними последний вечер своей свободной незамужней жизни.

Лексема «мальчишник».

Если последний вечер перед свадьбой невеста проводит в кругу своих подруг, то жених - в кругу своих друзей. Основное содержание мальчишника - обряд прощания с холостой жизнью.

Венчание - церемония заключения брака в Православной Церкви, один из кульминационных обрядов свадьбы.

Лексема «невеста» по этимологическому словарю русского языка М.Фасмера означает, невеста-невестка, укр. Невюта.

В словарях С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова, Т.Ф. Ефремова, Д.Н. Ушакова даётся следующее толкование лексемы «невеста»:

1) Девушка или женщина, вступающая в брак.

Когда б семейственной картиной Пленился я хоть миг единый,

— То верно б кроме вас одной Невесты не искал иной. А.С.

Пушкин. «Евгений Онегин».

2) перен. Девушка, достигшая брачного возраста.

— Софья Николаевна красавица, да еще богатая невеста: женись и конец всему. И. Гончаров. «Обрыв». Сноха жен сына по отношению к его отцу, ее свекрову (но не к матери, ее свекрови)


Лексема «жених» в словаре С.И. Ожегова означает, мужчину, который имеет невесту или намеревающийся жениться. Смотреть женихом (перен.: иметь счастливый вид).

У лексемы «сват» два значения. Во-первых, это человек, который сватает невесту по поручению жениха или его родителей. Во-вторых, это отец одного из супругов по отношению к родителям другого супруга. Лексема «Сватья» - это мать одного из супругов по отношению к родителям другого супруга. Кроме того, сватья (с пометой устар.) является синонимом слова "сваха" женщина, занимающаяся сватаньем, устройством браков.

А также имеет переносное значение: переезжая сваха - человек, часто меняющий место жительства, пребывания и т.п.

Ни сват ни брат. Посторонний чужой человек; тот, с кем нет ничего общего. Побойтесь бога: я ни Львову, ни Очкину, ни детям - ни сват ни брат. Пушкин, письмо В.Ф. Одоевскому, дек. 1836 (фразеол.слов.русс.яз. под ред. А.И. Молоткова. М.,1967)

Лексема «тысяцкий» в Древнем Руси означала военачальник, второе значение этой лексемы главный распорядитель в старинном русском свадебном обряде.

Лексема «дружка» распорядитель в свадебном обряде, приглашаемый женихом.

Лексема «приданое» 1) имущество, которое дают невесте ее родители при выходе замуж.

Лексема "свадебный отрок" младший брат или другой её близкий родственник.

В связи с этим хотелось бы отметить, что термины сват, сватья употреблялись не только в период свадебных действий, но и бытовой лексике для обозначения, существующего между семьями родственного свойства по браку. То, что названия сват, сватья вошли в состав семейно-брачной терминологии свидетельствует, в частности, об очень древней традиции сватовства с помощью родственников.

Другие чины, такие как сваха-профессионалка, тысяцкий, пирожник, шафер, несомненно, возникли в условиях городского быта и позднее вошли в состав свадебной терминологии. Некоторые из них проникли в крестьянскую свадьбу, где постепенно закрепились как традиционные. (Богословский С.П. К номенклатуре и топографии свадебных чинов. - Пермь., 1926)

Свадьба - торжественная церемония, посвященная заключению брака. Она является достаточно древним ритуалом, корни которого находятся в глубине веков и каждый народ имеет свои взгляды на обряд брака.