Файл: Задачи изучения дисциплины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Предварительное обучение сотрудников.

Первичное обучение молодых специалистов может осуществляться в двух режимах – на завершающей стадии их обучения или уже после зачисления в штат организации. Первый режим всегда более эффективен, поскольку позволяет осуществлять обучение в течение длительного времени (не менее года), совмещая его с профессиональным обучением на основе индивидуальной образовательной траектории.

 

Вопрос 2. Дополнительное обучение персонала.

 

С учетом действия сформулированных выше недостатков, основной задачей службы персонала является организация дополнительного обучения сотрудников на основе системного подхода и общепринятой технологической последовательности менеджмента («планирование процесса – организация процесса – мотивация участников процесса – контроль результатов»). В приведенной ниже таблице определены общие требования к организации рассматриваемого процесса:

 

Таблица 12.

 

Методические требования к организации обучения сотрудников

 

№№ п.п.

Методическое требование

Условия практической реализации требования

1.

Директивный характер обучения

Декларация в кадровой стратегии и закрепление в соответствующих регламентах принципа обязательности дополнительного обучения для всех категорий сотрудников, а также санкций к нарушителям данного требования в форме:

·      досрочного расторжения трудового договора при отказе от обучения в рабочее время;

·      не продления отношений найма после истечения срока действия старого трудового договора при отказе от обучения в нерабочее время.

2.

Плановый характер обучения

Наличие двух типов целевых плановых документов:

·      долгосрочной целевой программы концептуального характера;

·      оперативных план-графиков директивного характера.

3.

Соответствие потребностей и возможностей организации

Координация амбиций работодателя в области обучения персонала и его возможностей, прежде всего:

·      производственных (объем текущей загрузки сотрудников);

·      финансовых (наличие средств для оплаты обучения).

4.

Комплексный охват обучаемых

Распространение обучения на все категории сотрудников – от топ-менеджеров до обслуживающего персонала.

5.

Индивидуальный подход к обучению

Подбор для каждой категории персонала наиболее рациональных программ, форм и методов обучения.

6.

Непрерывность обучения

Проведение обучения на регулярной основе с периодичностью, зависящей от специализации и должностного статуса соответствующего сотрудника.

7.

Мотивированность обучения

Разработка и внедрение специальных инструментов, мотивирующих:

·      службу персонала – к эффективной организации обучения персонала;

·      руководителей подразделений – к соблюдению корпоративных требований к организации обучения;

·      обучаемых сотрудников – к ответственному отношению к своему обучению и к самообучению.

8.

Комплексный контроль процесса и результатов обучения

Разработка и внедрение специальных процедур оперативного и итогового контроля:

·      эффективности организации процесса обучения;

·      качества образовательных программ и компетенции преподавателей, задействованных в процессе обучения;

·      ответственного отношения сотрудников к своему обучению и качества новых компетенций, полученных по его результатам.

9.

Персонификация ответственности

Наличие механизма санкций к нарушителям требований корпоративной программы дополнительного обучения.


 

Возможности реализации сформулированных выше методических требований в конкретной организации зависят от следующих факторов:

·     средний квалификационный уровень имеющегося у организации персонала;

·     финансовые возможности организации;

·     наличие собственного учебного центра;

·     степень развития инфраструктуры регионального рынка труда в части ее «образовательной составляющей»;

·     квалификация специалистов службы персонала;

·     приверженность руководителей структурных подразделений принципу «приоритета корпоративных интересов».

 

В заключение отметим, что в последние десятилетия возможности работодателей по организации дополнительного обучения своего персонала существенно расширились за счет появления новых информационных технологий заочного обучения, а именно – системы открытого образования, основанной:

·     на обучении в среде е-Learning, в том числе – в режиме реального времени с использованием on-line и off-line технологий;

·     на технологиях смешанного обучения (blending-leaning).

 

Управление процессом дополнительного обучения персонала.

В соответствие с требованиями системного подхода, процессуправления рассматриваемым процессом организован в несколько технологических этапов, содержание и участники которых отражены в представленной ниже таблице:

 

Таблица 13.

 

Содержание основных технологических этапов управления процессом дополнительного обучения персонала

 

№№ п.п.

Технологический этап

Содержание технологического этапа

Обеспечивающие инстанции

1.

Планирование процесса

планирование потребностей персонала в обучении

служба персонала и руководители подразделений

планирование возможностей подразделения по высвобождению сотрудников для обучения

руководители подразделений

планирование возможностей организации по финансированию обучения

финансовая служба

разработка и утверждение целевой программы, утверждение оперативных плановых документов

вице-президент по персоналу

2.

Организация процесса

выбор образовательных программ

служба персонала и руководители подразделений

выбор образовательных учреждений и организация взаимодействия с ними

служба персонала

реализация оперативных планов дополнительного обучения сотрудников вне организации или в ее учебном центре

служба персонала

организация обучения сотрудников на рабочих местах

руководители подразделений

3.

Мотивация процесса

разработка методики мотивации

служба персонала

организация мотивации всех участников процесса

служба персонала и руководители подразделений

4.

Контроль процесса

контроль эффективности реализации целевой программы в целом

вице-президент по персоналу

контроль качества образовательных услуг сторонних организаций

служба персонала

контроль эффективности обучения на рабочих местах

руководители подразделений

мониторинг отношения сотрудников к своему обучению с отрывом от производства

служба персонала

мониторинг дисциплины исполнения в подразделениях планов обучения сотрудников с отрывом от производства

служба персонала

контроль эффективности результатов обучения сотрудников вне организации

служба персонала и руководители подразделений

аудит затрат на обучение персонала

финансовая служба


 

Результатами проведенной работы выступают два вида плановых документов.

Первым документом выступает «Концепция дополнительного обучения персонала организации». В системе персонального менеджмента она рассматривается как необходимый элемент кадровой стратегии, поэтому подлежит предварительному обсуждению с полномочными представителями собственников, например, Советом директоров. Концепция утверждается вице-президентом по персоналу и отражает:

·     общие стратегические приоритеты в области организации дополнительного обучения персонала (формы и место подготовки; партнеры, механизм финансирования и т.п.);

·     перспективные потребности в различных формах подобного обучения, дифференцированные по категориям сотрудников;

·     финансовые лимиты, выделенные на весь срок действия концепции.

 

Концепция выполняет функции долгосрочной (на период от 3 до 5 лет) целевой программы, содержащей информацию преимущественно прогнозного характера. Она подлежит последующей конкретизации в оперативных плановых документах.

Вторым документом является «План-график дополнительного обучения персонала», дифференцированный по структурным подразделениям. К разработке и использованию этого документа предъявляются следующие методические требования:

·     документы разрабатываются службой персонала на один год с поквартальной разбивкой, индивидуально для каждого структурного подразделения;

·     документы отражают определенные Концепцией стратегические приоритеты, а также текущие потребности и финансовые возможности по организации дополнительного обучения персонала;

·     документы содержат информацию о конкретных сотрудниках подразделения, которые в плановом квартале должны пройти дополнительное обучение, его формах, месте проведения, сроках начала и окончания, контрольных мероприятиях;

·     проекты документов согласовываются с руководителями соответствующих подразделений и, после утверждения их вице-президентом по персоналу, приобретают директивный характер;

·     внесение в утвержденные документы каких-либо изменений по инициативе руководителей подразделений допускается только по согласованию со службой персонала.

 

Организация процесса дополнительного обучения персонала.

Первым его направлением
 выступает выбор образовательных программ, наиболее отвечающих потребностям конкретных подразделений и сотрудников, а также соответствующих возможностям работодателя. Сегодня на отечественном рынке услуг профессионального образования предлагается обширный перечень разнообразных программ, предметная классификация которых представлена в приведенной ниже таблице:

 

Таблица 14.

 

Классификация программ профессионального образования, используемых при дополнительном обучении персонала

 

№№ п.п.

Классификационный признак

Виды программ профессионального образования

1.

По уровню образования:

·      программы начального профессионального образования;

·      программы среднего профессионального образования;

·      программы высшего профессионального образования;

·      программы послевузовского профессионального образования;

2.

По направленности программ обучения:

·      программы повышения профессиональной квалификации;

·      программы стажировки;

·      программы профессиональной переподготовки;

·      программы базового профессионального образования;

3.

По продолжительности программ обучения:

·      краткосрочные программы курсовой подготовки (от 1 до 3 дней);

·      среднесрочные программы курсовой подготовки (от 4 до 14 дней);

·      долгосрочные программы курсовой подготовки (от 15 дней до 2 месяцев);

·      программы базового среднего и высшего специального образования (от 3 до 5 лет);

4.

По форме проведения обучения:

·      традиционные формы аудиторные занятий (лекции, семинары и т.п.);

·      тренинги;

·      деловые игры;

·      мастер-классы;

·      тематические семинары;

·      научно-практические конференции;

5.

По форме организации обучения:

·      с отрывом от работы (в рабочее время);

·      без отрыва от работы (в нерабочее время);

·      без отрыва от работы (в рабочее время);

6.

По реализуемым технологиям обучения:

·      с использованием традиционных технологий обучения;

·      с использованием информационных технологий обучения;

7.

По месту проведения обучения:

·      на рабочих местах;

·      в учебном центре организации – работодателя;

·      в сторонней предпринимательской организации;

·      в сторонней образовательной организации;

8.

По формату организации обучения

·      обучение в формате реализации локальных, не связанных между собой программ;

·      обучение в формате непрерывного профессионального образования («Образование через жизнь»).


 

Далее рассмотрим программы дополнительного обучения, выделенные по признаку их направленности и наиболее востребованные современными работодателями.

Программы повышения квалификациивыступают самой распространенной формой дополнительного обучения, основными преимуществами которой являются:

·     универсальность применения, позволяющая использовать их любым современным работодателям, вне зависимости от их территориального положения, финансовой мощности, численности персонала и других факторов;

·     масштабность охвата, позволяющая распространять их на все категории сотрудников от топ-менеджеров до технического персонала;

·     возможность дифференциации программ по регулярности проведения обучения, позволяющая подбирать различную периодичность их реализации в зависимости от категории обучаемых сотрудников.

 

Программы стажировкив процессе дополнительного обучения персонала используются только в отношении руководителей и специалистов. Они всегда проводятся вне организации работодателя либо в дружественных ему однопрофильных организациях, либо в организациях, являющихся его постоянными партнерами. Стажировка сотрудников может осуществляться в следующих целях:

·     расширение профессионального кругозора менеджеров путем углубленного знакомства с опытом управления по соответствующему направлению деятельности, накопленному в других однопрофильных организациях, в том числе – зарубежных;

·     приобретение знаний и практических навыков в смежных областях профессиональной деятельности путем изучения особенностей функционирования субъектов конкретной отрасли или сферы предпринимательства.

 

Программы профессиональной переподготовки в системе управления персоналом рассматриваются как наиболее эффективный инструмент профилактики сокращений сотрудников категории «исполнители». Как уже отмечалось ранее, успешно освоив смежные профессиональные специализации, они могут быть при необходимости переведены на работу в другие структурные подразделения на постоянной или временной основе.

Профессиональная переподготовка всегда организуется в режиме «с отрывом от работы» в нерабочее время. В крупных организациях она проводится в два этапа: