ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 340
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Лекция I. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ
1.1. Социологический взгляд на общество
1.2. Объект и предмет социологии
1.3. Социология в системе наук
1.4. Уровни социологического анализа
1.5. Структура социологического знания
Лекция II. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ. ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Общая характеристика методов социологии
2.2. Этапы и виды эмпирического социологического исследования
2.4. Количественные методы сбора социологической информации
2.5. Методы анализа и интерпретации данных
2.6. Качественные стратегии в социологических исследованиях
Лекция III. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ
3.1. Исследование социальной сферы в античности и эпохе Возрождения
3.2. Социально-экономические и научные предпосылки возникновения социологии в XIX в.
3.3. О. Конт – родоначальник социологии
3.4. Классический период развития социологии
3.5. Развитие социологии в России
Лекция IV. ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА
4.7. Восприятие культуры членами общества
5.3. Фазы социализации и жизненный цикл
5.4. Виды и агенты социализации
5.5. Социальный статус и социальная роль
Лекция VI. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
6.1. Исторически сложившиеся системы социальнойстратификации
6.2. Марксистская традиция в классовом анализе
6.3. Критерии социальной стратификации
6.4. Социальная мобильность и маргинальность
Лекция VII. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ
7.1. Общая характеристика социальных общностей и групп
7.5. Социально-психологические особенности малых групп
7.6. Целевые общности (социальные организации)
Лекция VIII. ВИДЫ И ФОРМЫ СВЯЗЕЙ В ОБЩЕСТВЕ. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
8.3. Сущность социальных институтов
8.4. Типология социальных институтов
Лекция IX. ДЕВИАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
9.1. Понятие девиации в социологии
9.2. Общая характеристика социальных отклонений
9.3. Делинквентное и криминальное поведение
9.4. Социальные эффекты девиации
9.5. Социологические теории девиации
9.6. Социальный контроль и социальные санкции
Лекция Х. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ1
10.1. Подходы к изучению социальных изменений
10.2. Разнообразие социальных процессов: типология
10.4. Классические теории социальных изменений
10.5. Глобализация человеческого общества
10.6. Агенты социальных изменений
Значение именно ранних воздействий, развивающих личность и интеллект, подчеркивается, в частности, следующими фактами (Р. Бергинс): до 20% будущего интеллекта приобретается к концу первого года жизни, 50% - к четырем – 5 годам, 80% - к 8 годам, 92% - до 13 лет. По мнению некоторых психологов, примерно в 7 – 9 лет ребенок усваивает до 50% того объема информации, который ему предстоит усвоить в течение всей его жизни.
Учеными доказано, что у детей, воспитывающихся вне семьи, значительно снижаются возможности для полноценного развития. Среди воспитанников детских домов в возрасте от года до трех лет в физическом развитии отставало 46% обследованных в 1988 году детей, а в психическом – 75%.
Большое влияние на процесс формирования индивидуального интеллекта оказывает такие факторы, как:
-
Тип поселения. Так, городская среда более интеллектуально развита и прежде всего благодаря множеству разнообразных норм социального поведения и активному перемещению населения в различных социальных средах. -
Интеллектуальный потенциал родителей. Дети из интеллигентных семей, как правило, имеют лучшую начальную подготовку и большего достигают в жизни. Одна из причин заключается не только в том, что родители передали детям больший объем знания. Они активизировали больше соответствующих программ деятельности и тем самым расширили их потенциальные возможности дальнейшей социализации.
Вторичная социализация. Одна из главных функций этого этапа – общая подготовка индивида к предстоящей ему в дальнейшем жизнедеятельности в образовательных институтах и получение формального и неформального образования.
Подлинное формирование интеллекта, то есть приобщение индивида к миру научных систематизированных знаний начинается в школе. Уровень и качество образования, как целенаправленного и систематического получения новых знаний, выступает важнейшим фактором формирования индивидуального интеллекта.
По данным эксперимента, проведенного Л.Н. Борисовой в пяти группах с различными уровнями образования, разрыв в уровне интеллекта по мере повышения образовательного уровня заметно увеличивался.
Вторичная социализация выполняет и ряд латентных (скрытых) функций. Одной из таких функций является выработка навыков функционирования в условиях формальной организации. Можно утверждать, что вторичная социализация начинается еще до школы – для тех детей, которых приводят в детский сад или даже ясли. Сироты – воспитанники детских домов – оказываются вообще лишенными первичной социализации, начиная свою жизнь практически сразу со вторичной.
Необычность ситуации, в которой оказывается ребенок, вышедший за рамки семьи, - это отсутствие родителей и родственников, которые прежде осуществляли за ним надзор. Если дома, в окружении родителей, ребенок чувствовал себя «центром вселенной», то в коллективе он - лишь один среди многих. Он теперь подчиняется тем же правилам, что и все другие.
Так или иначе, к моменту завершения вторичной социализации родители и ближайшее окружение ребенка уже передают ему не только значительный объем информации о мире, в котором ему предстоит жить, но также и нормы, ценности и цели своих групп и своего социального класса (во всяком случае – того класса, с которым они себя идентифицируют).
Исследования показывают, что классовое положение родителей влияет на их методы воспитания детей. От классового положения зависит не только количество денег, расходуемых родителями на детей, но и то, чего они ожидают от них. Из опросов становится понятно, что после просьбы выбрать из перечня личностных черт те, что наиболее желательны в ребенке, представители низших классов в США предпочитают послушание и конформность. В отличие от них люди с достатком выбирают разумность и креативность. Эта разница объясняется тем, что люди, стоящие на низших ступенях социальной лестницы, обычно малообразованы и выполняют несложные работы, которые тщательно контролируются. Ожидая, что их дети окажутся в таком же положении, они поощряют послушание и ради него даже могут практиковать физические наказания, например шлепки. Профессиональная деятельность благополучных, более образованных родителей обычно требует воображения и дает больше личной свободы. Поэтому они стараются пробудить те же качества в детях. Иными словами, родители действуют так, чтобы побудить детей идти по их стопам.
Дэвид Мак-Клелланд попытался проанализировать «мотивацию достижения», как качество личности, являющееся социальной предпосылкой высокой экономической активности и преуспевания. В поведенческом аспекте мотивация достижения связана с мобильностью, направленной вверх: частыми поездками, долгими часами работы, желанием накопить капитал, надеждой на образование детей, предпринимательской активностью. В области социальных установок наблюдаются стремление к новшествам, высокое чувство ответственности
, планирование действий, рациональный расчет, готовность к риску.
Как рождается и развивается этот крайне важный синдром личности? Ключ предлагается искать в области социализации, в соответствующих требованиях, предъявляемых к воспитанию и обучению детей. С ранних лет им необходимо прививать уверенность в себе, настойчивость в достижении цели, уважение к напряженному труду. Как говорит Мак-Клелланд, посеяв мотивации достижения, пожнешь урожай экономического роста.
Однако такой подход не учитывает ситуацию, когда желание достичь успеха огромно, но средства для того, чтобы реализовать это желание в предпринимательстве, либо отсутствуют, либо недоступны. Скорее всего, следствием этого будет глубокий кризис надежд и ожиданий, что может привести к пассивности и апатии.
Социализация зрелости. Вступление человека в эту стадию социализации затягивается до 25-летнего возраста, а то и старше.
Для традиционных обществ это было бы равносильно гибели, однако для индустриального общества, это, в силу более чем двукратного увеличения средней продолжительности жизни, вполне нормально. Литературные памятники указывают на то, что в эпоху европейского Возрождения старыми считались мужчины в возрасте за 40 лет.
Для этого этапа характерна активная интеграция индивида в общество. Появляется желание найти в нем свое место. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если этого не происходит, то возможно следующее:
-
сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом; -
изменение себя, «стать как все»; -
конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
Задачи будущего развития, стоящие перед индивидами в возрасте от 18 до 30 лет, как правило, концентрируются вокруг главных целей, которые Зигмунд Фрейд определил, как любовь и работа. Через дружбу, сексуальные взаимоотношения и трудовой опыт молодые люди приходят к первым представлениям о самих себе как о взрослых индивидах.
В связи с этим, социализация зрелости как правило характеризуется следующими двумя моментами.
Первый– это освоение роли самостоятельного экономического агента. Если на двух предыдущих этапах все физическое и культурное существование индивида материально обеспечивали другие люди (родители, воспитатели, опекуны), то на третьем этапе человек должен научиться самостоятельно заботиться о добыче средств для своего существования.
Второй – обзаведение собственной семьей. Если на первых двух этапах своей социализации человек – лишь объект чьего-то обучающего и воспитывающего воздействия, то с наступлением третьего этапа он сам превращается в агента социализации. От него требуется освоение новых ролей – мужа (жены), отца (матери), воспитателя, наставника, опекуна.
Социализация старости. Старость в современном обществе означает неизбежное понижение социального статуса. Прежде всего, это связано с невозможностью продолжения индивидом прежней экономической активности с прежней интенсивностью. Это влечет за собой падение таких параметров экономического статуса, как активное распоряжение собственностью – у тех, кто ею обладает, и место в организации труда. Этому процессу обычно сопутствует снижение уровня доходов и состояния здоровья. Возникает ощущение социальной и профессиональной невостребованности, которое требует определенной психической адаптации. Появляется необходимость освоения новых ролей (пенсионер, иждивенец, дедушка, бабушка…).
Следует отметить, что жизненный цикл в современном обществе становится более гибким, в результате чего, по мнению социолога Бернис И. Нойгартен складывается «общество, не зависящее от возраста» (“age-irrelevant society”). Это значит, что в настоящее время уже не являются редкостью 28-летний мэр, 30-летний управляющий банком, 35-летняя бабушка, 50-летний пенсионер, 65-летний молодой отец и 70-летний студент. В связи с этим, по мнению Эриксона, основной упор следует делать на психологическом развитии человека.
Смерть. Осознание надвигающейся смерти требует от индивида приспособления к новому определению собственной сущности. Понятие «умирающий» предполагает не только протекание каких-то биохимических процессов, но и принятие социального статуса, при котором социальные структуры не просто сопровождают, но и формируют опыт соприкосновения со смертью.
Стоит сравнить, к примеру, разницу в социальных значениях, приписываемых 20-летнему индивиду, которому, по определению врачей, осталось жить 5 лет, и сохранившему хорошее состояние здоровья 80-летнему индивиду.
Хотя люди встречают смерть по разному – как и живут по-разному, - Элизабет Кюблер-Росс полагает, что процесс примирения с неминуемой смертью обычно имеет пять стадий: отрицание того факта, что он умирает; гнев, вызванный тем, что его жизнь скоро подойдет к концу; попытка выпросить у Бога или судьбы отсрочку от смерти; депрессия, или «предваряющая скорбь»; примирение с фактом смерти.