Файл: Социология курс лекций.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 346

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Лекция I. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ

1.1. Социологический взгляд на общество

1.2. Объект и предмет социологии

1.3. Социология в системе наук

1.4. Уровни социологического анализа

1.5. Структура социологического знания

Лекция II. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ. ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Общая характеристика методов социологии

2.2. Этапы и виды эмпирического социологического исследования

2.4. Количественные методы сбора социологической информации

2.5. Методы анализа и интерпретации данных

2.6. Качественные стратегии в социологических исследованиях

Лекция III. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ

3.1. Исследование социальной сферы в античности и эпохе Возрождения

3.2. Социально-экономические и научные предпосылки возникновения социологии в XIX в.

3.3. О. Конт – родоначальник социологии

3.4. Классический период развития социологии

3.5. Развитие социологии в России

Лекция IV. ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА

4.1. Понятие общества

4.2. Понятие культуры

4.3. Ценности

4.4. Нормы

4.5. Символы и язык

4.6. Виды культуры

4.7. Восприятие культуры членами общества

4.8. Динамика культуры

Лекция V. ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ

5.1. Понятие личности

5.2. Основы социализации

5.3. Фазы социализации и жизненный цикл

5.4. Виды и агенты социализации

5.5. Социальный статус и социальная роль

Лекция VI. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

6.1. Исторически сложившиеся системы социальнойстратификации

6.2. Марксистская традиция в классовом анализе

6.3. Критерии социальной стратификации

6.4. Социальная мобильность и маргинальность

6.5. Бедность и неравенство

Лекция VII. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ

7.1. Общая характеристика социальных общностей и групп

7.2. Массовые общности

7.3. Социальные движения

7.4. Социальные группы

7.5. Социально-психологические особенности малых групп

7.6. Целевые общности (социальные организации)

Лекция VIII. ВИДЫ И ФОРМЫ СВЯЗЕЙ В ОБЩЕСТВЕ. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

8.1. Виды социальных связей

8.2. Формы социальных связей

8.3. Сущность социальных институтов

8.4. Типология социальных институтов

8.5. Институт семьи

8.6. Институт религии

Лекция IX. ДЕВИАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

9.1. Понятие девиации в социологии

9.2. Общая характеристика социальных отклонений

9.3. Делинквентное и криминальное поведение

9.4. Социальные эффекты девиации

9.5. Социологические теории девиации

9.6. Социальный контроль и социальные санкции

Лекция Х. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ1

10.1. Подходы к изучению социальных изменений

10.2. Разнообразие социальных процессов: типология

10.3. Эволюция идеи прогресса

10.4. Классические теории социальных изменений

10.5. Глобализация человеческого общества

10.6. Агенты социальных изменений

Литература

Примерный перечень вопросов к экзамену по социологии

Примерный перечень вопросов к зачету по социологии

6.4. Социальная мобильность и маргинальность



В системе стратификации индивиды или группы, могут переме­щаться с одного уровня (слоя) на другой. Этот процесс был назван П. Сорокиным социальной мобильностью. Социальное неравенство предпола­гает различия в распределении благ и ответственности, а соци­альная стратификация — структурированную систему неравенст­ва. Социальная мобильность проявляется в движении индивидов или групп от одного социального статуса к другому.

Выделяют множество форм социальной мобильности: верти­кальную и горизонтальную, межпоколенную и внутрипоколенную и т.д.

Вертикальная мобильность — изменение положения индивида, которое вызывает повышение и понижение его соци­ального статуса.

Если автомеханик станет директором завода, это проявление восходящей мобильности, но, если автомеханик станет мусорщиком, такое перемещение будет показателем нис­ходящей мобильности. Если же автомеханик получит работу сле­саря, такое перемещение будет указывать на горизонтальную мобильность.

Горизонтальная мобильностьизменение социального положе­ния, которое не приводит к повышению или понижению социаль­ного статуса.

Примером может служить перемещение из православной в католическую религиозную группу, смена гражданства.

Социологи различают также мобильность между поколениями и мобильность в пределах одного поколения.

Межпоколенная мобильность (интергенерационная) описывает повышение, или, наоборот, понижение социального статуса представителей последующих поколений по сравнению со статусом нынешнего. Предполагается, что дети достигают боле высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители.

Например: сын шахтера становится инженером – восходящая мобильность, а сын профессора работает слесарем-сантехником – нисходящая. Исследования показывают, что значительная часть, возможно даже большинство, российского населения перемещается хотя бы немного вверх или вниз в классовой иерархии в каждом поколе­нии.

Внутрипоколенная мобильность
(интрагенерационная) относится к ситуации, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет свои социальные позиции. По-другому этот процесс называется социальной карьерой.

Например: токарь становится инженером, а затем начальноиком цеха, директором завода и, наконец, министром машиностроительной отрасли.

Географическая мобильность подразумевает не изменение статуса или группы, а смену места жительства, перемещение на другую территорию.

Если же к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Можно предложить классификацию социальной мобильности и по иным критериям. Так, например, различают индивидуальную мобильность – перемещение конкретного человека по социальной лестнице вниз, вверх или по горизонтали независимо от других людей, и групповую мобильность – перемещение по социальной лестнице вниз, вверх или по горизонтали той или иной группы людей.

Пример последней – старый класс уступает господствующие позиции новому классу в результате социальной революции.

Кроме перечисленных выше иногда выделяют организованную мобильность, когда перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляется государством – с согласия самих людей или без такового.

К добровольной организованной мобильности можно отнести так называемый социалистический набор, общественные призывы на комсомольские стройки и т.п. К недобровольной организованной мобильности можно отнести депортацию (переселение) малых народов и раскулачивание в годы сталинизма.

От организованной мобильности надо отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре экономики или народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания индивидов.

Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей. Структурные изменения в экономике, произошедшие после августовского дефолта 1998 г. привели к массовому изменению статусов миллионов россиян, связанную с резким снижением доходов.

Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе, существуют определенные пути, или каналы, по которым индивиды имеют возможность наиболее эффективно перемещаться вверх или вниз по социальной лестнице. Их называют
каналами социальной мобильности или социальным лифтом.

Важнейшими каналами социальной мобильности, согласно П. Сорокину, являются: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации.

Факторами социальной мобильности на микроуровне являются непосредственно социальное окружение индивида, а также его совокупный жизненный ресурс, а на макроуровне - состояние экономики, уровень научно-технического развития, характер политического режима, преобладающая система стратификации, характер природных условий и т.д.

Социальная мобильность измеряется при помощи показателей: объем мобильности - число индивидов или социальных слоев, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени, и дистанция мобильности - количество ступеней, по которым удалось подняться или опуститься индивиду или группе.

Феномен нахождения индивида или социальной группы на гране двух общностей, как бы между двумя культурами, связанный с социальными перемещениями, называется маргинальностью (позднелат. marginalis - находящийся на краю). Часто маргинализация индивида возникает в результате горизонтальной мобильности, прежде всего при миграциях. Попав из привычной среды в новую, человек не способен отказаться от прежних установок, ценностей, образцов поведения и долгое время (а может и всегда) не может освоить новые. Характерные черты маргинала: беспокойство, эгоцентричность, агрессия, честолюбие, чувствительность.

Маргинал - это человек находящийся между несколькими социальными статусами, между двумя культурами. Это перемещение в неопределенном социальном пространстве называется маргинальностью. Маргинал - человек, лишенный прежнего статуса, но не сумевший адаптироваться к новой социокультурной среде другой страты. Огромное количество людей являются маргинальными личностями. Это эмигранты, те, кто быстро приобрел тот или иной социальный статус, лица, обращенные в новую религию.

Характерный пример маргинальности – эмигрантские кварталы Нью-Йорка: китайский Чайна-Таун и русский Брайтон-Бич. Тысячи эмигрантов в силу сложившегося менталитета оказываются за бортом американского общества, не в силах интегрироваться в него и принять новые ценности. Другой пример – маргиналы как подкласс российского общества, возникший в результате «ломки» старых и появления новых социально-экономических отношений в 90-е годы XX века. Причем к числу маргиналов тогда относились представители обоих полюсов социального неравенства: низшие слои общества («социальное дно») и, так называемые, «новые русские».


Маргинальность в целом приводит к появлению чувства растерянности и беспокойства, в значительной степени увеличивает возможность отклонений от групповых норм и появления кризиса доверия у индивидов.


6.5. Бедность и неравенство



С социальной стратификацией тесно связаны понятие неравенство, а также противостоящие друг другу богатство и бедность. Социальное неравенство – складывающаяся в обществе система отношений, которая характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества (денег, власти, образования и престижа) между различными стратами или слоями, населения. Основные измерители неравенства – ликвидные ценности. Эту функцию обычно выполняют деньги (в примитивных обществах неравенство выражалось в количестве мелкого и крупного рогатого скота и т.д.).

Неравенство можно представить в виде шкалы, на одном из полюсов которой находятся те, кто владеет наибольшим (богатые), а на другом – наименьшим (бедные) количеством благ. Таким образом, бедность – это экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам. Бедность – это не только минимальный доход, но и особый образ и стиль жизни, т.е. передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психология. Поэтому социологи говорят о бедности как об особой субкультуре.

Самый распространенный и легкий в расчетах способ измерения неравенства – сравнения величин самого низкого и самого высокого доходов в данной стране. Результат такого рода измерений приводит к выявлению масштаба неравенства.

Например, в средневековой Германии соотношение высшего и низшего доходов составляло 10 000 к 1, а в средневековой Англии – 600 к 1.

Другой способ – анализ доли семейного дохода, затрачиваемого на питание. В современном обществе богатые расходуют на продовольствие 5-7% своих доходов. Выявлена следующая закономерность: чем беднее индивид, тем больше у него удельный вес затрат на питание и наоборот.

Экономическое неравенство заключается в том, что меньшинство населения всегда владеет большей частью национального богатства. Самые высокие доходы получает наименьшая часть общества, а средние и наименьшие доходы – большинство населения. Соответственно, геометрическая фигура, иллюстрирующая профиль стратификации российского общества, будет напоминать конус, в то время как в развитых обществах, например США, фигура будет напоминать ромб.