Файл: Социология курс лекций.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 382

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Лекция I. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ

1.1. Социологический взгляд на общество

1.2. Объект и предмет социологии

1.3. Социология в системе наук

1.4. Уровни социологического анализа

1.5. Структура социологического знания

Лекция II. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ. ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Общая характеристика методов социологии

2.2. Этапы и виды эмпирического социологического исследования

2.4. Количественные методы сбора социологической информации

2.5. Методы анализа и интерпретации данных

2.6. Качественные стратегии в социологических исследованиях

Лекция III. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ

3.1. Исследование социальной сферы в античности и эпохе Возрождения

3.2. Социально-экономические и научные предпосылки возникновения социологии в XIX в.

3.3. О. Конт – родоначальник социологии

3.4. Классический период развития социологии

3.5. Развитие социологии в России

Лекция IV. ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА

4.1. Понятие общества

4.2. Понятие культуры

4.3. Ценности

4.4. Нормы

4.5. Символы и язык

4.6. Виды культуры

4.7. Восприятие культуры членами общества

4.8. Динамика культуры

Лекция V. ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ

5.1. Понятие личности

5.2. Основы социализации

5.3. Фазы социализации и жизненный цикл

5.4. Виды и агенты социализации

5.5. Социальный статус и социальная роль

Лекция VI. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

6.1. Исторически сложившиеся системы социальнойстратификации

6.2. Марксистская традиция в классовом анализе

6.3. Критерии социальной стратификации

6.4. Социальная мобильность и маргинальность

6.5. Бедность и неравенство

Лекция VII. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ

7.1. Общая характеристика социальных общностей и групп

7.2. Массовые общности

7.3. Социальные движения

7.4. Социальные группы

7.5. Социально-психологические особенности малых групп

7.6. Целевые общности (социальные организации)

Лекция VIII. ВИДЫ И ФОРМЫ СВЯЗЕЙ В ОБЩЕСТВЕ. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

8.1. Виды социальных связей

8.2. Формы социальных связей

8.3. Сущность социальных институтов

8.4. Типология социальных институтов

8.5. Институт семьи

8.6. Институт религии

Лекция IX. ДЕВИАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

9.1. Понятие девиации в социологии

9.2. Общая характеристика социальных отклонений

9.3. Делинквентное и криминальное поведение

9.4. Социальные эффекты девиации

9.5. Социологические теории девиации

9.6. Социальный контроль и социальные санкции

Лекция Х. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ1

10.1. Подходы к изучению социальных изменений

10.2. Разнообразие социальных процессов: типология

10.3. Эволюция идеи прогресса

10.4. Классические теории социальных изменений

10.5. Глобализация человеческого общества

10.6. Агенты социальных изменений

Литература

Примерный перечень вопросов к экзамену по социологии

Примерный перечень вопросов к зачету по социологии

стало рассматриваться не как жесткая, «твердая» система, а, скорее, как «мягкое» поле взаимоотношений. При таком подходе «событие» становится мельчайшей фундаментальной единицей социологического анализа, причем под событием имеется в виду любое моментальное состояние социального поля (либо его сегмента).


10.2. Разнообразие социальных процессов: типология



Рассмотрим типологию социальных процессов, которая базируется на основе следующих критериев.

Первый критерий - формы социальных процессов. Процессы бывают направленными и ненаправленными.

Примерами направленных процессов могут служить социализация ребенка, экспансия городов, технологическое развитие индустрии, рост населения. В этом широком смысле и индивидуальная биография, и социальная история наиболее направлены.

Направленные процессы могут быть постепенными, восходящими, или, линейными (Рис. 10).


Рис. 10. Разновидности социальных процессов (по П. Штомпке)

1. Однолинейные (однонаправленные) процессы следуют одной-единственной траектории или проходят через схожую последовательность необходимых стадий.

Например, большинство социальных эволюционистов считают, что все человеческие культуры — одни раньше, другие позже — должны пройти через определенный набор стадий. Те, кто начал раньше или, шел по этому пути быстрее, показывают остальным, медлительным, как будет выглядеть их будущее; а те, кто отстает, демонстрируют впереди идущим, как выглядело их прошлое.

2. Мультилинейные процессы следуют по нескольким альтернативным траекториям, добавляют в своем движении нетипичные стадии.

3. Нелинейные процессы предполагают качественные скачки или прорывы после продолжительных периодов количественного роста.

Например, с точки зрения марксистов, общественно-экономические формации последовательно проходят через революционные эпохи, когда все общество после длительных периодов накопления противоречий, конфликтов, обострений и напряженностей претерпевает неожиданные, фундаментальные, радикальные трансформации.

4. Ненаправленные (или текучие) процессы

имеют чисто случайный, хаотический характер, не опираются на какой-либо образец.

Таковы, например, процессы возбуждения, охватывающие революционную толпу, мобилизации и демобилизации в социальных движениях или в детских играх.

5. Волнообразные процессы. Их течение подчиняется определенным повторяющимся или схожим моделям, причем каждая следующая стадия либо идентична, либо качественно напоминает предыдущие (представляют собой некое подобие кривой на экране осциллографа).

6. Цикличные процессы возникают в том случае, когда существует возможность повторения.

К подобным процессам можно отнести, например, типичный рабочий день секретаря, сезонную работу фермера или — в более длительной временной перспективе — рутинную деятельность ученого, начавшего писать очередной труд.

7. Спиралевидные процессы возникают в случае, если наблюдается сходство процессов, но при этом они различаются уровнем сложности.

Таково, например, последовательное продвижение школьника из класса в класс или студента с курса на курс университета, когда занятия, лекции, каникулы, экзамены имеют место на каждой стадии, но всякий раз на все более высоком уровне образования. Аналогично, хотя и по другой шкале, проходят определенные циклы экономики в условиях всеобщего роста (как в пословице: два шага вперед, шаг назад).

Если после каждого цикла достигается более высокий уровень, то можно говорить о развивающемся (прогрессивном) цикле; если же уровень после каждого поворота оказывается по соответствующей шкале более низким, то процесс должен квалифицироваться как регрессивный цикл.

8. Случайные процессы. Частный случай процессов, когда изменения не следуют какому-либо известному образцу.

9. Стагнация (застой). Другой частный случай процессов, когда в состоянии системы в течение какого-то времени не происходит никаких изменений.

Движущие силы социальных процессов. Основной вопрос заключается в том, находятся они внутри самого процесса или действуют извне. В первом случае речь идет об «эндогенном» процессе (с имманентной, т. е. внутренней причиной), во втором — об «экзогенном» (с внешней, причиной).
Эндогенные процессы раскрывают потенциальные возможности, свойства или тенденции, заключенные внутри изменяющейся реальности; экзогенные — реактивны, адаптивны и являются ответом на вызов (стимул, давление) извне.

В качественном отношении причины изменений могут существенно различаться — это и естественные, и демографические, и политические, и экономические, и технологические, и культурные, и религиозные и многие другие причины. Социологи всегда стремились открыть наиболее важные факторы, вызывающие изменения, или то, что можно назвать «перводвигателями» социальных процессов. Ни один из этих факторов не квалифицируется теперь как конечная причина социальных процессов. Современная социология имеет тенденцию подвергать сомнению идею, согласно которой существует доминантная причина социальных изменений.

Уровни социальных процессов. Социальные процессы происходят на трех уровнях социальной реальности: макро-, мезо- и микро-. Соответственно и мы будем рассматривать их как макро-, мезо- и микропроцессы.

Макропроцессы осуществляются на уровне мирового сообщества, национальных государств, регионов, этнических групп; по времени они самые продолжительные.

Процессы глобализации, всемирного ухудшения экономики, разрушения окружающей среды, волны социальных движений, демократизации политических систем, образовательный скачок, усиление единообразия культуры и секуляризация — все это примеры макропроцессов.

Мезопроцессы охватывают большие группы, сообщества, ассоциации, политические партии, армии, бюрократию.

Микропроцессы протекают в повседневной жизни человеческих индивидов: в малых группах, семьях, школах, объединениях по роду занятий, дружеских кружках.

Временной диапазон процессов. Процессы столь же разнообразны и с точки зрения их продолжительности.

Отметим, что их временной диапазон достаточно велик — от крайне коротких, мгновенных, быстротекущих процессов до долговременных, растягивающихся на целые исторические эпохи, на протяжении которых действуют тенденции, складывающиеся столетиями и тысячелетиями.


10.3. Эволюция идеи прогресса



Стремление к прогрессу — одно из тех, которые мы воспринимаем как должное, поскольку оно широко распространено и его суть представляется ясной.

Идея прогресса (от лат. progressus - движение вперед, успех) формировалась в течение столетий, постепенно обогащая свое содержание и приобретая современный сложный смысл. Интеллектуальные истоки понятия «прогресс» следует искать в далеком прошлом — ведь еще в античности оно приобрело чрезвычайно большой вес.

Первые «ростки» идеи прогресса можно обнаружить в греческой античности. Греки полагали, что мир находится в процессе роста, постоянно раскрывая заложенные в нем потенции, что в своем движении он проходит через фиксированные стадии (эпохи) вперед, улучшая действительность.

Платон в «Законах» рассуждал о совершенствовании социальной организации, которая продвигается от зародыша к более развитым формам. Аристотель в своей «Политике» прослеживал эволюцию политического государства от семьи и первобытной общины до греческого города-государства (полиса), которое рассматривал как идеальное политическое устройство. Протагор (481—411 до н.э.) дал детальную реконструкцию прогресса в культуре, начиная от варварских племен и кончая развитой цивилизацией. Вместе с тем у трех этих авторов было сильное предубеждение относительно возможности и дальше совершенствовать мир, в том числе его социальный, политический и культурный аспекты.

Второй источник идеи прогресса коренится в еврейской религиозной традиции. В библейских чаяниях пророков нашел отражение образ истории как священного, ведомого божественной волей или провидением, и следовательно, предопределенного, необратимого и необходимого процесса. История человечества раскрывается через конкретные, «земные» события, и таким образом нас подводят к кульминации в будущем — «золотому веку», «вечному царству», раю. Идея прогресса, согласно широко принятой интерпретации, является секуляризованной версией христианской веры в провидение.

Эпоха Просвещения внесла несколько новых штрихов в дальнейшую разработку и обогащение понятия прогресса. Наконец, мы подошли к XIX в., который одни называют «эрой прогресса», другие — «триумфом идеи прогресса». Сен-Симон и Огюст Конт сосредоточились на прогрессе разума. Они утверждали, что