Файл: Методы исследования экспериментальный метод, метод сравнительного анализа, метод экспертных оценок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Надежность (долговечность, надежность в эксплуатации)


Объем и удельный вес бракованной продукции

Удельный вес сертифицированной и несертифицированной продукции










Технологичность (эффективность конструкт. и техногических решений)




Потери от брака

Удельный вес продукции высшей категории качества





Доля продукции на экспорт





Эстетика продукта


Рис. 1.1 Производственная продукциядля оценки качества продукции
Производственные и технологические параметры характеризуют продукцию как объект производства на промышленном предприятии. К ним относятся допустимые отклонения параметров продукции, степень стандартизации и унификации, трудоемкость и себестоимость продукции на производстве. Эксплуатационные параметры продукции характеризуют ее как объект потребления и отражают свойства, которые связаны с удовлетворением потребностей потребителя [4].

К показателям качества продукции, характеризующим продукцию как объект эксплуатации, относятся эргономические, эстетические, экологические показатели, показатели назначения, надежности, безопасности, унификации и стандартизации, транспортабельность, технологичность и патентно-правовые показатели.


Показатели назначения определяют и характеризуют основные функции, для которых производится и закупается продукция. К целевым показателям относятся: классификационные и проектные показатели, в том числе показатели универсальности продукции.

Показатели надежности определяют и характеризуют способность изделий выполнять необходимые функции в заданных условиях в течение заданного периода времени. При планировании и анализе уровня качества продукции на предприятиях используется уровень бракованности продукции, индекс дефектности и коэффициент надежности [4].

Особое внимание в ходе анализа уделяется выпуску новых видов продукции, что способствует лучшему обеспечению населения, расширению ассортимента продукции, повышению ее качества.

Эргономические показатели характеризуют систему «человек-продукт» и учитывают комплекс свойств человека, которые проявляются в производственных процессах. Эти показатели определяют уровень напряженности и интенсивности труда обслуживающего персонала. Эргономические показатели включают: гигиенические, физиологические и психофизиологические, психологические показатели, с помощью которых оценивается соответствие продукции психологическим особенностям человека.

Эстетические показатели характеризуют чувственное восприятие потребителем внешнего вида и дизайна продукции. Эстетическими показателями являются: показатели информационной выразительности, показатели рациональности формы, показатели целостности композиции, показатели внешнего вида изделий [3].

Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, определяющие меры и средства защиты человека в аварийной ситуации.

Показатели транспортабельности характеризуют адаптивность выпускаемой продукции к процессу транспортировки.

Показатели патентной охраны характеризуют степень охраны новых технических решений, воплощенных в продукции, собственных патентах и свидетельствах об исключительном праве на промышленную собственность в пределах данной страны и в странах планируемого экспорта продукции или реализации лицензий.

Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторских и технологических решений для обеспечения высокой производительности труда и надлежащего качества продукции. Различные вопросы технологичности продукции отражены в стандартах Украины и нормативных документах. В эту группу входят коэффициент прогрессивности технологических процессов для изготовления объекта, удельная трудоемкость и материалоемкость [3].



Помимо перечисленных показателей,снующими являются следующие методы определения качества: измерение, регистрация, расчет, органолептическое, социологическое и экспертное.

Метод измерения основан на измерении и анализе показателей с помощью приборов и выражается в количественных показателях. Этот метод основан на физических, химических, микроскопических и технологических свойствах изделий.

Физический метод используется для определения структурных и механических свойств изделий, определения формы, линейных размеров, размеров, объема. Химические методы используются для определения химического состава продуктов, их воздействия на окружающую среду, для установления подлинности продукта с помощью микроскопического анализа, для определения пригодности и технологических качеств сырья, что дает представление о качестве будущего продукта.

Метод регистрации заключается в наблюдении и подсчете количества отдельных случаев (например, отказов продукта во время испытаний). Метод расчета осуществляется на основе использования теоретических и эмпирических зависимостей показателей качества продукции от ее параметров.

Органолептический метод – это определение качества продукции с помощью органов человеческих ощущений (зрения, слуха, осязания, вкуса): человек определяет внешний вид, вкус, запах, цвет, структуру, консистенцию продуктов. Действующие стандарты Украины предусматривают органолептическую оценку качества продукции в сравнении со стандартами и стандартными образцами.

Социологический метод предполагает определение показателей качества продукции, которое осуществляется на основе сбора и анализа информации от фактических и возможных потребителей (опросы, распространение специальных анкет, конференции, встречи, выставки, дегустации).

Экспертный метод основан на определении численных показателей продукции на основе решений, принимаемых группой экспертов-специалистов. Применяется в том случае, когда невозможно использовать более объективные методы, например, инструментальные или расчетные. Экспертный метод широко используется для определения качества продукции органолептическим методом, а также при сертификации продукции. Основными операциями экспертной оценки качества продукции являются: формирование рабочей группы, формирование экспертной группы, классификация продукции, построение структурной схемы показателей качества, подготовка анкет и пояснительных записок для опроса экспертов,
опрос экспертов, обработка экспертных оценок, анализ экспертных оценок. В состав экспертных комиссий должны входить высококвалифицированные специалисты, степень компетентности которых в оценке данной продукции одинакова [4].

В пищевой промышленности в зависимости от используемых методов формы выражения оценок качества могут быть различными – метрическими, точечными, безразмерными. Метрические оценки определяют результаты измерений в существующих системах метрических показателей (загрязнение в %, влажность, содержание витаминов мг, %). Балльные баллы являются способом выражения результатов измерений и оценки качества продукции в баллах. Он широко используется при использовании органолептических и экспертных методов Исследование. Безразмерные оценки используются для определения уровня качества продукции различного назначения. При этом методе оценка выражается в частях единицы или в процентах.

Так, данная система показателей позволяет определять и контролировать уровень качества всех видов продукции. С их помощью определяется мера пригодности того или иного вида продукции для удовлетворения конкретного спроса на него, если сравнивать с соответствующими базовыми показателями при фиксированных условиях потребления.

Методы управления качеством на предприятиях, добившихся высоких показателей благодаря их творческому внедрению, стали основой ряда отраслевых стандартов для многих отраслей промышленности. Распространение этого опыта во многих странах подтолкнуло к разработке международных стандартов. Эту работу проводила Международная организация по стандартизации (ISO). Так появились стандарты качества ISO 9000, ставшие нормативной базой для разработки и сертификации систем качества.

Тандартизация играет значительную роль, поскольку аккумулирует новейшие достижения науки и техники, органично связывает фундаментальные и прикладные отрасли науки, способствует быстрому внедрению научных достижений в практику, помогает определить наиболее экономические и перспективные направления развития. В Украине заказ и стандартизацию терминологии осуществляет Украинский научно-исследовательский институт стандартизации, сертификации и информатики Государственного комитета потребительских стандартов Украины (УкрНИИССИ), Академия наук Украины, отраслевые научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения и научно-технические и инженерные общества и союзы [2].

Согласно законодательству Украины, правовое регулирование осуществления отдельных видов сельскохозяйственной деятельности, таких как выращивание рыбы и других водных живых ресурсов в рыбохозяйственных водоемах (их территориях) Украины, допускается субъектам аграрного права при наличии положительной ветеринарно-санитарной оценки состояния водных объектов, осуществляемой государственными ветеринарными органами. Закон предусматривает, что качество и безопасность живой рыбы, других водных живых ресурсов, выращенных в прудах и других водоемах, подтверждаются ветеринарным сертификатом, выдаваемым государственными ветеринарными органами один раз в год на всю партию выращенной живой рыбы или других водных живых ресурсов. Ветеринарные документы выдаются ветеринарными специалистами на основании запроса субъектов предпринимательства. Производители пищевой промышленности обязаны согласовывать технологию своего производства с Санитарной или Ветеринарной службой [4].



    1. Управление качеством продукции и ее совершенствование на предприятии


Растущее значение проблемы качества продукции является следствием развития науки и техники, условий производства. Основными причинами этого являются усложнение производственных процессов, внедрение новых технологических приемов, естественный рост требований населения к качеству товаров, обусловленный постоянным ростом материальных и эстетических потребностей. Все это заставляет производителей улучшать качество продукции и идти в ногу с требованиями потребителей. Задача осложняется тем, что решать эти задачи необходимо в едином комплексе. Чем совершеннее организована координация и взаимосвязь между отдельными звеньями проблем, тем выше техническая, экономическая и социальная эффективность ее решения.

Из этого можно сделать вывод, что вся работа по повышению качества продукции должна основываться на прочной научной базе, на достаточно устойчивой теоретической основе и, прежде всего, на науке о качестве продукции.