Файл: Конспект лекций по дисциплине Грузовые перевозки Мариуполь 2013 г. Гвуз Приазовский государственный технический университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Грузовые станции подразделяются на:

-станции общего пользования;

- станции примыкания подъездных путей;

- портовые;

- перегрузочные.
3.5. Классификация грузовых перевозок

Перевозки на железнодорожном транспорте можно подразделять по: количеству участвующих дорог или видов транспорта, видам, принадлежности и категории подвижного состава, скорости доставки груза, размерам отправки груза, виду применяемого транспортного оборудования и экономической эффективности.

В зависимости от количества участвующих железных дорог перевозки подразделяются на следующие сообщения: местное - в пределах одной дороги: прямое - в пределах двух и более дорог: смешанное - при участии других видов транспорта: международное - при участии органов транспорта двух и более государств.

По видам перевозки на подъездных путях предприятий подразде­ляются на внешние (с выходом на железную дорогу), внутризаводские (в пределах предприятия) и специальные (технологические).

По принадлежности подвижного состава различают перевозки в вагонах общесетевого и заводского (местного) парка.

По скорости доставки грузов перевозки подразделяются на перевозки, осуществляемые грузовой (в обычных поездах), большой или пассажирской скоростью.

По размерам отправки партии груза по одной накладной перевозка выполняются следующими отправками: повагонной, малотоннажной, групповой, маршрутной.

По виду применяемого транспортного оборудования перевозки бывают контейнерные и пакетные (на поддонах). Эти прогрессивные перевозки позволяют комплексно механизировать погрузочно-разгрузочные работы и сократить простой подвижного состава.
3.5. Понятие о поезде. Система цифрового кодирования сведений о поездах, вагонах, грузах

Поездом называется сформированный в соответствии с ПТЭ и планом фор­мирования сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами, имеющий установленные сигналы.

В качестве поездов рассматриваются также локомотивы без вагонов, моторные вагоны и специальный самоходный подвижной состав, отправляемый на перегон.

В перевозочном процессе используются следующие системы цифрового кодирования:

- система нумерации поездов;

- кодирования станций, раздельных, остановочных и других пунктов;

- система нумерации подвижного состава;

- единая тарифно-статистическая номенклатура грузов;


- единая система кодирования объектов станции, наименования грузоотправителей, грузополучателей и грузов;

- система кодирования особых сведений о поездах, вагонах и грузах.
3.7. Технология и организация железнодорожных перевозок

Технология определяет порядок выполнения соответствующих операций с указанием их продолжительности, последовательности, используемого инструмента и оборудования, затрат материалов и труда.

Основополагающие документы на транспорте, определяющие организацию перевозочного процесса на железных дорогах Украины:

План перевозок грузов. Транспортирование грузов на железных дорогах осуществляется по плану перевозок. Размеры и направление планируемых грузопотоков зависят от географического размещения районов производства и потребления, транспортно-экономических балансов промышленной и сельскохозяйственной продукции этих районов (соотношения между ресурсами и потребностями) и межрайонного обмена

План перевозок является основой для составления других разделов плана работы железнодорожного транспорта: эксплуатационной работы, ремонта технических средств и капитального строительства, финансового и др., а также технических норм (например: нормы пробега подвижного состава, рабочие парки локомотивов и вагонов и др.).

Планы перевозок предусматривают рациональные транспортно-экономические связи, экономически целесообразное распределение перевозочной работы между различными видами транспорта и наиболее эффективное использование технических средств (вагонов, судов, автомобилей) по грузоподъемности, времени и др.

Перевозки планируют в соответствии со схемой нормальных направлений грузопотоков, при которой прикрепление районов производства к районам потребления продукции обеспечивает требования потребителей в данной продукции и наименьшие транспортные затраты. При планировании не допускаются встречные перевозки однородных (взаимозаменяемых) грузов; перевозки, которые целесообразно осуществить другими видами транспорта или в смешанном сообщении и др. Для расчета оптимального плана широко используются ЭВМ.

В связи с переходом к рыночным отношениям основным видом плана перевозок становятся оперативные планы; месячный, квартальный и годовой.

План формирования поездов
. Вагоны, отправляемые со станций и следующие по определенным направлениям, образуют вагонные потоки.

Система организации и продвижения груженых и порожних вагонопотоков в пункты назначения определяется планом формирования поездов. Он устанавливает какие поезда, из вагонов какого назначения и в адрес каких станций формирует каждая станция. Таким образом, он определяет станции назначения или расформирования поездов, а также характер и объем работ всех станций.

При составлении этого плана стремятся включить как можно большее число вагонов следующие до одной станции назначения в маршрутные поезда, которые следовали бы на большие расстояния без переработки (переформирования) на попутных станциях.

Такой способ формирования поездов называется маршрутизацией перевозок, которая ускоряет продвижение груза, снижает затраты на перевозку и т.д. При разработке плана формирования, после выделения маршрутных поездов, из оставшегося вагонопотока планируют формирование поездов других категорий: участковых (между участковыми станциями), сборных (на промежуточные станции участка) и др.

График движения поездов.На железных дорогах движение поездов осуществляется по графику. Он выражает план всей эксплуатационной работы железных дорог и является основой организации перевозок.

Объединяя и координируя работу всех подразделений железнодорожного транспорта (станции, локомотивных и вагонных депо и др.) график движения дает возможность осуществить необходимое взаимодействие между ними и обеспечить выполнение плана перевозок пассажиров и грузов, безопасность движения и др.
3.8. Перевозочные документы и их назначение

На станции отправления на каждую отправку груза оформляются:

перевозочные документы. Документальное оформление необходимо для следующих целей:

- регулирование взаимоотношений между грузовладельцами с одной стороны и железными дорогами - с другой;

- контроль за своевременной и сохранной поставкой грузов по назначению и за выдачей грузов получателям;

- контроль за поступлением провозных платежей за перевозку грузов;

- регулирование взаимоотношений отправителей и получателей грузов;

- учет выполняемой работы железнодорожным транспортом.

Перевозочные документы можно разделить на основные, сопроводительные и вспомогательные.

На каждую отправку груза, отправку арендованных вагонов и контейнеров отправитель подаёт на станцию отправления перевозочный документ (накладную) по форме, изображённой на рисунке 3.1.


Перевозочные документы сочетают обычную текстовую информацию с кодированной. Кодированная информация предназначена для обработки ее на электронно-вычислительных машинах. Места в перевозочных документах для внесения кодированной информации выделены жирными рамками. Перевозочный документ составляется и подписывается грузоотправителем на каждую отправку груза, на имя определенного грузополучателя. Не допускаются исправления текста, подчистки и помарки. В случае изменения сведений, внесенных в перевозочный документ, грузоотправитель обязан заполнить новые бланки перевозочного документа.

Сопроводительные документы прилагаются отправителем к перевозочному документу. Они определяют качество груза, возможность его перевозки. К сопроводительным документам относятся: удостоверение о качестве груза, сертификат, ветеринарное свидетельство, разрешение на вывоз груза и др.

Вспомогательные документы составляются железной дорогой и предназначены для организации контроля за правильностью выполнения грузовых и коммерческих операций. К вспомогательным документам относятся: вагонные листы, передаточные ведомости по учету передачи грузов в пунктах перевалки смешанного сообщения и в пограничных пунктах, контрольные сведения при перевозке скоропортящихся грузов в изотермических вагонах.

3.9. Показатели работы железнодорожного транспорта

Для учета и анализа технической работы на каждом виде транспорта существует определенный комплекс количественных и качественных показателей работы подвижного состава.

К количественным показателям относятся: суммарный пробег подвижного состава, исчисляемый в локомотиво-км, вагоно-км, судо-км и т.п., расчленяемый обычно на пробег в груженом и порожнем состоянии и др.

Группу качественных показателей составляют: оборот транспортной единицы (локомотива, вагона, судна, автомобиля, самолета) в часах или сутках; среднесуточный пробег транспортной единицы в километрах; часовая скорость движения; статическая нагрузка подвижного состава (загонов, судов, автомобилей и др.) в тоннах; производительность транспортной единицы в тонно-км за расчетный период (в сутки, за год).

С помощью качественных показателей оценивается степень использования подвижного состава во времени, а также в части его мощности и грузоподъемности.

К важнейшим временным показателям относятся: оборот, среднесуточный пробег и скорость движения транспортных единиц.

ЛЕКЦИЯ № 4. ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
План лекции

4.1. Характеристика современного состояния автомобильного транспорта

4.2. Система управления автомобильным транспортом

4.3. Технология и организация автомобильных перевозок

4.4. Классификация грузовых автомобильных перевозок

4.5. Подвижной состав автотранспорта

4.6. Перевозочные документы при выполнении грузовых перевозок автотранспортом

4.7. Виды маршрутов перевозок автотранспортных предприятий

4.8. Управление автомобильными перевозками

4.9.Транспортно-технологические схемы доставки грузов

4.10. Показатели работы автомобильного транспорта
Литература

1. Парунакян В.Э., Хара М.В. Общий курс транспорта: учебное пособие. – Мариуполь. Полиграфия ПГТУ2007. - 203 c.

2. Яцковский Л.Ю., Зеркалов Д.В. Общий курс транспорта: Учебное пособие. – К .: Аристей, 2007.- 544 с.

3. Аксенов И.Я. Единая транспортная система: Учебник для вузов.-М. Высшая школа, 1991. - 383с.

4.Афанасьев Л.Л., Островский Н.П., Цукерберт С.М. Единая транспортная система и автотранспортные перевозки. Учебник для вузов. 2-е издание.-М. Транспорт, 1984. - 333 с.