Файл: Конспект лекций по дисциплине Грузовые перевозки Мариуполь 2013 г. Гвуз Приазовский государственный технический университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- путевой лист;

- товарно-транспортная накладная (ТТН) при перевозке грузов товарного характера (имеющих стоимость).

Путевой лист является основным первичным документом, оп­ределяющим совместно с ТТН показатели при учете работы подвижного состава и водителя, начислении заработной платы водителю и расчетах за перевозки.
4.7. Виды маршрутов перевозок автотранспортных предприятий

Перевозки грузов автомобильным транспортом осуществляются по предварительно разработанным маршрутам. Маршрутом перевозки называется целеустремленно избранный путь движения автомобиля от начального пункта погрузки и возвращение к нему или к конечному пункту разгрузки (в случае разомкнутого пути), обозначенный последовательностью пунктов завоза и вывоза грузов.

Перевозки грузов осуществляются на разных видах маршрутов. Схема выбора вида маршрута в зависимости от критерия представлена на рисунке 4.1.


Рис.4.1. Схема выбора вида маршрута
Выбор и составление маршрутов движения должно отвечать следующим требованиям:

- максимально производительно использовать пробег подвижного состава на всем маршруте;

- обеспечивать полную загрузку подвижного состава, который работает на маршруте;

- время одного оборота подвижного состава на маршруте не должно превышать время одного изменения работы водителей;

- организация движения, по возможности, по кратчайшему расстоянию;

- возможность организации диспетчерского руководства и контроля за перевозками;

- обеспечивать минимальные нулевые пробеги;

- исключить возможность встречных однородных перевозок;

- добиваться выполнения перевозок минимальным количеством подвижного состава;

- придерживаться установленных правил безопасности движения.

Работа подвижного состава по предварительно составленным рациональным маршрутам упрощает оперативное планирование, обеспечивает регулярность перевозок, способствует повышению производительности подвижного состава и эффективности перевозок.

Различают следующие виды маршрутов – маятниковые, кольцевые и развозные.
4.8. Управление автомобильными перевозками

Управление автомобильными перевозками является комплексом действий, полностью организующих и направляющих работу автомобилей на линии. В него входят функции
оперативного планирования и диспетчерского руководства перевозками.

Организацией перевозок грузов и пассажиров на автотранспортных предприятиях занимается служба эксплуатации.

Служба эксплуатации является основным структурным производственным подразделением автотранспортных предприятий. Основные ее задания - организация и осуществление перевозок груза, обеспечения установленного (по клиентуре и номенклатуре) плана перевозок при наиболее эффективном использовании подвижного состава. Служба эксплуатации состоит из трех групп: грузовой, диспетчерской и учетно-контрольной.

Грузовая группа занимается изучением грузопотоков и грузооборота, состояния подъездных путей и погрузо-разгрузочных площадок, обеспеченности отправителей погрузо-разгрузочными механизмами, возможности использования автопоездов и специализированного подвижного состава. Она оформляет договоры с грузоотправителями и принимает заказ (заявки) на перевозку грузов и пользование автомобилями по часовым тарифам, разрабатывает суточный оперативный план перевозок.

Оперативное планирование перевозок грузов

В грузовую группу поступают в установленном порядке заявки (заказ), которые регистрируют по мере поступления в специальном журнале. На основании заявок в грузовой группе заполняют суточный оперативный план перевозок. Этот план должен быть согласован со среднесуточным объемом перевозок в тоннах и грузооборотом в тонно-километре, установленными производственной программой предприятия, с данными от технической службы автотранспортного предприятия о среднесуточном выпуске подвижного состава на линию по типам и моделям, по колоннам.

Сменно суточное планирование перевозок грузов

Сменно-суточный план перевозок является конкретным выражением оперативного планирования на автомобильном транспорте. При составлении этого плана необходимо иметь в виду, что в процессе его выполнения возможны отдельные срывы по разным причинам, которые, как правило, невозможно предусмотреть предварительно - поломка нагружающих механизмов, отсутствие рабочих и так далее. Заявки на перевозку грузов могут быть представлены на один день, пятидневку, декаду или месяц. В заявках и заказах должны быть отражены следующие данные:

- наименование и адрес клиента (заказчика транспорта);


- маршрут перевозки - откуда взять и куда доставить груз (точные адреса);

- наименование и вес груза;

- расстояние перевозки;

- расчет предыдущей стоимости перевозки;

- фамилия, имя, отчество и должности лица, ответственного за использование автомобилей.

Оперативное руководство и контроль за работой подвижного состава на линии

В процессе руководства работой подвижного состава на линии работники диспетчерской группы выполняют следующие работы:

- поддерживают оперативную связь с пунктами нагрузки-разгрузки, грузоотправителями и грузополучателями;

- следят за правильностью выполнения установленных маршрутов движения подвижного состава;

- контролируют ход выполнения установленных планов вывоза грузов из каждого объекта;

- обеспечивают первоочередное выполнение срочных и важных перевозок, переключая, если будет потребность, подвижной состав из одного объекта работы на другой;

- принимают необходимые меры для устранения возникающих при работе на линии срывов и неполадок (в случае простоев подвижного состава в ожидании нагрузки-разгрузки, при поломках грузово-разгрузочных механизмов и так далее);

- направляют на линию за заявками водителей автомобили технической помощи.

Оперативный учет и анализ работы подвижного состава

Оперативный учет ведется для определения результатов работы подвижного состава учетно-контрольной группой на основании данных путейских листов и товарно-транспортных документов. По возвращении из линии водители сдают переменному диспетчеру оформленные путейские листы с прилагаемыми к ним товарно-транспортными документами. Диспетчер обязан тщательным образом проверить правильность их заполнения и оформления, соответствие записей в путейских листах записям в товарно-транспортных документах, выполнение переменных заданий, маршрутов движения и тому подобное.

В случае неправильного оформления, невыполнение заданий диспетчер обязан установить причины этих нарушений и отклонений и доложить об этом старшему диспетчеру. Диспетчеры-контролеры учетно-контрольной группы выполняют первичную обработку листов и товарно-транспортных документов, что содержит в себе:

- расчет общего и нагруженного пробега;

- проверку соответствия пробега по показателям спидометра под нагрузкой-разгрузкой и проверку соответствия времени простоя установленным нормам;


- определение результатов работы (число їздок, перевезенных пробегу, определенному по установленным расстояниям;

- определение времени движения подвижного состава и простою тонн груза и выполненного тонно-километра);

- расчет стоимости выполненных транспортных и других работ (по установленным тарифам).

4.9. Транспортно-технологические схемы доставки грузов

Важную роль в четкой организации перевозочного процесса, повышении эффективности использования подвижного состава играют разработка и внедрение транспортно-технологических схем доставки грузов.

Как уже указывалось ранее, процесс доставки груза от отправителей до получателей состоит из трех основных элементов:

- погрузки груза на подвижной состав в пункте отправления;

- перемещения груза на подвижном составе от пункта отправления до пункта назначения;

- выгрузки груза с подвижного состава в пункте назначения.

Кроме того, в процессе доставки выполняются работы, связанные с перевозкой и, в первую очередь, с оформлением документов. Таким образом, процесс доставки грузов может быть представлен в виде отдельных взаимосвязанных операций, выполняемых на каждом этапе, которые в зависимости от содержания работы классифицируются следующим образом:

- контрольно-учетная (оформление документов, поиск грузов, осмотр грузов, пломбирование дверей фур­гонов и крышек люков цистерн и т. п.);

- строповочная (застропка и отстропка штучных грузов);

- грузовая (подъем и опускание грузов при помощи погрузочно-разгрузочных механизмов или автомобилей-самопогрузчиков);

- перемещения (перемещения погрузочно-разгрузочных механизмов с грузом и без груза и грузов с их помощью к подвижному составу и от него в пунктах отправле­ния и назначения);

- установка-съем (установка контейнеров, крупногабаритных грузов на платформе; захват грузов фиксаторами, освобождение грузов от фиксаторов и т. п.);

- вспомогательная (открывание-закрывание бортов, дверей, крышек люков; поднимание-опускание сдвигающихся крыш фургонов; присоединение-отсоединение штуцеров шлангов цистерн; укрытие грузов брезентом и раскрытие его; увязка грузов; взвешивание порожнего и груженного подвижного состава и т. п.);

- транспортная (движение автомобиля с грузом и без него);

- складская (подготовка грузов на складе отправителя к отправке, подбор по партиям, по направлениям перевозок, опломбирование контейнеров и т. п.).

Транспортно-технологическая схема состоит из двух таблиц и чертежа-схемы. В первой таблице дается общая характеристика процесса (начало и конец грузопотока; наименование, номинальная масса брутто и габаритные размеры грузовой единицы; используемый подвижной состав), во второй — данные о количестве и способе выполнения (ручной или механизированный) операций и количестве занятых в каждой операции человек.