Файл: 1 Понятие и сущность менеджмента. Содержание и взаимосвязь основных функций менеджмента.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 226
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В крупных отелях с большим количеством персонала управленческая структура высшего звена может предусматривать должность заместителя генерального директора, который отвечает за принятие оперативных решений, постоянно контролирует технологический процесс, поэтому обязан длительное время находиться на предприятии. Он тесные связи с клиентами, обязан решать проблемы, связанные с обслуживанием гостей.
Для обеспечения круглосуточного контроля администрации за деятельностью предприятия в отдельных крупных отелях существует должность исполнительного директора.
Управленческий уровень в учреждениях гостеприимства обеспечивает реализацию политики предприятия, разработанной руководителями высшего уровня управления. Они отвечают за поступление, уточнения, распределение задач в подразделениях, контролируют их выполнение. Менеджеры отделов имеют широкие обязанности и выполняют важную роль в принятии решений. Кроме реализации общих вопросов в конкретных управленческих решениях, они решают проблемы оптимизации технологического процесса согласно с новейшими методами, кадровой работой в отделе материально-техническим обеспечением, взаимодействием с другими структурными подразделениями. В крупных отелях этот уровень может иметь 5-6 заместителей директора (менеджеров отделов) и 10-15 менеджеров служб. К руководителям среднего уровня принадлежат менеджеры службы общественного питания, размещения, финансового, технического, коммерческого отделов и др.
Менеджер по общепита управляет рестораном и другими формами гастрономических заведений, функционирующих в гостинице. Ему непосредственно подчинены шеф-повар, метрдотель, менеджер банкетного обслуживания, старший официант.
Менеджеру по размещению подчинены менеджеры основных гостиничных служб - бронирование, прием и поселение, хозяйственной службы.
Менеджер финансового отдела управляет работой главного бухгалтера, менеджера хозяйственной службы, оператора компьютера, заведующего отделом заработной платы.
Менеджер технического отдела возглавляет инженерно-эксплуатационный отдел. В гостиницах должность менеджера технического отдела называют по-разному - главный инженер, директор по технической эксплуатации и др. Ему подчинен старший мастер, заведующие мастерских по ремонту оборудования, систем отопления, технической безопасности, холодильных установок, мебели и проч.
Менеджеру коммерческого отдела подчинен менеджер по вопросам материально-технического снабжения, менеджер обслуживания конгрессов, менеджер по рекламе и др.
Технический уровень - это руководители низшего звена, которые непосредственно руководят обслуживающим персоналом. В отелях к этой категории относятся руководители производственных звеньев, которые отвечают за распределение задач среди исполнителей, контролируют их выполнение, одновременно сами участвуют в производственном процессе.
Руководители всех отделов в гостиницах, кроме функции управления, выполняют поручения руководителей высшего уровня. Доля исполнительной функции возрастает с понижением уровня управления. Не выполняет поручений только владелец отеля. Как показывает мониторинг, выполнение поручений, согласно потраченным временем, занимает на высшем уровне около 10%, на среднем - 50%, ниже - около 70% общего времени менеджеров. Остальное время менеджеры тратят на принятие решений по управлению.
Связи гарантируют взаимодействие и координацию между элементами структуры управления гостиничным предприятием. В соответствии с характером отношений элементов структуры связи разделяют на вертикальные и горизонтальные.
Вертикальные связи обеспечивают процесс управления и подчинения (например, связь между генеральным директором и менеджером определенной службы). Они возникают во время иерархического построения системы управления, наличия четкой организации уровней управления гостиничным предприятием, каждый из которых имеет собственные цели.
Горизонтальные связи отражают отношения кооперации и согласования действий между равноправными элементами одного иерархического уровня управления. Такой характер взаимодействия, скажем, осуществляется между менеджерами служб гостиничного предприятия по проблемам согласования совместных действий в технологическом процессе.
В структуре управления гостиничными предприятиями, согласно характеру управленческих решений, различают линейные и функциональные связи. Линейные отражают передачи управленческой информации общего характера, необходимое для выполнения с подчинением нижестоящих подразделений вышестоящим во всех вопросах. Эта система проста и эффективна, если проблемы несложные, а решения могут самостоятельно принимать подразделения. Функциональные - связанные с подчинением нижестоящих подразделений определенным действующим подразделениям, профессионально решают отдельные функции управления гостиницей, касающиеся финансов, планирования, технологии и др. Эти связи обеспечивают передачу содержательно обоснованной управленческой информации. Поскольку источников информации одновременно может быть несколько, возникают проблемы несогласованности действий отдельных функциональных подразделений.
6. Формы управления гостиничным предприятием --- В гостиничной индустрии в условиях усиления конкуренции возникла необходимость разнообразия, сочетание различных организационных форм управления, что приводит достижения большей эффективности экономического, финансового, информационного потенциала предприятий. Современному состоянию развития форм управления в гостиничной сфере присуще единоличное управление на независимой основе и различные формы корпоративного управления. Среди самых распространенных в международном опыте форм управления выделяют управление по контракту, управление по договору франчайзинга, аренду.
Управление по контракту предусматривает письменное соглашение, заключенное между владельцем отеля и компанией или менеджером, специализирующихся в управлении такого типа предприятиями. На современном этапе - это одна из основных форм в сфере гостеприимства, получает распространение с 70-х годов XX в. Она стала важной предпосылкой высоких темпов развития отрасли в последние десятилетия. Главное преимущество метода обусловлена незначительной долей акционерного капитала в общем фонде, возможностью обходиться без его участия в деятельности гостиничных предприятий. Существенная роль в высокой экономической эффективности предприятий принадлежит также профессиональному управлению высококвалифицированных специалистов, которые обеспечивают меньший риск в конкурентных условиях среды гостеприимства, имеющих опыт в сфере маркетинга и сбыта, широком использовании современных информационных систем, в частности централизованных систем бронирования. Весомым фактором заключения взаимовыгодных соглашений между управленческой фирмой и владельцем предприятия гостеприимства является нежелание или недостаточные знания и опыт у владельцев предприятий для обеспечения эффективного управления, страх перед риском.
Чаще всего контракт между владельцем и управляющей компанией заключается на срок пять, десять или двадцать лет. За услуги по управлению компания получает управленческую вознаграждение, определяют в процентах от валового или чистого эксплуатационного дохода, чаще всего в пределах 2-4,5%. На современном этапе урегулирования доли вознаграждения для основной доли управленческих компаний составляет 2% с начислением поощрительного вознаграждения, размер которой зависит от общих доходов предприятия. Отдельные контракты можно устанавливать в соответствии с таким принципом; первого года компания получает 2%, второго - 2,5%, третьей - 3,5% эксплуатационного дохода. Тенденция усиления конкуренции между управленческими компаниями в последние годы приводит к снижению контрактной вознаграждения.
Те компании, которые управляют по контракту, могут распространять управленческие функции пакет инвестиций, сформирован из значительного количества отелей национальной сети или отдельного региона страны. Управление преимущественно осуществляют отели, працюютьу определенном сегменте специализации. Управление заведениями разного типа размещения сложнее.
В 90-х годах XX в. в связи со снижением цен на недвижимость уменьшаются поступления наличных в гостиничный бизнес, частично снижается рентабельность данной отрасли. Это приводит уточненные в контрактах на управление ответственности управленческих фирм за поступление акционерного капитала. Владельцы отелей пытаются также усиленно контролировать и влиять на принятие важных решений, увеличить собственные доходы из акционерного капитала, обеспечивать контролирующие функции над другими акционерами. Итак, наблюдаются тенденции постоянного роста требований к управленческих компаний.
К управленческим фирм чаще всего выдвигают следующие основные требования:
- Опыт и надежность, умение точно определить сегмент рынка и стратегии увеличения доходов;
- Обеспечение высокого качества гостиничного продукта;
- Умение эффективно управлять персоналом;
- Гарантировать поступления акционерного капитала, его результативное использование;
- Заключение выгодных контрактов в сотрудничестве с другими предприятиями-партнерами в аналогичном и другом бизнесе.
При заключении контракта регламентируют следующие условия:
- Лишение прав владельца предприятия индустрии гостеприимства вмешиваться в процесс управления на срок действия контракта;
- Защита или освобождение управляющей компании от ответственности (физического лица) за любые действия - исключение составляют умышленные действия, вызванные неосторожностью в процессе управления;
- Финансовая ответственность владельца гостиницы за все расходы согласно осуществляемыми операциями, а также все оперативные риски, связанные с правом собственности;
- Контракт на управление, заключается на конкретный срок - б, 10 или 20 лет;
- Размер управленческого вознаграждения, указанный в соответствии с валового дохода или чистой прибыли;
- Условия восстановления контракта;
- Досрочное прекращение действия контракта в связи с несоблюдением одной из сторон названных в нем условий на протяжении законодательно установленного времени с момента уведомления о выявленных нарушениях, совершенных противоположной стороной. Подобная ситуация возникает тогда, когда одна сторона признается банкротом или передает уставный капитал кредиторам за долги. До расторжения контракта также приводит решение государственных органов власти о приостановлении (или отказ) лицензии на право выполнения отелем функций, присущих ему. Контракт расторгается согласно двустороннему соглашению субъектов контракта. Компания, которая осуществляет управление по контракту, как правило, не получает никаких прав на имущество гостиничного предприятия. Только в отдельных случаях, в соответствии с условиями заключенного договора, возможна частичная участие управляющей компании в собственности. Такие случаи характерны прежде всего для транснациональных гостиничных компаний (табл. 3.6 и 3.7).