Файл: 1 Понятие и сущность менеджмента. Содержание и взаимосвязь основных функций менеджмента.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 228

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С целью защиты интересов франчайзи перед франчайзерами и решения проблем сети гостиничных предприятий часто создают ассоциации членов франчайзи. Они поддерживают качество гостиничного продукта, развивают маркетинговые программы с целью получения преимуществ в условиях конкуренции для своих членов.

Современное управление через договор франчайзинга в индустрии гостеприимства считается наиболее перспективным форм. Согласно исследованиям, осуществленным в США, 50% гостиничных предприятий прекращает деятельность в течение 2-3 лет после открытия, через 5 лет уровень банкротства достигает 70%. Среди компаний, которые работают в системе франчайзинга, уровень банкротства через 5 лет составляет 4%. По результатам исследования Международной организации франчайзинговых компаний, среди ее членов доля обанкротившихся предприятий составляет менее 1% [41, с. 79].

Аренда (лизинг) как форма управления в гостиничной сфере развивалась с середины XX в. Сегодня она почти нетипична. Отдельные случаи лизинга связывают с государственными отелями, которые для повышения эффективности управления отдают их в аренду опытным менеджерам; другой случай связан с экономической экспансией крупных гостиничных корпораций, ослабляют конкурентные позиции отдельных предприятий, заставляя их заключать договора аренды.

Аренда позволяет арендатору, не позиционируется на рынке в гостиничном бизнесе, выйти на рынок и укрепиться на нем. Часто арендаторами являются компании с недостаточными финансовыми ресурсами, которые укрепляют свои позиции и одновременно обеспечивают эффективное функционирование гостиничных предприятий.

Основание для арендных отношений - соглашение, в котором указанные обязанности сторон и срок действия аренды. Размер платы за аренду гостиничного предприятия определяют как определенный процент от предоставления основных и дополнительных услуг, его размеры могут варьироваться в пределах от 20% до 50%.

Анализ форм управления в гостиничном бизнесе свидетельствует рост популярности лизинга в период экономического спада в этом сегменте рынка. Сегодня, однако, возникают различные модифицированные формы лизинга. Так, на гостиничном рынке США среди недофинансированных проектов разработан новый тип аренды, который приносит доход владельцам гостиниц без начальных затрат капитала. Арендатор управляет отелем на основе договора, основанного на валовом доходе из номеров. Он отвечает за страхование, наем персонала, поставку продуктов и маркетинговые исследования. За это арендатор получает большую часть чистого дохода из проданных номеров и предоставления дополнительных услуг.


В соглашении по аренде необходимо согласовать как можно большее количество пунктов взаимоотношений между арендаторами и арендодателем. Особое значение имеют вопросы платы по аренде, срок ее действия, условия субаренды. В основном условия отношений между сторонами аренды формируются на чистой аренде, согласно которой арендатор сам платит за все коммерческие расходы, страховку, оборудование (обустройство прилегающей территории, безопасность и др.). Пусть выгоднее для оператора долгосрочная аренда с возможностью восстановления договора и уточнения условий сделки в виде субаренды, что особенно актуально, поскольку арендную плату осуществляется в соответствии с регламентированной ставки, независимо от состояния бизнеса (табл. 3.10 и табл. 3.11). По ситуативных экономических проблем отдельные помещения отеля можно использовать в другом виде деятельности или передать другому оператору.

Таблица 3.10. Преимущества и недостатки управления, согласно договору аренды, для арендодателя

Преимущества

Недостатки

Возможность удержаться на рынке гостиничных услуг, расширить производство, применяя новые методы, управление арендатора

Доходы от предоставления арендованного имущества Компания-арендатор не обладает имуществом гостиничного предприятия Возможность расторгнуть договор аренды в случае несоблюдения условий аренды арендатором

Риск ухудшения экономических параметров функционирования предприятия в случае нерационального менеджмента арендаторов Потеря оперативного контроля над предприятием

Трудности досрочного расторжения договора

Потеря значительной части доходов, полученной арендатором как вознаграждение

Таблица 3.11. Преимущества и недостатки управления, согласно договору аренды, для арендатора

Преимущества

Недостатки

Проникновение на рынок при минимальных инвестиций

Получение значительной доли дивидендов от общих доходов Значительные полномочия в выборе управления, подборе кадров, технологии, оборудование

Возможность приватизации предприятия после завершения сделки по аренде

Регламентирован соглашением характер и срок использования ресурсов предприятия

Арендованные предприятия непривлекательны для значительной модернизации и диверсификации производства Прекращение деятельности и потеря работы по окончании договора аренды


Корпоративные формы управления в индустрии гостеприимства за рубежом очень распространены. Объединение гостиничных предприятий в крупные корпорации связано с различными целями:

- Снижением издержек производства в результате совместной деятельности;

- Получением новых возможностей реализации услуг гостеприимства;

- Повышением значения маркетинга и создания гибкой ценовой политики;

- Овладевания новыми рынками сбыта;

- Снижением риска при создании новых производственных мощностей;

- Возможностями избежание сезонности в функционировании.

Среди корпоративных форм управления в гостиничной сфере выделяют гостиничные корпорации, объединения группы лиц для совместной деятельности и образования самостоятельного субъекта юридического лица. Чаще всего корпорации возникают в форме акционерного общества. В частной корпорации большинство акций принадлежит владельцу, семье или узкой группе акционеров.

Корпорацией может быть объединение, акционерная компания с разветвленной структурой или форма международных хозяйственных связей в сфере гостеприимства. Выделяют следующие формы международных корпораций:

- Общие гостиничные предприятия, образованные на основе общего капитала владельцев различных государств;

- Владение национальной компанией контрольным пакетом акций иностранной гостиничной корпорации;

- Слияние гостиничных предприятий нескольких государств;

- Объединение гостиничных предприятий нескольких государств вследствие обмена акциями или совместного создания компании в форме холдинга.

Среди форм корпоративных объединений выделяют синдикат, концерн, ассоциации.

Синдикат - форма объединения предприятий, целью которой является совместная организация коммерческой деятельности. Эта форма до сих пор остается популярной в финансировании отелей в связи с привлечением капитала инвесторов, могут находиться в родственных отношениях с владельцем отеля. Образование синдикатов предполагает прежде всего объединение значительного капитала с большими инвестициями, уменьшает риск для каждого участника синдиката. Гостиничные предприятия, входящие в синдикат, сохраняют экономическую и юридическую самостоятельность.

Концерн - типичная форма объединения предприятий и организаций различных отраслей на основе общих интересов, что уменьшает риск гостиничных предприятий. В концерн могут входить финансовые учреждения, строительные компании, транспортные предприятия. В случае угрозы банкротства финансовые ресурсы могут перекрываться с одного вида деятельности на другой. По форме хозяйствования концерн предполагает делегирование части прав своих членов коллегиального органа управления, осуществления единой экономической политики, централизации части финансовых ресурсов.


Ассоциация - форма организации и управления, созданная на добровольных началах из предприятий разного профиля, не имеют целью получения доходов, а объединены прежде всего для выработки стандартов деятельности, осуществление лицензирования, реализации учебных программ и других общих интересов.


7. Особенности управления персоналом в гостинице --- Уровень сервиса на предприятиях индустрии гостеприимства напрямую зависит от уровня подготовки и практического опыта персонала, поэтому для устойчивого развития гостиничных предприятий необходимо формирование эффективной системы управления персоналом.

Управление персоналом (англ. Human Resource Management) - область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение гостиничного предприятия «качественным» персоналом (способным выполнять возложенные на него трудовые функции) и эффективное использование его потенциала с учетом интересов работников и предприятия. Гостиничные услуги имеют основные отличительные свойства, такие как: неосязаемость, несохраняемость, непостоянство качества и неотделимость производства и потребления услуг, которые обуславливают необходимость подхода к персоналу как к человеческому ресурсу, так как потребители воспринимают персонал как часть услуги, именно персонал формирует желание потребителя вернуться в гостиницу повторно.

За последние десятилетия отношение к работникам индустрии гостеприимства резко изменилось; произошел переход от понятия «кадры» и «персонал» к понятию «человеческие ресурсы», которые нужно самостоятельно формировать, эффективно использовать и обеспечивать их развитие в соответствии со стратегией предприятия.

В связи с этим, возникает необходимость поиска новых механизмов эффективного управления персоналом гостиничных предприятий для обеспечения конкурентного преимущества в долгосрочной перспективе, которая позволит своевременно формировать, использовать и развивать кадровый потенциал гостиничного предприятия (Табл. 1) .

Служба управления персоналом является функциональным подразделением, которая призвана обеспечить должную работу гостиничного предприятия. Служба управления персоналом координирует работу руководителей подразделений по вопросам работы с кадрами путем общих условий (систем, процедур, программ), способствующих более полному использованию потенциала сотрудников для достижения целей предприятия.