Файл: 1 Понятие и сущность менеджмента. Содержание и взаимосвязь основных функций менеджмента.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 229

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таблица 3.6. Преимущества и недостатки управления по контракту для владельца отеля

Преимущества

Недостатки

Управляющая компания в основном не обладает долей имущества гостиничного предприятия

Свобода выбора управляющей компании или менеджера

Инвестирование в предприятие вне зависимости от позиции управляющей компании Максимальный доход с вычетом управленческого вознаграждения

Отсутствие оперативного контроля Значительный риск и необходимость выплаты управленческого вознаграждения отсутствие права вмешательства в процесс управления

Трудности с досрочным расторжением договора

Таблица 3.7. Преимущества и недостатки управления по контракту для управляющей компании

Преимущества

Недостатки

Расширение сферы влияния Увеличение доходов с минимальными затратами

Отсутствие необходимости выплат владельцу

Ограничение доходов размерами управленческого вознаграждения Зависимость от финансового положения владельца

Прекращение деятельности, потеря работы в случае окончания срока контракта и его невозобновления

Управление по договору франчайзинга. Франчайзинг (франц. Franchise - льгота, привилегия) - контрактное партнерство между владельцами гостиничных компаний и независимыми гостиничными предприятиями, покупают право на производство и реализацию от его имени и под торговой маркой владельца определенного вида товаров и услуг. В современной юридической и экономической литературе наряду с термином "франчайзинг" используют термины "франшиза", "Франчайзер", "соглашение франшизы".

Полное определение понятия "франчайзинг" дает Международная ассоциация франчайзинговых организаций, формулируя его как длительные во времени взаимоотношения. Согласно им франчайзер (франшизы-давець) предоставляет защищенное в законном порядке право заниматься определенной предпринимательской деятельностью, а также помощь в организации обучения, управления за вознаграждение от франчайзи (франшизополучателя) [41].

Эта форма управления внедрена в гостиничной сфере 1907 вследствие покупки компанией "Ritz Development Company" в нью-йоркской фирмы торговой марки - права называться "Ritz-Carlton", а первый значительный договор франчайзинга заключил 1927 Хоурд Джонсон. Он сумел расширить собственный бизнес на Восточном побережье, затем - на Среднем Западе и Калифорнии. Его сеть заведений гостеприимства охватывает сегодня более 900 предприятий ресторанного и гостиничного бизнеса.


В 50-80 годах XX в. франчайзинг становится системой предпринимательства, широко используют в ресторанном и гостиничном бизнесе. В эволюции такой формы управления возникают новые концепции гостиничного бизнеса: на первом этапе развития в борьбе за рынок ориентируется на сегмент с ценами не выше средних по обеспечением соответствующего комфорта. Именно таким образом возникают бюджетные (дешевые) гостиницы и отели в узловых пунктах дешевых кварталов городов и в пригороде. Следовательно, с ростом популярности и доходов, компании диверсифицировали производство, модернизировали отели на дорогие фешенебельные заведения. Франчайзинг начали рассматривать как основную стратегию развития и роста гостиниц и мотелей. Эти тенденции сохраняются до сих пор.

Фактор заключения соглашений франчайзинга становится определяющим в становлении известных компаний "Holiday Corporation", "Scheraton", "Hilton". Крупнейшими компаниями, которые работают по договору франчайзинга в гостиничной сфере, сегодня считаются "Hospi-taliti Franchise System" (3 413 отелей, штат Нью-Джерси), "Choice Hotels International" (2 487 отелей, Нью-Йорк), MHoliday Inn Worldwide " пр. В сфере ресторанного бизнеса - "McDonald's", "Burger King" в "Kentucky Fried Chicken", "Pizza Hut" и др.

Управления, в соответствии с договором франчайзинга, осуществляют по следующей схеме: франчайзер предоставляет право франчайзи (франшизополучателя) применять собственную торговую марку, технологию и методы работы, систему резервирования, наработанные маркетинговые методы, систему скидок и под. Фирма-франчайза, наряду с другими льготами, участвует в рыночной стратегии франчайзера.

Предоставление права заниматься предпринимательской деятельностью является для франчайзера своеобразной формой развития бизнеса, что приводит получения дополнительного источника доходов, поэтому он заинтересован в расширении своей рыночной сети за счет новых членов. Вследствие увеличения общего капитала и совместного решения актуальных и стратегических задач снижается доля затрат на маркетинговые исследования рынка гостеприимства, продвижение товара на рынок, обучение персонала, возникают преимущества в связи с расширением сферы влияния на окружающую среду сферы гостеприимства.

Чтобы расширить сеть за счет новых членов, гостиничные компании разрабатывают для заинтересованных лиц пакет информационных документов о вступлении и сотрудничества, информацию о компании, сфере деятельности. Основной документ - "Заявка об условиях". В нем, кроме всего прочего, представлена характеристика квалификации руководителей франчайзера, анализ его финансовой стабильности, условия франчайзинга - суть отношений при заключении контракта, конкретные проекты, в которых франчайзер будет помогать франчайзи, направления материально-технической модернизации, которые необходимо реализовать франчайзи, и др. Перед принятием окончательного решения заключения договора франчайзинга франчайзи желательно встретиться с членами или потенциальными предприятиями для согласования проблем перспективных взаимоотношений. После этого заключают договор, который может регламентировать особенности работы предприятия в

конкретных географических или рыночных условиях, количество предприятий, охваченных франчайзингом, срок действия договора и др. В гостиничной сфере договор франчайзинга часто регламентирует требования к внешнему виду здания, интерьер номеров и помещений общего пользования, количество номеров, предлагаемых услугах, уровень обслуживания, техническое обеспечение и под. Важно, чтобы в договоре согласованы различные аспекты по обеспечению установления стандартов качества.

Большой элемент договора франчайзинга касается согласования форм оплаты, которую вносит предприятие-франчайза. В мировом опыте используют формы оплаты: вступительный взнос; отчисления или различные фиксированные выплаты (роялти); плата за маркетинговые услуги; плата за использование централизованной системы бронирования номеров.

Вступительный взнос - это одноразовая фиксированная выплата за предоставление прав франчайзи и осуществления услуг. В взнос входит стоимость комплекта проектных документов, полный набор инструкций по управлению предприятием, повышения квалификации высшего и среднего звена управления, обучение обслуживающего персонала до открытия отеля, а также стоимость периодической подготовки обслуживающего персонала в течение срока действия договора. Вступительный взнос выплачивают сразу после подписания договора франчайзинга или разделяют на две части: половина - к обучению, половина - в процессе обучения.

Кроме вступительного взноса, франчайза обязана обеспечивать роялти (отчисления), определенные объемами операций. В гостиничной сфере они составляют в среднем 3-4% дохода с каждого сданного номера.

Объем вступительного взноса и роялти зависит от позиций определенной торговой марки на рынке; с укреплением позиций и широкой географической популярности компании-франчайзера цена фирменной марки растет.

Франчайзер должен осуществлять, с целью контроля и увеличение роялти, периодический мониторинг предприятий, проверку производства и давать рекомендации для повышения его производительности. Они могут касаться внедрения новых видов обслуживания, использования модернизированного оборудования, современных информационных технологий, изменения интерьера и других элементов диверсификации, чтобы создать новый имидж предприятия. Отдельные компании-франчайзеры могут давать рекомендации о месте строительства отеля, заключают соглашения по поставкам строительных материалов и др. В том случае, когда эти вопросы решает франчайза, франчайзер контролирует соблюдение стандартов и норм, согласованных в соглашении.


Согласно договору между франчайзером и франчайзи в отдельных случаях осуществляют дополнительный рекламный сбор, размер которого не превышает 1-5% валового дохода. На эти средства работают рекламные компании, происходит стимулирование продажи и обеспечивается реализация специальных программ. Франчайза во время проведения рекламных кампаний зачастую не указывает степень его связи с предприятием франчайзером - она выступает как предприятие - собственность сети франчайзера или есть только договорным членом. Такие мероприятия осуществляют во избежание злоупотреблений франчайзой средствами, выделенными на рекламу, в интересах предприятий франчайзера.

Для управления франчайзингом, корректировки взаимоотношений в его системе при франчайзеров создают наблюдательный совет, который возглавляет президент гостиничной компании и группа ведущих менеджеров. Наблюдательный совет выполняет функции контроля и корректировки. Согласно выводам ее мониторинга принимаются решения о приеме в сеть франчайзера новых членов и расторжения договора франчайзинга.

Причинами расторжения такого договора могут быть:

- Невозможность достижения уровня стандартов, установленных франчайзером;

- Значительные отклонения от установленной технологии обслуживания, объема услуг;

- Отсутствие уплаты платежей по договору;

- Нарушение принципа корпоративности в сети франчайзера;

- Принципиальное изменение стратегии развития компании-франчайзера.

По опыту функционирования гостиничных предприятий, основной причиной расторжения договора франчайзинга были несоблюдение уровня стандартов и нарушения качественных показателей обслуживания. Зато среди предприятий общественного питания расторжения договора объяснялось невыполнением финансовых обязательств.

Эволюция франчайзинга привела к появлению различных его вариантов. Кроме классической модели, где франчайзер устанавливает непосредственную связь с группой франчайзи, выделяют региональный франчайзинг и франчайзинг, который развивается.

Региональный франчайзинг охватывает определенный географический регион - в пределах отдельных административных территорий или государство в целом. Для распространения влияния на большой регион франчайзер должен обладать значительными финансовыми ресурсами и коллективом специалистов. Отсутствие достаточного объема таких ресурсов побуждает его опираться на поддержку основной франчайзи, которая обладает для этого в значительной долей ресурсов и взамен получает право присоединить новую франчайза, обеспечивает необходимую стандартам подготовку персонала, рекламную поддержку, предоставляет другие услуги, которые обычно в компетенции франчайзера. Основная франчайза пользуется значительными льготами, которые предоставляет франчайзинг, а часто - и правом распределения роялти, взносов в рекламный фонд, одновременно оплачивая непосредственно франчайзеру необходимые фиксированные отчисления.


Регламентирование сферы ответственности между франчайзером и основной франчайзой, срок действия именно таких правоотношений определяет контракт. Длительное сотрудничество в договоре франчайзинга в перспективе приводит получения от франчайзера роялти, размеры которого зависят от доли в общем объеме реализации новых франчайз, вовлеченных в франчайзинговую систему.

В модели франчайзинга развивающейся функции главной франчайзи выполняет группа франчайзи с исключительными правами на развитие региона (табл. 3.8 и табл. 3.9).

Таблица 3.8. Преимущества и недостатки управления по договору франчайзинга для франчайзера

Преимущества

Недостатки

Возможность широкого проникновения на рынок, расширение производства с минимальными инвестициями Монополизация рынка за счет подчинения гостиничных предприятий - потенциальных конкурентов Получение дополнительных доходов от выплат франчайз

Вероятность потери положительного имиджа на рынке за несоблюдение франчайзой установленных стандартов качества Доходы от договора франчайзинга, ограничены фиксированными выплатами от франчайзи

Усложнение процесса управления в связи со значительным количеством франчайз, которые используют свои модели управления

Таблица 3.9. Преимущества и недостатки управления по договору франчайзинга для франчайзи

Преимущества

Недостатки

Помощь в оформлении пакета документов и рекомендации по развитию деятельности в период становления

Использование известной гостиничной марки в рекламе в пределах значительного региона Совершенствование технологии и методов работы в соответствии со стандартами франчайзера

Доступ к централизованной системе бронирования

Получение скидок при покупке мебели, оборудования и других товаров, необходимых в обслуживании гостей

Регламентирован соглашением характер связей с предприятиями, которые не входят в договор франчайзинга Необходимость осуществлять выплаты вступительного взноса франчайзеру, роялти и другие выплаты

Потребность соблюдать стандарты, определенных франчайзером Вероятность получения отрицательного имиджа нерациональной деятельности франчайзера