Файл: 1 Понятие и сущность менеджмента. Содержание и взаимосвязь основных функций менеджмента.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 229
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 3.6. Преимущества и недостатки управления по контракту для владельца отеля
Преимущества | Недостатки |
Управляющая компания в основном не обладает долей имущества гостиничного предприятия Свобода выбора управляющей компании или менеджера Инвестирование в предприятие вне зависимости от позиции управляющей компании Максимальный доход с вычетом управленческого вознаграждения | Отсутствие оперативного контроля Значительный риск и необходимость выплаты управленческого вознаграждения отсутствие права вмешательства в процесс управления Трудности с досрочным расторжением договора |
Таблица 3.7. Преимущества и недостатки управления по контракту для управляющей компании
Преимущества | Недостатки |
Расширение сферы влияния Увеличение доходов с минимальными затратами Отсутствие необходимости выплат владельцу | Ограничение доходов размерами управленческого вознаграждения Зависимость от финансового положения владельца Прекращение деятельности, потеря работы в случае окончания срока контракта и его невозобновления |
Управление по договору франчайзинга. Франчайзинг (франц. Franchise - льгота, привилегия) - контрактное партнерство между владельцами гостиничных компаний и независимыми гостиничными предприятиями, покупают право на производство и реализацию от его имени и под торговой маркой владельца определенного вида товаров и услуг. В современной юридической и экономической литературе наряду с термином "франчайзинг" используют термины "франшиза", "Франчайзер", "соглашение франшизы".
Полное определение понятия "франчайзинг" дает Международная ассоциация франчайзинговых организаций, формулируя его как длительные во времени взаимоотношения. Согласно им франчайзер (франшизы-давець) предоставляет защищенное в законном порядке право заниматься определенной предпринимательской деятельностью, а также помощь в организации обучения, управления за вознаграждение от франчайзи (франшизополучателя) [41].
Эта форма управления внедрена в гостиничной сфере 1907 вследствие покупки компанией "Ritz Development Company" в нью-йоркской фирмы торговой марки - права называться "Ritz-Carlton", а первый значительный договор франчайзинга заключил 1927 Хоурд Джонсон. Он сумел расширить собственный бизнес на Восточном побережье, затем - на Среднем Западе и Калифорнии. Его сеть заведений гостеприимства охватывает сегодня более 900 предприятий ресторанного и гостиничного бизнеса.
В 50-80 годах XX в. франчайзинг становится системой предпринимательства, широко используют в ресторанном и гостиничном бизнесе. В эволюции такой формы управления возникают новые концепции гостиничного бизнеса: на первом этапе развития в борьбе за рынок ориентируется на сегмент с ценами не выше средних по обеспечением соответствующего комфорта. Именно таким образом возникают бюджетные (дешевые) гостиницы и отели в узловых пунктах дешевых кварталов городов и в пригороде. Следовательно, с ростом популярности и доходов, компании диверсифицировали производство, модернизировали отели на дорогие фешенебельные заведения. Франчайзинг начали рассматривать как основную стратегию развития и роста гостиниц и мотелей. Эти тенденции сохраняются до сих пор.
Фактор заключения соглашений франчайзинга становится определяющим в становлении известных компаний "Holiday Corporation", "Scheraton", "Hilton". Крупнейшими компаниями, которые работают по договору франчайзинга в гостиничной сфере, сегодня считаются "Hospi-taliti Franchise System" (3 413 отелей, штат Нью-Джерси), "Choice Hotels International" (2 487 отелей, Нью-Йорк), MHoliday Inn Worldwide " пр. В сфере ресторанного бизнеса - "McDonald's", "Burger King" в "Kentucky Fried Chicken", "Pizza Hut" и др.
Управления, в соответствии с договором франчайзинга, осуществляют по следующей схеме: франчайзер предоставляет право франчайзи (франшизополучателя) применять собственную торговую марку, технологию и методы работы, систему резервирования, наработанные маркетинговые методы, систему скидок и под. Фирма-франчайза, наряду с другими льготами, участвует в рыночной стратегии франчайзера.
Предоставление права заниматься предпринимательской деятельностью является для франчайзера своеобразной формой развития бизнеса, что приводит получения дополнительного источника доходов, поэтому он заинтересован в расширении своей рыночной сети за счет новых членов. Вследствие увеличения общего капитала и совместного решения актуальных и стратегических задач снижается доля затрат на маркетинговые исследования рынка гостеприимства, продвижение товара на рынок, обучение персонала, возникают преимущества в связи с расширением сферы влияния на окружающую среду сферы гостеприимства.
Чтобы расширить сеть за счет новых членов, гостиничные компании разрабатывают для заинтересованных лиц пакет информационных документов о вступлении и сотрудничества, информацию о компании, сфере деятельности. Основной документ - "Заявка об условиях". В нем, кроме всего прочего, представлена характеристика квалификации руководителей франчайзера, анализ его финансовой стабильности, условия франчайзинга - суть отношений при заключении контракта, конкретные проекты, в которых франчайзер будет помогать франчайзи, направления материально-технической модернизации, которые необходимо реализовать франчайзи, и др. Перед принятием окончательного решения заключения договора франчайзинга франчайзи желательно встретиться с членами или потенциальными предприятиями для согласования проблем перспективных взаимоотношений. После этого заключают договор, который может регламентировать особенности работы предприятия в
конкретных географических или рыночных условиях, количество предприятий, охваченных франчайзингом, срок действия договора и др. В гостиничной сфере договор франчайзинга часто регламентирует требования к внешнему виду здания, интерьер номеров и помещений общего пользования, количество номеров, предлагаемых услугах, уровень обслуживания, техническое обеспечение и под. Важно, чтобы в договоре согласованы различные аспекты по обеспечению установления стандартов качества.
Большой элемент договора франчайзинга касается согласования форм оплаты, которую вносит предприятие-франчайза. В мировом опыте используют формы оплаты: вступительный взнос; отчисления или различные фиксированные выплаты (роялти); плата за маркетинговые услуги; плата за использование централизованной системы бронирования номеров.
Вступительный взнос - это одноразовая фиксированная выплата за предоставление прав франчайзи и осуществления услуг. В взнос входит стоимость комплекта проектных документов, полный набор инструкций по управлению предприятием, повышения квалификации высшего и среднего звена управления, обучение обслуживающего персонала до открытия отеля, а также стоимость периодической подготовки обслуживающего персонала в течение срока действия договора. Вступительный взнос выплачивают сразу после подписания договора франчайзинга или разделяют на две части: половина - к обучению, половина - в процессе обучения.
Кроме вступительного взноса, франчайза обязана обеспечивать роялти (отчисления), определенные объемами операций. В гостиничной сфере они составляют в среднем 3-4% дохода с каждого сданного номера.
Объем вступительного взноса и роялти зависит от позиций определенной торговой марки на рынке; с укреплением позиций и широкой географической популярности компании-франчайзера цена фирменной марки растет.
Франчайзер должен осуществлять, с целью контроля и увеличение роялти, периодический мониторинг предприятий, проверку производства и давать рекомендации для повышения его производительности. Они могут касаться внедрения новых видов обслуживания, использования модернизированного оборудования, современных информационных технологий, изменения интерьера и других элементов диверсификации, чтобы создать новый имидж предприятия. Отдельные компании-франчайзеры могут давать рекомендации о месте строительства отеля, заключают соглашения по поставкам строительных материалов и др. В том случае, когда эти вопросы решает франчайза, франчайзер контролирует соблюдение стандартов и норм, согласованных в соглашении.
Согласно договору между франчайзером и франчайзи в отдельных случаях осуществляют дополнительный рекламный сбор, размер которого не превышает 1-5% валового дохода. На эти средства работают рекламные компании, происходит стимулирование продажи и обеспечивается реализация специальных программ. Франчайза во время проведения рекламных кампаний зачастую не указывает степень его связи с предприятием франчайзером - она выступает как предприятие - собственность сети франчайзера или есть только договорным членом. Такие мероприятия осуществляют во избежание злоупотреблений франчайзой средствами, выделенными на рекламу, в интересах предприятий франчайзера.
Для управления франчайзингом, корректировки взаимоотношений в его системе при франчайзеров создают наблюдательный совет, который возглавляет президент гостиничной компании и группа ведущих менеджеров. Наблюдательный совет выполняет функции контроля и корректировки. Согласно выводам ее мониторинга принимаются решения о приеме в сеть франчайзера новых членов и расторжения договора франчайзинга.
Причинами расторжения такого договора могут быть:
- Невозможность достижения уровня стандартов, установленных франчайзером;
- Значительные отклонения от установленной технологии обслуживания, объема услуг;
- Отсутствие уплаты платежей по договору;
- Нарушение принципа корпоративности в сети франчайзера;
- Принципиальное изменение стратегии развития компании-франчайзера.
По опыту функционирования гостиничных предприятий, основной причиной расторжения договора франчайзинга были несоблюдение уровня стандартов и нарушения качественных показателей обслуживания. Зато среди предприятий общественного питания расторжения договора объяснялось невыполнением финансовых обязательств.
Эволюция франчайзинга привела к появлению различных его вариантов. Кроме классической модели, где франчайзер устанавливает непосредственную связь с группой франчайзи, выделяют региональный франчайзинг и франчайзинг, который развивается.
Региональный франчайзинг охватывает определенный географический регион - в пределах отдельных административных территорий или государство в целом. Для распространения влияния на большой регион франчайзер должен обладать значительными финансовыми ресурсами и коллективом специалистов. Отсутствие достаточного объема таких ресурсов побуждает его опираться на поддержку основной франчайзи, которая обладает для этого в значительной долей ресурсов и взамен получает право присоединить новую франчайза, обеспечивает необходимую стандартам подготовку персонала, рекламную поддержку, предоставляет другие услуги, которые обычно в компетенции франчайзера. Основная франчайза пользуется значительными льготами, которые предоставляет франчайзинг, а часто - и правом распределения роялти, взносов в рекламный фонд, одновременно оплачивая непосредственно франчайзеру необходимые фиксированные отчисления.
Регламентирование сферы ответственности между франчайзером и основной франчайзой, срок действия именно таких правоотношений определяет контракт. Длительное сотрудничество в договоре франчайзинга в перспективе приводит получения от франчайзера роялти, размеры которого зависят от доли в общем объеме реализации новых франчайз, вовлеченных в франчайзинговую систему.
В модели франчайзинга развивающейся функции главной франчайзи выполняет группа франчайзи с исключительными правами на развитие региона (табл. 3.8 и табл. 3.9).
Таблица 3.8. Преимущества и недостатки управления по договору франчайзинга для франчайзера
Преимущества | Недостатки |
Возможность широкого проникновения на рынок, расширение производства с минимальными инвестициями Монополизация рынка за счет подчинения гостиничных предприятий - потенциальных конкурентов Получение дополнительных доходов от выплат франчайз | Вероятность потери положительного имиджа на рынке за несоблюдение франчайзой установленных стандартов качества Доходы от договора франчайзинга, ограничены фиксированными выплатами от франчайзи Усложнение процесса управления в связи со значительным количеством франчайз, которые используют свои модели управления |
Таблица 3.9. Преимущества и недостатки управления по договору франчайзинга для франчайзи
Преимущества | Недостатки |
Помощь в оформлении пакета документов и рекомендации по развитию деятельности в период становления Использование известной гостиничной марки в рекламе в пределах значительного региона Совершенствование технологии и методов работы в соответствии со стандартами франчайзера Доступ к централизованной системе бронирования Получение скидок при покупке мебели, оборудования и других товаров, необходимых в обслуживании гостей | Регламентирован соглашением характер связей с предприятиями, которые не входят в договор франчайзинга Необходимость осуществлять выплаты вступительного взноса франчайзеру, роялти и другие выплаты Потребность соблюдать стандарты, определенных франчайзером Вероятность получения отрицательного имиджа нерациональной деятельности франчайзера |