Файл: Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 46. 02. 01 Документационное обеспечение управления и архивоведение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 167
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОСОБЕННОСТИ ПИСЬМЕННОЙ ДЕЛОВОЙ РЕЧИ
1.1 Письменное деловое общение: понятие, особенности
1.2 Официально-деловой стиль как язык документов
2 НОРМЫ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО ЯЗЫКА
2.1 Лексические особенности официально-делового стиля
2.2 Грамматические нормы и особенности официально-делового стиля
2.3 Синтаксические нормы официально-делового стиля.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КУЗНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему
Роль информационного обеспечения управления
в реализации концепции «Электронное правительство» |
Студент группы 18КСД1 | | | | Покровская Е.Н. |
| | (подпись, дата) | | (фамилия, инициалы) |
Руководитель преподаватель | | | | Мордвинкина М.В. |
(уч. ст., должность) | | (подпись, дата) | | (фамилия, инициалы) |
Нормоконтролёр зам. директора по УВР | | | | Шевченко О.А. |
(уч. ст., должность) | | (подпись, дата) | | (фамилия, инициалы) |
Рецензент Зам.начальника отдела делопроизводства, организационно-кадровой работы и контроля Администрации Кузнецкого района | | | | Домахина Н.А. |
(должность, место работы) | | (подпись, дата) | | (фамилия, инициалы) |
| | | | |
Работа допущена к защите протокол заседания ЦМК ________ от «___» _________ 2021г. №_____ | ||||
Директор КИИУТ | | | | Корчагин Д.А. |
| | (подпись, дата) | | (фамилия, инициалы) |
| | | | |
Работа защищена с оценкой: ________________ протокол ГЭК от «___» _________ 2021г. №_____ | ||||
Секретарь ГЭК | | | | Мордвинкина М.В. |
| | (подпись) | | (фамилия, инициалы) |
Кузнецк 2021
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСОБЕННОСТИ ПИСЬМЕННОЙ ДЕЛОВОЙ РЕЧИ 6
1.1 Письменное деловое общение: понятие, особенности 6
1.2 Официально-деловой стиль как язык документов 11
2 НОРМЫ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО ЯЗЫКА 16
2.1 Лексические особенности официально-делового стиля 16
2.2 Грамматические нормы и особенности официально-делового стиля 18
2.3 Синтаксические нормы официально-делового стиля. 23
2.4Типичные ошибки в языке и стиле служебных документов 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ А 44
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 45
ПРИЛОЖЕНИЕ В 46
ВВЕДЕНИЕ
В нашем постоянно развивающемся мире, как никогда, важны навыки письменного делового общения. Данный процесс нельзя назвать легким, ведь человек должен обладать определенными навыками и умениями, которые необходимы для ведения деловой переписки, и относятся к числу базовых умений специалиста любого профиля. Оба этих фактора доказывают необходимость подготовки специалистов по навыкам ведения письменного делового общения.
Понятие «деловое общение» полифункционально, так как в основе данной сферы общения лежит не только официально-деловой стиль и его документальные жанры, но и элементы профессионального языка, публицистики, разговорной речи.
Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере, в которой происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Деловое общение представляет собой широкий диапазон жанровых разновидностей письменного и устного общения.
Письменное деловое общение - общение с документами, фиксирующими социально-правовые отношения (деловые письма, контракты, договоры, соглашения).
Существуют правила, которые должны служить основанием для письменного общения: необходимо писать так, чтобы вас поняли, чтобы вас не могли понять неправильно, т.к. написанные слова, если в них есть хотя бы малейшая ошибка, двусмысленность, почти всегда истолковывается негативно.
Действительно, письменная деловая речь требует, прежде всего, точности, которая не оставляет права на ошибку; скорость понимания не имеет значения, так как заинтересованное лицо при необходимости прочтет статьи закона дважды или трижды, добиваясь полного понимания. Деловая речь безлична, стереотипна и не имеет эмоционального элемента.
В области науки, делопроизводства и законодательства, в средствах массовой информации и в политике язык используется по-разному. В каждой из этих сфер общественной жизни существует свой подтип официально-делового языка, обладающий рядом отличительных черт на всех языковых уровнях: лексическом, морфологическом, синтаксическом и текстовом. Эти функции представляют собой голосовую систему, в которой каждый элемент соединен с другим. Этот подтип “литературного” языка называется функциональным стилем.
Официально-деловой стиль – функциональная разновидность речи, обслуживающая сферу официальных деловых отношений физических и юридических, должностных лиц. В основе таких отношений лежит обмен информацией, которая может быть представлена в устной и письменной форме.
Основная функция делового стиля заключается в том, что он, требуя соблюдения известной формы при письменном изложении содержания, придает сообщаемой информации характер документа и тем самым переводит отраженные в этом документе различные стороны человеческих отношений в разряд официально-деловых.
Данная выпускная квалификационная работа предназначена для описания письменной деловой речи, а именно официально-делового стиля, области его функционирования и лингвистических особенностей.
Актуальность данной работы заключается в том, что официально-деловой стиль – это стиль, который постоянно меняется, развивается, совершенствуется вместе с временем и прогрессом и людьми. Поэтому важно следить за его особенностями и конструкциями, для выявления тех языковых особенностей, которые остаются неизменными и которые изменяются.
Цель работы - провести анализ языковых особенностей письменной деловой речи, а именно официально-делового стиля, а также факторы, влияющие на определение этого стиля.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
-
дать характеристику письменной деловой речи; -
изучить особенности официально-делового стиля; -
описать лексические, синтаксические, грамматические особенности тестов официально-делового стиля; -
раскрыть грамматические особенности текстов официально-делового стиля; -
выявить типичные ошибки в языке и стиле служебных документов.
Объект данного исследования – тексты служебных документов.
Предмет исследования – языковая специфика на лексико-семантическом и синтаксическом уровне.
Работа состоит из введения, двух частей, заключения, списка используемых источников и приложений.
1 ОСОБЕННОСТИ ПИСЬМЕННОЙ ДЕЛОВОЙ РЕЧИ
1.1 Письменное деловое общение: понятие, особенности
Письменное деловое общение - общение с документами, фиксирующими социально-правовые отношения (деловые письма, контракты, договоры, соглашения).
Письменное деловое общение отличается от других видов делового общения тем, что протекает в письменной форме. Если переговоры состоялись по телефону, то какие-либо гарантии в отношении предлагаемых услуг партнеру или клиенту, подтверждение документов предоставляются в письменной форме. Именно в сфере письменного делового общения, как ни в одной другой сфере, ярко проявляется такая специфическая особенность процесса деловой коммуникации, как регламентированность, т.е. подчиненность установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, а также профессиональными этическими принципами1.
Существуют правила, которые должны служить основанием для письменного общения: необходимо писать так, чтобы вас поняли, чтобы вас не могли понять неправильно, т.к. написанные слова, если в них есть хотя бы малейшая ошибка, двусмысленность, почти всегда истолковывается негативно.2
Таким образом, умение успешно общаться в письменной форме, является ценным навыком на всех уровнях деятельности, особенно это важно для деловых людей.
Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, указание, приказ, доверенность, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение и др. Основным видом письменных сообщений, несомненно, являются деловые письма. Деловые письма составляют до 80% входящей и исходящей документации компании.
Языком делового общения является официально-деловой стиль – функциональная разновидность языка, предназначенная для общения в сфере управления. Под функциональной разновидностью языка понимается система языковых единиц, приемов их отбора и употребления, обусловленных социальными задачами речевого общения.3
Речевое общение в сфере управления обладает рядом специфических особенностей, объясняемых условиями делового общения. Особое значение в этом плане имеет то, что участниками делового общения, по существу, являются юридические лица – организации, учреждения, предприятия, должностные лица, работники. Характер и содержание информационных связей, в которые они могут вступать, зависят от места организации в иерархии органов управления, ее компетенции, функционального содержания деятельности и других факторов. Отношения между организациями устойчивы и регламентируются правовыми нормами, вследствие чего информационные потоки организации имеют «запрограммированный» характер, отвечающий потребностям организации и соответствующий ее месту в системе органов управления и организаций