Файл: Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 46. 02. 01 Документационное обеспечение управления и архивоведение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 167

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КУЗНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности

46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему

Роль информационного обеспечения управления

в реализации концепции «Электронное правительство»



Студент группы 18КСД1










Покровская Е.Н.







(подпись, дата)




(фамилия, инициалы)

Руководитель преподаватель










Мордвинкина М.В.

(уч. ст., должность)




(подпись, дата)




(фамилия, инициалы)

Нормоконтролёр зам. директора по УВР










Шевченко О.А.

(уч. ст., должность)




(подпись, дата)




(фамилия, инициалы)

Рецензент Зам.начальника отдела

делопроизводства, организационно-кадровой работы и контроля Администрации Кузнецкого района










Домахина Н.А.

(должность, место работы)




(подпись, дата)




(фамилия, инициалы)
















Работа допущена к защите

протокол заседания ЦМК ________ от «___» _________ 2021г. №_____

Директор КИИУТ










Корчагин Д.А.







(подпись, дата)




(фамилия, инициалы)
















Работа защищена с оценкой: ________________

протокол ГЭК от «___» _________ 2021г. №_____

Секретарь ГЭК










Мордвинкина М.В.







(подпись)




(фамилия, инициалы)


Кузнецк 2021

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОСОБЕННОСТИ ПИСЬМЕННОЙ ДЕЛОВОЙ РЕЧИ 6

1.1 Письменное деловое общение: понятие, особенности 6

1.2 Официально-деловой стиль как язык документов 11

2 НОРМЫ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО ЯЗЫКА 16

2.1 Лексические особенности официально-делового стиля 16

2.2 Грамматические нормы и особенности официально-делового стиля 18

2.3 Синтаксические нормы официально-делового стиля. 23

2.4Типичные ошибки в языке и стиле служебных документов 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

ПРИЛОЖЕНИЕ А 44

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 45

ПРИЛОЖЕНИЕ В 46

ВВЕДЕНИЕ


В нашем постоянно развивающемся мире, как никогда, важны навыки письменного делового общения. Данный процесс нельзя назвать легким, ведь человек должен обладать определенными навыками и умениями, которые необходимы для ведения деловой переписки, и относятся к числу базовых умений специалиста любого профиля. Оба этих фактора доказывают необходимость подготовки специалистов по навыкам ведения письменного делового общения.

Понятие «деловое общение» полифункционально, так как в основе данной сферы общения лежит не только официально-деловой стиль и его документальные жанры, но и элементы профессионального языка, публицистики, разговорной речи.

Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере, в которой происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Деловое общение представляет собой широкий диапазон жанровых разновидностей письменного и устного общения.

Письменное деловое общение - общение с документами, фиксирующими социально-правовые отношения (деловые письма, контракты, договоры, соглашения).

Существуют правила, которые должны служить основанием для письменного общения: необходимо писать так, чтобы вас поняли, чтобы вас не могли понять неправильно, т.к. написанные слова, если в них есть хотя бы малейшая ошибка, двусмысленность, почти всегда истолковывается негативно.

Действительно, письменная деловая речь требует, прежде всего, точности, которая не оставляет права на ошибку; скорость понимания не имеет значения, так как заинтересованное лицо при необходимости прочтет статьи закона дважды или трижды, добиваясь полного понимания. Деловая речь безлична, стереотипна и не имеет эмоционального элемента.

В области науки, делопроизводства и законодательства, в средствах массовой информации и в политике язык используется по-разному. В каждой из этих сфер общественной жизни существует свой подтип официально-делового языка, обладающий рядом отличительных черт на всех языковых уровнях: лексическом, морфологическом, синтаксическом и текстовом. Эти функции представляют собой голосовую систему, в которой каждый элемент соединен с другим. Этот подтип “литературного” языка называется функциональным стилем.


Официально-деловой стиль – функциональная разновидность речи, обслуживающая сферу официальных деловых отношений физических и юридических, должностных лиц. В основе таких отношений лежит обмен информацией, которая может быть представлена в устной и письменной форме.

Основная функция делового стиля заключается в том, что он, требуя соблюдения известной формы при письменном изложении содержания, придает сообщаемой информации характер документа и тем самым переводит отраженные в этом документе различные стороны человеческих отношений в разряд официально-деловых.

Данная выпускная квалификационная работа предназначена для описания письменной деловой речи, а именно официально-делового стиля, области его функционирования и лингвистических особенностей.

Актуальность данной работы заключается в том, что официально-деловой стиль – это стиль, который постоянно меняется, развивается, совершенствуется вместе с временем и прогрессом и людьми. Поэтому важно следить за его особенностями и конструкциями, для выявления тех языковых особенностей, которые остаются неизменными и которые изменяются.

Цель работы - провести анализ языковых особенностей письменной деловой речи, а именно официально-делового стиля, а также факторы, влияющие на определение этого стиля.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  • дать характеристику письменной деловой речи;

  • изучить особенности официально-делового стиля;

  • описать лексические, синтаксические, грамматические особенности тестов официально-делового стиля;

  • раскрыть грамматические особенности текстов официально-делового стиля;

  • выявить типичные ошибки в языке и стиле служебных документов.

Объект данного исследования – тексты служебных документов.

Предмет исследования – языковая специфика на лексико-семантическом и синтаксическом уровне.

Работа состоит из введения, двух частей, заключения, списка используемых источников и приложений.


1 ОСОБЕННОСТИ ПИСЬМЕННОЙ ДЕЛОВОЙ РЕЧИ

1.1 Письменное деловое общение: понятие, особенности


Письменное деловое общение - общение с документами, фиксирующими социально-правовые отношения (деловые письма, контракты, договоры, соглашения).

Письменное деловое общение отличается от других видов делового общения тем, что протекает в письменной форме. Если переговоры состоялись по телефону, то какие-либо гарантии в отношении предлагаемых услуг партнеру или клиенту, подтверждение документов предоставляются в письменной форме. Именно в сфере письменного делового общения, как ни в одной другой сфере, ярко проявляется такая специфическая особенность процесса деловой коммуникации, как регламентированность, т.е. подчиненность установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, а также профессиональными этическими принципами1.

Существуют правила, которые должны служить основанием для письменного общения: необходимо писать так, чтобы вас поняли, чтобы вас не могли понять неправильно, т.к. написанные слова, если в них есть хотя бы малейшая ошибка, двусмысленность, почти всегда истолковывается негативно.2

Таким образом, умение успешно общаться в письменной форме, является ценным навыком на всех уровнях деятельности, особенно это важно для деловых людей.

Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, указание, приказ, доверенность, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение и др. Основным видом письменных сообщений, несомненно, являются деловые письма. Деловые письма составляют до 80% входящей и исходящей документации компании.

Языком делового общения является официально-деловой стиль – функциональная разновидность языка, предназначенная для общения в сфере управления. Под функциональной разновидностью языка понимается система языковых единиц, приемов их отбора и употребления, обусловленных социальными задачами речевого общения.3

Речевое общение в сфере управления обладает рядом специфических особенностей, объясняемых условиями делового общения. Особое значение в этом плане имеет то, что участниками делового общения, по существу, являются юридические лица – организации, учреждения, предприятия, должностные лица, работники. Характер и содержание информационных связей, в которые они могут вступать, зависят от места организации в иерархии органов управления, ее компетенции, функционального содержания деятельности и других факторов. Отношения между организациями устойчивы и регламентируются правовыми нормами, вследствие чего информационные потоки организации имеют «запрограммированный» характер, отвечающий потребностям организации и соответствующий ее месту в системе органов управления и организаций