Файл: Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 46. 02. 01 Документационное обеспечение управления и архивоведение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 169
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОСОБЕННОСТИ ПИСЬМЕННОЙ ДЕЛОВОЙ РЕЧИ
1.1 Письменное деловое общение: понятие, особенности
1.2 Официально-деловой стиль как язык документов
2 НОРМЫ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО ЯЗЫКА
2.1 Лексические особенности официально-делового стиля
2.2 Грамматические нормы и особенности официально-делового стиля
2.3 Синтаксические нормы официально-делового стиля.
Таким образом, процесс стандартизации деловой речи охватывает все уровни языка-лексику, морфологию и синтаксис. В результате создается устойчивый речевой стереотип, который носители языка воспринимают как специфический, функционально ориентированный тип языковой нормализации текстов, то есть функциональный стиль.
Негативное языковое явление следует рассматривать не как стандартизацию официально-делового стиля, а как использование словесных штампов в устной и письменной речи. Тот тип штампа, который все больше проникает в живую разговорную речь, называется «канцеляризм» (по меткому определению К.И. Чуковского), использование не по смыслу трафаретных выражений из деловых бумаг.27
Окраской официально-делового стиля обладают, прежде всего, лексические и фразеологические единицы языка (уведомить, препроводить, истец, протокол, жилищный найм, прокурорский надзор, единовременное пособие). Употребление названия «канцеляризм» по отношению к этой лексике и фразеологии во всех случаях кажется несправедливым, так как у этого наименования обнаруживается отрицательно-эмоциональная окраска. Целесообразнее разграничить два понятия и соответственно - два термина: «лексика с окраской официально-делового стиля» и «канцеляризм».28
Первое название отражает место соответствующего пласта лексики в системе общелитературного языка, ее функционально-стилевую окраску. Второе название, «канцеляризмы», относится к этим же лексическим единицам, но когда они употребляются в речи с иной стилистической окраской, например, в разговорной речи, или в языке художественного произведения. Если при этом они употреблены непреднамеренно, случайно, то их употребление должно быть расценено как нарушение стилистической нормы, как речевая ошибка.
Самому же официально-деловому стилю, как и научному, чужда эмоционально-экспрессивная oкрашенность. Ведь в языковых средствах официально-делового стиля нет добавочных, дополнительных оценок говорящего (пишущего), которые бы наслаивались на языковые единицы сверх их лексического, номинативного или грамматического значения. Напротив, отбираемые здесь языковые единицы, как уже говорилось, призваны к тому, чтобы максимально точно, однозначно передать соответствующие понятия, факты.
29
-
Нормой считается использование книжного синтаксиса: употребление повествовательных, двусоставных, полных предложений с прямым порядком слов; предложений, осложненных однородными членами, причастными и деепричастными оборотами; сложных предложений. -
Из односоставных предложений активно используются только безличные и в некоторых видах документов (приказах, служебных письмах) определенно-личные предложения: необходимо обеспечить, придется сократить, Советую…, Обращаем Ваше внимание… -
Активно используются пассивные конструкции: Лицо, впервые совершившее преступление средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности; строительство ведется, дело передается. -
Используются «расщепленные сказуемые» – глагольно-именные словосочетания, которые в деловом языке часто используются вместо параллельных им собственно глагольных форм: произвести замену (вместо заменить), принять решение (вместо решить). -
Косвенная речь является преобладающей. К прямой речи прибегают лишь в тех случаях, когда законодательные акты и другие документы цитируются дословно. -
Вопросительные и восклицательные предложения в данном стиле не употребляются. -
Важную роль играют реквизиты – постоянные элементы содержания документа. -
Обязательны для официально-делового стиля такие средства, как абзацирование, рубрикация, выделение ключевых слов шрифтом.
Официально-деловой стиль речи очень распространен в профессиональной коммуникации юриста: письменная форма применяется для составления всех видов юридических документов; устная форма нужна для переговоров в суде, осуществления правовых действий между предприятиями и организациями и внутри них.
Яркой особенностью синтаксиса официально-делового стиля является его усложненность, «в котором отражается тенденция к детализации и классификации, к рассмотрению в единстве констатирующей и предписывающей сторон, причинно-следственных и условно следственных отношений». Это во многом объясняется предписующе-долженствующим характером деловой речи, предполагающим последующие обязательные действия адресата.
Синтаксические нормы регулируют как посторенние отдельных словосочетаний (присоединение определений, приложений, дополнений к главному слову), так и построение целых предложений (порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, употребление однородных членов, причастного и деепричастного оборотов, связь между частями сложного предложения).
Стандартизация облегчает обнаружение и обработку данных, содержащихся в документе. Таким образом, официально-деловой стиль и тот вид, который представлен в деловом общении, имеют ряд характеристик, что свидетельствует о достаточно высоком уровне языковой подготовки документа.
2.4Типичные ошибки в языке и стиле служебных документов
Стиль - это особенность языка, отраженная в выборе, сравнении и организации языковых средств применительно к коммуникативным задачам. Существует такой функциональный стиль, то есть стиль, который соответствует основным особенностям языка, связанным с той или иной сферой человеческой деятельности, например публицистической, научной, художественной или литературной, разговорной, а также бытовой, формальной и профессиональной. Каждая часть информации нуждается в языке, на котором она будет записана, отправлена и обнаружена.30
Этот сложный процесс может быть реализован с помощью специфической терминологии – основной составляющей любого функционального стиля.
Стиль официально–делового общения людей в разных сферах жизни: экономической, социально–политической и культурной сложился под влиянием необходимости излагать факты с предельной точностью, краткостью, конкретностью, не допускать двусмысленности.
Официально–деловой стиль – это такая функциональная разновидность языка, которая обслуживает сферу официальных деловых отношений преимущественно в письменной форме. Деловые бумаги бывают разнообразными по жанру и по содержанию, по объему и языковому выражению. Большинство деловых бумаг в содержательной части связано со сферой вне индивидуального общения (хотя частные лица тоже вовлекаются в соответствующую деятельность), но в языке и стиле документа индивидуально–личный аспект не находит отражения. Функция делового стиля заключается в том, что соблюдение нужной формы для передачи содержания дает основание считать документ официально–деловым. Поэтому языку деловых бумаг присуща стилистическая строгость, объективность изложения. В официально–деловом стиле не должно быть эмоциональности, субъективной оценочности и разговорности. Именно это приближает стиль деловых бумаг к умеренному книжному, научному стилю, но обезличенность манеры изложения является характерным признаком языка документов. Так как документы связаны с правовой нормой, объективность в стиле изложения подчеркивается утверждающим и предписывающим характером документа. Как правило, документы составляются для того, чтобы либо заключенная в них информация была принята к сведению, либо соответствующее решение было обязательно исполнено.
31
Официально-деловым стилем пишут акты суда, прокуратуры, милиции, администрации. Такие документы опираются на научный анализ общественных отношений, поэтому они должны быть точными и по возможности краткими, и это должно быть достигнуто с помощью соответствующих языковых средств. Характерной особенностью официально-делового стиля является использование слов в их конкретном значении. Во избежание ошибок в служебных документах не следует допускать совмещения деловой информации с элементами публицистики (например, в проектах решений, некоторых видах отчетов, протоколов и т.д.). Как целостная структура любой документ должен отвечать определенным требованиям. Это: ‒ краткость и компактность изложения официального материала; ‒ точность и определенность формулировок, однозначность и единообразие терминов; ‒ последовательность использования технических приемов правотворчества.32
Типичные ошибки в составлении служебных документов можно разделить на следующие виды: структурные, синтаксические, морфологические, лексические, стилистические, технические.
-
Структурные ошибки:
‒ неверное построение делового письма;
‒ несоразмерное положение его частей (важно, чтобы каждый аспект содержания занимал определенное место в логической структуре делового письма и не совпадал с другим аспектом, несоблюдение этого условия ведет к длинным введениям и сложным системам мотивировок).
Важно, чтобы каждый аспект содержания занимал определенное место в логической структуре делового письма и не совпадал с другим аспектом. Несоблюдение этого условия ведет к длинным введениям и сложным системам мотивировок.33
-
Синтаксические ошибки:
‒ ошибки, связанные с неправильным порядком слов в предложении;
‒ нарушение специфики употребления деепричастных оборотов (ошибки при употреблении деепричастных оборотов нетрудно исправить, заменяя предложения с деепричастными оборотами предложениями с обстоятельствами, выраженными сочетаниями слов);
‒ ошибки, возникающие в результате незнания структуры сложного предложения (нередко составители деловых писем неоправданно усложняют текст, хотя специфика делового письма требует пристального внимания к деталям изложения, однако не всегда и не все детали уместны в тексте, поэтому, неоправданно усложненные синтаксические построения должны упрощаться).