Файл: Аптечные сети и перспективы их работы на фармацевтическом рынке.docx
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Существовавшее раньше мнение о том, что аптеки-дискаунтеры ассоциируются у покупателей с узким ассортиментом и низким качеством товара, уходит в прошлое. Сейчас покупатели стали главным образом обращать внимание на цену товара, и их уже не смущает качество обслуживания и наличие длинных очередей у касс. Не исключается возможность, что расширение деятельности компаний в этом направлении с течением времени может привести к образованию своеобразной общенациональной сети дискаунтеров.
-
Премиум-аптека (аптека luxurу)
Впервые были открыты в Москве в 2011 году. Тогда инвестиции в открытие аптеки luxurу класса составляют 300 тыс. долл. Средний чек составит 2500 руб., а общий трафик премиальных аптек — 2000-2500 человек в день.
Когда мы говорим премиум то, конечно, подразумеваем успех, благосостояние, качество.
Премиум-категория аптеки предполагает персонализированный подход, где предложение происходит не от имеющегося продукта, как это наблюдается повсеместно, а от клиента.
Премиум-аптека призвана обеспечить обслуживание в обстановке абсолютного комфорта для состоятельных и требовательных клиентов.
В аптеке должен быть соответствующий интерьер, созданный в соответствии с высочайшими стандартами, в эксклюзивном фирменном стиле. В аптеке клиентам предлагаются только самые эффективные медикаменты - оригинальные препараты и дженерики самого высокого качества.
Статус аптеки гарантирует постоянное наличие редких и эксклюзивных лекарственных средств, заказ и доставку в кратчайшие сроки.
Помимо медикаментов в аптеке премиум-класса можно найти косметику, парафармацевтическую продукцию, детские товары, которые не всегда можно найти в обычной аптеке.
При этом качество данного товара говорит само за себя, оно подтверждено многочисленными исследованиями и клиническими испытаниями. Желающим поддерживать себя в хорошей форме предлагаются самые лучшие на данный момент в мире витаминно -минеральные комплексы и биологически активные добавки.
Для тех, кто стремится к идеальным формам, предусмотрена линия эксклюзивной косметики для коррекции фигуры, а также корректирующее белье итальянского производства.
Любителям освежиться качественной водой предлагается на выбор столовая и минеральная вода премиум-класса.
Для дорогих наследников заботливые родители найдут высококачественную детскую косметику, подгузники производства Японии, вкусное и экологически чистое детское питание и самые модные аксессуары (пустышки, бутылочки, соски и прочее).
Всем, кто хочет сиять красотой, независимо от пола и возраста, в аптеке премиум класса предложат протестировать кожу на специальном аппарате, и подбор косметического средства будет произведен с учетом индивидуальных особенностей кожи.
Клиенты с неврологической патологией в аптеке могут рассчитывать на широкий выбор ортопедических изделий для позвоночника (бандажи, пояса, корсеты).
Кроме прочего, в практически каждой премиум-аптеке есть своя изюминка, например, чайный отдел, где представлены элитные сорта чая на любой вкус, или же кислородные коктейли и т.п.
Главная задача высококвалифицированного персонала аптеки - максимально предупреждать желания посетителей и держать руку на пульсе при формировании потребности своих клиентов.
-
Аптека-бутик (элит-аптека)
Аптеки, как и люди, не похожи одна на другую. Каждая из них обладает индивидуальностью, собственными неповторимыми чертами.
Но, тем не менее, кое-что общее между ними все-таки есть - прежде всего, специализация, характер выкладки, способ продажи товара.
Слово «бутик» у большинства покупателей ассоциируется с изысканностью, эксклюзивностью, если не сказать больше - с элитарностью. Впрочем, к аптеке-бутику все эти характеристики тоже подходят идеально.
Во-первых, такие аптеки располагаются только в элитных районах, коттеджных поселках или финтес-центрах.
Во-вторых, аптеки-бутики отличаются необычным интерьером, стилизованным под старину.
Например, существуют аптеки-бутики, оформленные в прованском стиле – «утопающие» в благородных тканях, декорированные настоящей аптечной утварью эпохи Средневековья и элегантной мебелью ручной работы. Однако, почтенная старина обманчива, ведь в работе с покупателями здесь особое внимание уделяется высоким технологиям и новейшим разработкам фармации.
Ассортимент аптеки-бутика может удовлетворить потребности населения в лекарственных средствах, но акцент делается на парафармацевтической продукции, так как посетители роскошных аптек люди не больные, а следящие за своим здоровьем.
Только в аптеках-бутиках представлены уникальные линии космецевтики и продукты питания, которые нигде в России больше не продаются.
Цены на простые лекарственные препараты в аптеках-бутиках «не кусаются», но в остальном - здесь просто нет дешевых товаров.
Если говорить кратко, то главные отличия аптечного бутика следующие:
-
интерьер; -
ассортимент; -
обслуживание.
Что ж, если элитные аптеки существуют, значит это кому-нибудь нужно…
2.8.7. Партнерство с фудретейлом
В настоящее время наблюдается тенденция образования обоюдовыгодных союзов и партнерских договоров между фармацевтическими организациями и фудретейлерами.
Проанализируем активное развитие сотрудничества аптечной сети Доктор Столетов, которая заключила партнерское соглашение с ретейлером Седьмой континент.
В рамках этого союза Седьмой континент предоставляет сети аптек Доктор Столетов свободные или освобождаемые площади в аренду. Такое партнерство с одним из ведущих российских ретейлеров, объединяющим более 200 торговых точек, обеспечивает существенное увеличение ресурсов для дальнейшего развития для аптечной сети.
Рис. 5. Изменение уровня концентрации в секторе фармритейла (ЛС и не ЛС), 2014/2015 гг. (аптечные сети).
Таким образом, сетевой фармретейл усиливает ритмы своего развития, восстанавливая отличительный рост и уделяя все больше внимания стратегии мультиформатности.
Следовательно, такой вид деятельности аптечных сетей как партнерство с фудретейлом на современном фармацевтическом рынке России довольно перспективен (рис.5).
Выводы по главе 2.
-
Анализ структуры аптечных сетей России по географическому охвату показал, что по состоянию на январь 2016 года 79,6% фармацевтического рынка составляют локальные аптечные сети и одиночные (самостоятельные) аптеки, 8.9% - межрегиональные аптечные сети, 8.4% - региональные аптечные сети и только 3,9% - национальные аптечные сети. -
Лидером аптечного рынка по итогам 2015 года стала национальная сеть «Ригла» как по обороту, так и по количеству точек, объединенных в единую сеть; на втором месте по этим же показателям является национальная аптечная сеть «36,6», на третьем месте – межрегиональная аптечная сеть «Имплозия». -
На фармацевтическом рынке г.Краснодара работают 23 аптечных сети, в том числе национальные аптечные сети «Ригла», «36,6», межрегиональная аптечная сеть «Имплозия», а также наша кубанская региональная аптечная сеть «Апрель», которая по обороту вошла в ТОП-15 крупнейших аптечных сетей России, заняв в нем 10-ю строчку. -
В настоящее время аптечные сети продолжают начатую несколько лет назад политику слияний и поглощений, открывают новые точки продаж, например, за девять месяцев 2015 года лидером фармацевтического рынка компанией «Ригла» открыто 239 аптек, 54 аптек закрыли. -
Сетевые аптеки имеют не только лечебную, но и профилактическую направленность; в них можно приобрести массу товаров для красоты, БАД и вещи, лишь косвенно относящиеся к понятию «здоровье», например, игрушки для детей, ароматические свечи или спортивное питание. -
Основными конкурентными преимуществами аптечных сетей являются получение дополнительных скидок от поставщиков, широкий ассортимент товаров высокого качества, устойчивый сбыт.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
-
Существуют две основные модели аптечного бизнеса и, соответственно, две основные модели поведения аптечных компаний на фармацевтическом рынке – крупные сети и отдельные аптеки. -
Аптечные сети существуют более 100 лет и в настоящее время в Российской Федерации активно развиваются и преумножаются. -
Классической сетью считается компания с централизованным управлением, единой системой обслуживания, начиная с фирменного стиля и одинаковых часов работы и заканчивая унифицированным подходом к общению с покупателями. -
Перспективными направлениями развития аптечных сетей являются: создание фарммаркетов, производство товаров под собственной маркой, создание аптек в формате дискаунтер - аптеки эконом-класса, премиум-аптека (аптека luxury), аптека-бутик (элит-аптека), а также партнерство с фудретейлом. -
На фармацевтическом рынке России и Краснодарского края аптечным сетям принадлежит будущее, т.к. одиночные самостоятельные аптеки не смогут выдержать конкуренции с ними, особенно в современных условиях экономического кризиса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Аптечная сеть — важнейшее звено фармацевтического рынка.
Основная тенденция в последние годы заключается в усилении конкуренции, что связано с рядом аспектов. Количество аптек на рынке увеличивается в среднем на 5–7% ежегодно. При этом по объему потребления упаковок происходит снижение рынка. Параллельно идет появление значительного количества дискаунтеров, то есть тех аптек и аптечных сетей, которые вопрос рыночной конкуренции решают за счет цены, что также усиливает конкуренцию и снижает доходность на рынке в целом. В совокупности это приводит к тому, что товарооборот на одну точку начинает снижаться.
В ходе конкурентной борьбы на фармацевтическом рынке более крупные аптечные сети вытесняют более мелкие аптечные сети и частные одиночные аптеки.
Для конкурентоспособности мелким аптечным сетям необходимо пересмотреть свою политику развития на фармацевтическом рынке, внедрить новые методы и способы, позволяющие расширить их влияние в сфере торговли.
В заключение следует отметить некоторые современные тенденции развития аптечных сетей.
В связи с активным ростом аптечного сетевого бизнеса необходимо совершенствование существующих и создание новых направлений развития аптечных сетей.
В работе рассмотрены перспективные направления развития аптечных сетей на федеральном уровне, а именно:
-
франчайзинг; -
создание фарммаркетов; -
производство private-label товаров; -
создание аптек в формате дискаунтер; -
сотрудничество с фудретейлом.
Данные пути развития дают возможность сетевым аптекам увеличить количество торговых точек, повысить объем продаж, привлечь внимание покупателей, что ведет непосредственно к повышению прибыли и рентабельности аптечного бизнеса.
Следовательно, цель и задачи исследования выполнены, гипотеза о том, что аптечные сети имеют как преимущества, так и недостатки по сравнению с самостоятельными аптеками, однако будущее фармацевтического рынка – за аптечными сетями, подтверждена.
В процессе выполнения дипломной работы закреплены, расширены и углублены знания об особенностях деятельности аптечных сетей, перспективах их развития на фармацевтическом рынке России и Краснодарского края.
Определены и охарактеризованы преимущества и недостатки аптечных сетей и самостоятельных аптек, а также перспективы их дальнейшего развития.
Разработаны рекомендации фармацевту об особенностях работы в фарммаркете.
Результаты исследований могут быть использованы при подготовке студентов медицинских колледжей по специальности «Фармация» при изучении ПМ.01. «Реализация лекарственных средств», ПМ.03 «Организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководство аптечной организацией при отсутствии специалиста с высшим образованием».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Атанова Н.М. / Аптечный ритейл. Как повысить доходность бизнеса. // Новая аптека. Эффективное управление. – 2012. - №2. – C. 38-41. -
Гурьева. Т. / Аптечная розница: поиск стратегических альтернатив продолжается. // Новая аптека. Эффективное управление. - 2012. - №1. - С. 48-50. -
Джупарова И.А., Cбоева С.Г. / Конкурентная стратегия аптечной организации // Фармация. – 2011. - №4. – С. 30-32. -
Игнатьева Н. / Перспективы аптечных сетей в 2010 г. // Ремедиум. - 2010. - №2. - С. 14-15. -
Кузубова Ж.Л. Конкуренция как экономическая категория мышления руководителей фармацевтических организаций. // Новая аптека. – 2005. - №8. – С. 2. -
Лин А.А., Наркевич И.А., Плотников В.А., Трофимова Е.О. / Российский фармацевтический рынок: состояние и тенденции развития // Ученые записки Санкт-Петербургской академии экономики и управления. – 2009. - №4. - C. 16-33. -
Лисовский П., Бойко В. / Маркетинговые способы увеличения прибыльности аптек в условиях ситуационной конкуренции // Новая аптека. Эффективное управление. - 2011. - №11. - С. 35-39. -
Лисовский П. / Эффективна ли стратегия аптеки-дискаунтера? // Фармацевтический вестник. – 2011. - №27. – С. 8. -
Мортиков Н. / Нововведенные. // "Катрен Стиль". - 2014. - №6 - с. 21-23. -
Нильва И.Е. / Региональная экспансия аптечных сетей. – 2006. -
Расщупкин П., Беспалов Н. / Аптечные сети поймали "Гольфстрим". // Inpharmacia. Аналитика фармацевтического рынка. - 2011. - №2. -
Расщупкин П., Беспалов Н. / Счет 2:2 в пользу неорганизованной розницы. // Inpharmacia. Аналитика фармацевтического рынка. - 2012. - №4. -
Шкандаль М. / Остаться в живых. // "Катрен Стиль". - 2014. - №4.- с. 32-33. -
http://www.idefacto.am -
http://www.fesmu.ru -
http://vrach.uz -
http://www.eg-online.ru