Файл: Аптечные сети и перспективы их работы на фармацевтическом рынке.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.8.1. Франчайзинг

Франчайзинг - новоизобретенная сторона развития аптечных сетей. Ресурсы любых структур не безграничны, строительство новых аптек и приобретение готовых сетей в последнее время стали подменяться новой стороной развития аптечных сетей - франчайзингом (franchising - право, привилегия). При этом фирмы экономят товарооборотные средства и продолжают развивать сетевую структуру, не замедляя темпа своего развития. Сущность франчайзинга заключается в следующем. Крупное предприятие (франчайзер), которое уже завоевало определенное место на конкретном рынке и имеет известную среди потребителей торговую марку, в целях расширения своей торговой сети заключает договор с мелкой самостоятельной фирмой (франчайзи) на производство и реализацию строго оговоренных видов товаров и услуг, соответствующих стандартам качества крупной фирмы. При этом франчайзер передает франчайзи право на использование торговой марки, оборудования, технологии, ноу-хау согласно договору франшизы. Франчайзи, являющийся независимым хозяйствующим субъектом, перед франчайзером обязуется соблюдать установленные стандарты качества продукции и услуг, технологии производственных и обслуживающих операций, выплачивать соответствующее вознаграждение (роялти), а также предоставляет франчайзеру право его контролировать (Приложение №3). Таким образом, экономические достоинства франчайзинга очевидны: для франчайзера - приобретение и расширение конкурентоспособности всей сети, увеличение продажи продукции практически без дополнительных инвестиций, для франчайзи — на исходном этапе деятельности минимальный риск разорения, получение прибыли и рост предприятия. Для потребителей - своевременное удовлетворение спроса с учетом особенностей локального рынка. Необходимыми условиями качественной торговли франчайзинга являются доверительные, полностью прозрачные отношения с обеих сторон и постоянный обмен информацией, что, в свою очередь, позволяет увеличить уровень стратегического планирования и маркетинга, дает возможность предотвратить вероятные конфликты между сторонами.
Основная идея франчайзинга в том, чтобы дать возможность одиночным аптекам и небольшим сетям воспользоваться преимуществами крупной федеральной сети.


На фармацевтическом рынке этот способ ведения бизнеса мало практикуется в силу ряда причин, в т.ч. несовершенной нормативно-правовой базы.

Широкое распространение франчайзинга свидетельствует о том, что рынок продолжает развиваться, переходя на принципиально новые уровни своего развития.

По мере усиления экономической борьбы за ограниченные ресурсы оптовые и розничные фармацевтические организации вынуждены на практике применять новые для России формы организации продажи фармацевтических товаров. Для упрочения конкурентных позиций может быть предложен механизм франчайзинга. Франчайзинг популярен в настоящее время более чем в 70 странах, получив наибольшее развитие в США и Великобритании. Распространенность франчайзинга (коммерческой концессии) объясняется эффективностью и высокой устойчивостью бизнеса вновь образующихся предприятий. В США после 5 лет деятельности на рынке выживают лишь 23% частных предприятий, после 10 лет - 18%, в то время как среди предприятий, работающих по франшизе, через 5 лет распадаются 8%, через 10 лет - 10%. Надежность данных отношений можно продемонстрировать хорошо известными нам примерами: Singer Sewing Machine Company, General Motors, Rexall, McDonald's, PepsiCo (последней принадлежат торговые марки Pizza Hut и Kentucky Fried Chicken).

Франчайзинг представляет систему отношений предпринимательской деятельности по организации продажи товаров и услуг на условиях коммерческой концессии. При этом одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение (на срок или без указания срока) право использовать фирменное наименование, коммерческую информацию, know-how, отработанную на практике систему ведения коммерческой (промышленной) деятельности и др., полученных от правообладателя. Термин "франчайзинг" образован от английского "franchising" - право, привилегия. Термин "франшиза" образован от французского franchise - льгота, привилегия. По своей сути термины равнозначны. Однако, по сложившейся в России практике термин "франчайзинг" используется преимущественно для обозначения определенной системы организации рыночных отношений в целом, а термин "франшиза" для определения договорных отношений (договора) между конкретными партнерами при реализации этих отношений на практике. По своему содержанию эти два термина соответствуют содержанию определенных в главе 54 Гражданского кодекса РФ терминов "коммерческая концессия" и "договор коммерческой концессии". Лицо, предоставляющее франшизу, именуется "франчайзер" (правообладатель), а лицо, которое получает франшизу, - "франчайзи" (пользователь).


Таким образом, франчайзер - организатор дела, владелец генеральной лицензии, know-how, главный консультант и оптовый поставщик, франчайзи - предприниматель, чья текущая деятельность юридически самостоятельна, но чье предприятие является частью организационного комплекса.

В конце 1990-х гг. в российской фармацевтике появилась идея франчайзинга как формы ведения бизнеса "оптовый - розничный продавец". Оптовый продавец (франчайзер) предоставлял возможность небольшим розничным торгующим организациям получить дополнительную выгоду от ценовых скидок, использовать марку оптовой торговой организации или ее розничной сети и при этом сохранять свою юридическую независимость. Часто франчайзер - оптовая фармацевтическая организация становилась единственным продавцом товара для франчайзи, которая брала на себя обязательство реализовывать товар через комиссию исключительно своего франшизодателя (разновидность товарного франчайзинга).

"Бизнес-формат" (Business Format Franchise), или деловой франчайзинг включает практически все возможные аспекты сотрудничества между франчайзером и франчайзи: выбор места для будущего предприятия, ремонтно-строительные работы и переоборудование помещения, помощь в снабжении товаром и реализации его, обучение работников, товарные кредиты и лизинг оборудования. Этот особый метод ведения коммерческой деятельности предоставляет франчайзеру (оптовику) дополнительную выгоду от увеличения доли на фармацевтическом рынке при ограниченном риске, а франчайзи (аптеке) - гарантированную возможность получения дохода при работе в надежной коммерческой системе.

Перспективен для фармацевтического рынка конверсионный франчайзинг превращение действующего предприятия в члены франчайзинговой системы без радикального изменения методов. Расширение бизнеса происходит за счет объединения разрозненных аптечных предприятий. Что же заставляет независимые аптеки отказываться от драгоценной свободы и переходить под контроль предприятия - франчайзера? Это решение проблем маркетинга для аптеки, прежде всего, за счет известности торговой марки, использование существующих логистических каналов, улучшение услуг и снижение издержек и, в итоге, физическое выживание в условиях сильной конкуренции.


Большинство франчайзинговых систем проходят сходные этапы в развитии. В начале своей деятельности франчайзер часто (но не всегда) обладает какой-либо уникальностью, которая уменьшается при развитии рыночных отношений, неизбежно возникающей в случае первоначального успеха, затем создается система организации бизнеса, маркетинговая и административная системы, играющие в дальнейшем ключевую роль в преуспевании франшизы. По мере деятельности системы происходят ее постепенное признание, возрастает узнаваемость торгового имени.

При создании франчайзинговой системы ее тип определяется исходя из рыночной ситуации, вида деятельности и стратегической цели фирмы. Например, на быстрорастущем рынке предприятию с сильной конкурентной позицией целесообразнее всего использовать торговый франчайзинг, создавая дилерскую сеть, но сохраняя при этом жесткий контроль над рынком. Если при ведении бизнеса очень важным оказывается соблюдение технологии и единых методов работы всеми участниками сети, то лучше всего создавать франчайзинговую систему бизнес-формата. При наличии большого количества мелких и средних предприятий (аптек) с целью сохранения ими независимости формой выбора может служить конверсионный франчайзинг.

В фармацевтической практике наиболее часто источниками дохода франчайзера (правообладателя) обычно являются:

- наценка на текущие поставки товаров;

- вступительный взнос;

- премия за подбор помещений, оборудования;

- доход от арендных платежей;

- доход от лизинга оборудования, транспортных средств;

- проценты за кредиты.

Иногда договор франчайзинга предусматривает обязанность покупателя франшизы осуществлять отчисления в рекламный фонд франчайзера. Покупателю франшизы следует по возможности не брать на себя такую обязанность, т.к. на практике средства из этого фонда часто направляются на рекламу не только его предприятия, но и для целей привлечения рекламы других покупателей франшизы.

Все платежи франчайзи франчайзеру в соответствии с принятой в России классификацией и правилами бухгалтерского учета можно разделить на:

- разовые, первоначальные единовременные платежи (вступительный взнос), которые производятся из собственных (заемных) средств франчайзи и рассматриваются как долгосрочные капитальные вложения в нематериальные активы;

- периодические отчисления в зависимости от объемов продаж (прибыли), которые должны рассматриваться как текущие коммерческие расходы
, связанные с реализацией, что позволяет включать эти периодические отчисления в себестоимость товаров (работ, услуг).

Аптекам следует обратить особое внимание на то, что при расторжении договора на покупателя франшизы могут накладываться определенные обязанности, количество которых в его интересах необходимо свести до минимума. Определенные требования покупателя франшизы могут быть учтены и внесены в текст договора.

Преимущества создания на фармацевтическом рынке России системы франчайзинга очевидны:

- создаваемые предприятия (франчайзи) входят в систему материнской компании и находятся под организационным и функциональным контролем;

- при покупке аптеки (фарм. бизнеса) любым собственником имеется возможность включить ее в отлаженную логистическую систему, обеспечивая, таким образом, "выживание" бизнеса. Франчайзинг позволяет снизить риск в малом предпринимательстве, способствует более быстрому продвижению современных технологий, повышает мотивацию на нижнем уровне управления;

- налоговое законодательство дает возможность снизить налогооблагаемую базу по прибыли;

- высокая защищенность вложений материнской компании, в т.ч. по возврату своих вложений. Оборудование, технологии, материалы и т.д. передаются франчайзером франчайзи на условиях договора лизинга и вносится в уставный капитал создаваемого на базе франчайзи совместного предприятия. Имущество, переданное в лизинг, в течение всего срока действия договора лизинга остается в собственности лизингодателя (в данном случае, франчайзера) и находится на его балансе. По окончании срока действия договора лизинга в соответствии с его условиями франчайзи может приобрести оборудование в собственность, возобновить договор на более выгодных условиях или вернуть оборудование франчайзеру. Лизинговые платежи включаются в себестоимость продукции, товаров работ, услуг ввиду включения франчайзи в систему предприятий как самостоятельного субъекта предпринимательской деятельности открываются дополнительные рабочие места и удовлетворяется спрос регионального потребителя.

К недостаткам создания франчайзинговой системы можно отнести:

- относительно более длительный характер развития бизнеса - более длительная проработка всех вопросов, начиная с согласования и разработки бизнес-плана и заканчивая юридическим оформлением франшизы. Однако этот недостаток компенсируется качеством принимаемых решений, их правовой защищенностью, последовательностью наращивания франчайзинговой системы, отдача от которой начинается сразу же;