Файл: Аптечные сети и перспективы их работы на фармацевтическом рынке.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Определены и охарактеризованы преимущества и недостатки аптечных сетей и самостоятельных аптек, а также перспективы их дальнейшего развития.

Разработаны рекомендации фармацевту об особенностях работы в фарммаркете.

Результаты исследований могут быть использованы при подготовке студентов медицинских колледжей по специальности «Фармация» при изучении ПМ.01. «Реализация лекарственных средств», ПМ.03 «Организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководство аптечной организацией при отсутствии специалиста с высшим образованием».

Дипломная работа состоит из введения двух глав, общих выводов и заключения.

ГЛАВА 1. АПТЕЧНЫЕ СЕТИ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ ЗВЕНО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА РОССИИ И КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

    1. Характеристика крупнейших аптечных сетей

В последние годы мы стали свидетелями бурного развития розничного сектора фармацевтического рынка. Появились сетевые компании, предложившие новые форматы, современные маркетинговые и бизнес-технологии, с которыми фармацевтическая отрасль до этого еще не была знакома. О том, что на сегодняшний день сетевая форма организации розничной торговли практически во всех сегментах потребительского рынка является наиболее динамично развивающейся и перспективной, однозначно свидетельствуют статистические данные.

По оценкам экспертов, в среднем сети растут на 50% в год, значительно опережая рост сегментов рынка, в которых они представлены. В фармацевтической рознице первой на этот путь встала компания "Аптеки 36,6".

Сетевая аптечная торговля в настоящее время – один из наиболее активно растущих секторов российского фармацевтического рынка. Региональное распространение аптечных сетей пока еще имеет короткую историю, однако его продолжение ведет к принципиальным изменениям структуры всей российской фармацевтической розницы.

Привлекательность аптечного сектора особенно возросла на фоне высоких темпов роста розничной торговли, достигнутых в 1997 г. и начале 1998 г., и относительно низкого уровня конкуренции по сравнению с оптовой торговлей (превалировали государственные аптеки).

Именно в этот период были приняты стратегические решения относительно развития большинства розничных сетей аптек, которые ныне являются лидерами аптечного бизнеса. Центрами развития аптечного сетевого бизнеса становятся Москва, Санкт-Петербург и Самара.

В дальнейшем конкуренция на розничном рынке усилилась, в связи с началом развития частных аптечных сетей. Последствия финансового кризиса 1998 г., которые привели к значительному сужению рынка, способствовали еще большему нарастанию конкуренции, и государственные аптеки значительно уступили свои позиции частным аптекам. Ослабление позиций государственных аптек привело к их сближению с дистрибьюторскими компаниями и действующими аптечными сетями. В этот период государственные аптеки объединялись вокруг крупного дистрибьютора («СоюзФарма» и «Ассоциация фармацевтических предприятий») или частной аптечной сети, сохраняя при этом юридическую самостоятельность, но теряя хозяйственную.


Основные тенденции развития российского аптечного сектора в 2013–2015 гг.: экстенсивное развитие аптечных сетей, рост их оборотов и рост концентрации. В эти годы по мере насыщения и увеличения конкуренции на рынках наиболее экономически развитых городов началось движение местных сетей в другие регионы. Первоначально это были московские сети, направленные на создание бизнеса государственного масштаба и имеющие возможность использовать для этого необходимые ресурсы.

Рост многих сетей обеспечивался в основном внутренним финансированием холдингов. Однако для решения масштабных задач внутренних источников оказывалось недостаточно, и компании начали выходить на рынок капитала.

Привлечение акционерного капитала на фондовом рынке реализовала только сеть «36,6». Используемые компанией финансовые инструменты позволяли осуществлять наиболее значительные инвестиции и быстрый экстенсивный рост.

За 2010 год некоторые виды аптечных сетей, это аптечные магазины, больничные аптеки, аптеки центральные и межрайонные, гомеопатические аптеки, исчезли с фармацевтического розничного рынка в России.

Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 27.07.2010г. №553н «Об утверждении видов аптечных организаций», установлена следующая классификация аптечных организаций: аптеки, аптечные киоски и аптечные пункты.

Все российские аптечные сети поделены на три категории на основании критериев географической представленности, а также по показателю оборота: «национальные», «межрегиональные» и «региональные» аптечные сети.

Компания относится к категории «национальные» в том случае, если она удовлетворяет следующим требованиям: оборот за последние три месяца превышает 1,5 млрд руб., а также имеет аптеки в шести федеральных округах. а сегодняшний момент перечисленным требованиям соответствует только аптечная сеть «36,6», аптечная сеть «Ригла».

Аптечная сеть «Имплозия» представлена в трех региональных округах и поэтому является межрегиональной аптечной сетью.

Аптечная сеть «Апрель» представлена в Краснодарском, Ставропольском краях, Ростовской области, т.е. в одном Южном федеральном округе, является региональной аптечной сетью.
1.2. Пути создания аптечных сетей

Аптечные сети, которые существуют в настоящее время, различаются по количеству входящих в них подразделений, производственным и финансовым показателям, объемам продаж, ассортиментной политике, территориальному охвату.


Особенность развития аптечных сетей — снижение в их составе числа киосков и увеличение числа аптек. Это согласуется с общими закономерностями изменения структуры аптечной сети. Еще одной тенденцией последних лет является повышение в товарообороте аптечных сетей удельного веса товара, закупаемого централизованно и проходящего через сетевые склады.

В настоящее время аптечные сети интенсивно наращивают свои объемы реализации за счет увеличения количества торговых точек, входящих в сеть, расположенных в различных регионах России.

В ходе конкурентной борьбы аптечные сети укрупняются за счет слияния и поглощения. Вследствие этого количество сетей может сократиться. В перспективе такие сети могут выйти на общенациональный уровень.
1.3. Преимущества аптечных сетей и отдельных аптек

Аптечная сеть — это единый стиль. Это, как правило, централизованные закупки медицинских товаров, а значит, снижение цен и дополнительный контроль за качеством поставленных медикаментов. Кроме того, аптечная сеть дает возможность специализации аптек (детские, производственные, с открытой формой реализации и др.). Становится реальным проведение курсов повышения квалификации, различных тренингов и семинаров.

Наличие сети аптек — это большое преимущество при лекарственном обеспечении населения по льготным рецептам. Наконец, объединенная аптечная сеть — это гарантия большей экономической стабильности по сравнению с аптеками-одиночками. Однако самостоятельные аптеки более мобильны, в т.ч. в плане организации закупок медтовара. Преимущества аптечных сетей также обусловлены гибкой ценовой и ассортиментной политикой, широким спектром услуг, высоким качеством обслуживания. В их штате — высококвалифицированные специалисты, которые занимаются анализом фармацевтического рынка, проведением маркетинговых исследований, определением потребности. Как правило, крупные аптечные сети имеют собственные информационно-справочные службы. В рамках одной сети значительно легче и эффективнее продвигать лекарственные препараты, и это, безусловно, вызывает интерес со стороны производителей.

Основным механизмом роста аптечных сетей в 2013–2014 гг. было открытие аптек своими силами.

Следовательно, основные преимущества сетевого объединения аптечных организаций можно свести к следующему:

- единство принципов работы;

- снижение постоянных издержек и экономия за счет оптовых скидок при закупках, централизации управленческих, учетных, маркетинговых функций;


- увеличение ассортимента;

- снижение цен в сетевых организациях.

Объединение ресурсов сетевых аптек дает возможность наиболее продуктивного их использования по приоритетным направлениям (инвестиции, высококачественный менеджмент и т.п.). Кроме того, сетевой бизнес поддается эффективной рекламе путем раскрутки сетевого бренда.

Такая форма роста розничного аптечного сектора позволяет аптечным сетям не только «выживать» в жестких условиях, но и получать хорошую прибыль.

Между тем для большинства аптек с доминированием местной клиентуры (в спальных районах, небольших населенных пунктах и т.п.) характерна значительная специфика местного спроса. Конкурентоспособность сетевых аптек на этом уровне весьма незначительна. Одиночные аптеки, которые обладают гибкой системой ценообразования, способные формировать нестандартный ассортимент для местной клиентуры, бесспорно, выигрывают у сетевых аптек.


    1. Особенности деятельности отдельных государственных аптек в современных условиях

Для любой коммерческой организации основной целью финансово-хозяйственной деятельности является получение прибыли. В условиях жесткой конкуренции для привлечения покупателей, в целях выживания, независимой аптеке необходимо либо демпинговать, либо предлагать альтернативные услуги. Самостоятельные аптеки имеют небольшие объемы закупок, соответственно, они получают от поставщиков меньший размер скидок, что приводит к более высоким входным ценам, нежели у сетевых аптек. Ограниченность прибыли (а, как правило, ее отсутствие) не позволяет самостоятельным аптекам вкладывать деньги в свое развитие, расширять ассортимент, повышать сервис и формировать собственный рекламный бюджет, осуществлять брендирование своей марки. В таких аптеках отсутствует возможность для мотивации персонала, а также повышения его квалификации, в частности образовательного уровня. Развитие сетевых аптек с целью увеличения оборота, темпов роста, доли на рынке или в силу своей миссии, «имиджа ради», по принципу «наименьших общих издержек», позволяет поддерживать низкодоходные или, на начальном этапе, даже убыточные аптеки. В конечном счете, руководство обособленных аптек, оценив преимущества объединения, как правило, принимает решение о вхождении в ту или иную аптечную сеть, выбор которой зависит от величины коммерческой выгоды и степени влияния на деятельность аптеки головной компании, от степени независимости. Это, может быть, консолидация на условиях франчайзинга, когда вошедшее аптечное предприятие начинает работу под единой торговой маркой брендированной сети, при этом устанавливаются требования и ограничения по ведению бизнеса. Преимущества здесь очевидны. Или на условиях партнерства, где основная компания осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью и прочими процессами вновь вошедшей аптеки. В любом случае аптека будет выбирать те условия, которые в максимальной степени способствуют сохранению и преумножению ее собственности.


В последние годы процесс объединения аптек стал наиболее значимым для всех участников рынка. Если проанализировать ассортимент государственных аптек, то он, как правило, не превышает 1,5 тыс. наименований. В настоящее время такого количества номенклатурных позиций уже явно недостаточно.

Государственные аптеки ориентированы прежде всего на обслуживание определенного сегмента фармрынка — на обслуживание декретированной группы населения, имеющей право на льготы по лекарственному обеспечению.

Государственные аптеки преимущественно работают с препаратами, входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. Проблемы государственных аптек связаны с их зависимостью от бюджетного финансирования. Для того чтобы изменить ситуацию в данном секторе экономики, требуются дополнительные денежные вливания. Учитывая сокращение бюджетных инвестиций, на ближайшие годы нельзя прогнозировать сохранение ситуации в государственном секторе фармрынка.

Другими словами, государственные аптечные сети будут сохранены настолько, насколько будет осуществляться финансирование льготных категорий населения.
Выводы по главе 1.

  1. На сегодняшний день сетевая форма организации розничной торговли, практически во всех сегментах потребительского рынка, в том числе и фармацевтической, является наиболее динамично развивающейся и перспективной.

  2. Сетевая аптечная торговля в настоящее время – один из наиболее активно растущих секторов российского фармацевтического рынка.

  3. Преимущества аптечных сетей обусловлены гибкой ценовой и ассортиментной политикой, широким спектром услуг, высоким качеством обслуживания наличием в их штате высококвалифицированных специалистов, которые занимаются анализом фармрынка, проведением маркетинговых исследований, определением потребности.

  4. Государственные аптеки ориентированы, прежде всего, на обслуживание определенного сегмента фармацевтического рынка — на обслуживание декретированной группы населения, имеющей право на льготы по лекарственному обеспечению.



ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ, ВЫЯВЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ РОССИИ И КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ.

2.1. Анализ структуры аптечных сетей России по географическому охвату