Файл: Н. В. Пеньшин организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса тамбов .pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 267

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

38
Время оборота t
о определяют по формуле
(
)
р п
e т
о о
t
t
n
V
l
t
+
+
=
, где l
о
– длина маршрута за оборот, км; n
е
– число ездок за оборот.
За время наряда или за смену Т
н
, кроме выполнения перевозок непосредственно на маршруте, водитель подаёт автомобиль к месту первой загрузки и после последней разгрузки следует в парк к месту дислокации. Этот пробег называется нулевым l
н
, он не относится к циклу или обороту, но учитывается в работе за смену.
Время наряда при этом можно определить из соотношения o
o н
м н
н
t
n
t
T
t
T
+
=
+
=
, где t
н
– время выполнения нулевого пробега, ч; T
м
– время работы во- дителя на маршруте, ч; n
о
– число оборотов за смену.
Типичные варианты организации транспортного процесса.
При анализе грузовых автомобильных перевозок выделяются типич- ные варианты их организации.
Микросистема – одно- или многократная перевозка груза от одно- го и того же грузоотправителя (грузообразующий пункт – ГОП) одно- му и тому же грузополучателю (грузопоглощающий пункт – ГПП).
Обратный пробег от получателя груза к отправителю выполняется без груза. Микросистема является простейшим вариантом организации транспортного процесса, из различных комбинаций этого процесса проектируются все остальные, более сложные.
Особо малая система – перевозка, организованная аналогично, как по варианту с микросистемой, но в обоих направлениях. То есть после доставки груза первому получателю выполняется перевозка гру- за первому отправителю или до любого промежуточного пункта.
Малая система представляет собой организацию транспортного процесса несколькими автомобилями по обслуживанию одного грузо- отправителя или одного грузополучателя.
Сложность организации транспортного процесса выше, так как в этом случае требуется согласовать работу нескольких автомобилей и погрузочно-разгрузочных пунктов. Работа подвижного состава может быть организована различными способами: по маятниковому маршру- ту с челночным движением, с кольцевым движением или по развозоч- но-сборным маршрутам.
При организации перевозок по кольцевым маршрутам автомобиль совершает объезд нескольких грузоотправителей и нескольких грузо- получателей, периодически возвращаясь в пункт первой загрузки.


39
В ходе выполнения перевозок с развозом грузов осуществляются одна загрузка и развоз груза нескольким получателям; сбор грузов производится у нескольких отправителей в адрес одного получателя.
Средняя система применяется при организации транспортного обслуживания определённой производственной структуры (предпри- ятие, склад, терминал и т.д.), при этом используются несколько малых систем, работа по которым подчинена одной цели.
Большая (интегрированная) транспортная система применяется для организации транспортного обслуживания нескольких производствен- ных структур или определённого географического региона.
В этом случае транспортный процесс организуется между произ- водственными предприятиями, оптовыми базами, предприятиями тор- говли со сбором и развозом грузов.
Технико-эксплуатационные показатели работы грузового автомо-
бильного транспорта. Все процессы производства, в том числе и транс- портный, планируются, измеряются и оцениваются с помощью опреде- лённой системы показателей и измерителей. Характер работы авто- транспортных предприятий (АТП), специфические особенности транс- портного процесса, условия, в которых выполняются перевозки, потре- бовали создания системы показателей, отражающих как отдельные эле- менты, так и весь транспортный процесс в целом. Эти показатели уста- навливают связь между элементами транспортного процесса и количе- ственным изменением транспортной продукции. Система технико- эксплуатационных показателей работы подвижного состава (ТЭП) по- ложена в основу организации и планирования деятельности АТП.
В дальнейшем будем применять следующие обозначения:
А
сп
– списочный парк, ед.;
АД
сп
– списочный парк, автомобиле-дни (а-д);
А
т
– численность технически исправного подвижного состава, ед.;
АД
т
– численность технически исправного подвижного состава, а-д;
А
х
, АД
х
– ходовой парк, то же, что А
т
, АД
т
;
А
р
– численность подвижного состава, находящегося в ремонте и на техническом обслуживании, ед.;
АД
р
– численность подвижного состава, находящегося в ремонте и на техническом обслуживании, а-д;
А
п
– численность подвижного состава, находящегося на простое, ед.;
АД
п
– численность подвижного состава, находящегося на про- стое, а-д;
А
э
– численность подвижного состава, находящегося в эксплуата- ции, ед.;
АД
э
– численность подвижного состава, находящегося в эксплуа- тации, а-д;


40
АД
р.д
– численность списочного парка за рабочие дни расчётного периода, а-д;
α
т
– коэффициент технической готовности;
α
в
– коэффициент выпуска;
α
и
– коэффициент использования подвижного состава;
q
н
– номинальная грузоподъёмность автомобиля (прицепа, авто- поезда), т;
q
ф
– масса фактически перевозимого груза, т;
γ – статический коэффициент использования грузоподъёмности;
γ
д
– динамический коэффициент использования грузоподъёмности;
L, L
г
, L
x
, L
н
– пробег автомобиля общий, с грузом, холостой, нуле- вой соответственно, км;
L
м
, l
ег
, l
x
, l
н
– длина маршрута, пробег с грузом за ездку, холостой за ездку, нулевой, км;
n
e
, n
o
– число ездок, оборотов;
β, β
е
, β
м
,
β
р.д
– коэффициент использования пробега, коэффициент использования пробега за ездку, на маршруте, за рабочий день;
Т
н
, Т
м
, Т
дв
– время работы водителя в наряде, на маршруте, в дви- жении, ч;
t
e
, t
o
, t
н
, t
дв
, t
п.-р
– время выполнения ездки, оборота, нулевого про- бега, в движении, на выполнение погрузочно-разгрузочных работ и простои по другим причинам, ч;
Т
с
– время, затрачиваемое на перевозку груза (сообщения, доставки), ч;
V
т
, V
э
, V
c
– скорость техническая, эксплуатационная, доставки груза (сообщения) соответственно, км/ч;
U
e
, U
ч
, U
р.д
– производительность транспортного средства за езд- ку, часовая, за рабочий день соответственно, т за ездку, т/ч, т/р.д;
W
e
, W
ч
, W
р.д
– производительность транспортного средства за езд- ку, часовая, за рабочий день, учитываемая в т
⋅км за ездку, (т⋅км)/ч,

⋅км)/р.д;
Q – объём перевозок, т;
Р – грузооборот, т
⋅км; т
т
В – выработка на одну среднесписочную автомобиле-тонну, т; т
т.км
В
– выработка на одну среднесписочную автомобиле-тонну, т
⋅км.
Условно ТЭП можно классифицировать по группам:
– показатели состояния парка;
– показатели использования подвижного состава;
– показатели производительности.

41
1. Парком подвижного состава или списочным парком А
сп назы- вают общее количество автомобилей, тягачей, прицепов, полуприце- пов, находящихся в распоряжении предприятия и числящихся на его балансе.
Списочный парк подвижного состава состоит из ходового парка А
х
, т.е. технически исправных единиц подвижного состава, готовых к вы- полнению перевозок, и единиц подвижного состава, находящихся в ремонте, техническом обслуживании и ожидании ремонта А
р
: р
х сп
А
А
А
+
=
Ходовой парк подвижного состава может полностью находиться в эксплуатации (А
э
), либо часть его может простаивать по разным при- чинам (А
п
): из-за отсутствия водителей, работы, при ограничениях движения и по другим обстоятельствам: п
э х
А
А
А
+
=
В связи с этим списочный парк рассматривают как сумму автомо- билей, находящихся в эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте и простаивающих по разным причинам: п
р э
сп
А
А
А
А
+
+
=
Списочный парк подвижного состава автотранспортного пред- приятия не остаётся постоянным по количеству и составу в течение планируемого либо учётного периода (месяца, квартала, года) вследст- вие списания, пополнения, выхода в ремонт и по другим причинам.
В связи с этим рассчитывают
среднесписочный парк подвижного со- става на основании данных об изменении парка за период (увеличение, сокращение с учётом сроков выбытия или поступления в АТП). Для этого определяют количество автомобиле-дней (прицепо-дней) нахож- дения на предприятии списочного парка с учётом прибывающего и выбывающего подвижного состава.
Автомобиле-дни АД определяются произведением количества ав- томобилей на количество дней нахождения их на АТП.
Среднесписочное число автомобилей определяют соотношением
(
)
к в
к в
п п
к с
с
Д
Д
Д
А
Д
А
Д
А
А


+
=
, где А
с
– количество автомобилей (тягачей, полуприцепов, прицепов и др.), числящихся на балансе предприятия на начало периода; Д
к
– ка- лендарное число дней в рассчитываемом периоде; А
п
, А
в
– количество поступивших, выбывших за учётный период единиц подвижного со-


42
става; Д
п
– количество дней пребывания на предприятии вновь посту- пившего подвижного состава; Д
в
– количество дней пребывания на предприятии выбывающего (списанного, переданного) подвижного состава.
Пример. Определить среднесписочное число автомобилей парка за календарный год, если на начало года на балансе АТП числилось
350 автомобилей, из них 10 списано 20 мая, 25 мая приобретено
15 новых автомобилей, 1 сентября продано 40 автомобилей.
339.
365 243)
(365 40 140)
(365 10 221 15 365 350
А
с








+

=
В связи с тем, что структура парка неоднородна и состоит из ав- томобилей, прицепов и полуприцепов разной грузоподъёмности, для оценки провозной способности парка пользуются показателями общей грузоподъёмности парка и средней грузоподъёмности единицы под- вижного состава:

=
=
n
i
i
q
q
i
1
с
АТП
А
; э
1
э э
АД
Д
А

=
=
n
i
i
q
q
i
i
Техническая готовность парка подвижного состава к работе оце- нивается коэффициентом технической готовности, показывающим, какая часть подвижного состава из списочного количества находится в технически исправном состоянии и может быть использована в работе: с
1
х т
А
А

=
=
α
n
i
i
или с
1
х т
АД
АД

=
=
α
n
i
i
Коэффициент технической готовности парка во многом зависит от организации работы технической службы АТП, условий эксплуата- ции, технического состояния подвижного состава и мастерства води- телей. Большое значение в повышении качества технического состоя- ния парка имеют регулярно и качественно проводимые техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, что позволяет увеличить межремонтные пробеги и сократить время нахождения подвижного состава в ремонте.

43
При определении коэффициента технической готовности простои подвижного состава по организационно-техническим причинам
(отсутствие заказов на перевозки, недостаток водителей, отсутствие эксплуатационных материалов, климатические и дорожные условия и т.д.) не учитываются, так как ходовой парк включает подвижной состав, находящийся в эксплуатации, и подвижной состав, техни- чески исправный, но простаивающий по организационно-техническим причинам.
Исправный подвижной состав назначается на работу (в этом слу- чае говорят, что автомобили находятся в наряде, в эксплуатации) либо может простаивать по каким-либо причинам. Коэффициент выпуска подвижного состава и коэффициент использования подвижного соста- ва, определяются следующими выражениями: сп э
в
А
А
α
=
или сп э
в
АД
АД
α
=
; р.д э
и
АД
АД
α
=
2. Показатели использования грузоподъёмности – соответственно коэффициенты использования грузоподъёмности статическийγи ди- намическийγ
д
:
н ф
γ
q
q
=
;


=
=
=
n
i
n
i
i
i
i
l
q
l
q
1
ег н
1
ег ф
д
γ
3. За время наряда автомобиль совершает пробег к месту первой погрузки, выполняет несколько ездок (оборотов) по перевозке от гру- зоотправителей грузополучателям и возвращается в парк. Пробег ав- томобиля за время наряда (смену) L определяется из соотношения
(
)
х ег o
н м
н
l
l
n
l
L
l
L
+
+
=
+
=
, где L
м
– пробег автомобиля за время работы на маршруте, км; l
н
– нулевой пробег, км; l
ег
, l
х
– пробег с грузом, пробег холостой за оборот, км.
=
+
=
х
г
м
L
L
L


44
4. Коэффициент использования пробега:
L
L
г
β
=
; х
ег ег м
β
l
l
l
+
=
, где β – коэффициент использования пробега за смену; β
м
– то же при работе на маршруте.
5. При совершении ездки автомобиль загружают, выполняют пе- ревозку груза, выгружают груз и подают к месту очередной загрузки.
Кроме того, автомобиль может простаивать в ожидании погрузки или выгрузки, при оформлении передачи груза и по другим причинам.
Время ездки t
е определяют соотношением пр р
п дв е
t
t
t
t
t
+
+
+
=
, где t
дв
, t
п
, t
р
, t
пр
– время соответственно движения, простоя под погруз- кой, разгрузкой, при оформлении передачи груза и по другим причи- нам, ч.
Воспользовавшись коэффициентом использования пробега и обо- значив t
п
+ t
р
+ t
пр через t
п.-р
, получим время одной ездки автомобиля: р
- п
т ег е
β
t
V
l
t
+
=
, где V
т
– техническая скорость движения при выполнении перевозок, км/ч.
6. Время простоя подвижного состава при его загрузке или раз- грузке может быть определено по формуле пр н
п(р)
р
- п.
t
K
t
t
+
=
, где t
п(р)
– время, затрачиваемое непосредственно на загрузку (разгруз- ку) транспортного средства (время грузовой операции), ч; K
н
– коэф- фициент неравномерности подачи подвижного состава под погрузку
(разгрузку).
7. Число ездок (оборотов) за рабочий день: е
н н
e
t
t
T
n

=
; о
н н
о
t
t
T
n

=
8. Расчётные скорости движения:
– техническая дв т
T
L
V
=
;
:
L
L
г
рд =
β

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   55