Файл: Н. В. Пеньшин организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса тамбов .pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 275

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
45
– эксплуатационная н
э
T
L
V
=
;
– сообщения с
г с
T
L
V
=
, где
Т
с
– время, затрачиваемое на доставку груза, ч.
Время сообщения определяется с учётом времени погрузки, непо- средственно движения транспортного средства с грузом и разгрузки: р
дв п
с
Т
Т
Т
Т
+
+
=
Скорость сообщения (доставки) определяется при необходимости сравнения этого показателя с аналогичным на других видах транспорта.
9. Объём транспортной работы:
– объём перевозок э
т р
- п.
г т
н

β
+
β
γ
=
V
t
L
V
q
Т
Q
;
– грузооборот

э т
р
- п.
г г
т н
β
+
β
γ
=
V
t
L
L
V
q
Т
P
10. Производительность подвижного состава грузового авто- транспорта чаще всего определяют в тоннах либо в тонна-километрах за час работы или за смену. Формулы для расчёта производительности подвижного состава приведены в табл. 3.1.
11. Выработка на одну среднесписочную тонну грузоподъёмности:
– за рабочий день р.д т
В
, р.д т.км
В
н сп р.д т
АД
В
q
Q
=
; н
сп р.д км т
АД
В
q
Р
=
;
– за период п
т
В
, п
км т
В
н сп п
т
А
В
q
Q
=
; н
сп п
т.км
А
В
q
Р
=
, где сп н
ег
,
,
A
q
l
– средние значения соответственно l
ег
, q
н
, А
сп

46
3.1. Производительность подвижного состава
(расчётные формулы)
Показатели
Расчётные формулы для определения производительности в тоннах в тонна- километрах
Объём транспортной работы за ездку
γ
=
н е
q
Q
ег е
е
l
Q
P
=
Производительность часовая е
н ч
t
q
U
γ
=
ег ч
ч
l
U
W
=
Производительность за смену е
н р.д
n
q
U
γ
=
ег р.д р.д
l
U
W
=
Влияние эксплуатационных факторов на производительность
подвижного состава. Работники автомобильного транспорта в усло- виях рыночной экономики, в первую очередь, решают проблему по- вышения эффективности перевозок. Для квалифицированного реше- ния этого вопроса необходимо понимать, какова степень влияния от- дельных показателей на производительность подвижного состава.
Производительность при выполнении перевозок характеризуется количеством транспортной продукции, производимой в единицу вре- мени. Это может быть количество груза, перевозимое в единицу вре- мени (т/ч) или величина грузооборота, выполняемого за единицу вре- мени (т
⋅км/ч).
Для анализа зависимости производительности подвижного соста- ва от основных эксплуатационных факторов воспользуемся уже из- вестной формулой часовой производительности автотранспорта е
н ч
γ
t
q
U
=
Подставляя вместо
t
е его значение, получим р
- п.
т ег т
н ч
β
β
γ
t
V
l
V
q
U
+
=
Для того чтобы понять характер влияния каждого из показателей на производительность, применяют такой приём: показатель, влияние


47
которого хотят установить, считают величиной переменной; другие показатели в этот момент считают постоянными, значения их прини- мают в пределах, соответствующих условиям эксплуатации данного парка. Если принять такое допущение, то характер зависимостей про- изводительности подвижного состава может быть выражен следую- щими уравнениями:
– от количества загружаемого в автомобиль груза
U
ч
=
f (q
н
γ)

уравнением вида
y = ax, где р
- п.
т ег т
β
β
t
V
l
V
a
+
=
;
– от коэффициента использования грузоподъёмности и скорости движения
U
ч
=
fV
т
) –
cx
b
ax
y
+
=
, где
a = q
н
γ;
b = l
ег
;
c = t
п.-р
;
– от расстояния перевозки груза
U
ч
=
f (l
ег
) –
c
x
a
y
+
=
, где
a = q
н
γβ
V
т
;
c = βV
т
t
п.-р
;
– от времени простоя при загрузке и разгрузке
U
ч
=
f (t
п.-р
) –
cx
b
a
y
+
=
, где
a = q
н
γβ
V
т
;
b = l
ег
;
c = βV
т
Если в формуле подставлять значения показателей, характерные для условий эксплуатации конкретного предприятия или конкретных условий перевозки, то можно получить и соответствующие графики; их называют характеристическими. Варианты графиков приведены на рис. 3.1 – 3.4.
Из полученных графиков следует, что увеличения производи- тельности можно добиться в первую очередь за счёт увеличения гру- зоподъёмности автомобиля и коэффициента использования грузоподъ-
ёмности – применением автомобилей большей грузоподъёмности, прицепов, наращиванием бортов (см. рис. 3.1).
Увеличение производительности за счет сокращения расстояний перевозок также может дать значительный эффект (см. рис. 3.2).

48
0 1
2 3
4 5
6 7
8 9
2,5 5
7,5 10 12,5 15
Грузоподъемность, т
П
рои зв од ит ел ьн ос ть
, т
/
1
2
3
Рис. 3.1. Зависимость производительности от грузоподъёмности
подвижного состава при расстояниях перевозок:
1 – 5 км; 2 – 25 км; 3 – 100 км
0 1
2 3
4 5
1 4
7 10 13 16 19 22 25 28
Длина ездки, км
П
рои зв од и
те ль но ст ь,
т/
ч
Рис. 3.2. Зависимость производительности подвижного состава
от расстояния перевозки
0 2
4 6
8 10 0,2 0,5 0,8 1,1 1,4 1,7
Время, ч
П
рои зв од и
те л
ь- но ст ь, т/
ч
2
1
Рис. 3.3. Зависимость производительности подвижного состава от времени
простоя под погрузкой и выгрузкой при расстояниях перевозок:
1 – 5 км; 2 – 50 км
Для этой цели решаются специальные транспортные задачи по опреде- лению кратчайших расстояний, закреплению грузоотправителей и гру- зополучателей из расчёта минимума транспортной работы, маршрутиза- ции перевозок для сокращения холостых и нулевых пробегов и др.
Грузоподъёмность, т
Производительность
, т

Производитель
- ность
, т



49
0 0,5 1
1,5 2
10 12 14 16 18 20 22 24 26 28
Скор ость движения, км/ч
Пр о
и зв о
д и
те л
но ст ь, т/
ч
Рис. 3.4. Зависимость производительности подвижного состава
от скорости движения
Значительное приращение производительности даёт сокращение непроизводительных простоев, в первую очередь под погрузочно- разгрузочными операциями. Эффект от сокращения простоев наиболее заметен при выполнении перевозок на короткие расстояния (см. рис. 3.3).
Однако следует помнить, что реально приращение производи- тельности может быть получено лишь в случае, если изменение усло- вий эксплуатации позволит увеличить количество законченных ездок на целое число (одну или более, но только целое число). График про- изводства транспортной продукции во времени приведён на рис. 3.5.
В связи с этим при определении технико-эксплуатационных пока- зателей необходимо учитывать дискретный характер транспортного процесса.
Перевозка считается выполненной только после сдачи груза по- лучателю, т.е. после полного завершения цикла; следовательно, число ездок в течение смены может быть только целым числом. Изменение количества транспортной продукции, измеряемой в тонна-километрах
(грузооборот), происходит в процессе движения, а объёмов перево- зок – после разгрузки и сдачи груза получателю.
P
1
= Q
1
l
1
P
2
= Q
2
l
2
Q
1
= q
н
γ
1
Q
2
= q
н
γ
2
t
н
t
п
t
г1
t
р
t
х
t
п
t
г2
t
р
Рис. 3.5. Производство транспортной продукции
Производитель
- ность
, т

Скорость движения, км/ч

50
Вопросы для самопроверки
1. Элементы транспортного процесса. Время ездки. Время оборо- та. Время в наряде.
2. Типичные варианты организации транспортного процесса.
3. Дайте определение технико-эксплуатационным показателям работы грузового автомобильного транспорта: А
сп
, АД
сп
, А
т
, АД
т
, А
р
,
АД
р
, А
э
, АД
э
,
α
т
,
α
в
,
q
н
,
γ, L, L
г
,
L
x
,
L
н
,
n
e
,
n
o
,
β, β
е
, β
м
,
β
р.д
,
Т
н
,
Т
м
,
Т
дв
,
t
e
,
t
o
,
t
н
,
t
дв
,
t
п.-р
,
V
т
,
V
э
,
V
c
,
U
e
,
U
ч
,
U
р.д
,
W
e
,
W
ч
,
W
р.д
,
Q – объём перевозок,
Р – грузооборот, выработка на одну среднесписочную автомобиле- тонну, в тоннах; выработка на одну среднесписочную автомобиле- тонну, в т
⋅км.
4. Как влияют эксплуатационные факторы на производитель- ность подвижного состава?


51
4. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО
ПРОЦЕССА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ
АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
4.1. ТРАНСПОРТНАЯ ПОДВИЖНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И
ТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ.
ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА
Для перевозки пассажиров в регулярном сообщении используют- ся транспортные средства:
– категории «M1» – имеют помимо места водителя не более
8 мест для сидения;
– категории «M2» – имеют помимо места водителя более 8 мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т;
– категории «M3» – имеют помимо места водителя более 8 мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т.
Расписание регулярных перевозок пассажиров и багажа составля- ется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перево- зок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной гра- фик отправления транспортных средств от остановочного пункта.
Расписание размещается во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, в которых предусмотрена обязательная оста- новка транспортного средства. В случае если потребность в регуляр- ных перевозках пассажиров и багажа существенно зависит от времени года или дней недели, расписание может составляться на летний и осенне-зимний периоды года и отдельно для рабочих, выходных и праздничных дней.
Изменения, внесённые в расписание, доводятся до сведения насе- ления не позднее чем за 10 дней до начала осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа согласно изменённому расписанию.
Остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажи- ров осуществляется во всех остановочных пунктах маршрута регуляр- ных перевозок, за исключением остановочных пунктов, в которых по- садка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию.
Остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажи- ров по их требованию осуществляется, если:
− пассажир, находящийся в транспортном средстве, заранее уве- домит кондуктора или водителя о необходимости остановки транс- портного средства в соответствующем остановочном пункте;

52
− в остановочном пункте имеются лица, ожидающие прибытия транспортного средства.
Водитель или кондуктор обязаны заранее предупреждать пасса- жиров, находящихся в транспортном средстве, об остановочных пунк- тах, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию. Остановочные пункты оборудуются указателями, опреде- ляющими место остановки транспортного средства для посадки (вы- садки) пассажиров.
На указ ателях размещается следующая информация:
− условное обозначение транспортного средства (автобуса, троллейбуса, трамвая), используемого для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа;
− наименование остановочного пункта;
− номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включён остановочный пункт;
− наименование конечного остановочного пункта каждого мар- шрута регулярных перевозок;
− расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в со- став которых включён остановочный пункт, за исключением остано- вочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществ- ляется по их требованию;
− надпись «По требованию» в остановочных пунктах, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;
− наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечи- вающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
Остановочные пункты, из которых осуществляется отправление более чем 100 пассажиров в сутки, обустраиваются защитными сред- ствами от атмосферных осадков, если это позволяют земельные участ- ки, примыкающие к остановочному пункту.
Пассажир имеет право на бесплатное пользование залами ожида- ния и туалетами, размещёнными в автовокзале, если у него есть билет, срок действия которого не истёк и который обеспечивает право проез- да по маршруту регулярных перевозок с этого автовокзала.
Режим работы автовокзала должен соответствовать графику при- бытия и отправления транспортных средств. На фасадной стороне ос- новного здания автовокзала с некруглосуточным режимом работы должно быть размещено общее расписание для всех маршрутов регу- лярных перевозок, в состав которых включён остановочный пункт, расположенный на территории автовокзала, или информационный


53
терминал для выдачи сведений о прибытии и отправлении транспорт- ных средств.
В основном здании автовокзала должна быть размещена следую- щая информация:
− общее расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включён остановочный пункт, расположенный на территории автовокзала;
− схема расположения и нумерации мест в транспортных сред- ствах тех марок, которые отправляются с этого автовокзала;
− схема маршрутов регулярных перевозок;
− правила пользования услугами автовокзала.
Транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются:
− над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верх- ней части лобового стекла;
− на правой стороне кузова по ходу транспортного средства;
− на заднем окне транспортного средства.
Внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация:
− наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора – также фамилия кондуктора;
− наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечи- вающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа;
− номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных пе- ревозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения;
− стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа;
− указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за ис- ключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указыва- ется номер места для сидения;
− указатели мест расположения огнетушителей;
− указатели мест расположения кнопок остановки транспортно- го средства;
− указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами;
− правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил.

54
Основной задачей пассажирских автобусных перевозок является удовлетворение потребностей населения в перевозках, при этом долж- на учитываться возможность сокращения времени на поездку, обеспе- чение регулярности движения автобусов и гарантия возможности по- ездки.
Хозяйствующие субъекты автомобильного транспорта при орга- низации регулярных перевозок решают следующие задачи.
1. Изучают колебания пассажиропотоков.
2. Выбирают оптимальные схемы автобусных маршрутов.
3. Производят выбор автобусов по вместимости.
4. Производят нормирование скоростей движения, координацию работы автобусов с другими видами пассажирского транспорта.
5. Составляют расписание движения для маршрутных автобусов.
6. Организуют выпуск автобусов на линию.
7. Осуществляют диспетчерское управление и контроль за рабо- той автобусов.
8. Обеспечивают безопасность перевозок.
Автобусные перевозки пассажиров получили своё применение в городах, сельской местности и широко используются в пригородном, междугородном и международном сообщениях. В подавляющем большинстве малых городов и посёлков городского типа автобус явля- ется основным видом массового пассажирского транспорта.
Городские и пригородные автобусные маршруты ряда городов и населённых пунктов имеют регулярные транспортные связи с аэропор- тами, железнодорожными и речными вокзалами, морскими портами.
Внутриобластные и сельские перевозки пассажиров автобусами обеспе- чивают связи глубинных населённых пунктов с магистральными видами транспорта дальних сообщений. Автомобильный транспорт обслужива- ет самостоятельно и дальние перевозки пассажиров в районах, не имеющих развитых железнодорожных, воздушных и речных связей. Он успешно используется в малонаселённых и осваиваемых районах, также дополняет работу железнодорожного и воздушного транспорта. Распре- деление автобусных перевозок по видам сообщений следующее: город- ские – 67, пригородные – 28, междугородные – 5%.
Транспортная подвижность населения. Подвижность населения
P–это количество передвижений,приходящихся наодного человека от общего числа участников передвижений за расчётный промежуток времени, как правило, год: ед.
,
П
K
Р
=
,