Файл: лфaрaби aтындaЫ aзa лтты университеті.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент в условиях кризиса

Антикризисный менеджмент

Стратегия организации — это комплексный план управления, содержащий комбинацию методов организации бизнеса и ведения конкуренции, направленный на достижение организационных целей.

Основные этапы стратегического управления в организации:

1. Анализ среды.

2. Определение миссии и целей организации.

3. Формирование и выбор стратегии.

4. Реализация стратегии.

5. Оценка и контроль выполнения стратегии.

Стратегии классифицировать можно по направлениям воздействия на кризисные очаги:

1)Маркетинговая стратегия, оперативное изменение маркетинговой политики организации и всех инструментов комплекса маркетинга (продукт, цена, каналы распределения и методы продвижения продукта) в зависимости от изменений внешней и внутренней среды.

2)Антикризисная производственная стратегия, реорганизация коммерческой организации в области.

3)Антикризисная кадровая / управленческая стратегия, которая включает меры по улучшению кадрового потенциала.

4)Антикризисная финансовая стратегия нацелена на построение эффективной системы управления финансами, с помощью которой можно обеспечить решение стратегических и тактических задач деятельности фирмы.

5)Антикризисные стратегии сокращения расходов.

Практику стратегического управления можно найти из 11 основных методов антикризисного управления. Методы можно разделить на две группы с точки зрения результатов, которые предприятие может ожидать от их использования.

К первой группе относятся тактические приемы. К ним относятся:

  • санация,

  • сокращение штата

  • банкротство.

Эти методы направлены на быстрое улучшение финансовых показателей компании; то есть преодоление кризисных последствий. Однако применения этих методов не всегда достаточно для устранения причин кризиса, если это неэффективные системы управления.

Другую группу можно (условно) назвать стратегическими методами. Как правило, корпорация не сразу видит результат от этих методов, но их использование меняет сущность бизнеса и качественные характеристики, такие как конкурентоспособность, инвестиционная привлекательность, клиентоориентированность, инновационность. Такие методы:

  • ликвидация

  • создание новых корпоративных структур

  • модернизация

  • Урегулирование

  • Слияние

  • Диверсификация

  • Реструктуризация

  • Реинжиниринг





Таблица 1. Отличительные характеристики стратегического менеджмента, стратегического менеджмента в условиях кризиса и антикризисного менеджмента.

Рассмотрим отличия стратегического управления от антикризисного управления.(Таблица 1) В стратегическом управлении выделяют три основных компонента, а именно: стратегию формирования решения; реализация выбранной стратегии; объективная оценка принятого решения.

При стратегическом управлении устанавливается общая цель управления, промежуточные результаты деятельности организации учитываются при планировании. Однако нет возможности прогнозировать угрозы как из внешнего, так и из внутреннего факторного пространства. Последствия воздействия технического прогресса на окружающую среду, социальную жизнь общества и психологическое состояние людей не учитываются - во главе ставится конечная цель, для достижения которой формируется стратегия, не принимающая во внимание учет последствий деятельности предприятия. Процесс реализации выбранной стратегии основан на фиксации результатов, достигнутых на определенных временных этапах, например, неделя, месяц, квартал, полгода, год. Большое значение в этот период имеет пересмотр финансовой политики организации, выбор источников финансирования, оптимизация штатного расписания, изменение политики премирования топ-менеджеров, при необходимости экстренная ротация или полная смена руководство предприятиями и организациями.

Оценка стратегии включает в себя получение отзывов о принятых решениях и анализ текущей работы организации по принятому плану реализации стратегического плана. При этом процесс стратегического контроля в схеме тактического управления рассматривается для контроля и корректировки принимаемых решений в связи с непредсказуемостью и резкими изменениями событий на рынке услуг и на законодательном уровне. Полученная информация требует разработки теории, позволяющей предвидеть последствия принимаемых решений.

Антикризисное управление направлено на выявление слабых методов принятия решений и упреждение всевозможных сбоев в связи с общим экономическим кризисом. При этом учитываются конструктивные и деструктивные факторы, состояние и развитие как технологий, так и техники. Возникает ряд вопросов: как сами люди реагируют на всевозможные риски, связанные с кризисом; как именно это можно учесть в антикризисном управлении; Как организация создает для себя устойчивое конкурентное преимущество в отрасли. На поставленные выше вопросы нет однозначного ответа. Стоит обратить внимание на то, что управление компанией или организацией направлено на защиту интересов акционеров предприятий (выгодоприобретателей), работников, инвесторов, государственных органов. Однако в кризисной ситуации невозможно удовлетворить интересы всех; необходимо сделать выбор.



Успех стратегического антикризисного управления зависит от своевременного выявления самого кризиса и применения наиболее эффективных методов его устранения. Успешное стратегическое управление возможно только при расходном подходе к кризисной ситуации и применении ряда стратегических и тактических методов стратегического управления. Стратегическими методами являются ликвидация корпораций, создание новых корпоративных структур, упорядочение, модернизация, слияние, диверсификация, реструктуризация и реинжиниринг. Реорганизация, сокращение штатов и банкротство определяются как соответствующие тактические методы антикризисного управления. Ранняя диагностика кризиса в финансовой деятельности предприятия, оперативное реагирование на различные кризисные явления, адекватная реакция корпораций на реальную финансовую опасность и полная реализация внутреннего потенциала фирмы для ликвидации кризиса - все это необходимо для эффективное стратегическое антикризисное управление. Каждый этап развития кризисной ситуации характеризуется рядом функций и задач, которые необходимо планировать и реализовывать для эффективного стратегического управления выходом из кризиса. На стадии кризиса необходима осторожность для обеспечения диагностики роли внешних обстоятельств, оценки возможных последствий действия негативных факторов и реализации профилактических мероприятий. Необходимо распознать и проиллюстрировать признаки кризиса, проанализировать его причины, определить тип и вероятную глубину кризиса и согласовать антикризисные программы. Оценка посткризисных условий, определение управляемых и неуправляемых кризисных факторов, разработка новых стратегий, выбор и реализация стратегии – все это необходимо для преодоления последствий кризиса. Ключевую роль в стратегическом антикризисном управлении играют комплексные действия сторон корпоративного управления (собрания акционеров, Совет директоров, управляющий орган и контрольная комиссия). Действительно, каждая цель стратегического антикризисного управления на разных этапах содержит направления определенных действий, ответственных органов и ожидаемых результатов мобилизации конкретных управленческих функций. Перечисленные инструменты антикризисных мер являются обязательными в порядке осторожности при управлении кризисными ситуациями и их наступлением.


    1. Методологические основы стратегического менеджмента и антикризисного управления предприятия



Методологической основой стратегического менеджмента являются методологическая база, общие положения и принципы стратегического управления, а также системная модель организации. В ходе подготовки к кризисам бизнес может разработать планы и стратегии антикризисных действий, лежащие в основе текущих мер, реализуемых на этапе антикризисного измерения. В современной литературе предлагается ряд видов антикризисных мер. Наиболее типичными антикризисными решениями являются[7]:

  1. Деятельность по планированию, включая переопределение миссии, видения и целей компании, принятие новой ориентации в отношении рыночных возможностей, переориентацию продукта, внедрение новых концепций управления, внедрение формализованного стратегического планирования.

  2. Деятельность, связанная с организацией, включая снижение затрат, отсрочку погашения обязательств, приобретение дополнительного капитала (например, ценных бумаг, увеличение первоначального капитала, кредиты), аренду активов, заключение мирового соглашения с кредиторами, слияние со стратегическим партнером, уменьшение размера бизнес (например, ликвидация или слияние), диверсификация деятельности, смена руководящих должностей, изменение инвестиций в продукцию, приобретение новых технологий, внедрение систем управления качеством, внедрение интегрированных информационных систем, изменение ценовой политики, изменение организационной структуры, аутсорсинг, изменение организационной культуры;

  3. Изменение мотивационных мер, в том числе снижение заработной платы, стимулирование коллективной работы, создание новых мотивационных систем, изменение организации труда, сокращение занятости,

  4. Меры контроля, в том числе осуществление дополнительного финансового контроля и систематического контроля.

Предлагаемые меры становятся отправной точкой для выявления основных видов антикризисной стратегии. Для выбора соответствующей стратегии необходимо правильно определить масштабы и причины кризиса, время и интенсивность его продолжительности, методы организационной адаптации к среде или вовлечения сотрудников, их готовность к выходу из кризиса.

Принимая во внимание продолжительность и интенсивность кризисной реструктуризации, можно выделить соответствующие стратегии ликвидации, роста и банкротства. Стратегия реструктуризации направлена ​​на стабилизацию кризиса с целью получения конкурентного преимущества. Он используется для контроля кризисов. Стратегия ликвидации – это стратегия, допускающая банкротство предприятия путем его продажи или реализации стратегии сохранения платежеспособности (так называемая добровольная ликвидация). Стратегия роста заключается в принятии агрессивных мер по улучшению или усилению конкурентной позиции предприятия, что должно отражаться в увеличении рыночной стоимости организации. Последней стратегией является банкротство, предполагающее ликвидацию предприятия без сохранения платежеспособности.


Кризис, поглощая все сферы экономики, порождает когнитивные явления, противоречащие рациональным действиям, которые невозможно устранить, используя только традиционные методы управления предприятием. Возникают следующие проблемы:

– проблематичный выбор принятия решения из большого количества возможных;

– сокращение возможностей строительных организаций в период кризиса;

– малая доля вероятности того, что организация справится с последствиями кризиса;

– неоднозначность и неопределенность причинно-следственных связей.

Вторая группа, к которой относятся стихийные бедствия, эпидемии, пандемии, способна привести к кризисным явлениям экономику не только одной отрасли страны, но и всего мирового сообщества в целом. Примером может служить ситуация в мире в 2019-2021 годах, когда пандемия COVID-19 привела к закрытию ряда стран Европы, Америки, Азии на карантин, на локдаун, что привело к нарушению коммуникационных связей между странами , движение трудовых ресурсов, нехватка медикаментов и оборудования. Но больше всего страдает экономика из-за закрытия предприятий, транспорта, роста числа безработных по всему миру и пострадавших от COVID-19. Страны вынуждены направлять свои финансовые ресурсы на борьбу с пандемией в медицину и фармакологию на разработку вакцины. Наблюдается рост претенциозного движения населения.

Третья группа кризисных явлений развивается на фоне совместного проявления организационного и природно-пандемического кризиса. Это явление характеризуется не только экономическими, политическими, но и социальными, экологическими последствиями, которые жестко отражаются на психологическом состоянии человеческого общества. Люди испытывают страх, депрессию, у населения отсутствует вера в будущее. Коррупция и воровство процветают во всех сферах человеческой деятельности, но вместе с тем растет и волонтерское движение. Для достижения успеха организации в кризисной ситуации необходимо иметь успешное управление в период высокой неопределенности в принятии решений. Организации должны точно следовать намеченной дорожной карте для получения информации о возможностях и угрозах факторного пространства и окружающей среды, чтобы вовремя систематизировать стратегию использования имеющихся ресурсов и методов защиты от негативных воздействий. На всех этапах управления пусть небольшой, но успех должен проявляться на основе предвидения развития событий. В этом можно рассмотреть синергетический эффект от интеграции стратегического управления с антикризисным управлением.