Файл: Учебники и учебные пособия криминалистика учебник Под редакцией В. Д. Зеленский, Г. М. Меретуков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 546

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Объект и предмет криминалистики,

ее место среди наук

Система криминалистики

ГЛАВА 2. История криминалистики

Эффективное выполнение этой работы достигается умелым применением криминалистической техники.

Глава 25. Розыскная деятельность следователя

25.1 Понятие розыскной деятельности следователя

25.2 Розыскные версии. Планирование розыска

Глава 29. Расследование изнасилований

Глава 39. Расследование поджогов и преступных нарушений противопожарных правил

39.4 Последующие и иные действия

Глава 42. Расследование преступлений, связанных с

уклонением от уплаты таможенных платежей

42.1 Криминалистическая характеристика преступлений

связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей

42.2 Типичные следственные ситуации и программа действий

по их разрешению

42.3 Особенности тактики проведения отдельных следственных действий при расследовании преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей

Глава 43. Расследование преступлений в сфере

компьютерной информации

43.1 Расследование фактов неправомерного доступа

к компьютерной информации

43.2 Расследование создания, использования и распространения

вредоносных компьютерных программ

Глава 44. Особенности методики расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними

44. 1 Криминалистическая характеристика преступлений,

совершаемых несовершеннолетними


При допросе свидетелей из их окружения следует в первую очередь вы­яснить характер их отношений до вступления в связь и сразу после этого. Если встречи продолжались и их видели вместе после мнимого насилия дру­жески беседующими, заявление потерпевшей об изнасиловании становится весьма сомнительным.

Подробно выясняются обстоятельства, свидетельствующие и о непри­язненных отношениях подозреваемого с родственниками заявительницы (заявителя) либо их родственников между собой, другие факты, дающие основания усомниться в совершении сексуального насилия.

Одним из тактических средств оказания положительного воздействия на лжеца служит очная ставка.

Одновременно планируются и проводятся такие оперативно-розыскные мероприятия, как:

  • опрос граждан;

  • проверка лиц по учетам и архивам;

  • использование кинологических средств для изъятия запаховых следов и применение служебно-розыскной собаки для их проработки, поиска предметов, относящихся к произошедшему событию на местности, а при необходимости для проведения одорологической выборки.

Вторая типичная ситуация — заявительница (заявитель) не знает на­сильника, поэтому появляются дополнительные проблемы: установление личности и розыск виновного. В этом случае возникает необходимость в выдвижении дополнительных версий о субъекте преступления. Они форму­лируются с учетом конкретных данных по делу, прежде всего на основе сведений, сообщенных заявительницей (заявителем).

На этой основе организуются и розыскные мероприятия. Последние мо­гут быть успешными при условии четко налаженного взаимодействия сле­дователя с сотрудниками уголовного розыска, наружно-постовой службой полиции и другими милицейскими подразделениями; оперативности и целеустремленности действий всех сотрудников, поскольку фактор времени имеет в этой ситуации определяющее значение. После розыска и опознания насильника задачи расследования и основные способы их решения совпа­дают с первой ситуацией.

Допрос потерпевшей. В заявлении потерпевшей обычно сообщается лишь о самом факте изнасилования и даются некоторые зачастую далеко не самые важные сведения о преступлении и преступнике. По­этому к допросу потерпевшей предъявляется ряд тактических требований: поручать его следователю, которым старше потер­певшей по возрасту, желательно женщине; проводить допрос в отсутствие других работников; разъяснить, что данные следст­вия не
будут разглашены, а судебное заседание по желанию потерпевшей может быть закрытым; предоставить потерпев­шей возможность собственноручно дать письменные ответы на наиболее щекотливые вопросы.

Как правило, на первом допросе целесообразно сосредото­чить основное внимание на получении данных, необходимых для выявления и розыска преступника, установления его при­мет, индивидуальных особенностей, манеры говорить (когда преступников несколько – как они называли друг друга); отку­да преступник появился и в каком направлении скрылся, пешком или на транспорте; какие следы ее сопротивления и вещества с места происшествия остались или могли остаться на теле, одежде насильника; не забрал ли он каких-либо вещей потерпевшей, их признаки; кто мог быть очевидцем проис­шедшего. Если насильников было несколько, аналогичные вопросы выясняются относительно каждого.

При последующем допросе более тщательно устанавливают­ся все обстоятельства преступления: как потерпевшая оказалась на месте происшествия; в чем выражались насиль­ственные действия преступника; при изнасиловании группой – какую роль выполнял каждый; какие действия предпри­нимала потерпевшая после изнасиловании.

Когда потерпевшая заявляет, что была изнасилована извест­ным ей лицом, то дополнительно выясняются все данные о нем, характер их взаимоотношений, начиная с момента знакомства и до последнего времени, находилась ли в интимных отношениях с ним, каковы у них были совместные планы на будущее и т. д.

Практика свидетельствует, что чем лучше потерпевшая и обвиняемый знают друг друга, тем больше вероятность отказа потерпевшей от первоначальных показаний на следствии и в суде в пользу насильника или его оговора. Поэтому необходимо у потерпевшей выяснить, какие обстоятельства подтверждают ее показания о совершении полового акта и особенно насильственных действий. Целесообразно ее показа­ния записать на магнитную или видеопленку.

Осмотр места происшествия. Для участия в осмотре места изнасилования целесообразно приглашать специалистов, поми­мо эксперта-криминалиста, судебного медика или судебного биолога, которые окажут следователю помощь в поиске, изъятии, упаковке следов биологического происхождения (крови, спермы и др.), в том числе микрообъектов. Полезно участие в осмотре и потерпевшей, которая поможет установить место нападения на нее, пути прихода и ухода преступника, отыскать следы и другие вещественные доказательства. Так, по делу группы насильников, возглавляемой братьями М., по­терпевшая точно указала не только место в уединенной части улицы, где была изнасилована, но и место в снегу, куда преступники выбросили отобранные у нее пустые бутылки. На одной из бутылок удалось обнаружить отпечатки пальцев, оставленные, как установила экспертиза, участником преступ­ной группы.


Если местом происшествия является жилое помещение, то при осмотре особенно важно отразить в протоколе, на схеме, фототаблице характерные особенности в обстановке, которые могут указывать на борьбу потерпевшей с насильником (опро­кинутая мебель, брошенные на пол предметы, скомканная пос­тель и т. п.) или отсутствие такой борьбы. Особенно тщательно осматривается место, где, по словам потерпевшей, происходил половой акт (кровать, диван, палас и др.). Здесь с помощью ртутно-кварцевых осветителей и другой техники необходимо искать волосы, пятна крови, спермы, слюны и другие выделения преступника и жертвы

На открытой местности усилия участников осмотра должны быть направлены на фиксацию отдаленности места проис­шествия от жилых помещений, детальное исследование под­ходов к нему, изучение характера и состояния почвы, травы, кустов. В результате активного поиска удается обнаружить, помимо названных следов, признаки, свидетельствующие о пребывании преступника на месте изнасилования (следы ног, рук на каких-либо предметах, транспортных средств), принад­лежащие насильнику или потерпевшей личные вещи, одежду либо ее части (носовой платок, пуговицы, запонки, головной убор, чулок и др.), а также орудия преступления.

Как на открытой местности, так и в подвалах, сараях, на чердаках изымаются образцы почвы, растительности, раз­личных веществ для последующего сравнительного исследова­ния с аналогичными объектами, изъятыми с одежды, обуви, тела подозреваемого или потерпевшей, орудий преступления.

При осмотре автомашины, в которой потерпевшая была изнасилована или привезена на место происшествия, необхо­димо руководствоваться обстоятельствами, могущими указывать на факт пребывания потерпевшей в автомашине: ото­бранные у нее вещи, особенно мелкие объемы, например, предметы парфюмерии (на них преступники, как правило, обращают меньше внимания); частицы почвы, растительности каких-либо веществ, занесенные ею в салон автомашины на одежде, волосы, кровь, сперма. Кроме того, фиксации подле­жат особенности во внешнем виде машины и ее салона (не­исправности, повреждения сидений и т. д.), названные потер­певшей при допросе.

Немедленно после допроса потерпевшей следует произвести освидетельствование и осмотр ее одежды, белья и обуви. Причем важно зафиксировать признаки физического насилия: царапины, кровоподтеки, другие телесные повреждения, следы ногтей, зубов. Их следует искать в области половых органов, на внутренней поверхности бедер и голеней, на волосистой части головы, лице, шее и плечах, груди, вокруг рта.


Обязательный элемент освидетельствования – изъятие со­держимого из-под ногтей потерпевшей. На практике это не всегда делается, хотя в подногтевом содержимом могут быть обнаружены кровь, клетки эпидермиса, микрообъекты волос, другие вещества, принадлежащие насильнику.

В ходе допроса у потерпевшей выясняется, в какой одежде, белье, обуви она была во время изнасилования, и принима­ются срочные меры к их выемке и осмотру во избежание утра­ты имеющихся на них следов преступления и наслоения других, не связанных с преступным событием

При осмотре верхней одежды, белья, чулок, колготок потерпевшей подробно описываются повреждения в виде разры­вов ткани, оторванных пуговиц, других элементов одежды, свидетельствующие о насильственном характере действий в отношении пострадавшей, ее сопротивлении. На данное обстоятельство могут указывать и другие признаки: волосы, пятна крови, спермы, слюны, мочи насильника, а также так называемые следы наложения (волокна и другие микрочасти­цы, попавшие с одежды преступника).

При осмотре одежды и освидетельствовании потерпевшей необходимо обращать внимание на признаки симуляции или инсценировки изнасилования: отсутствие следов насилия или несоответствие их показаниям потерпевшей, наличие порезов на теле при отсутствии их на одежде или несоответствие их по расположению, наличие следов, характерных для само­повреждения, и т. д.

Целесообразно участие в осмотре одежды и освидетель­ствовании потерпевшей судебного медика или судебного биолога, которые не только помогут следователю отыскать следы и правильно их описать, но и более квалифицированно сделать смывы и соскобы следов крови, спермы и т. д., удалить из тех или иных частой тела инородные вещества, подготовить изъятые объекты для направления на экспертизу.

В отдельных случаях, когда показания потерпевшей не вызы­вают сомнения, ее можно привлечь и к осмотру одежды. Потерпевшая поможет найти следы преступления, особенно когда одежда была выстирана, отделить их от повреждений, образованных при носке одежды.

Независимо от результатов освидетельствования потер­певшая во всех случаях должна быть направлена (так же, как и изъятая одежда) на судебно-медицинскую экспертизу.

На разрешение экспертизы могут быть поставлены следую­щие основные вопросы: нарушена ли девственная плева у потерпевшей и когда; могло ли иметь место половое сно­шение без нарушения девственной плевы; имеются ли следы недавнего полового сношения; имеются ли на теле потерпев­шей телесные повреждения (их характер, локализация, степень тяжести, давность, чем они могли быть причинены); имеются ли у потерпевшей признаки венерического (или другого) заболевания, вид заболевания и давность заражения; имеется ли у потерпевшей беременность и каков ее срок; имеется ли на теле, в половых органах и на одежде потерпевшей сперма, кровь, какова их групповая принадлежность; могли ли обна­руженные на теле потерпевшей следы образоваться при обстоя­тельствах, названных ею.


Допрос свидетелей. Помимо прямых очевидцев совершения насильственного полового акта допросу подлежат лица, видев­шие, как потерпевшая пыталась вырваться от насильника, отказывалась идти с ним, бежала от него. Свидетели, которые видели потерпевшую и подозреваемого после преступления, могут рассказать о наличии на их теле и одежде повреждений, загрязнений, о том, что потерпевшая плакала, упрекала на­сильника и т. д.

Информация, полученная при допросе потерпевшей, сви­детелей, осмотре места происшествия, дает возможность следователю организовать во взаимодействии с оператив­ными аппаратами уголовного розыска, экспертно-криминалистическими и другими подразделениями органов внутренних дел дальнейшие мероприятия по установлению насильника или преступной группы, используя определенные криминалистиче­ские средства и методы.

Дополнительные сведения о лицах, причастных к пре­ступлению, могут быть получены в процессе осмотра места происшествия, при предварительном исследовании одежды, предметов, орудий преступления, оставленных на месте проис­шествия, следов рук, ног, зубов и др. Указанные следы, предметы подлежат незамедлительной проверке по криминалистичес­ким картотекам и коллекциям: по способу совершения преступ­лений; по дактилоучету следов рук, изъятых с мест нераскрытых преступлений, и лиц, представляющих оперативный инте­рес; учету похищенных и изъятых вещей; учету запаховых (одорологических) следов; коллекциям субъективных портретов не установленных преступников; рельефных подошв обуви; картотеке психических больных, взятых милицией на учет (данные об этих лицах истребуются также из медицинских учреждений) и пр.

Следователь и оперативный работник должны выступать инициаторами и помощниками эксперта-криминалиста в состав­лении им композиционного портрета преступника с применением идентификационного комплекта рисунков или рисованного. По делам об изнасиловании это мероприятие наиболее перспек­тивно, так как потерпевшие в силу специфики преступления чаще запоминают приметы внешности насильника, если только к этому не бывает препятствий. Весьма эффективно состав­ление субъективных портретов в тех случаях, когда потер­певшая затрудняется словесно описать преступника из-за сла­бо развитой речи или сильного нервного потрясения.