Файл: Учебники и учебные пособия криминалистика учебник Под редакцией В. Д. Зеленский, Г. М. Меретуков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 561

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Объект и предмет криминалистики,

ее место среди наук

Система криминалистики

ГЛАВА 2. История криминалистики

Эффективное выполнение этой работы достигается умелым применением криминалистической техники.

Глава 25. Розыскная деятельность следователя

25.1 Понятие розыскной деятельности следователя

25.2 Розыскные версии. Планирование розыска

Глава 29. Расследование изнасилований

Глава 39. Расследование поджогов и преступных нарушений противопожарных правил

39.4 Последующие и иные действия

Глава 42. Расследование преступлений, связанных с

уклонением от уплаты таможенных платежей

42.1 Криминалистическая характеристика преступлений

связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей

42.2 Типичные следственные ситуации и программа действий

по их разрешению

42.3 Особенности тактики проведения отдельных следственных действий при расследовании преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей

Глава 43. Расследование преступлений в сфере

компьютерной информации

43.1 Расследование фактов неправомерного доступа

к компьютерной информации

43.2 Расследование создания, использования и распространения

вредоносных компьютерных программ

Глава 44. Особенности методики расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними

44. 1 Криминалистическая характеристика преступлений,

совершаемых несовершеннолетними



Результаты неотложных следственных действий и оператив­но-розыскных мероприятий дают возможность получить розыск­ную и доказательственную информацию, позволяющую уста­новить и задержать лицо, подозреваемое в совершении изна­силования. С задержанием подозреваемого тесно связаны такие следственные действия, как его личный обыск, осви­детельствование, допрос, осмотр одежды и др.

Если заподозренное лицо задержано по горячим следам, либо одежда, в которую он одет, имеет приметы, сходные с установленными в ходе расследования, то верхняя одежда, обувь (при необходимости – белье) подлежат выемке и осмотру.

При осмотре указанных предметов, освидетельствовании отысканию и фиксации подлежат те же признаки, следы, что и при проведении аналогичных следственных действий в отно­шении потерпевшей.

При обнаружении на теле, подозреваемого телесных повреждений его немедленно направляют на судебно-меди­цинскую экспертизу. При этом выясняются характер, локали­зация и степень тяжести телесных повреждений, давность их причинения, не могли ли они быть причинены потерпевшей в процессе самообороны; имеются ли на тело подозреваемого следы спермы, крови, какова их групповая принадлежность; не страдает ли он венерическим заболеванием, какова давность заражения. Перед экспертом также ставится вопрос о способности подозреваемого (обвиняемого) к совершению полового акта, если допрашиваемый утверждает, что страдает импотенцией.

Обыск. Цель любого вида обыска, как личного, так и по месту жительства подозреваемого (его соучастников) – отыскание одежды и обуви, в которой он был на месте пре­ступления, оружия и предметов, примененных для преодоления сопротивления потерпевшей, а также вещей, предметов, похищенных у нее при изнасиловании. Когда подозреваемый зна­ком с потерпевшей, при обыске необходимо обращать внима­ние на переписку между подозреваемым, потерпевшей и их друзьями, дневники, фотографии, содержание которых может указывать на характер взаимоотношений между потерпевшей и насильником, на местонахождение подозреваемого, если он скрылся от следствия, а также магнитофонные записи, видео­кассеты, фотоснимки порнографического содержания.

При личном обыске иногда удается обнаружить оружие, которым преступника угрожал потерпевшей; предметы, принадлежащие потерпевшей, либо свидетельствующие о сексуальных наклонностях подозреваемого. Особое внимание в этом отношении надо уделять записным книжкам подозреваемого – в них нередко можно найти имена, адреса и телефоны других жертв.


Допрос подозреваемого (обвиняемого). Как правило, на пер­вом допросе подозреваемый не признает причастности к совер­шенному противоправному деянию, прибегая к различным улов­кам, чаще всего категорически отрицает не только свою вину, но и знакомство с потерпевшей и пребывание на месте происшест­вия. В этом случае применяется оправданный на практике тактический прием: подозреваемому предлагается подробно рассказать, где он находился и что делал в то время, когда было совершено преступление, во что был одет, обут, кто может подтвердить его показания.

В других случаях подозреваемый (обвиняемый) признает, что имело место половое сношение с потерпевшей, но при добровольном согласии на это с ее стороны, либо утверждает, что заявление об изнасиловании носит клеветнический характер из-за неприязненных отношений на почве разрыва интимных связей, отказа вступить в брак и т. д. В подобных ситуациях детально выясняется характер, отношений подозреваемого с потерпевшей, кто их может подтвердить.

Допрос иных свидетелей. Установлению и допросу в ка­честве иных свидетелей, кроме очевидцев преступления, подле­жат лица из близкого окружения подозреваемого (обви­няемого) и потерпевшей- родители, супруги, знакомые, соседи, сослуживцы. Именно они могут дать сведения о морально-нравственном облике подозреваемого, потерпевшей, их интере­сах, образе жизни, взаимоотношениях у них выясняется, что рассказывала потерпевшая о факте изнасилования, в каком состоянии в тот момент находились сама потерпевшая, ее одежда, каковы были ее намерения относительно насильника, просили ли (высказывали угрозы) он, его родственники, друзья об изменении показаний. Родственники подозреваемого могут рассказать о времени его ухода из дома и возвращении в день преступления; круге его близких друзей и знакомых, принадлежности вещей, изъятых при обыске, и т. д.

При допросе соседей, других лиц, которые видели подозре­ваемого после совершенного преступления, необходимо уста­новить, не заметили ли они какие-либо особенности в одежде, поведении подозреваемого, которые привлекли их внимание.

Предъявление для опознания. Подозреваемые (обвиняе­мые), понимая важность положительных результатов предъяв­ления их для опознания, нередко оказывают давление на потер­певшую, склоняя к изменению прежних изобличающих показа­ний. Поэтому перед предъявлением подозреваемого для опознания желательно, чтобы следователь в беседе с потерпев­шей или ее подругой, родственниками, лучше в неофициальной обстановке, выявил ее настроение. Если будут заметны колеба­ния относительно привлечения насильника к ответственности, следует выявить мотивы такого поведения потерпевшей (шантаж, угрозы применения физического насилия и др.) и пси­хологически подготовить ее, убедить в неправильности занятой ею позиции, в том, что будут приняты меры к недопущению по отношению к ней насильственных действий. В отдельных слу­чаях нужно либо вообще отказаться от проведения опознания, либо провести его позднее. Данные рекомендации относятся и к производству очной ставки между потерпевшей и насиль­ником.


Следственный эксперимент по делам об изнасиловании чаще всего проводится для проверки возможности услышать крики, призывы потерпевшей о помощи, шум борьбы между потерпевшей и насильником при тех обстоятельствах, о кото­рых они показали на допросе; вероятности свидетелей видеть определенные действия, связанные с преступным событием, узнать тех или иных лиц и т. д.

Проверка показаний на месте проводится, когда возникает необходимость, чтобы потерпевшая или подозреваемый пока­зали непосредственное место изнасилования (не имеющую четких ориентиров местность в поле, лесу, городском парке; квартиру, чердак, адрес которых потерпевшая не может на­звать, но в состоянии показать) для последующего осмотра места происшествия.

В ходе проверки данные лица могут показать такие сущест­венные для следствия детали, как маршрут, которым преступник вез (вел) потерпевшую к месту преступления, обратный путь; место, где он выбросил или уничтожил орудия, с помощью которых приводил свою жертву в беспомощ­ное состояние, одежду свою и потерпевшей, другие вещи, изобличающие преступника; место сокрытия похищенного и др.

Доказательства виновности лица, совершившего изнасило­вание, удается получить производством различного рода судебных экспертиз, среди которых особое место занимают судебно-медицинские экспертизы живых лиц и вещественных доказательств.

При назначении судебно-медицинской экспертизы потерпевшей перед экспертом ставятся следующие вопросы: нарушена ли девственная плева у потерпевшей и какова давность нарушения; могло ли иметь место нарушение девственной плева без полового сношения; имела ли потерпевшая в недавнем прошлом половое сношение; если да – когда именно; нет ли во влагалище или на теле потерпевшей спермы; если да – какова группа спермы; какие телесные повреждения имеются у потерпевшей, каковы их характер, давность, расположение; характерны ли эти повреждения для насильственного полового сношения; не заражена ли потерпевшая венерической болезнью; если да – какова давность заражения; нет ли у потерпевшей признаков беременности, если есть – какова давность беременности.

Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств определяет наличие спермы, крови, слюны, потожировых выделений, частиц тканей человека на одежде, белье потерпевшей и подозреваемого, в соскобах, мазках полученных из половых органов женщины; устанавливает и групповую принадлежность, совпадают ли они по указанному признаку с аналогичными объектами, взятыми в качестве образцов у потерпевшей или обвиняемого, сходны ли иссле­дуемые волосы с присланными образцами волос потерпевшей, подозреваемого, с какой части тела они происходят. Перспек­тивной является судебно-генетическая экспертиза, с помощью которой по биологическим следам возможна идентификация конкретного лица.


Одежда, белье, обувь потерпевшей, подозреваемого, подногтевое содержимое этих лиц, орудия преступления и другие предметы служат объектами не только судебно-медицинской, но и получающей распространение экспертизы микрообъектов. С ее помощью устанавливается наличие на этих предметах – носителях микроследов, микрочастиц, каких-либо веществ, в том числе и биологического происхождения, а при обнару­жении их решаются вопросы идентификационного характера. К экспертизам, широко используемым в следственной практике по делам об изнасиловании, следует причислить все разновидности трасологической экспертизы; почерковедческие и

автороведческие экспертизы; судебно-почвоведческие, судебно-психиатрические, судебно-психологические.

Судебно-почвоведческая (судебно-ботаническая, судебно-зоологическая) экспертизы разрешают вопросы об однород­ности почвы (пыли, грязи, глины), частиц растительного и зоологического происхождения (изделий из меха животных, войлока, перьев из подушки), обнаруженных на одежде, белье, обуви подозреваемого и потерпевшей, с образцами, изъятыми на месте происшествия.

При назначении трассологической экспертизы ставятся вопросы о том, не оставлены ли следы на месте происшествия обувью подозреваемого или потерпевшей; следы зубов на теле одного из участников события – зубами другого участника; следы пальцев на поверхностях различных объектов (предметы обстановки комнаты, дамская сумочка) – пальцами конкретного лица.

На разрешение материаловедческой экспертизы чаще всего ставятся вопросы: имеются ли на одежде подозреваемого волокна-наслоения от одежды потерпевшей и наоборот: имел ли место контакт одежды подозреваемого с одеждой потерпевшей. Положительные ответы на эти вопросы нередко позволяют опровергнуть утверждение подозреваемого о том, что он «не прикасался» к потерпевшей и имеют важное доказательственное значение.

Судебно-химическую (фармакологическую) экспертизу назначают в случаях, когда потерпевшая была приведена в беспомощное состояние с использованием наркотических или сильнодействующих лекарственных средств. При обнаружении соответствующих средств у обвиняемого или в его квартире перед экспертами ставят вопросы
: что представляют собой вещества, направленные на исследование; относятся ли они к наркотическим средствам или сильнодействующим лекарственным препаратам; какое воздействие они могут оказать на человека; можно ли было с помощью определенного количества этих веществ привести потерпевшую в бессознательное или беспомощное состояние?

В отдельных случаях проведение такой экспертизы возможно без представления на исследование соответствующих веществ. Так, по делу о групповом изнасиловании К. все трое участников показали, что они угостили К. и ее знакомого А. вином «Каберне», в котором были растворены две пачки успокаивающего препарата - люминала. А. выпил примерно стакан этой жидкости, а К. сделала всего несколько глотков. Через пять или шесть минут оба они потеряли сознание, после чего преступники осуществили свой замысел в отношении К.

Судебно-химическая (фармакологическая) экспертиза пришла к выводу: в смеси вина с люминалом их свойства взаимно усиливаются; в результате употребления вина с таким количеством люминала А. и К. должны были прийти в бессознательное состояние; более того, существовала реальная угроза для их жизни.

При расследовании изнасилования часто возникает необ­ходимость в назначении судебно-психиатрической экспертизы. На ее разрешение ставятся вопросы о наличии у обвиняемого психического заболевания и при положительном выводе – о его вменяемости или невменяемости в период инкриминируе­мого ему деяния и в настоящее время; нуждается ли он в прину­дительных мерах медицинского характера. При экспертном обследовании потерпевшей выясняется, страдает ли она каким-либо психическим заболеванием, вызванным совершенным над нею насилием.

Когда имеются данные, что потерпевшая, обвиняемый (в большинстве случаев несовершеннолетние) в интеллектуально-волевом отношении развиты слабее, нежели присуще данному возрасту, назначается судебно-психологическая экспертиза. На ее разрешение ставятся в основном вопросы о способности: а) обвиняемого в силу возраста или уровня развития правиль­но сознавать значение своих конкретных действий и руково­дить ими; б) потерпевшей – верно понимать характер и значение совершаемых с нею действий и оказывать сопротив­ление при посягательстве на ее половую неприкосновенность.