Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ ЗАТРАТ
1.1. Сущность, понятие, содержание затрат на производство
1.2. Нормативно-правовое регулирование затрат
1.3. Классификация затрат на производство
ГЛАВА 2. СИСТЕМЫ И МЕТОДЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ ЗАТРАТ
2.1. Уровни системы калькулирования затрат на предприятии
Окончание табл.2
Учет отклонений косвенных расходов от норм | Косвенные расходы относятся на себестоимость в пределах норм, отклонения выявляются с учетом объемов производства и относятся на финансовые результаты организации. | Косвенные расходы относятся на себестоимость в сумме фактически произведенных затрат, отклонения относятся на издержки производства организации. |
Степень регламентации | Система не регламентируется, отсутствует единая методика установления стандартов и ведения учетных регистров. | Регламентируется, разработаны общие и отраслевые стандарты и нормы. |
Варианты ведения учета | Учет затрат, выпуска продукции и незавершенного производства ведется по стандартной себестоимости. Затраты на производство учитываются по фактическим расходам, а выпуск продукции - по нормативным, остаток незавершенного производства - по стандартам с учетом отклонений. | Незавершенное производство и выпуск продукции оцениваются по нормам на начало года, а в текущем учете выделяются отклонения от норм и плана. Все расходы учитываются по текущим нормам. |
Главным отличием американской системы «стандарт-кост» от отечественного нормативного метода является частота изменения норм и, как следствие, корректировка начальной формулы для расчета себестоимости произведенной продукции.
Данный подход позволил получить эффективный инструмент предупреждающего контроля и экономии затрат ещё на стадии проектирования.
Отличие таргет-костинга от традиционных способов ценообразования заключается в том, что себестоимость продукта рассчитывается, исходя из заранее установленной цены реализации. Эту цену позволяют определить маркетинговые исследования, поэтому можно говорить о том, что фактически она является ожидаемой рыночной ценой изделия.
Целевую себестоимость продукта можно определить следующим образом: из ожидаемой рыночной цены вычитается та сумма прибыли, которую хочет получить компания. После этого все участники технологического процесса, начиная от руководителей и заканчивая простыми рабочими, занимаются проектированием и изготовлением такого изделия, которое будет соответствовать целевой себестоимости [12,C.88].
CVP-анализ или анализ точки безубыточности - предполагает соотношение трех элементов: затрат организации, доходов от реализованных товаров и получаемой прибыли. Сопоставляя эти величины, определяется выручка от реализации, которая при постоянных и переменных затратах на единицу произведенного товара сможет обеспечить безубыточность финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Необходимым условием применения данного метода являетсясоблюдение следующей системы допущений:
-
обоснованное распределение издержек на постоянную и переменную части; -
сохранение неизменных цен на производимые товары и используемые производственные ресурсы; -
производство постоянного ассортимента продукции; -
объемы выпуска примерно равны объему реализации; -
выручка от реализации прямо пропорционально зависит от объема произведенной продукции; -
эффективность деятельности организации остается на неизменном уровне.
Контроллинг может включать в себя принципы директ-костинга, стандарт-коста и других аналогичных методов. Поскольку контроллинг неограничен только обеспечением контроля затрат (это функция стандарткоста), он осуществляет контроль рентабельности выпускаемой и реализованной продукции (чем в основном занимается директ-костинг), а также обеспечивает достижение целей предприятия.
Данный термин можно трактовать с двух сторон - как философию и как инструмент:
-
Под контроллингом как философии понимается образ видения руководителя, ориентированный на рациональное распределение ресурсов предприятия и его развитие в будущем. -
Контроллинг как инструмент направлен на реализацию поставленных целей, к тому же является интегрированной системой информационно - аналитической и методической поддержки руководителя при формировании планов развития организации, помогает осуществлять контроль и анализ, а также принимать управленческие решения по каждой функциональной сфере деятельности компании.
Задачей контроллинга является системно - интегрированная информационная, аналитическая, инструментальная и методическая поддержка руководителей для создания условий долгосрочного функционирования и развития организации.
Бенчмаркинг – это метод, основанный на скрупулезном анализе чужого опыта, с внедрением лучших наработок, целью которого становится оптимизация и повышение эффективности собственного бизнеса [21].
Для сравнения со своими процессами (или продуктами) выбирается компания, занимающая лидирующие позиции в том или ином вопросе. Однако не обязательно выбирать прямых конкурентов, чтобы провести бенчмаркинг. Для сравнения может выбираться компания из другой сферы деятельности, или работающая с другой группой потребителей.
Главной особенностью бенчмаркинга как подхода является адаптация принципов, которые используются в более успешных компаниях. Если просто перенять чужие подходы, то они не дадут нужных результатов, так как не окажется не учтенной специфика исходной структуры.
Одним из примеров классической методики анализа и внедрения считается опыт корпорации «XEROX». В ходе анализа эффективности других компаний «XEROX» изменила порядок складирования готовой продукции, запустила двухуровневую дистрибуцию (кстати, впервые именно в России), ускорила сборку изделий на участках, где требовался ручной труд и т.п. Изучение и внедрение лучших наработок многих компаний обеспечило «XEROX» конкурентными преимуществами.
Еще одним показательным примером являются эталонные сравнения, проведенные компанией «Ford». Бенчмаркинг проводился в девяностых годах с целью поднять пошатнувшиеся позиции компании. Было проведено глобальное исследование более 50 моделей автомобилей с целью изучения их преимуществ и предпочтений потребителей. Определили по каждому привлекательному свойству лучший автомобиль в классе, чтобы достичь аналогичных показателей и даже превзойти их. Результатом стал выпуск автомобиля «Taurus», который назвали автомобилем года. Но через некоторое время «Taurus» утратил свои позиции, отклонившись в процессе доработок от первоначальной концепции. Это доказало руководителям «Ford», что бенчмаркинг является процессом постоянным и непрерывным, а не является одноразовым мероприятием.
Метод ABC позволяет распределять ресурсы компании по степени их важности. Он рассматривает всю производственно-финансовую деятельность организации в виде процессов или рабочих операций. Затраты предприятия в течение периода или затраты на производство определенного вида продукции определяются, исходя из затрат возникающих от осуществления соответствующих процессов и операций.
Метод АВС основывается на законе Парето, который утверждает, что 20% ассортиментных позиций приносят 80% прибыли. Результат ABC-анализа – это группировка расходов по степени их влияния на прибыль компании. Для применения данного метода необходимо определить все виды деятельности и операции по ним, расширить существующую систему бухгалтерского учета, а также вложить денежные средства в дополнительное обучение сотрудников компании.
Преимущества этой системы в том, что ее применение не искажает себестоимость продукции, она обеспечивает руководство более полной, надежной и своевременной информацией принятия решений в сфере управления затратами. А также метод ABC позволяет сосредоточить свое внимание на потребителях, оценить всю деятельность организации и определить, какие ее направления увеличивают себестоимость продукции, а какие нет.
К недостаткам ABC-анализа относятся:
-
сложность и дороговизна внедрения учетной системы; -
данный метод требует беспрекословного соблюдения всех его положений, а также от него не следует ожидать мгновенных результатов, так как система ориентирована на долгосрочную перспективу; -
система ABC-анализа зачастую не соответствует стандартам МСФО, изза этого большинство организаций могут использовать ABC только для внутренних целей; -
сложности в интерпретации результатов анализа, руководитель для повышения прибыли может увеличивать производство зрелых товаров, одновременно отказываясь от новых более рентабельных продуктов.
Таким образом, в рассмотренных методах текущего и стратегического управления затратами важно принимать во внимание затратообразующие факторы, которые необходимо рассматривать в их взаимосвязи и взаимовлиянии.
Такая информация о затратообразующих факторах и степени их влияния на величину расходов предприятия, а также зависимостей между ними, путем воздействия на факторы формирования затрат, оказывает в долгосрочной перспективе управленческое влияние на всю величину и общее количество затрат предприятия.
Подводя итог всему вышесказанному, в качестве отечественного примера можно рассмотреть процессно-ориентированную систему управления затратами АО "Новороссийский судоремонтный завод".
Процессно-ориентированный подход наиболее важной целью ставит управление затратами на всех этапах производственного цикла, а разделение системы на отдельные процессы позволяет эффективно реализовывать установленные управленческие задачи [17, C. 346].
А также положительным моментом является незначительное количество накладных расходов в структуре затрат, которые мало поддаются управленческому воздействию из-за специфики деятельности судоремонтных организаций. Отдельно стоит выделить еженедельное получение учетных данных и быстроту расчета стоимости заказов.
В заключение необходимо отметить, что используемая процессноориентированная система управления затратами, комплексно реализует функции контроля, планирования, организации управления, учета и мониторинга затрат. Данная система построена на базе управленческого учета, который включает в себя методики формирования и распределения затрат, являющиеся источниками необходимой информации для эффективного управления затратами на предприятии.
В качестве зарубежного опыта внедрения системы управления затратами можно рассмотреть применение системы таргет-костинг в корпорации «Chrysler», которая одной из первых заимствовала японский опыт и добилась значительных успехов.
В 1990 году «Chrysler» оказалась в трудной финансовой ситуации. Прибыль падала, выручка от продаж уменьшалась, а рыночная стоимость акций снизилась до 10 долл. за одну акцию. В это же время автомобильная индустрия Японии развивалась очень динамично, а японские компании активно проникали на американский рынок [12, C. 90].
Руководство «Chrysler» решило, что настало время для решительных изменений и в их компании. Среди многих других новшеств менеджеры «Chrysler» изучили и внедрили систему таргет-костинг, которая уже много лет успешно использовалась конкурирующими японскими компаниями. Таргеткостинг начали использовать в процессе проектирования и разработки практически всех новых моделей, включая и новый небольшой автомобиль «Neon», ориентированный на покупателей с невысокими доходами.
Результат использования системы таргет-костинг был весьма впечатляющем: модель «Neon» признали лучшим автомобилем 1994 года, она была разработана в рекордно короткие сроки (от момента выработки концепции до вывода продукта на рынок прошёл всего 31 месяц), соответствовала высочайшим требованиям экологической безопасности и, что очень важно, была единственной моделью в классе небольших дешёвых автомобилей, которая оказалась прибыльной.
Таким образом, результат от использования системы таргет-костинг превзошёл даже самые смелые ожидания. Всего через пять лет после внедрения этой концепции прибыль корпорации «Chrysler» значительно возросла, а рыночная цена акций увеличилась с отметки 10 долл. за одну акцию в 1990 году до 54 долл. за акцию в 1995 году [12, C. 94].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом в первой главе были решены следующие задачи: на основе изучения терминов - «затраты», «расходы» и «издержки», заключено, что в настоящее время единый подход к их определению отсутствует, как среди авторов научной литературы, так и в законодательных актах Российской Федерации.
Однако для разграничения данных понятий мы определили, что «издержки» скорее относятся к экономическому анализу и характеризуются их поведением на разных этапах жизненного цикла организации.
А «расходы» и «затраты» являются категориями, свойственными скорее бухгалтерскому учету, следовательно, в соответствии с ПБУ РФ, «расходы» - это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов, «затраты» - это выраженные в денежной форме