Файл: Система и методы калькулирования затрат.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ ЗАТРАТ

1.1. Сущность, понятие, содержание затрат на производство

1.2. Нормативно-правовое регулирование затрат

1.3. Классификация затрат на производство

ГЛАВА 2. СИСТЕМЫ И МЕТОДЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ ЗАТРАТ

2.1. Уровни системы калькулирования затрат на предприятии

2.2. Методы калькулирования затрат на предприятии

ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Налоговый кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 01.12.2020). О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ // КонсультантПлюс: сайт справочной системы - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 122855/ (дата обращения: 01.12.2020). Приказ Минфина РФ «Об утверждении Методологических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» от 28.12.2001г. № 119н. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_35543/(дата обращения: 01.12.2020). Приказ Минфина РФ и МНС РФ «Об утверждении положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке» от 10.03.1999г. №20н, N ГБ-3-04/39. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19287/ (дата обращения: 01.12.2020). Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности строительного предприятия: экономический и экологический аспекты: учеб. пособие [Текст] / И.П. Нужина [и др.]; под ред. И.П. Нужина. – Томск: Изд-во Том. гос. архит.-стоит. ун-та, 2013. – 400 с. Большой бухгалтерский словарь [Текст] / под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2012. – 574с. Большой экономический словарь [Текст] / под ред. А.Н. Азрилияна. – 5-е изд. доп. и перераб. – М.: Институт новой экономики, 2014. – 469 с. Ерошевский, С.А. Формирование системы управления затратами на машиностроительных предприятиях [Текст] / С.А. Ерошевский // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: межвузовский сборник научных трудов. – Самара: Самарский государственный экономический университет, 2015. - №2. – С. 79 – 85. Кучерова Е.В., Овчинникова Д.С. К вопросу об использовании в бухгалтерском учете понятий «расходы, «затраты», «издержки» [Текст] / Е.В. Кучерова, Д.С. Овчинникова // Вестник Кузбасского государственного технического университета. – 2013. - №3(97). – С. 160 – 162. Магера, И.В. Управление затратами на предприятии в сфере малого бизнеса [Текст] / И.В. Магера // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. – 2014. - №5. – С. 23 – 33. Никитина, А.Р. Содержание понятий «затраты», «расходы», «издержки», «себестоимость» и их различия [Текст] / А.Р. Никитина // Мир современной науки. – 2014. - №6 (28). – С. 70 – 74. Редченко, К.О. Японский след в стратегическом управлении затратами: таргет-костинг [Текст] / К.О. Редченко // Управление производством. – 2012. - №2. – С. 84 – 95. Руденко, И.В. Управление затратами на предприятии [Текст] / И.В. Руденко // Вестник Омского государственного университета. Серия «Экономика». – 2012. - №3. – С. 145–148. Современный экономический словарь-справочник [Текст] / М.М. Гацалов [и др.]. - Ухта: УГТУ, 2012. – 371 с. Сысо, Т.Н. Оптимизация управления затратами предприятия [Текст] / Т.Н. Сысо // Вестник Омского государственного университета. Серия «Экономика». – 2015. - №4. – С. 135 – 143. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Атберг 98, 2013 г. – 874 с. Филько, С.В. Формирование процессно-ориентированной системы управления затратами на судоремонтных предприятиях [Текст] / С.В. Филько // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. – 2015. - №3. – С. 345 – 354. Фоузи, А.Х. Сущность затрат как экономической и учетноаналитической категории [Текст] / А.Х. Фоузи // Весник Киевского государственного университета им. Тараса Шевченко. Серия «Экономика». – 2015. - №10(175). – С. 55 – 60. Экономический словарь для предпринимателей [Текст] / В.Л. Кураков, А.В. Якушкин. - Чебоксары: ЧГУ им. И.Н. Ульянова, 2012. – 277 с. 26 положений по бухгалтерскому учету [Текст]. – М.: Проспект, 2015. – 240 с. Бенчмаркинг. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.kpms.ru/General_info/Benchmarking.htm (дата обращения: 16.10.2020). Бенчмаркинг: примеры, 2013. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://delonovosti.ru/business/1441-benchmarking-primery.html (дата обращения: 16.10.2020). ЕСН - Единый социальный налог – Справочник [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://esn-info.ru/ (дата обращения: 16.10.2020). Как провести бенчмаркинг: пошаговая инструкция [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fastsalttimes.com/sections/solution/391.html (дата обращения: 16.10.2020). Коэффициент автономии. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.auditit.ru/finanaliz/terms/solvency/coefficient_of_autonomy.html (дата обращения: 16.10.2020). Общий толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://tolkslovar.ru/r5047.html (дата обращения: 16.10.2020). Сущность и функции управления затратами, Т.Л. Константинова, 2013г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://research- journal.org/economical/sushhnost-i-funkcii-upravleniya-zatratami/ (дата обращения: 16.10.2020). Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.kemerovostat.ru/bgd/EJEGOD/issWWW.exe/Stg/2015/6%D0%B5 _%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20% D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8.html (дата обращения: 16.10.2020). Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., В.И. Даль, 1863-1866г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/



Окончание табл.2

Учет отклонений косвенных расходов от норм

Косвенные расходы относятся на себестоимость в пределах норм, отклонения выявляются с учетом объемов производства и относятся на финансовые результаты организации.

Косвенные расходы относятся на себестоимость в сумме фактически произведенных затрат, отклонения относятся на издержки производства организации.

Степень регламентации

Система не регламентируется, отсутствует единая методика установления стандартов и ведения учетных регистров.

Регламентируется, разработаны общие и отраслевые стандарты и нормы.

Варианты ведения учета

Учет затрат, выпуска продукции и незавершенного производства ведется по стандартной себестоимости.

Затраты на производство учитываются по фактическим расходам, а выпуск продукции - по нормативным, остаток незавершенного производства - по стандартам с учетом отклонений.

Незавершенное производство и выпуск продукции оцениваются по нормам на начало года, а в текущем учете выделяются отклонения от норм и плана. Все расходы учитываются по текущим нормам.

Главным отличием американской системы «стандарт-кост» от отечественного нормативного метода является частота изменения норм и, как следствие, корректировка начальной формулы для расчета себестоимости произведенной продукции.

Данный подход позволил получить эффективный инструмент предупреждающего контроля и экономии затрат ещё на стадии проектирования.

Отличие таргет-костинга от традиционных способов ценообразования заключается в том, что себестоимость продукта рассчитывается, исходя из заранее установленной цены реализации. Эту цену позволяют определить маркетинговые исследования, поэтому можно говорить о том, что фактически она является ожидаемой рыночной ценой изделия.

Целевую себестоимость продукта можно определить следующим образом: из ожидаемой рыночной цены вычитается та сумма прибыли, которую хочет получить компания. После этого все участники технологического процесса, начиная от руководителей и заканчивая простыми рабочими, занимаются проектированием и изготовлением такого изделия, которое будет соответствовать целевой себестоимости [12,C.88].

CVP-анализ или анализ точки безубыточности - предполагает соотношение трех элементов: затрат организации, доходов от реализованных товаров и получаемой прибыли. Сопоставляя эти величины, определяется выручка от реализации, которая при постоянных и переменных затратах на единицу произведенного товара сможет обеспечить безубыточность финансово-хозяйственной деятельности предприятия.


Необходимым условием применения данного метода являетсясоблюдение следующей системы допущений:

  1. обоснованное распределение издержек на постоянную и переменную части;

  2. сохранение неизменных цен на производимые товары и используемые производственные ресурсы;

  3. производство постоянного ассортимента продукции;

  4. объемы выпуска примерно равны объему реализации;

  5. выручка от реализации прямо пропорционально зависит от объема произведенной продукции;

  6. эффективность деятельности организации остается на неизменном уровне.

Контроллинг может включать в себя принципы директ-костинга, стандарт-коста и других аналогичных методов. Поскольку контроллинг неограничен только обеспечением контроля затрат (это функция стандарткоста), он осуществляет контроль рентабельности выпускаемой и реализованной продукции (чем в основном занимается директ-костинг), а также обеспечивает достижение целей предприятия.

Данный термин можно трактовать с двух сторон - как философию и как инструмент:

    1. Под контроллингом как философии понимается образ видения руководителя, ориентированный на рациональное распределение ресурсов предприятия и его развитие в будущем.

    2. Контроллинг как инструмент направлен на реализацию поставленных целей, к тому же является интегрированной системой информационно - аналитической и методической поддержки руководителя при формировании планов развития организации, помогает осуществлять контроль и анализ, а также принимать управленческие решения по каждой функциональной сфере деятельности компании.

Задачей контроллинга является системно - интегрированная информационная, аналитическая, инструментальная и методическая поддержка руководителей для создания условий долгосрочного функционирования и развития организации.

Бенчмаркинг – это метод, основанный на скрупулезном анализе чужого опыта, с внедрением лучших наработок, целью которого становится оптимизация и повышение эффективности собственного бизнеса [21].

Для сравнения со своими процессами (или продуктами) выбирается компания, занимающая лидирующие позиции в том или ином вопросе. Однако не обязательно выбирать прямых конкурентов, чтобы провести бенчмаркинг. Для сравнения может выбираться компания из другой сферы деятельности, или работающая с другой группой потребителей.



Главной особенностью бенчмаркинга как подхода является адаптация принципов, которые используются в более успешных компаниях. Если просто перенять чужие подходы, то они не дадут нужных результатов, так как не окажется не учтенной специфика исходной структуры.

Одним из примеров классической методики анализа и внедрения считается опыт корпорации «XEROX». В ходе анализа эффективности других компаний «XEROX» изменила порядок складирования готовой продукции, запустила двухуровневую дистрибуцию (кстати, впервые именно в России), ускорила сборку изделий на участках, где требовался ручной труд и т.п. Изучение и внедрение лучших наработок многих компаний обеспечило «XEROX» конкурентными преимуществами.

Еще одним показательным примером являются эталонные сравнения, проведенные компанией «Ford». Бенчмаркинг проводился в девяностых годах с целью поднять пошатнувшиеся позиции компании. Было проведено глобальное исследование более 50 моделей автомобилей с целью изучения их преимуществ и предпочтений потребителей. Определили по каждому привлекательному свойству лучший автомобиль в классе, чтобы достичь аналогичных показателей и даже превзойти их. Результатом стал выпуск автомобиля «Taurus», который назвали автомобилем года. Но через некоторое время «Taurus» утратил свои позиции, отклонившись в процессе доработок от первоначальной концепции. Это доказало руководителям «Ford», что бенчмаркинг является процессом постоянным и непрерывным, а не является одноразовым мероприятием.

Метод ABC позволяет распределять ресурсы компании по степени их важности. Он рассматривает всю производственно-финансовую деятельность организации в виде процессов или рабочих операций. Затраты предприятия в течение периода или затраты на производство определенного вида продукции определяются, исходя из затрат возникающих от осуществления соответствующих процессов и операций.

Метод АВС основывается на законе Парето, который утверждает, что 20% ассортиментных позиций приносят 80% прибыли. Результат ABC-анализа – это группировка расходов по степени их влияния на прибыль компании. Для применения данного метода необходимо определить все виды деятельности и операции по ним, расширить существующую систему бухгалтерского учета, а также вложить денежные средства в дополнительное обучение сотрудников компании.

Преимущества этой системы в том, что ее применение не искажает себестоимость продукции, она обеспечивает руководство более полной, надежной и своевременной информацией принятия решений в сфере управления затратами. А также метод ABC позволяет сосредоточить свое внимание на потребителях, оценить всю деятельность организации и определить, какие ее направления увеличивают себестоимость продукции, а какие нет.


К недостаткам ABC-анализа относятся:

  1. сложность и дороговизна внедрения учетной системы;

  2. данный метод требует беспрекословного соблюдения всех его положений, а также от него не следует ожидать мгновенных результатов, так как система ориентирована на долгосрочную перспективу;

  3. система ABC-анализа зачастую не соответствует стандартам МСФО, изза этого большинство организаций могут использовать ABC только для внутренних целей;

  4. сложности в интерпретации результатов анализа, руководитель для повышения прибыли может увеличивать производство зрелых товаров, одновременно отказываясь от новых более рентабельных продуктов.

Таким образом, в рассмотренных методах текущего и стратегического управления затратами важно принимать во внимание затратообразующие факторы, которые необходимо рассматривать в их взаимосвязи и взаимовлиянии.

Такая информация о затратообразующих факторах и степени их влияния на величину расходов предприятия, а также зависимостей между ними, путем воздействия на факторы формирования затрат, оказывает в долгосрочной перспективе управленческое влияние на всю величину и общее количество затрат предприятия.

Подводя итог всему вышесказанному, в качестве отечественного примера можно рассмотреть процессно-ориентированную систему управления затратами АО "Новороссийский судоремонтный завод".

Процессно-ориентированный подход наиболее важной целью ставит управление затратами на всех этапах производственного цикла, а разделение системы на отдельные процессы позволяет эффективно реализовывать установленные управленческие задачи [17, C. 346].

А также положительным моментом является незначительное количество накладных расходов в структуре затрат, которые мало поддаются управленческому воздействию из-за специфики деятельности судоремонтных организаций. Отдельно стоит выделить еженедельное получение учетных данных и быстроту расчета стоимости заказов.

В заключение необходимо отметить, что используемая процессноориентированная система управления затратами, комплексно реализует функции контроля, планирования, организации управления, учета и мониторинга затрат. Данная система построена на базе управленческого учета, который включает в себя методики формирования и распределения затрат, являющиеся источниками необходимой информации для эффективного управления затратами на предприятии.


В качестве зарубежного опыта внедрения системы управления затратами можно рассмотреть применение системы таргет-костинг в корпорации «Chrysler», которая одной из первых заимствовала японский опыт и добилась значительных успехов.

В 1990 году «Chrysler» оказалась в трудной финансовой ситуации. Прибыль падала, выручка от продаж уменьшалась, а рыночная стоимость акций снизилась до 10 долл. за одну акцию. В это же время автомобильная индустрия Японии развивалась очень динамично, а японские компании активно проникали на американский рынок [12, C. 90].

Руководство «Chrysler» решило, что настало время для решительных изменений и в их компании. Среди многих других новшеств менеджеры «Chrysler» изучили и внедрили систему таргет-костинг, которая уже много лет успешно использовалась конкурирующими японскими компаниями. Таргеткостинг начали использовать в процессе проектирования и разработки практически всех новых моделей, включая и новый небольшой автомобиль «Neon», ориентированный на покупателей с невысокими доходами.

Результат использования системы таргет-костинг был весьма впечатляющем: модель «Neon» признали лучшим автомобилем 1994 года, она была разработана в рекордно короткие сроки (от момента выработки концепции до вывода продукта на рынок прошёл всего 31 месяц), соответствовала высочайшим требованиям экологической безопасности и, что очень важно, была единственной моделью в классе небольших дешёвых автомобилей, которая оказалась прибыльной.

Таким образом, результат от использования системы таргет-костинг превзошёл даже самые смелые ожидания. Всего через пять лет после внедрения этой концепции прибыль корпорации «Chrysler» значительно возросла, а рыночная цена акций увеличилась с отметки 10 долл. за одну акцию в 1990 году до 54 долл. за акцию в 1995 году [12, C. 94].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом в первой главе были решены следующие задачи: на основе изучения терминов - «затраты», «расходы» и «издержки», заключено, что в настоящее время единый подход к их определению отсутствует, как среди авторов научной литературы, так и в законодательных актах Российской Федерации.

Однако для разграничения данных понятий мы определили, что «издержки» скорее относятся к экономическому анализу и характеризуются их поведением на разных этапах жизненного цикла организации.

А «расходы» и «затраты» являются категориями, свойственными скорее бухгалтерскому учету, следовательно, в соответствии с ПБУ РФ, «расходы» - это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов, «затраты» - это выраженные в денежной форме