Файл: Занятие на тему управление профессиональным развитием педагогов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6) неудовлетворенность личным состоянием здоровья;
7) негативные реакции коллег, плохо воспринимающих инновации и стремление к новому.
Первая группа – факторы, отражающие внутренние мотивы, вторая группа – факторы, отражающие внешние влияния на педагогических работников. Факторы профессионального роста педагогических работников выражают общий характер мотивации профессионального роста с учетом личностных ориентаций и предпочтений педагогических работников, а также наличия внешних стимулов и благоприятных для профессионального роста условий. В направлении стимулирования профессионального роста педагогических работников должны создаваться благоприятные условия для инновационной, экспериментальной, научно-методической деятельности, а также эффективной системы поощрения и мотивации педагогических работников.
Развитие педагогического персонала осуществляется посредством ряда общих методов управления и стимулирования, среди которых к наиболее эффективным относят: планирование профессионального роста, замещение должностей, ротацию внутри организации, профессиональное и социально-психологическое обучение, участие в проектных группах, инновационных разработках, конкурсах профессионального мастерства.
Фасилитация в управлении профессиональным развитием педагогов выполняет функции стимулирования и сопровождения педагогической деятельности. Фасилитация отражает осознанную и целенаправленную деятельность. Фасилитация – это приведение в действие многочисленных ситуаций взаимодействия людей, которые осуществляются через четыре способа взаимовлияния: убеждение, подражание, внушение и заражение. Выделены атрибуты понятия «фасилитация» (истинность, открытость, принятие, доверие, эмпатическое понимание), которые положены в основание разработки принципа фасилитации.
В традиционной модели образования такие атрибуты личности и ее психики как сознательность, активность, субъективность, отношение, целенаправленность, мотивированность оказываются невостребованными. Субъектом деятельности выступает индивид, который отдает отчет о мотивах, целях и способах деятельности и готов ее реализовать. К деятельности субъекта побуждает потребность, его внутренний стимул (табл. 2).
Таблица 2
Характеристика основных аспектов фасилитации
Фасилитация и ее основные аспекты | Термины, обозначающие основные аспекты фасилитации | |||
Обозначение понятия | Личностный аспект | Формирующее влияние | Результат | |
1.Социально- генетический механизм передачи культуры | Facilitate – стимулировать, способствовать, активизировать; облегчать, содействовать, создавать благоприятные условия; поддержка, помощь, забота | Вера в изначальную, конструктивную и творческую мудрость человека как ценность | Убеждение в социально- личностной природе средств, актуализирующих конструктивный личностный потенциал человека в процессах межличностного общения | Понятие о необходимых и достаточных условиях межличностного общения, фасилитирующих развитие и обеспечивающих конструктивные изменения |
2. Процессуальная сторона | Сотрудничество, взаимодействие, диалог | Истинность и открытость | Принятие и доверие | Эмпатическое понимание |
3. Передача – усвоение знаний | Позитивное принятие другого человека | Развитие личности | Самоактуализация личности | Разработка нового решения |
4. Формирование умений и навыков | Межличностного общения. Провоцировать изменения у педагогов (создавая для этого условия интерактивного взаимодействия, разнообразных обратных связей между субъектами (взаимный опрос – диалог, собеседование, групповые формы общения и обучения и т.п.), организация процесса обучения педагогов в диадах, группах свободного общения. Создание условий для формирования осмысленного учения и личностного развития в целом. | |||
5. Развитие человека в соответствии с генетической и социальной программами | Конгруэнтное самовыражение в общении | Стремление к достижению индивидуальных целей в профессиональной деятельности | Активное эмпатическое слушание | Самодостаточность: духовное богатство внутреннего содержания |
6. Совершенствование свойств поведения человека | Воспитание направленности, воли, мотивов и пр. | Самореализация, в овладении новыми ценностями | Осознание значимости профразвития, основанное на особенностях межличностных отношений | Перестройка личностных установок педагогов в процессе межличностного взаимодействия |
В этих положениях заключен смысл фасилитации, раскрывается личностно и деятельностно-опосредованная позиция, и синергетический образ фасилитатора. Деятельность – основа, средство и условие развития личности. Субъектом деятельности выступает индивид, который отдает отчет о мотивах, целях и способах деятельности и готов ее реализовать. К деятельности субъекта побуждает потребность, его внутренний стимул. Принцип фасилитации предусматривает активное включение педагогов в деятельность, создавая предпосылки самоорганизации и саморазвития личности. Фасилитация обеспечивает направленность педагога на непрерывное профессионально-педагогическое саморазвитие (образование в течение жизни), повышение уровня компетентности, стремление к самоактуализации – это функция фалитации.
Фасилитатор следит за тем, чтобы каждый педагог чувствовал себя равным среди равных, независимо от стажа работы, звания и категории. Группа поддерживает разноплановые взаимоотношения, обеспечивает поддержку большого числа коллег, разносторонность сравнения мнений, оценивания. Эмоциональные проявления становятся более корректируемые под воздействием общего психологического фона. Деструктивные позиции отдельных участников группы встречаются пониманием и благожелательным исправлением. Педагоги получают различные формы обратной связи, пользуются широкими возможностями самопознания, оттачивают свои коммуникативные компетенции. Атмосфера солидарности, неравнодушия, причастности к решению важнейших проблем и освоению перспективных методов способствует нахождению оптимальных педагогических решений, стимулирует привлечение дополнительных усилий и готовность к рискам. Им контролируется вовлеченность и заинтересованность каждого педагога, сохранение рассуждений в пределах цели и задач, временные рамки и достижение реального консенсуса. Фасилицированное взаимодействие становится более конструктивным. Каждый педагог может быть уверен, что его выслушают, доброжелательно прокомментируют его мнение, поощрят творческий подход и оценят новые мысли. Фасилитатор культивирует тактичность, объективность, позиционирует профессионализм, поддерживает глубокое погружение в проблему, поиск оригинальных версий. При этом он не доминирует, а грамотно направляет.
Инструменты для прояснения
проблемы и формирования общего видения:
-
Техника волны (Wave); -
Карта ума (Mind map).
Техника «Волна»
Это инструмент для определения тенденций и слабых сигналов. Полезен для определения, каково текущее состояние команды или ситуации.
-
На большом листе нарисуйте волну, а под ней подпишите слова: возникновение (слабые сигналы), рост, пик, спад; -
Запишите свои идеи на отдельном стикере (1 стикер = 1 идея); -
Наклейте свои стикеры на большом листе, удостоверьтесь в том, что все идеи оказались зафиксированы; -
Обсудите ваши идеи и то место на «волне», которое они занимают. Удостоверьтесь в том, то вы одинаково их понимаете; -
Сделайте выводы.
Техника «Mindmap»
-
На большом листе в самом центре нарисуйте круг, внутри напишите его тему; -
Напишите вокруг кружка подтемы, обведите подтемы и свяжите линиями с основной темой; -
Если подтемы можно разделить на еще меньшие, запишите их тоже, соединив линиями те, что связаны между собой; -
Сначала нарисуйте свою собственную карту; -
Затем нарисуйте вместе на большом листе общую карту со всеми идеями, при этом учитывайте то, что пишут другие участники; -
Отберите главные идеи.
Инструменты для генерирования новых идей и их комбинаций:
-
Письменный мозговой штурм (brain writing) -
Идеялог (Idealog) -
«Галопом» (SCAMPER)
Всегда трудно выдавать креативные идеи, поскольку первое что, приходит на ум, обычно является продуктом нашей памяти и логического мышления.
Как возникают новые идеи:
-
Начните с «опустошения головы», перечислив отдельно все» старые идеи». -
Выдавайте как можно больше идей, и тогда наиболее вероятно, появится несколько стоящих. -
Используйте эффективные способы генерирования идей. -
Если в вашем распоряжении мало времени, вам понадобится больше спусков крючков для активизации креативного мышления. -
Цените старые идеи, иногда излишняя креативность и не нужна.
Один из вариантов классического мозгового штурма основан на том, что люди работают не в группе, а индивидуально, что позволяет получить очень большое количество идей за короткий период времени
Участники рассаживаются вокруг стола и получают чистые листы бумаги для записи идей. После записи пяти - десяти идей, листы помещаются в центре стола, и каждый участник продолжает дописывать идеи на листах, заполненных другими членами команды. Рекомендуется использовать написанное предыдущими
участниками
Техника «Brainwriting»
Индивидуально:
-
Напишите 3 идеи на заданную тему (1 лист = 1 идея); -
Передайте листы со своими идеями по часовой стрелке; -
Развивайте идеи, которые получили от ваших коллег; -
Передавайте листы с развитыми идеями до тех пор, пока к вам не вернутся ваши собственные идеи.
В группе:
-
Сформулируйте выводы.
Инструменты для генерирования идей:
Техника «Idealogue»
-
Фаза индивидуальной работы. Участники перечисляют свои идеи относительно заданной или договоренной темы. -
Работа в тройках. Крадите с гордостью: каждый собирает те идеи, которые понравились ему лично и записывает их к себе; не нужно выбирать лучшую. -
Небольшое обсуждение + перемена групп. То же задание, что и раньше. Повторить этап 2-5 раз. -
Отбор лучших идей. В группах участники представляют лучшие идеи. Лучшие идеи от группы записываются на лист! Постарайтесь договориться. Лучшие идеи попадают на «Выставку идей». -
Оценкаидей. Обсуждение идей. Обычно на этом этапе их уже не нужно представлять. Размышление и оценки.
Индивидуально:
Напишите свои идеи относительно заданной темы на листе (не менее 15 – 20).
В тройках:
-
Крадите с гордостью: каждый собирает те идеи, которые понравились ему лично и записывает их к себе; не нужно выбирать лучшую. -
Повторить этап 3-5 раз, чтобы улучшить свой лист. -
Отберите 2-3 лучшие идеи на выставку и запишите на карточку (1 идея = 1 карточка).
Техника «SCAMPER»
Техника SCAMPER использует ряд направленных вопросов по вашей проблеме, отвечая на которые вы находите новые идеи. Решение приходит в процессе ответов на вопросы, которые вы обычно себе не задаете. Вопросы вынуждают вас думать о проблеме в таком ключе, который обычно приводит к появлению новых идей. Техника «SCAMPER»:
-
Подумайте о том, чтобы заменить часть вашего продукта на что-нибудь другое. -
Подумайте, как можно было бы объединить ваши проблемы и таким образом получить другой продукт, улучшив синергию. -
Подумайте о том, что можно было бы адаптировать в продукте, чтобы избавиться от проблемы или как вы могли бы изменить природу продукта -
Подумайте о том, как можно изменить проблему или ее часть или каким образом ее можно развернуть. -
Подумайте о том, как можно было бы приложить нынешнее решение к другой цели или подумайте, что можно было бы использовать сейчас из того, что уже работает на другом участке. -
Подумайте о другом способе решения вашей проблемы или поиске альтернативного рынка. -
Подумайте, что случится, если вы избавитесь от части проблемы и что вы будете делать в этой ситуации -
Подумайте, что будет, если часть проблемы будет решена наоборот или просто иначе. Что бы вы сделали, если бы вам нужно было получить обратный результат?