ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Философская антропология (от философия и антропология; философия человека) — философское учение о природе и сущности человека
25. Традиции и особенности русской философии. Этапы развития.
Особенность русской философской мысли в том, что она возникла значительнее позже восточной и западной, испытав на себе их воздействие. Особенности русской философии вытекают из особенности социально исторического развития России. Нельзя забывать о том, что Россия занимает промежуточное положение между востоком и западом, что не могло не сказаться на философской мысли и культуре. Русская философия решала следующие проблемы: 1) проблема человека и его внутреннего мира; 2) нравственные, этические проблемы, проблемы ответственности человека перед Богом и обществом; 3) историческое предназначение России – Русская Идея.
Выделяют 3 основных этапа развития русской философии: 1) 10-17века. Этот период характеризуется этической философией: философские нравоучения, философия единств, философия отражает связь светской и духовной жизни; 2) 18 — сер 19 вв. Данный период характеризуется попытками заимствования западной философии и в то же время зарождением натурфилософии (философии природы) в лице Ломоносова; 3) середина 19 начало 20 в. Этот период характеризуется высшим развитием русской философии («золотой век»).
Генезис русской мысли был обусловлен в первую очередь христианизацией Руси в 10-12 вв. Первые философские учебные заведения появляются лишь в 17 в.: Киево-Могилянская академия (1632, основал Петр Могилев) и Славяногреколатинская академия в Москве (1687). В них впервые оформляется философия как самостоятельная дисциплина, а начиная с 18 в. она отделяется от богословия благодаря выдающемуся философу Г.Сковороде.
Философия Петровского периода испытывала на себе влияние идей Просвещения Запада, благодаря Петровской модернизации происходит секуляризация культуры, т.е. начинается становление светской культуры, светской философии и светских университетов. Идеи Просвещения стимулируют развитие русской идеи, мысли и, прежде всего идеи естественного права человека по Локку. Под воздействием Петровской модернизации в России складывается светская (мирская) философия, где в центре внимания стоит человек, как центральное звено в триаде (макрокосмос, человек, космос, религия). Большую роль в становлении светской философии сыграл Григорий Сковорода, который впервые в центр своей философии поставил проблему человека и общества. Создав тем самым своеобразную нравственно- антропологическую философию жизни. Главные идеи его учения это приоритет нравственности, любви и милосердия.
Нельзя не назвать в данном контексте имя выдающегося русского учёного Ломоносова, обогатившего философию отечественную, идеями рационализма и материализма. Наш земляк Александр Радищев также был представителем русского просвещения.
26. Русская философия 19в.: П.Чаадаев, славянофильство, западничество.
30-40-е годы 19 в. это время философского пробуждения России, когда формируется 2 главных идейных направления: славянофильство и западничество.
Несмотря на многочисленные споры и расхождения во взглядах, они стремились решить одну проблему – проблему исторического и культурного развития страны. Славянофильство (Хомяков, братья Киреевские, Чаадаев) – это направление русской философской мысли, представители которого выступали за культурное и политическое единение славянских народов под руководством России и под знаменем православия. Западничество – направление русской философской мысли, сторонники которого выступали за ориентацию России на западноевропейские культурные и идеологические ценности (Герцен, Белинский, Добролюбов, Бакунин, Михайловский.). В это время формируется так называемая Русская Идея – национальная концепция о выборе исторического пути, у истоков которой стоял выдающийся мыслитель Чаадаев. Возвратившись из Европы, он, возмущенный крепостническим гнетом в России, пишет свои знаменитые «философические письма» (17 шт.). Чаадаев подверг резкой критике всю существующую действительность России: религию, власть, язык, менталитет. Он считал, что запад, благодаря католичеству и протестантству, развивается цивилизационно, а Россия, избрав православие, оказалась не в мировой истории, не принадлежав ни Востоку, ни Западу. В дальнейшем под воздействием идейного противоборства он меняет свои взгляды и занимает позицию славянофильства.
27. Философские идеи в творчестве Достоевского и Толстого.
Знаменитые русские писатели относятся к числу философов благодаря той проблематике, которую они ставили в своем худож. творчестве.
Достоевский не создал собственной философской концепции, но его худож. произведения ( «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы») пронизаны фундаментальными философскими идеями. Его философия – это русский
экзистенциализм, т.е философия существования человека. главная проблема – это проблема человека, а ключ к ее решению он видит в проблеме свободы. Человек – это личность, обладающая свободной волей и как источником добра и зла. Свобода – это тяжелое бремя для человека, но без нее человек не существует, а значит, не может познать истину, смысл своего бытия.
Толстой создал свою религиозно-философское учение в котором разработал свою истинную религию, основанную на ненасилии. Он написал следующие философские произведения: «Исповедь», «В чем моя вера», «Царство Божие среди нас», «Так что же нам делать?». На первое место он ставит проблему поиска смысла жизни, смысл которой он видел в высокой морали, нравственности. Именно с этих позиций он оценивал современную экономику, науку, искусство и критиковал их за то, что они не способствуют улучшению жизни простого народа. Он считал, что все зло в праздности, в отсутствии труда и считал, что человек без физического труда деградирует. Отсюда его патриархальная идеология, призывающая людей вернуться к природе, сельской жизни, физическому труду. К концу жизни он разочаровался в своей патриархальной идеологии и выдвинул учение о ненасилии, о неучастии в государственных и политических делах. Он резко критиковал даже православную церковь за то, что она служит политике и призывал ее бойкотировать. за что церковь предала его анафеме (отлучение), поэтому он пишет статью «Царствие Божие внутри нас». Он вопрошает: «В чем моя вера?» и отвечает: «В глубокой морали». Свою религиозность Толстой понимал как этику любви и не противления злу насилия.
28. Философские взгляды Соловьева и Бердяева.
Первым подлинным русским философом стал гениальный мыслитель Соловьев (1856-1900). Он создал свою оригинальную философию Всеединства. Его философия носила религиозно-православный характер, а знаменитая концепция Всеединства было основана на так называемом принципе «цельного знания». «Цельное знание» противопоставляется как рационализму западников, так и иррационализму славянофилов и понимается автором как совершенное состояние человеческой души, способной познать всю полноту бытия через любовь к Богу. В центре его философии – идея Всеединства – органической целостности мира, а это и есть идеал, к которому стремится весь мир. Этот идеал реализуется в полной мере только в Боге, как абсолютном всеединстве, поэтому его онтология основана на принципе «Все едино в Боге». В обществе идея Всеединства раскрывается как богочеловеческий союз людей, как
некая вселенская церковь, объединяющая католиков, православных и протестантов в Христианское Всеединство. Человек, будучи посредником между Богом и природой, через любовь к ближнему способен к духовному перерождению, а значит способен эволюционировать в Бога человека подобный Иисусу Христу.
Бердяев (1874-1948) – выдающийся философ русского зарубежья.
Он принадлежит к русскому экзистенциализму или персонализму. Он написал работы: «Смысл творчества», «Философия свободы», «Русская идея», «Смысл истории». В центре у него свободная личность. Для которой главной ценностью является свобода. Но свобода невозможна без творчества и наоборот. Бердяев как и Толстой попытались модернизировать православие, за что тоже был отлучен от церкви. Он противопоставил дух материи, косность и догматизм творчеству. Задача человека в том, чтобы вырваться из материального мира и ворваться в мир свободы, где царит творчество и дух. В этой связи он выделяет 3 вида свободы: 1) первичная – иррациональная свобода, где царит произвол, хаос, зло (до Бога); 2)рациональная (разумна) свобода как исполнение морального долга; 3) свобода, пронизанная любовью к Богу.
Он выступал против октябрьской революции и диктатуры пролетариата, за что был выслан из России в 1922. Он критиковал строящийся в СССР социализм, называя его «казарменным», т.е нивелирующим личность человека (все равны, все одинаковы). Он был против технической цивилизации, а воспевал культуру как духовность, творчество…
29. Западная философия середины 19в.: от классической к постклассической.
В середине 19 в. начинается разочарование в человеческом разуме и рационализме в западной Европе как высших ценностях. Просвещение и немецкие классики, просветители и их последователи искренне верили в неограниченные возможности разума и надеялись, что с его помощью можно решить все проблемы человечества: голод, нищету, войны, насилие и т.д.
В умах прогрессивных людей западной Европы господствовала знаменитая мысль Гегеля: «Все разумное действительно, все действительное разумно». К сожалению, эти надежды не оправдались, и это стало ясно к середине 19в. Молодая элита западной Европы от обожания Гегеля перешла к критике его учения: Шопенгауэр, Маркс, Фейербах, Кьеркегор. Молодое поколение философов начали искать другие
, не рациональные основания бытия. Так происходит переход от рационализма к иррационализму, от классики к постклассике философии.
Постклассическая философия основана на иррациональности, т.е. на отрицании разумности человеческого бытия. Иррационализм – философское учение, ограничивающее возможности разума и противопоставляющее ему откровение, интуицию и инстинкт. Задача иррационализма состоит в том, чтобы объяснить субъективный (внутренний) мир человека, опираясь не на разум, а на другие элементы: волю, бессознательное начало, чувства.