Файл: 1. Предмет философии. Функции и разделы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

17. Эмпиризм в философии XVII. Учение о методе познания.
Научная революция 17 века оказала огромное влияние на философию Нового времени. На смену уходящему феодализму, сословности, европейским монархиям приходит новое общество – буржуазное, со своими ценностями и образами: - индивидуализм; - потребительская психология; - материальное обогащение. Индивидуализм теряется перед массовым производством и возникает новый тип человека – человек массы. Философия тоже испытала на себе воздействие научных открытий и утверждающийся капитализм. В это время интенсивно развивается гносеология, пытающая познать окружающую природу и открытия науки поставить на пользу человеку. Главная задача гносеологии – это разработка методов научного познания, следует, формирование методологии относится к этому времени. Изучая проблему методов познания, философия делится в это время на 2 направления: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм – направление в гносеологии, признающий источником знаний чувственный опыт – эмпирион. В свою очередь эмпиризм можно поделить на материалистический (Ф. Бэкон, Т.Гоббс) и идеалистический (Беркли, Юм). Противоположным направлением выступил рационализм – направление в гносеологии, признающий разум единственным источником знаний и критерием его истинности. Разрабатывая методологию, философия одновременно боролась с пережитками средневекового мышления (схоластикой и догматикой). Наибольший вклад в это внес знаменитый английский ученый и философ Френсис Бэкон (16-17 век) – основоположник эмпиризма. Основоположник эмпиризма был Френсис Бэкон – англ. Философ и ученый, общественный деятель. Он написал много философских трудов «Новый Органон», «Новая Атлантида» и др. В «Новом Органоне» он обосновывает роль и задачи науки. Согласно Бэкону главная задача науки господство над природой и служение человеку под девизом – «Знание - сила». В основе всех знаний лежит опыт. А в основе научных знаний лежит эксперимент (не домашний, нежизненный). Ввиду того, что он развивает опытную науку то и различает 2 вида опытов: 1) плодоносные, т.е. приносящие практическую пользу; 2) светоносные, т.е. дающие теоретические знания, а также открытие законов окружающей действительности. Второй опыт он считал наиболее ценным. Бекон много сделал для освобождения сознания и мышления человека (17 в.) от пережитков средневековой догматики и схоластики. Для этого он создает учение о заблуждениях и стереотипах человеческого мышления, которые и минует идолами. «Идолы» - это ошибки. Он выделяет 4 вида ошибок и заблуждений:


1)идолы рода – это ошибки, связанные с природой человека, человеку свойственно судить о явлениях, основываясь на аналогию с самим собой.

2) идолы пещеры – связанны с субъективными предпочтениями мыслителей, обусловлены предрассудками

3) идолы рынка – возникли из-за несовершенства общения при помощи слов

4) идолы театра – отражают некритично усвоенные ложные мнения, ошибки, порождаемые вследствие принятия различных философских систем.

Бэкон реформирует метод познания, причем главным методом научного познания у него выступает индукция, путем истолкования и анализа единичных фактов с последующим обобщением. В индуктивный метод Бэкон включает следующие этапы: сбор фактов, систематизация и анализ фактов, проведение эксперимента, опытное обобщение фактов. Нельзя сказать, что Бэкон напрочь отрицает рационализм, ибо его индуктивный метод опирался на разум при анализе фактов. Он считает, что такой метод истинный, который состоит в умственной переработке материала добываемого опытным путем. И так эмпиризм Бэкона закладывает принципиально новую гносеологию, опирающую на опыт, он также стоит у истоков методологии научного познания. Эмпиризм Бэкона получил следующие развитие в сенсуализме англ. Философов – Джона Локка, Джорджа Беркли, Д.Юма.

18. Рационализм Нового времени (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц).

Противоположное эмпиризму направление гносеологии – это рационализм. Его основоположником считается франц. математик и философ Рене Декарт. Философия Декарта часто называется в словаре картезианство. Основные его работы «рассуждение о методе», «Начало философии» и др. Как и Бэкон, Декарт критически относился к схоластики и на основе любимой математики попытался создать новый универсальный метод научного познания. Он занимался методологией и гносеологией. Разработку метод он начинает с проблемы достоверности знаний и все ставит под сомнение, значит сомнение – это главный методический принцип у Декарта (скептицизм). Декарт подвергает сомнению чувственные знания, математические знания, а также экспериментальные данные, остается одно, в чем Декарт не сомневается – в собственном мышлении и произносит: « Я мыслю, значит существую». Факт сомнения доказывает наличие мышления, а факт мышления доказывает наличие мыслящего субъект, т.е. человека. Таким образом, источник
познания у Декарта заключается в самом субъекте, в его самосознание. В данном случае он субъективный идеализм, но дело в том, что Декарт в онтологии занимает позицию дуализма, т.е. признает одновременно существование двух субстанций – мыслящий и материя. Он разрабатывает рациональный метод познания на основе интеллектуальной интуиции – непосредственное постижение истины разумом. Из интуиции он выводит свой дедуктивный метод познания, где мысль движется от общих положений к частным. Методы дедукции у Декарта сводятся к следующему:

  1. признавать истинное только то, что дается, очевидно, как аксиома

  2. Выделять простые элементы знания, расчленяя сложную проблему на части

  3. Методично переходить от известного и доказанному к неизвестному и недоказанному

  4. Не делать пропусков в логической цепи рассуждений

Он был сторонником врожденных идей, в том числе идея Бога, идея чисел, фигур. Декарт завершает формирование механистической картины мира, которая просуществует до 20 века. Рационализм – как направление гносеологии был продолжен в творчестве Бенедикта Спинозы и Г. Лейбница. Спиноза, преодолев дуализм Декарта, создает монистическое учение о субстанции и о мире. И выступает здесь, как материалист. Материя у него это прежде всего природа, которая выступает причиной самой себя, то есть не нуждается ни в чем другом. Природа, говорит он, с одной стороны выступает, как «природа творящая», а с другой – «природа сотворенная». В первом случае выступает как атеист, а с другой стороны, как человек верующий. В первом случае природа это субстанция, а во втором – это Бог, что позволяет сказать, о пантеизме Спинозы (отожествление природы и Бога). Свою субстанцию он наделяет модусами – конкретными свойствами и состояниями, в результате чего образуются мир отдельных вещей. Если субстанция одна (монизм) и едина, то модусов существует бесконечное множество. Протяжение и мышление у Спинозы называется атрибутами субстанции – атрибут - неотъемлемое свойство у предмета. Гносеология Спинозы также имеет материалистический и рационалистический характер. В гносеологии Спиноза занимает позицию гностицизма – познаваемость мира, то есть признает познаваемость мира. Но высшим видом знаний считает интуицию – знания, опирающиеся на ум, но не доказанные, а данные человеку непосредственно, как созерцание ума. Немецкий философ и математик(17-18 в) Г.Лейбниц завершает философию нового времени и стоит у истоков немецкой классики 19 в. (первая половина). Он критиковал Декартовский дуализм о субстанции также как и монизм Спинозы. Он создает собственное учение о духовной субстанции, с позиции объективного идеализма, заложенного Платоном. Мир согласно Лейбницу является проявлением (отражение) мельчайших, духовных частиц – монад. Монады неделимы, не имеют протяженности, но обладают самостоятельностью и активностью. Монады – это духовные единицы бытия и главным их свойством является движение и деятельность. Он признавал их бессмертие души и вечность субстанции и в тоже время в решении проблемы человека он не был последовательный.


19. Сенсуализм и субъективный идеализм (Д.Локк, Д.Беркли, Д.Юм)

Эмпиризм Бэкона получил следующие развитие в сенсуализме англ. философов – Джона Локка, Джорджа Беркли, Д.Юма. Сенсуализм – направление в гносеологии, признающее источники знания человеческие ощущения. Ощущения – это чувственные образы, окружающей действительности, отражающие отдельные качества и свойства предметов. Разуму сенсуализм отводит вторую роль. Сенсуализм начинается с Джона Локка, который пишет работу «Опыт о человеческом разуме» (17 – нач. 18 веках). В онтологии он занимает промежуточную позицию между идеализмом и материализмом. Локк подверг резкой критики рационализм Рене Декарта, однако он не мог отрицать наличие у человека внутреннего мира, основанного на чувствах. Поэтому Локк сформулировал положение в гносеологии о первичных и вторичных качествах вещей, предметов. Под первичным качеством он понимает количественные данные предметов, вещей – величина, фигура, движение, покой. Под вторичным качеством – запах, цвет, вкус, звук. Кажется, что они принадлежат вещам, но это неверно, говорит Локк, т.к. они возникают в самом субъекте (человеке). Под воздействием первичных качеств. Он выдвинул тезис о том, что сознание человека в момент рождения – это «чистая доска», на которой впоследствии жизнь рисует свой рисунок (знания). Умственная (рациональная деятельность) позволяет человеку лишь обобщать результаты ощущений и получать сложные идеи. У него есть простые и сложные идеи. Принципиально иную позицию в гносеологии занимал Беркли и Юм, если Локк колебался между материализмом и идеализмом, то Беркли и Юм отвергает материю абсолютно, для них существует только одна духовная субстанция. Это неверная позиция, т.к. чтобы были ощущения у человека для этого необходим объективный материальный мир, т.к. источник всех ощущений материальный объективный мир. У Беркли ощущения это не результат отражения мира, а идеи, вложенные в душу человека Бога. Нет ничего кроме сознания субъектом. А весь мир окружающий эти комбинации моих собственных ощущений. Знаменитая его фраза: «Существовать – значит быть воспринимаемым». На основание изложенного следует сказать что в онтологии Беркли субъективный идеализм, а в гносеологии – сенсуализм. Юм основной вопрос философии – соотношение духа и материи – считает теоретически неразрешимой и бессмысленной и разделяет позицию Дж. Беркли. В итоге оба философа пришли к такой позиции в гносеологии – агностицизму – непознаваемость мира, т.е. мир познать невозможно, т.к. нет материи.



Основной вопрос философии

онтология

гносеология

Что первично? Что вторично?

Познаваем ли мир? (эмпиризм,рационализм)







онтология

гносеология

Бэкон

Материализм

эмпиризм

Локк

Между материализмом м идеализмом

сенсуализм

Беркли

Субъективный идеалист

сенсуалист

Юм

Субъективный идеалист

сенсуалист


Сенсуализм (от фр. sensualisme, лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания.
Субъективный идеализм — группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности.

20. Социальная философия Просвещения (Т.Гоббс, Д.Локк, Вольтер, Руссо).

Родиной Просвещения является Англия, наиболее развитая того времени (17 в), но расцвета достигает в 18 в. во Франции. Большое значение для современности имеет социальная философия просветителей – Джон Локк, Томас Гоббс, Вольтер, Монтескье, Руссо. Истоки социальной философии начинаются с просветителей Локка и Гоббса, которые определи суть политики словами Макиавелли: «Цель оправдывает средства». Гоббс создает теорию общественного договора, согласно которой естественное состояние людей строилось по принципу война всех против всех. Это было догосударственное общество, т.е. естественное состояние. Чтобы человечество не истребило друг друга, в древности необходимо было заключить так называемый «общественный договор» (государство). Следовательно, государство возникло с помощью общественного договора, т.е. соглашения с каждым человеком о передаче им права управлять им собой специальной властью. Гоббс пишет работу «Левифан», где государство называет этим чудовищем. Государство возникло, для того чтобы обезопасить жизнь своих поданных. Гоббс занимал позиции механистического материализма во взглядах на человека и общество. И описал это в своём труде «Лефиван». Локк продолжает его идеи в области социального устройства и считает, что гражданское состояние людей (под властью государства) значит лучше, чем естественное состояние (бесклассовое общество и без государства). Основные идеи Локка о гражданстве и государстве были положены в основу конституции США (в 1787) – первая конституция. Заслуга Локка в том, что он сформулировал буржуазные принципы, т.е. политические права и свободы человека (гражданина):