Файл: 1. Предмет философии. Функции и разделы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. право на жизнь

  2. право на охрану и здоровье, и безопасность жизни

  3. право на частную собственность

  4. право гражданина на свободу

Кроме того, ему принадлежит идея о разделение властей: законодательная, исполнительная, судебная. Дальнейшее развитие и завершения, концепция общественного договора получает у французского просветителя Жан Жака Руссо. Он критически рассмотрел достижение своих предшественников и неслучайно получил прозвище – «анти - Гоббс». Го работа «об общественном договоре» провозглашает принципы политического общества, политические свободы и социальное равенство всех граждан. Он занимал позиции революционера и поэтому источник неравенства людей видел в частной собственности, которую и призывал уничтожить. После этого он предлагал заключить новый общественный договор, который установит прямое народовластие - народный суверенитет, где народ выступает источником власти. Эти идеи Руссо легли в идеологию лево демократического крыла будущей великой французской революции. Таким образом, в 17-18 веке в Англии и Франции были заложены основы правового государства и гражданского общества, а их теоретической основой стал общественный договор и принцип разделения властей. Вершиной французского просвещения 18 века выступает творчество Вольтера, писателя, общественного деятеля и философа. Свое творчество он строил на резкой критике католической церкви и священнослужителей, но Бога он не отрезал, а значит и религию в целом. В его понимании Бог – это «философ на троне неба», что позволяло ему создать учения о «естественной религии», противостоящая христианству и его морали, под ней он понимал принципы новой морали, основанной на возрождении золотого правила нравственности Конфуция: «Не делай другому того, чего не желаешь себе», критикуя только служителей церкви за их аморальный образ жизни, он одновременно критиковал и атеизм. В целом его взгляды были очень противоречивы.
Социальная философия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.
21. Французский материализм 18 века (Гольбах, Гельвеций, Ламетри).

Во Франции в 18 веке кроме социальной философии сложилась материалистическая философия – механистический и метафизический материализм. Представители: Гольбах, Гельвеций, Ламетри.


Гольбах утверждал первичность и несотворимость материального мира, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. Материя, по Гольбаху, есть совокупность всех существующих тел; её простейшими, элементарными частицами являются неизменные и неделимые атомы, основные свойства которых - протяжённость, вес, фигура, непроницаемость, движение; все формы движения Гольбах сводил к механическому перемещению. Материя и движение нераздельны. Гольбах отрицал всеобщую одушевлённость материи, считая, что чувствительность присуща лишь определённым образом организованным формам материи. Гольбах признавал наличие объективных закономерностей материального мира, считая, что в основе их лежит постоянная и нерушимая связь причин с их действиями. Человек является частью природы и поэтому подчинён её законам. Самая знаменитая его работа – «Система природы», где он впервые дает филос. определение материи - это все то, что, воздействуя на наши органы чувств, вызывает в нас ощущения.

Ламетри – философ и доктор медицины, и поэтому в своем трактате «О душе» впервые представляет духовное как свойство материи. Протяженность у него – атрибут материи, а способность к ощущению – это душа человека. Но прославился другой работой – «Человек – машина», где он рассматривал человеческий организм как самозаводящуюся машину, подобную часовому механизму.

Завершает это направление Гельвеций, который занимался проблемами социализации и воспитания личности. Он впервые поставил вопрос о зависимости формирования личности от социальной среды. Под ней он понимал совокупность общественных условий, явлений и факторов, способных влиять на человека.

Материализм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием).


22. Концепция познающего субъекта в философии Канта.

Основателем немецкой классики был выдающийся ученый Иммануил Кант. все его творчество делится на 2 этапа:

1) до критический (до 1770), где он выступил как ученый-естествоиспытатель и многое сделал для развития физики, астрономии и географии, например ему принадлежит знаменитая гипотеза о происхождении солнечной системы из гигантской газовой туманности, т.е он стоял на позициях материализма и натурфилософии.

2) критический (после 1770). Основные работы «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждений», где основной задачей является анализ всей предшествующей философии прежде всего гносеологии. В ней он совершил «коперниковский» переворот, т.е блестяще решил проблему познающего субъекта: он утверждал, что источник знаний лежит в сознании познающего субъекта и поэтому он различает 2 уровня познания в субъекте: эмпирический, обусловленный индивидуальными способностями личности; трансцендентный (вне нормы), т.е подиндивидуальный, независимый от самого человека уровень.

«Критика чистого разума» посвящена теоретическому, научному сознанию, т.е сознанию познающего субъекта. Здесь он ставит проблему достоверности знаний и границ познавательных возможностей человека и задается вопросом: как возможно научное знание? Достоверное знание – это объективное знание, независимое от индивида. Объективность знаний обусловлена трансцендентным уровнем познающего субъекта и состоит из 2-х элементов: априорных знаний и форм рассудка. К априорным знаниям он относит знания, основанные на пространстве и времени. благодаря которым в сознании человека стекаются чувственные данные, а рассудок – это чувственные данные, которые приводят их в соответствие с понятиями и категориями. На основании этого он делает вывод: не объект познания является источником знаний в виде понятий, а рассудок концентрирует знания о предмете познания. Предметы и вещи существуют сами по себе, т.е объективно, а нам они являются через органы чувств, т.е мы способны познать не сам предмет, а его чувственный образ. кант считал, что мы можем познать только через внешние проявления – феномены, а суть остается непознанной. Это и есть агностицизм Канта – позиция гносеологии, утверждающая непознаваемость мира.


«Критика практического разума» посвящена анализу морали. который носит рационалистический характер. Под практич. разумом Кант понимал мораль, этику и нравств. нормы, которые независимы от других факторов жизни. моральный закон носит рациональный характер, а значит абсолютный и называется он категорический императив. поэтому его этика называется этикой долга. такие моральные требования вытекают из практич. разума, определяющего волю человека, т.е человек всегда дожжен поступать в соответствии с долгом.

В «Критике способности суждений» он рассматривает проблемы эстетики как философии искусства и приходит к выводу, что источником творчества является гармоничное взаимодействие рассудка и воображения.

23. Абсолютный идеализм Гегеля.

Георг Гегель(1770-18310) – видный представитель немецкой классики. Работы: «Наука логики», «Феноменология духа», «Философия истории», «Философия права». Его творчество – новый подход к пониманию мира, в основе которого лежит христианская идея о том, что история человечества имеет конечный момент (2-е пришествие Христа), а движение к нему представляется как постоянное совершенствование человеческого духа и общества(прогресс), а завершиться все это должно идеальным состоянием мира. Его философия – это высшее достижение светской философии в рамках рационализма и объективного идеализма.

«Наука логики» раскрывает содержание объективной диалектики и логики. «Феноменология духа» говорит о том, что все мировое развитие обусловлено развитием абсолютной идеи. Феноменология духа представляет собой путь сознания, которое поднимается по ступеням диалектики к познанию абсолютного или к осознанию самого себя в абсолютном. Это суть учения Гегеля и оно получило название тождество бытия и мышления.

Философия Гегеля называется абсолютным идеализмом, так как абсолютная идея (мировой дух) не только субстанция, но и субъект познания. Бытие – это непрерывный процесс мышления, восходящий к новым высотам, а именно от «чистого» мышления к «познанию мира», от познания мира к самопознанию, от самопознания к самосознанию. На основе этого Гегель сказал свою знаменитую фразу: «Все разумное действительно, все действительное разумно». Феноменология духа (абс. идея) раскрывает себя поэтапно:


1)объективная логика, где развивается дочеловеческий мир по законам природы, т.е. объективная логика.

2) самозарождение абсолютной идеи и ее раскрытие в виде категорий и понятий

3)где абс. идея (мировой дух) отчуждает от себя неорганическую и органическую природу, причем в рамках природы и с помощью Бога возникает чловек, а вместе с ним человеческий дух (субъективный дух). Далее человеч. дух превращается в объективный дух, создавая при этом государство, общество, религию, культуру, право и т.д.

4)высший этап саморазвития абсолютной идеи – ее перерастание в абсолютный дух, т.е саму себя, и здесь заканчивается ее развитие. Это и есть тождество мышления и бытия и начинается новый поэтапный цикл самозарождения и развития абсолютной идеи.

У Гегеля решаются одновременно 2 проблемы: онтология и гносеология. Отличие его гносеологии в том, что познание Гегель рассматривает в диалектическом развитии в форме исторического процесса, а в качестве познающего объекта выступает все человечество.

Вершиной его творчества явилось создание диалектики – философское учение о законах развития через борьбу противоположностей. Диалектика говорит о том, что все в мире взаимосвязано и все находится в развитии. Его диалектика включает 3 основных закона и неосновные законы (парные категории). Законы: 1)закон единства и борьбы противоположностей (источник развития); 2)закон перехода колич. изменений в качеств. (механизм развития); 3)закон отрицания отрицания (направление).

Парные категории: количество-качество; сущность-явление; содержание-форма; свобода-необходимость; возможность-действительность; единичное-особое-общее.
24. Антропология Фейербаха.

Завершает немецкую классику творчество немецкого материалиста Фейербаха (1804-1872). Он начинал свое творчество как ученик Гегеля, но разочаровался в его взглядах на развитие мира и стал его главным критиком. В результате он написал много работ, направленных против религии, заняв при этом позицию убежденного материалиста и атеиста. Знаменитые работы: «Сущность христианства», «Сущность религии», «основные положения философии будущего». Своего учителя Гегеля он обвинил в том, что его абсолютный идеализм практически тождественен христианству, где абсолютная идея, по сути, совпадает с Богом и его креационизмом. Он говорит о том, что Бога нет, а есть бесконечная материальная природа, высшим порождением которой выступает человек с его разумом и чувствами. Хотя он выступает как материалист, но в то же время он отказывается анализировать главное понятие – материю, а на ее место ставит человека. Поэтому его материализм антропологический, привязанный к человеку. Человека он рассматривает как природное (родовое) существо, наделенное не душой, а духом и телом. Он впервые стал воспевать земную человеческую любовь между мужчиной и женщиной, введя такие понятия как «Я» и «Ты». В отличие от Гегеля, человек у него не только земной, но и индивидуальный, находящийся в повседневном бытии со своими проблемами и разочарованиями. Родовую сущность человека он считает неизменной, такой, какой она дана ему природой. В гносеологии он выступает как сенсуалист и отстаивает созерцательное отношение к миру. Недостаток его антропологии в том, что он видел в человеке только одну сторону – биологическую, природную, а социальной основы он не видел в человеке.