ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
учреждение - Национальную администрацию восстановления промышленности.
• Закон о регулировании сельского хозяйства;
3.Закон о регулировании сельского хозяйства, также принятый в 1933 г., предусматривал создание специального административного органа по регулированию сельского хозяйства, который был призван сбалансировать спрос и предложение на продукты сельского хозяйства, поднять на них цены. С этой целью вводился одинаковый процент сокращения посевных площадей и поголовья скота для всех фермеров.
4.Был принят также Закон о рефинансировании фермерских долгов, сокративший проценты по задолженности фермеров и продливший сроки погашения их долгов.
В целях уменьшения безработицы, снижения ее негативных последствий безработных направляли в трудовые лагеря - специально созданные организации, занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т. д.
Руководство осуществлением этих мер возлагалось на Федеральную администрацию чрезвычайной
помощи, замененную вскоре Администрацией развития общественных работ.
• Закон о трудовых отношениях (Закон Вагнера);
5.В 1935 г. был принят Закон о трудовых отношениях (Закон Вагнера), впервые в истории США легализовавший деятельность профсоюзов. Этим законом запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках; предприниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры; признавалось право на забастовки, если нарушались предписания закона и др.
Для контроля за выполнением закона создавалось Национальное управление по трудовым
отношениям.
6.В 1935 г. были приняты первый в истории США Закон о социальном страховании и другие законы помощи бедным. Закон о социальном страховании предусматривал социальную помощь престарелым, безработным и некоторым категориям нетрудоспособного населения. Пенсионный фонд создавался за счет налогов на предпринимателей и самих рабочих.
Пенсии по старости назначались с 65 лет, пособия по безработице выплачивались около К) недель в году.
7.В 1938 г. был принят Закон о справедливом найме рабочей силы, устанавливавший максимум продолжительности рабочего времени для некоторых категорий трудящихся и минимум зарплаты.
БИЛЕТ 51 51. Движение за гражданские права в США в 60–70-е гг. ХХ в.Конституционные поправки и демократизация избирательного права в США в XX в.
Движением за Гражданские права называют борьбу чернокожих американцев за социальную справедливость и равные права согласно законам Соединенных Штатов Америки, которая
• Закон о регулировании сельского хозяйства;
3.Закон о регулировании сельского хозяйства, также принятый в 1933 г., предусматривал создание специального административного органа по регулированию сельского хозяйства, который был призван сбалансировать спрос и предложение на продукты сельского хозяйства, поднять на них цены. С этой целью вводился одинаковый процент сокращения посевных площадей и поголовья скота для всех фермеров.
4.Был принят также Закон о рефинансировании фермерских долгов, сокративший проценты по задолженности фермеров и продливший сроки погашения их долгов.
В целях уменьшения безработицы, снижения ее негативных последствий безработных направляли в трудовые лагеря - специально созданные организации, занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т. д.
Руководство осуществлением этих мер возлагалось на Федеральную администрацию чрезвычайной
помощи, замененную вскоре Администрацией развития общественных работ.
• Закон о трудовых отношениях (Закон Вагнера);
5.В 1935 г. был принят Закон о трудовых отношениях (Закон Вагнера), впервые в истории США легализовавший деятельность профсоюзов. Этим законом запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках; предприниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры; признавалось право на забастовки, если нарушались предписания закона и др.
Для контроля за выполнением закона создавалось Национальное управление по трудовым
отношениям.
6.В 1935 г. были приняты первый в истории США Закон о социальном страховании и другие законы помощи бедным. Закон о социальном страховании предусматривал социальную помощь престарелым, безработным и некоторым категориям нетрудоспособного населения. Пенсионный фонд создавался за счет налогов на предпринимателей и самих рабочих.
Пенсии по старости назначались с 65 лет, пособия по безработице выплачивались около К) недель в году.
7.В 1938 г. был принят Закон о справедливом найме рабочей силы, устанавливавший максимум продолжительности рабочего времени для некоторых категорий трудящихся и минимум зарплаты.
БИЛЕТ 51 51. Движение за гражданские права в США в 60–70-е гг. ХХ в.Конституционные поправки и демократизация избирательного права в США в XX в.
Движением за Гражданские права называют борьбу чернокожих американцев за социальную справедливость и равные права согласно законам Соединенных Штатов Америки, которая
происходила главным образом в 1950-х и 1960-х годах. Гражданская война официально отменила рабство, но она не положила конец дискриминации чернокожих людей — они продолжали испытывать разрушительные последствия расизма, особенно на Юге страны. К середине XX века в отношении чернокожих американцев существовало более чем достаточно предрассудков и случаев насилия против них. Они, наряду с многими белыми американцами, мобилизовались и начали беспрецедентную борьбу за равенство, которая длилась два десятилетия.
Конституционное законодательство США последних семи десятилетий мало затронуло структуру конституционных органов государственного аппарата и их компетенцию и касалось главным образом одного института — президентской власти. Поправки XX (1933 г.), XXII (1951 г.), XXV (1967 г.) определили, в частности, порядок вступления в должность президента, ввели ограничение времени пребывания на посту президента двумя сроками, предоставили право замещения должности президента при соответствующих обстоятельствах вице-президенту.
Более важное политическое значение имели реформы в избирательном праве, проведенные путем принятия трех поправок к Конституции: XIX (1920 г.), XXIV (1964 г.), XXVI (1971 г.). Эти поправки привели к демократизации крайне разнообразных норм избирательного права, действующих в штатах, которым отводилась основная роль в правовом регулировании выборов.
Поправкой XIX были предоставлены избирательные права женщинам. Женское избирательное право очень долго ограничивалось в США. Первый прорыв в этой области произошел в штате
Кентукки, когда право участвовать в выборах советов школьных округов было предоставлено незамужним женщинам, владевшим собственностью, а в 1869 г. В штате Вайоминг были предоставлены избирательные права женщинам в законодательный орган.
Поправка XXIV отменила ограничения избирательных прав на федеральных выборах “в связи с неуплатой какого-либо избирательного или иного налога”. Избирательный налог существовал до принятия поправки в 11 южных штатах и, хотя он был небольшим, лишал права голоса около
10 млн. бедняков, в основном негров. В некоторых штатах (Алабама, Миссисипи и др.) этот налог носил кумулятивный характер, при котором человек, решивший принять участие в выборах, должен был заплатить налог за все предшествущие годы.
В 1965 году Законом об избирательных правахдействие поправки было распространено на выборы в штатах, а в 1966 г. Верховный суд признал, что установление налога на выборах в штатах является нарушением конституционного принципа “равной защиты закона”
Поправка XXVI снизила возрастной избирательный ценз на федеральных выборах до 18 лет, аналогичные изменения имели место во всех штатах.
Принятые поправки и соответствующие законы не смогли, однако, гарантировать труднодостижимого (или просто недостижимого) в силу как объективных, так и субъективных причин всеобщего характера выборов в США. Так, на выборах в американский конгресс применяется мажоритарная система, при которой в каждом округе избирается 1 депутат, причем побеждает кандидат, набравший относительное большинство голосов, больше, чем каждый из его соперников в отдельности. Эта система приводит к тому, что доля мест, полученных той или иной партией в конгрессе, не соответствует числу собранных ею голосов по стране. Недостатки мажоритарной системы усугубляются так называемой электоральной геометрией, при которой “нарезка” неравных по количеству жителей избирательных округов часто проводилась с нарушением принципа: равное количество депутатов от равного
Конституционное законодательство США последних семи десятилетий мало затронуло структуру конституционных органов государственного аппарата и их компетенцию и касалось главным образом одного института — президентской власти. Поправки XX (1933 г.), XXII (1951 г.), XXV (1967 г.) определили, в частности, порядок вступления в должность президента, ввели ограничение времени пребывания на посту президента двумя сроками, предоставили право замещения должности президента при соответствующих обстоятельствах вице-президенту.
Более важное политическое значение имели реформы в избирательном праве, проведенные путем принятия трех поправок к Конституции: XIX (1920 г.), XXIV (1964 г.), XXVI (1971 г.). Эти поправки привели к демократизации крайне разнообразных норм избирательного права, действующих в штатах, которым отводилась основная роль в правовом регулировании выборов.
Поправкой XIX были предоставлены избирательные права женщинам. Женское избирательное право очень долго ограничивалось в США. Первый прорыв в этой области произошел в штате
Кентукки, когда право участвовать в выборах советов школьных округов было предоставлено незамужним женщинам, владевшим собственностью, а в 1869 г. В штате Вайоминг были предоставлены избирательные права женщинам в законодательный орган.
Поправка XXIV отменила ограничения избирательных прав на федеральных выборах “в связи с неуплатой какого-либо избирательного или иного налога”. Избирательный налог существовал до принятия поправки в 11 южных штатах и, хотя он был небольшим, лишал права голоса около
10 млн. бедняков, в основном негров. В некоторых штатах (Алабама, Миссисипи и др.) этот налог носил кумулятивный характер, при котором человек, решивший принять участие в выборах, должен был заплатить налог за все предшествущие годы.
В 1965 году Законом об избирательных правахдействие поправки было распространено на выборы в штатах, а в 1966 г. Верховный суд признал, что установление налога на выборах в штатах является нарушением конституционного принципа “равной защиты закона”
Поправка XXVI снизила возрастной избирательный ценз на федеральных выборах до 18 лет, аналогичные изменения имели место во всех штатах.
Принятые поправки и соответствующие законы не смогли, однако, гарантировать труднодостижимого (или просто недостижимого) в силу как объективных, так и субъективных причин всеобщего характера выборов в США. Так, на выборах в американский конгресс применяется мажоритарная система, при которой в каждом округе избирается 1 депутат, причем побеждает кандидат, набравший относительное большинство голосов, больше, чем каждый из его соперников в отдельности. Эта система приводит к тому, что доля мест, полученных той или иной партией в конгрессе, не соответствует числу собранных ею голосов по стране. Недостатки мажоритарной системы усугубляются так называемой электоральной геометрией, при которой “нарезка” неравных по количеству жителей избирательных округов часто проводилась с нарушением принципа: равное количество депутатов от равного
количества жителей. Начиная с 60-х гг., стала осуществляться политика устранения электоральной геометрии. В 1962 г. Было принято решение Верховного суда (по “делу
Бейкер”), в котором подчеркивалось, что избирательные округа должны быть “существенно равными”. Последующий отход Верховного суда Бергера от этой установки, допускающий отступление от требования “один человек — один голос”, в 16,4% способствовал тому, что в конституциях штатов, принятых в последнее время, стали закрепляться нормы представительства с учетом численности населения.
БИЛЕТ 52
Колониальная система Великобритании в ХХ в.
На рубеже XIX-XX вв. , одновременно с захватом огромных территорий в Африке, под английское владычество перешли Нигерия, Кения, Южная Африка (после изнурительной войны с населявшими её бурами, потомками голландских и французских переселенцев), Золотой Берег, Южная и Северная
Родезии и др. Англия захватывает контроль над Суэцким каналом, оккупирует о. Кипр, окончательно покоряет Бирму. Власть Англии была установлена в Египте и на многих других арабских территориях.
Английская экспансия усилилась в Азии и на Ближнем Востоке. Существовавшие здесь независимые государства превратились в полуколонии (Оман, Йемен, Кувейт, Иран, Афганистан), их суверенитет был ограничен вынужденными неравноправными соглашениями и размещением английских войск.
В конце XIX - начале XX вв. британская колониальная империя состояла из: 1) Соединённого королевства Великобритании и Ирландии; 2) Индийской империи, образующейся из Британской
Индии и владений местных вассальных князей; 3) колоний. Официального титула "Британского императора" не существовало. Монарх Великобритании и Ирландии и был императором Индии и королём (королевой) "Британских владений за морями".
Под контролем и руководством имперского правительства метрополии находились правительства
Индии и колоний. Британская Индия и владения туземных князей находились под суверенной властью короля-императора. Местная исполнительная и, отчасти, законодательная власть – в руках вице-короля, назначаемого английским правительством и состоявшим под непосредственным контролем особого министра (статс-секретаря по делам Индии) и его совета в Лондоне. При вице- короле также имелся совет для местного законодательства и администрации.
Колонии разделялись на: «самостоятельные», т.е. получившие от метрополии самоуправление, и
«коронные», т.е. управляемые губернаторами, назначаемыми от метрополии, но почти везде имевшими при себе местные представительные учреждения, хотя бы совещательного характера.
«Самостоятельные» колонии со дня своего появления находились в относительно выгодном положении, и здесь раньше всего установился режим административной, а, впоследствии, и политической автономии. Это, как правило, были т.н. «переселенческие колонии», населённые выходцами из самой Англии и других европейских стран. Самоуправляющимися колониями являлись:
Канада, Ньюфаундленд, Австралийский Союз, Южно-Африканский Союз и Новая Зеландия. Халфин
Н.А. Создание и распад Британской колониальной империи. М.: Вост. Лит., 1961. С. 122.
Таким образом, управление колониями представляло все переходные стадии от «протекторатов», управляемых местными князьями под наблюдением английского «резидента», до колоний
(dominion)
Бейкер”), в котором подчеркивалось, что избирательные округа должны быть “существенно равными”. Последующий отход Верховного суда Бергера от этой установки, допускающий отступление от требования “один человек — один голос”, в 16,4% способствовал тому, что в конституциях штатов, принятых в последнее время, стали закрепляться нормы представительства с учетом численности населения.
БИЛЕТ 52
Колониальная система Великобритании в ХХ в.
На рубеже XIX-XX вв. , одновременно с захватом огромных территорий в Африке, под английское владычество перешли Нигерия, Кения, Южная Африка (после изнурительной войны с населявшими её бурами, потомками голландских и французских переселенцев), Золотой Берег, Южная и Северная
Родезии и др. Англия захватывает контроль над Суэцким каналом, оккупирует о. Кипр, окончательно покоряет Бирму. Власть Англии была установлена в Египте и на многих других арабских территориях.
Английская экспансия усилилась в Азии и на Ближнем Востоке. Существовавшие здесь независимые государства превратились в полуколонии (Оман, Йемен, Кувейт, Иран, Афганистан), их суверенитет был ограничен вынужденными неравноправными соглашениями и размещением английских войск.
В конце XIX - начале XX вв. британская колониальная империя состояла из: 1) Соединённого королевства Великобритании и Ирландии; 2) Индийской империи, образующейся из Британской
Индии и владений местных вассальных князей; 3) колоний. Официального титула "Британского императора" не существовало. Монарх Великобритании и Ирландии и был императором Индии и королём (королевой) "Британских владений за морями".
Под контролем и руководством имперского правительства метрополии находились правительства
Индии и колоний. Британская Индия и владения туземных князей находились под суверенной властью короля-императора. Местная исполнительная и, отчасти, законодательная власть – в руках вице-короля, назначаемого английским правительством и состоявшим под непосредственным контролем особого министра (статс-секретаря по делам Индии) и его совета в Лондоне. При вице- короле также имелся совет для местного законодательства и администрации.
Колонии разделялись на: «самостоятельные», т.е. получившие от метрополии самоуправление, и
«коронные», т.е. управляемые губернаторами, назначаемыми от метрополии, но почти везде имевшими при себе местные представительные учреждения, хотя бы совещательного характера.
«Самостоятельные» колонии со дня своего появления находились в относительно выгодном положении, и здесь раньше всего установился режим административной, а, впоследствии, и политической автономии. Это, как правило, были т.н. «переселенческие колонии», населённые выходцами из самой Англии и других европейских стран. Самоуправляющимися колониями являлись:
Канада, Ньюфаундленд, Австралийский Союз, Южно-Африканский Союз и Новая Зеландия. Халфин
Н.А. Создание и распад Британской колониальной империи. М.: Вост. Лит., 1961. С. 122.
Таким образом, управление колониями представляло все переходные стадии от «протекторатов», управляемых местными князьями под наблюдением английского «резидента», до колоний
(dominion)
или союза колоний (commonwealth или union), имевших парламентский строй, подобный английскому.
Иногда выделяется третий тип колониальных владений – Ирландия. Порабощаемая с XII в., пережившая неоднократное массовое истребление и разорение, особенно во время повторного завоевания её войсками Кромвеля, Ирландия считалась частью Великобритании (с 1800 г.). В колониальном угнетении Ирландии были заинтересованы, в первую очередь, землевладельческие слои английского правящего класса. Здесь находились крупные владения английской знати, английских помещиков. Народ Ирландии, погибавший от эпидемий и голода, вынуждаемый к повальной эмиграции, считался достойным только одной судьбы – работать за гроши.
Итак к концу XIX началу XX вв. Британская империя создает крупнейшую в истории человечества колониальную империю раскинувшуюся на всех континентах кроме Антарктиды, контролировавшую важнейшие морские торговые пути имевшую в своем составе регионы стоявшие на разном уровне социального и экономического развития . Особенности политического развития ее различных регионов мы рассмотрим в следующем параграфе.
БИЛЕТ 53
Развитие правовой системы Англии в Новое и новейшее время.
В новое и новейшее время английское право развивалось в основном эволюционным путем.
Источники английского права в новое и новейшее время: судебные прецеденты
; законодательные акты британского парламента
; акты делегированного законодательства, издаваемые правительством
, министерствами и другими органами исполнительной власти
Долгое время именно прецеденты служили основными источниками права. С 1870 г. издаются
«Судебные отчеты», содержащие сведения о решениях высших судов
. В XIX в. проводится систематизация английского законодательства, появляются консолидированные акты, в которых собираются и упорядочиваются нормы отдельных правовых институтов (
законы о семейных отношениях 1857 г., о продаже товаров 1893 г., о партнерстве 1890 г. и др.). Однако и в XIX в., и в последующем за ним XX в. английское право оставалось некодифицированным. Возвышение законодательства не повлекло умаления роли судебных прецедентов: новые статуты, как правило, обрастали большим количеством решений вышестоящих судов, разъясняющих и развивающих положения актов парламента. В XX в. в ряду источников права центральное место занимает делегированное законодательство.
B 1965 г. создается Правовая комиссия, задачей которой является реформирование всего английского права «вплоть до его кодификации». Важной вехой в развитии правового регулирования имущественных отношений стал принятый в 1925 г. закон о собственности
, который устранил многие пережитки времен феодализма. В частности, был значительно упрощен сам процесс передачи прав на землю.
И в новое, и в новейшее время порядок заключения договоров
, вопросы ответственности за нарушение обязательств регулировались главным образом многочисленными судебными решениями.
В XIX-XX вв. развивается законодательство о компаниях и монополиях
, ценных бумагах
, кредитовании и защите прав потребителей. Сразу после Второй мировой войныгосударство в лице пришедшего к власти лейбористского правительства активно вмешивается в экономику
, многие
Иногда выделяется третий тип колониальных владений – Ирландия. Порабощаемая с XII в., пережившая неоднократное массовое истребление и разорение, особенно во время повторного завоевания её войсками Кромвеля, Ирландия считалась частью Великобритании (с 1800 г.). В колониальном угнетении Ирландии были заинтересованы, в первую очередь, землевладельческие слои английского правящего класса. Здесь находились крупные владения английской знати, английских помещиков. Народ Ирландии, погибавший от эпидемий и голода, вынуждаемый к повальной эмиграции, считался достойным только одной судьбы – работать за гроши.
Итак к концу XIX началу XX вв. Британская империя создает крупнейшую в истории человечества колониальную империю раскинувшуюся на всех континентах кроме Антарктиды, контролировавшую важнейшие морские торговые пути имевшую в своем составе регионы стоявшие на разном уровне социального и экономического развития . Особенности политического развития ее различных регионов мы рассмотрим в следующем параграфе.
БИЛЕТ 53
Развитие правовой системы Англии в Новое и новейшее время.
В новое и новейшее время английское право развивалось в основном эволюционным путем.
Источники английского права в новое и новейшее время: судебные прецеденты
; законодательные акты британского парламента
; акты делегированного законодательства, издаваемые правительством
, министерствами и другими органами исполнительной власти
Долгое время именно прецеденты служили основными источниками права. С 1870 г. издаются
«Судебные отчеты», содержащие сведения о решениях высших судов
. В XIX в. проводится систематизация английского законодательства, появляются консолидированные акты, в которых собираются и упорядочиваются нормы отдельных правовых институтов (
законы о семейных отношениях 1857 г., о продаже товаров 1893 г., о партнерстве 1890 г. и др.). Однако и в XIX в., и в последующем за ним XX в. английское право оставалось некодифицированным. Возвышение законодательства не повлекло умаления роли судебных прецедентов: новые статуты, как правило, обрастали большим количеством решений вышестоящих судов, разъясняющих и развивающих положения актов парламента. В XX в. в ряду источников права центральное место занимает делегированное законодательство.
B 1965 г. создается Правовая комиссия, задачей которой является реформирование всего английского права «вплоть до его кодификации». Важной вехой в развитии правового регулирования имущественных отношений стал принятый в 1925 г. закон о собственности
, который устранил многие пережитки времен феодализма. В частности, был значительно упрощен сам процесс передачи прав на землю.
И в новое, и в новейшее время порядок заключения договоров
, вопросы ответственности за нарушение обязательств регулировались главным образом многочисленными судебными решениями.
В XIX-XX вв. развивается законодательство о компаниях и монополиях
, ценных бумагах
, кредитовании и защите прав потребителей. Сразу после Второй мировой войныгосударство в лице пришедшего к власти лейбористского правительства активно вмешивается в экономику
, многие
частные предприятия переходят в государственную собственность
(национализируются). В годы правления консерваторов происходит обратный процесс - приватизация
Развитие семейного права идет в направлении уравнивания прав супругов. В 1836 г. официальное признание получил брак, заключенный в государственных органах
. В английском праве с давних времен сохраняются положения об ответственности мужа за долги жены и отца за действия несовершеннолетних детей
. Со временем положение внебрачных детей улучшилось, за их отцами была признана обязанность уплачивать алименты
. С 1857 г. допускается развод.
Существенные изменения в уголовном праве произошли в 1830-1880 гг. Были отменены смертная казнь за малозначительные преступления
, большинство членовредительских и порочащих наказаний
Со 2-й половины XX в. упразднены каторжные работы и фактически не применяется смертная казнь.
В 1945 г. были стерты различия между преступлениями, относящимися к группам преступлений treason и felony. Позже, в 1967 г., отменено деление преступлений на felony и misdemeanor. Средневековая классификация преступлений заменена новым делением преступлений на «арестные» и «неарестные». В отношении лиц, подозреваемых в совершении «арестных» преступлений, установлены особые правила задержания и заключения под стражу. В современном английском праве выделяются преступления, которые обязательно рассматриваются судом присяжных (преследуемые по обвинительному акту), и преступления, дела о которых разрешаются мировыми судьями единолично
(суммарные преступления). Некоторые преступления (их именуют «смешанными») могут преследоваться как по обвинительному акту, так и в суммарном порядке. В восьмидесятых годах прошлого века началась работа по созданию Уголовного кодекса, который должен занять место судебных прецедентов, содержащих нормы общей части уголовного права, и статутов, раскрывающих признаки отдельных видов преступлений.
Процессуальные нормы, в отличие от материальных, в ходе революции подверглись значительным изменениям. Перемены были направлены в основном на обеспечение прав подозреваемого и обвиняемого. В XIX-XX вв. продолжилась демократизация судебного процесса. Следует отметить и то, что в наши дни существенно уменьшилось значение суда присяжных в судебном процессе. К рассмотрению дел в апелляционных инстанциях присяжные вообще не привлекаются.
БИЛЕТ 54
Особенности государственного и общественного устройства Великобритании в ХХ в.
В XX в. в Англии сохраняется двухпартийная система, сущность которой заключается в господстве на выборах двух основных партий. Основным средством сохранения двухпартийной системы является избирательная система, в основе которой лежит принцип избрания одного депутата от каждого избирательного округа. В результате представители малочисленных партий оказываются в невыгодном положении, им трудно получить место в парламенте. До 1923 г. основными партиями Англии были консерваторы и либералы:
консервативная партия организационно оформилась в середине XIX в. на основе партии тори.
В настоящее время выражает интересы крупных промышленных и финансовых собственников;
либеральная партия, опирающаяся на средний класс, также образовалась в середине XIX в., на основе партии вигов. Постепенно лишалась своей социальной базы и теряла политические позиции. С 1923 г. ее место заняла лейбористская партия - одна из ведущих партий
(национализируются). В годы правления консерваторов происходит обратный процесс - приватизация
Развитие семейного права идет в направлении уравнивания прав супругов. В 1836 г. официальное признание получил брак, заключенный в государственных органах
. В английском праве с давних времен сохраняются положения об ответственности мужа за долги жены и отца за действия несовершеннолетних детей
. Со временем положение внебрачных детей улучшилось, за их отцами была признана обязанность уплачивать алименты
. С 1857 г. допускается развод.
Существенные изменения в уголовном праве произошли в 1830-1880 гг. Были отменены смертная казнь за малозначительные преступления
, большинство членовредительских и порочащих наказаний
Со 2-й половины XX в. упразднены каторжные работы и фактически не применяется смертная казнь.
В 1945 г. были стерты различия между преступлениями, относящимися к группам преступлений treason и felony. Позже, в 1967 г., отменено деление преступлений на felony и misdemeanor. Средневековая классификация преступлений заменена новым делением преступлений на «арестные» и «неарестные». В отношении лиц, подозреваемых в совершении «арестных» преступлений, установлены особые правила задержания и заключения под стражу. В современном английском праве выделяются преступления, которые обязательно рассматриваются судом присяжных (преследуемые по обвинительному акту), и преступления, дела о которых разрешаются мировыми судьями единолично
(суммарные преступления). Некоторые преступления (их именуют «смешанными») могут преследоваться как по обвинительному акту, так и в суммарном порядке. В восьмидесятых годах прошлого века началась работа по созданию Уголовного кодекса, который должен занять место судебных прецедентов, содержащих нормы общей части уголовного права, и статутов, раскрывающих признаки отдельных видов преступлений.
Процессуальные нормы, в отличие от материальных, в ходе революции подверглись значительным изменениям. Перемены были направлены в основном на обеспечение прав подозреваемого и обвиняемого. В XIX-XX вв. продолжилась демократизация судебного процесса. Следует отметить и то, что в наши дни существенно уменьшилось значение суда присяжных в судебном процессе. К рассмотрению дел в апелляционных инстанциях присяжные вообще не привлекаются.
БИЛЕТ 54
Особенности государственного и общественного устройства Великобритании в ХХ в.
В XX в. в Англии сохраняется двухпартийная система, сущность которой заключается в господстве на выборах двух основных партий. Основным средством сохранения двухпартийной системы является избирательная система, в основе которой лежит принцип избрания одного депутата от каждого избирательного округа. В результате представители малочисленных партий оказываются в невыгодном положении, им трудно получить место в парламенте. До 1923 г. основными партиями Англии были консерваторы и либералы:
консервативная партия организационно оформилась в середине XIX в. на основе партии тори.
В настоящее время выражает интересы крупных промышленных и финансовых собственников;
либеральная партия, опирающаяся на средний класс, также образовалась в середине XIX в., на основе партии вигов. Постепенно лишалась своей социальной базы и теряла политические позиции. С 1923 г. ее место заняла лейбористская партия - одна из ведущих партий