ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Социалистического интернационала, возникла как результат подъема европейского социал- демократического движения и появления в Англии социалистических групп и организаций.
2. Главой государства в Великобритании является король (королева). Он считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, верховным главнокомандующим армией, светским главой англиканской церкви. За британским монархом формально сохраняется право роспуска парламента и назначения премьер-министра и т. д. Король обладает правом окончательного отклонения закона - абсолютного вето, однако почти триста лет это право не применяется. Таким образом, власть короны носит скрытый характер.
3. Высший орган законодательной власти - парламент, который состоит из короля, палаты лордов и палаты общин.
Законодательная инициатива почти полностью осуществляется правительством.
Развитие государственного строя Великобритании в XX в. сводится к усилению исполнительной власти.
Фактически с начала XVIII в. высший орган исполнительной власти - кабинет министров, который сосредоточивает в своих руках все важнейшие полномочия по осуществлению внутренней и внешней политики.
Высший центральный судебный орган - Верховный суд правосудия, в состав которого входят:
Высокий суд (рассматривающий гражданские споры);
Суд короны (специализирующийся по уголовным делам);
Апелляционный суд.
Высшая судебная инстанция в Великобритании - палата лордов. Она является апелляционной инстанцией и судом первой инстанции для пэров, обвиняемых в уголовных преступлениях.
4. Верховным главнокомандующим армией Великобритании считается король (или королева).
Ответственность за подготовку страны к войне и за состояние вооруженных сил несут премьер- миниистр и кабинет министров. Высшее руководство вооруженными силами осуществляет комитет обороны и внешней политики.
5. Выборным органом местного самоуправления во всех административно-территориальных единицах Великобритании (кроме малонаселенных приходов) является совет.
БИЛЕТ 55
Четвертая республика во Франции.
Самым важным событием внутриполитической жизни освобожденной Франции стали выборы в
Учредительное собрание и принятие новой конституции. Выборы в Учредительное собрание состоялись 21 октября 1945г. Оно должно было разработать конституцию, сформировать правительство и осуществлять функции парламента вплоть до вступления конституции в силу.
По числу собранных на выборах голосов в учредительное собрание на первое место вышла
Коммунистическая партия. Второе место заняла партия МРП. На третьем месте оказалась
Социалистическая партия. Все остальные партии оказались далеко позади.
В соответствии с конституцией 1946г. Франция становилась парламентской республикой.
Центральную роль в системе органов государственной власти играл парламент, состоявший из
Национального собрания и Совета республики. Правительство несло ответственность перед
Национальным собранием и по его требованию обязано было уходить в отставку. Президент республики избирался парламентом сроком на 7 лет.
С вступлением в силу конституции и проведением выборов в Национальное собрание закончился
Временный режим. Начался период Четвертой республики, продолжавшийся 12 лет – с 1946 по
1958г.г.
Экономическое положение Франции в первые годы Четвертой республики было трудным. Только в
1948г. объем промышленного производства превысил довоенный уровень. Затем экономическое развитие значительно ускорилось. Особенно быстро росли новые отрасли промышленности: электронная, химическая, самолетостроение, автомобилестроение. Старые отрасли – угольная, текстильная, кожевенная – развивались медленнее. Во Франции формировалось индустриальное общество.
Главными отличительными особенностями французской экономики послевоенного времени являлись крупный государственный сектор и государственное планирование. Через государственный бюджет и государственное финансирование учреждения перераспределялось около 50% национального дохода. Французская система планирования носила не обязательный, а рекомендательный характер. Разработанные правительством программы были обязательны только для предприятий национализированного сектора.
В 1947г. коалиция распалась – коммунистов исключили из правительства. Вскоре коммунистов начали изгонять из государственного аппарата и армии.
В апреле 1947г. генерал де Голль и близкие к нему деятели Сопротивления основали новую политическую партию правого толка – «Объединение французского народа» (РПФ). Ее руководители требовали отмены конституции 1946г. и создания «сильной власти» в лице независимого от партий президента, обладающего широкими полномочиями.
После устранения коммунистов из правительства Франция полностью присоединилась к англо- американскому блоку. В 1947г. Франция подписала Дюнкеркский договор о взаимопомощи с
Англией, а в 1948г. вместе с Англией и странами Бенилюкса стала членом Западного союза. В 1949г.
Франция вступила в НАТО, а в 1954г. – в СЕАТО.
В ноябре 1947г. Социалистическая партия и МРП образовали совместно с радикалами и частью
«независимых» коалицию т.н. третьей силы, которая поставила своей целью бороться как против коммунизма, так и против голлизма.
Во вт. пол. 50-х годов Четвертая республика оказалась в состоянии глубокого политического кризиса.
Неспособность правящих партий завоевать доверие большинства избирателей, разрыв между официальными декларациями и реальными делами, постоянная правительственная чехарда подрывали авторитет парламентской системы. Парламентские выборы 1956г. показали, что в стране происходит сдвиг влево. Первое место опять заняла Коммунистическая партия. На второе место вышла Социалистическая партия, объединившаяся с левыми радикалами и близкими к ним группировками в «Республиканский фронт».
13 мая 1958г. ультраколонисты подняли мятеж и захватили власть в столице Алжира. При поддержке командования находившейся в Алжире армии они потребовали передать власть де Голлю. 15 мая де
Голль заявил, что готов «взять на себя власть Республики» при условии предоставления ему чрезвычайных полномочий и пересмотра конституции 1946г.
Ведущие политические деятели Четвертой республики, напуганные, с одной стороны, мятежом ультраколониалистов и угрозой военного переворота, а с другой – возможностью быстрого роста влияния коммунистов, предпочли передать власть де Голлю. Президент республики обратился к де
Голлю с просьбой сформировать правительство национального спасения.
1 июня 1958г. Национальное собрание большинством голосов выразило доверие сформированному де Голлем правительству, в которое вошли представители всех главных партий, за исключением коммунистов. Затем Национальное собрание разошлось «на каникулы» и более не собиралось.
Четвертая республика перестала существовать.
БИЛЕТ 56
Пятая республика во Франции. Конституция 1958 г.
1. Действующая в настоящее время во Франции Конституция одобрена общенациональным референдумом в 1958 г. Установленный этой Конституцией строй именуется Пятой республикой.
К кризису режима Четвертой республики во Франции привели тупик колониальной политики в
Алжире, крах суэцкой авантюры, финансовые трудности, вызванные военными расходами. Крушение
Четвертой республики было подготовлено также сдвигами в экономической базе страны после второй мировой войны - разрыв с традициями ростовщичества, переориентация на преимущественно промышленные методы получения прибыли, научно-техническая революция в индустрии и в сельском хозяйстве.
В мае 1958 г. в обстановке антиреспубликанского мятежа в Алжире парламент призвал к власти генерала де Голля И Наделил его правительство чрезвычайными полномочиями. Правительство подготовило проект новой конституции, который, минуя парламент, в сентябре 1958 г. был передан на референдум и одобрен большинством избирателей. Новая Конституция расширила права исполнительной власти в ущерб законодательной.
2. Глава государства - Президент, Избирается на 7 лет прямым всеобщим голосованием и обладает широкими полномочиями. В исполнительной сфере он:
• назначает и смещает премьер-министра и членов правительства
• председательствует на заседаниях правительства, в Совете и Комитете национальной обороны, в
Высшем совете магистратуры;
• имеет полномочия главы вооруженных сил, право назначения на высшие гражданские и военные должности.
В законодательной сфере он имеет право:
• подписывать и обнародовать законы, требовать от парламента нового обсуждения закона или отдельных его статей;
• оспорить принятый парламентом законопроект и передать его в Конституционный совет;
• передавать законопроекты на референдум, минуя парламент;
• обращаться к парламенту с посланиями, которые не подлежат обсуждению;
• принимать ордонансы, имеющие силу закона.
Ему отводится роль "высшего арбитра", призванного обеспечивать нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства. Президент не несет политической ответственности ни перед каким органом и никем не контролируется. Президент получил также право роспуска нижней палаты парламента. Он представляет Францию в международных отношениях, наделяется значительными прерогативами в области внешней политики. Особое значение имеет право президента объявлять чрезвычайное положение.
Исполнительная власть Наряду с президентом принадлежит правительству - Совету министров, В состав которого входят государственные министры, министры и государственные секретари.
Премьер-министр Считается согласно Конституции вторым лицом в государстве. Он руководит деятельностью правительства, обеспечивает исполнение законов, может по поручению президента и с определенной повесткой дня председательствовать вместо президента на заседании Совета министров. Он скрепляет своей подписью акты президента и несет за них политическую ответственность перед парламентом.
Высший орган Законодательной власти Франции - Парламент, Состоящий из двух палат:
Национального собрания и Сената. Депутаты Национального собрания избираются прямым голосованием граждан, а Сенат - косвенным голосованием.
Парламент собирается на две очередные сессии в году, общая продолжительность которых не может превышать 170 дней. Чрезвычайные (внеочередные) сессии созываются президентом по требованию премьер-министра или большинства членов Национального собрания. Предусматривается парламентская неприкосновенность депутатов. Законодательная компетенция парламента
Ограничивается Вопросами, указанными в конституции; из его введения исключены многие сферы государственного управления, которые регламентируются актами правительства.
5. Органом Конституционного надзора Является Конституционный совет. Он решает вопросы правильности выборов президента, депутатов и сенаторов, проведения референдумов, а также соответствия Конституции нормативных актов, принятых парламентом. Совет состоит из девяти членов, полномочия которых длятся девять лет и не подлежат возобновлению. Они назначаются поровну председателями палат и президентом, причем председатель Конституционного совета назначается президентом и его голос является решающим в случае, если голоса разделились поровну. В состав Совета пожизненно входят бывшие президенты страны.
6. В департаментах центральная власть представлена Префектом, Назначаемым президентом.
Префект руководит всеми службами центральных ведомств в департаменте, а также полицией, осуществляет административный контроль над муниципальными службами и т. д.
Имеется также орган самоуправления - Генеральный совет, Избираемый населением.
В коммунах избирается Муниципальный совет, Из состава которого избирается Мэр.
7. Судебная система Включает суды низшей инстанции и суды второй (большой) инстанции. Имеются также исправительные суды, апелляционные суды и суды ассизов.
Высшая судебная инстанция - Кассационный суд. Существуют также специальные суды: суд государственной безопасности, торговые суды, трудовые суды (так называемые "советы сведущих людей"), суды по делам несовершеннолетних.
БИЛЕТ 57
Образование Германской империи.
1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 19