Файл: Шариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 272
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
305 положительную роль в улучшении межнациональных отношений. И не случаен тот факт, что большинство священнослужителей всех конфессий Российской Федерации осуждает межконфессиональные конфликты в различных регио- нах России и на территориях бывшего Советского Союза, пытаются помочь погасить и прекратить их.
ВОЗРОЖДЕНИЕ ИСЛАМА И
ШАРИАТА В РОССИИ
После распада Советского Союза на его месте возникли десятки суверенных государств (в том числе СНГ); среди них шесть традиционно мусульманских стран (Узбекистан,
Азербайджан,
Казахстан,
Таджикистан,
Киргизия,
Туркменистан), которые вошли в семью мусульманской уммы
(народ мусульманский) и стали членами Лиги мусульманского мира. В общественно-культурной жизни среднеазиатских республик Казахстан и Азербайджан, а также в республиках
Российской Федерации с установившимся мусульманским преимуществом (Татарстан, Башкортостан, Дагестан, Чечня,
Кабардино-Балкария, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Осетия,
Адыгея) заметно усилилось влияние Ислама.
По данным социологических исследований состояния религиозности в регионах распространения бывшего Союза в
Средней Азии, Казахстане, на Кавказе, в Татарии и Башкирии после 1985 г., от 60 до 80% опрошенных ответили, что считают себя мусульманами. Таким образом, традиционность Ислама в мусульманских регионах бывшего Советского Союза, в том числе и на территории Российской Федерации (Северный
Кавказ, Поволжье и Приуралье), носит массовый характер, поэтому, изучая культурные исламские традиции, мы возрождаем и приумножаем культурные традиции народов
Российской Федерации.
Поскольку Ислам защищает неразделимость светских и духовных функций и всячески способствует сохранению неразделимости духовной и светской власти, религии и государства, методологически правильно прежде всего сказать о возрождении социальной функции Ислама в СНГ, ибо исламские институты могут эффективно действовать при их
306 комплексном возрождении. Необходимо отметить, что всегда очень эффективной была благотворительная деятельность исламских организаций. Так, например, мечети, особенно в сельской местности Средней Азии и Кавказа, были центрами
«проката»: здесь мусульмане на время свадеб, похорон, приема гостей по иным поводам могли бесплатно брать ковры и посуду.
Туго пришлось бедным людям, когда эта традиция оказалась ликвидирована. Досоветские мечети служили не только для молитвы: лучше всяких профсоюзов и партячеек они организовывали помощь неимущим. Был хашар, походный субботник, когда мусульмане собирались общиной и помогали бедняку строить дом" Наиболее обездоленным предназначалась специально установленная милостыня (закят) — за счет чего даже в первые годы большевистской власти приобретали инвентарь для колхозов. Таким образом, когда речь идет о методике возрождения исламских традиций, необходимо думать о социальной функции Ислама — во всех областях жизни людей
— социальной, культурной, моральной и политической.
Вследствие того, что религия отделена от государства во всех мусульманских республиках СНГ и России, государство не может брать на себя все расходы духовного образования.
Мечети, исламские организации и партии, состоятельные мусульманские предприниматели и бизнесмены в странах СНГ могут финансировать исламские институты, медресе, другие учебные заведения и курсы духовного образования. Эта исторически традиционная форма финансирования исламского образования вполне эффективно действует в возрождении исламских традиций во многих странах мусульманского
Востока, в том числе в странах СНГ.
Вакфное имущество также может быть использовано для финансирования мусульманских учебных заведений (вакфное имущество — это имущество, завещанное на благотворительные цели).
Ислам имеет тысячелетний опыт идейного обоснования социального строя и политических порядков, так как исламская идеология и исламские традиции являются самой массовой формой общественного сознания в регионах традиционного распространения Ислама, в том числе и в мусульманских республиках СНГ; исламские идеи могут быть использованы
307 для духовного обоснования демократического общества, моральных принципов в борьбе с наркоманией, алкоголизмом и т. п.
Необходимо отметить, что Россия как евразийское государство имеет более чем 1000-летний опыт сосуществования христианских и мусульманских общин.
Исламские традиции и культурные ценности не чужды российскому обществу. Мусульмане в России не чужие, они живут на своей исторической родине — на Северном Кавказе, в
Поволжье, Приуралье и других регионах Российской
Федерации. Возрождая мусульманскую культуру, мусульмане возрождают историческую культуру России. России не уйти от
Ислама. Ислам может сыграть положительную роль в отношениях между русскими и мусульманами. Уважать религию — значит уважать народ. Надо лишь избавить людей от предрассудков, невежества и ложных представлений об Исламе, чтобы русские и другие представители немусульманского населения России перестали опасаться Ислама и не смотрели на мусульманина-соседа как на врага. Ведь на нынешней территории России Ислам старше православия — христианства.
Совсем недавно отметили 1000-летие крещения Руси и 1100- летие Ислама Поволжья и Приуралья. Мусульмане готовятся отметить 1400-летие Ислама в Дагестане, 600-летие Ислама в
Сибири.
Российскому государству должно быть одинаково близко возрождение православно-христианской славянской культуры и возрождение тюркско-мусуль-манской культуры.
Известно, что в течение последних 10 лет в Москве создано более 20 этно-национальных культурных центров татар, башкир, азербайджанцев, узбеков, казахов, туркмен, киргизов, таджиков, народов Кавказа, традиционно исповедующих исламскую веру.
Возрождение исламских традиций в странах СНГ и России способствует возрождению культур вышеназванных народов, способствует углублению диалога между христианами и мусульманами. Представители этих двух мировых религий нуждаются во взаимной поддержке.
Многие священнослужители русской православной церкви и других христианских объединений, нехристианских вероучений видят в
Исламе и сообществах мусульман союзника в деле защиты веры
308 в Бога, ибо есть немало общего между так называемыми авраамическими религиями — иудаизмом, христианством и
Исламом.
Как известно, в годы советской власти исламская теология и теологическая наука практически не развивались, богословам не давали возможности создавать теологические труды. В годы советской власти исламская теология была мертва, но Ислам жил в быту и сознании людей. Народный Ислам — простой в сравнении с письменным Исламом, но живой и жизнеспособный
— с удивительной силой стал проявляться в мусульманских регионах СНГ сразу же с ослаблением прежнего партийного государственного режима.
Прекращение развития теологической науки в Советском
Союзе таило в себе опасности. В сознании людей образовался вакуум. Не имея теологической литературы, народ сам сочинял и заполнял этот вакуум — нередко суеверием и ошибками, что существенно отличалось от подлинного Ислама. Народный, бытовой Ислам был оторван от подлинного, настоящего письменного, исторического Ислама. Возрождение исламских традиций в СНГ будет способствовать пониманию подлинного
Ислама.
Это возрождение коснулось и структуры старых исламских организаций и прежде всего Духовных Управлений мусульман, созданных по указанию Сталина, чтобы централизованно контролировать религиозную жизнь.
Говоря о возрождении исламских традиций в СНГ — многонациональных и многоконфессиональных государствах,
— необходимо отметить, что возрождение подлинных исламских традиций необходимо не только для мусульман, но и для немусульман, и для неверующих. Ибо религия удовлетворяет духовную потребность верующих, но может удовлетворять духовную потребность и некоторых неверующих.
И здесь очень важно отметить, что русские, украинцы, евреи и другие немусульмане в России и СНГ искренне желают узнать об Исламе более объективно и глубоко, чем до сих пор им было известно. Не случайно, что среди посетителей исламских курсов, курсов арабского, турецкого и персидского языков встречается немало русских и других немусульман.
309
Возрождая исламские культурные традиции и Шариат, мы возрождаем культурные традиции Российской Федерации.
Ислам и Шариат в России имеют древние исторические корни.
Ислам на нынешней территории Российского государства существует более четырнадцати веков.
Ислам стал распространяться в Южном Дагестане со второй половины VIII в., а среди тюркских племен Поволжья и Приуралья — более
1100 лет назад, т. е. на 120 лет раньше, чем христианство было принято славянами Киевской Руси.
Распространяясь в регионах Северного Кавказа, Поволжья и
Приуралья, Ислам, с одной стороны, вытеснял местные традиционные верования и обычаи, создавал новую социально- культурную общность различных этнических групп, а с другой
— приспосабливался к местным условиям.
Ислам демонстрировал невероятную силу в конкуренции с местными верованиями и способность вбирать в себя элементы традиционных верований и культурного наследия тюркских, иранских и кавказских племен, отражая при этом специфи- ческие особенности конкретного региона.
Ислам изменил у народов Кавказа и Поволжья не только религиозную, социальную и экономическую жизнь, но и семейно-брачные и бытовые традиции.
Так, например, во многих местных общинах существовали законы, запрещавшие брачные связи внутри рода и племени: с приходом Ислама эти семейные обычаи изменились. Ислам допускает заключение брачного союза между двоюродным братом и сестрой по отцовской и материнской линии — эта тра- диция способствовала сохранению и укреплению хозяйства и семейных кланов.
У различных народов мира были обычаи, коренным образом отличавшиеся от арабо-мусульманских, Ислам, например, запрещает ходить с открытым телом и требует обязательно закрывать его одеждой, накидкой. Некоторые племена в тропической зоне ограничивались использованием в качестве одежды кусков кожи, ткани или листьев, прикрывая лишь срамные части тела. Ислам беспощадно боролся с такими обычаями, исходя из строгих мусульманских моральных норм, поэтому везде, где побеждал Ислам, будь то Африканский континент, Туркестан, Кавказ и т . д., чаще всего и сегодня
310 мусульман можно отличить по их длинным одеждам и покрывалам.
Ислам повлиял и на жилищное строительство на Кавказе, в
Поволжье, Приуралье, в других регионах, куда он проникал.
Жилища мусульман отличаются от других тем, что они обнесены высокой стеной, чтобы для прохожих не была видна со стороны внутренняя часть двора и дома. Мусульманские жилые помещения делятся на две части — харим (от харам — запрет), где находятся женщины и дети, куда запрещено входить посторонним мужчинам, и общую часть, где принимают гостей.
Шариатские нормы, запреты на монашество, наркоманию, употребление алкогольных напитков, пропаганду порнографии, демонстрацию порнографических фильмов, суровая борьба с преступностью, жестокие наказания за воровство и прелюбодеяние носят позитивный характер. Возрождение этих шариатских традиций способствует улучшению нравственного климата и дисциплины у народов России, исповедующих Ислам.
На X-XVI вв. приходится период правления могущественных мусульманских государственных образований в Поволжье и
Приуралье — это Волж-ско-Камская Булгария, Золотая Орда и
Казанское ханство, а также Астраханское, Сибирское, Крымское и
Касимовское ханства.
Исторический опыт этих мусульманских государств сегодня является очень полезным в деле возрождения исламских и шариатских традиций в России.
В настоящее время основными регионами массового проживания мусульман в России являются Поволжье,
Приуралье, Сибирь, Северный Кавказ, крупные города —
Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и др. В состав
Российской
Федерации входят девять традиционно мусульманских республик — республика Адыгея, республика
Башкортостан, республика Дагестан, Ингушская республика,
Кабардино-Балкарская республика,
Карачаево-Черкесская республика,
Северо-Осетинская республика, республика
Татарстан,
Чеченская республика.
Общая численность мусульман в России составляет около 20 млн. человек, представителей более 40 эт-но-национальных групп. В традиционно мусульманских регионах и крупных городах создаются центры добровольного
закята,
«вакфные имущества». В этой деятельности активное участие принимают
311 мусульманские и немусульманские предприниматели России, зарубежные мусульманские центры; их благотворительность во многом способствует возрождению исламских культурных традиций.
Возрождение Ислама и Шариата в России коснулось и проблемы службы мусульман в Российской армии.
1
1 ... 18 19 20 21 22 23 24 25 ... 28
ИСЛАМ, ШАРИАТ, МУСУЛЬМАНЕ В
СТРАНАХ ЗАПАДА
На пороге XXI в. судить об Исламе как о сугубо восточной религии и идеологии, а о христианстве как о сугубо западной религии, было бы неверно.
В настоящее время практически во всех странах Запада живут мусульмане, а в странах Востока живут христиане различных национальностей, и в этом проявляются атрибуты Ислама и христианства как мировых религий. В Европе, США, Северной и Южной Америке, в России проживает более 70 млн му- сульман. Так, в США проживает более 1,2 млн людей, исповедующих Ислам. По численности мусульмане в странах
Запада занимают второе место после христиан, они имеют многочисленные мечети, культурные центры, организации, печатные органы.
Исламские общины Запада принимают активное участие в социально-экономической, культурной и общественно- политической жизни стран, в которых они действуют. В Англии и Франции живут мусульмане уже трех поколений. Каков же этнический состав мусульман в странах Запада? В подавляющем большинстве это выходцы из стран Азии и Африки.
Национальный состав мусульман в Европе в целом отражает колониальное прошлое. Так, например, во Франции проживает около 5 млн мусульман; они являются, в основном, выходцами из Алжира, Туниса, Марокко, т. е. бывших колоний в Магрибе, хотя, конечно, встречаются и выходцы из Турции, Ирана и многих других стран. Подавляющее большинство мусульман
Великобритании (более 3 млн человек) — представители Индо-
Пакистанского субконтинента, т. е. бывших английских
1
См. подробно в главе «Шариат: проблемы мира и войны».
312 колоний. В Германии насчитывается примерно 4 млн мусульман. Большинство их турецкого происхождения, что связано не с колониальным прошлым, а с тем, что, как член
НАТО, Турция поставляла в Западную Германию рабочих из числа своих граждан, поскольку после войны ФРГ нуждалась в дешевой рабочей силе.
В европейских государствах встречаются также десятки тысяч новообращенных мусульман, т. е. европейцев, принявших
Ислам: только за последние годы более 40 тысяч французов и свыше 10 тысяч итальянцев приняли Ислам. Новообращенные мусульмане европейского происхождения есть в Англии,
Голландии, Дании, Германии и других странах.
Европейцы переходят в Ислам по разным причинам.
Основными факторами являются отчуждение и духовный вакуум, который образовался на Западе. Немаловажное значение имеет растущий интерес молодежи к духовным ценностям
Востока, к восточной мистике, религии, философии. Следует отметить и тот факт, что у жителей Запада резко изменилось отношение к Исламу, к носителям этой веры — мусульманам, их культуре, традициям, образу жизни. Появление миллионов мусульман в Европе и Америке дало возможность непосредственно общаться с ними, ознакомиться с их образом жизни. Публикация большого количества книг по различным аспектам Ислама на английском, французском, немецком и других языках, газеты и журналы, издаваемые исламскими центрами Запада, помогают более основательно вникнуть в догматику, философию, этику Ислама, лучше понять политическую и общественную жизнь мусульманских стран, их государственный строй.
В последние десятилетия усилилось влияние стран Востока в мировой политике и в международных отношениях — это, естественно, приводит к активизации исламских религиозно- политических организаций в глобальном масштабе. Главным фактором в этих процессах является усиление роли мусульман- ских стран в мировой экономике. Более 70% потребляемой нефти Запад получает из мусульманского мира. Капиталы нефтедобывающих мусульманских государств, хранящиеся в зарубежных банках, являются существенным ресурсом развития экономики некоторых западных стран. Мусульманский мир