Файл: Учебник для вузов Общие сведения Аппаратное обеспечение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 180

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Общие сведения об информационных процессах

Кодирование информации

Кодирование изображений Изображение – некоторая двумерную область, свойства каждой точ- ки (pixel, пиксель) которой могут быть описаны (координаты, цвет, про- зрачность…).Множество точек называется растром (bit map, dot matrix, raster) (см. рис. 1.12), а изображение, которое формируется на основе растра, называются растровым. На экране монитора всегда формируется растро- вое изображение, однако, для хранения может использоваться и векторное представление информация, где изображение представлено в виде набора графических объектов с их координатами и свойствами (линия, овал, пря- моугольник, текст и т. п.). Рис. 1.12. Растровое изображение на экране монитораНа мониторе и в растровых изображениях число пикселей по гори- зонтали и по вертикали называют разрешением(resolution). Наиболее ча- сто используются 1024×768 или 1280×800, 1280×1024 (для 15, 17 19), 720×576 (качество обычных DVD-фильмов), 1920×1080 и 1920×720 (теле- видение высокой четкости HDTV – стандарты 1080i и 720p). Каждый пик- сель изображения нумеруется, начиная с нуля слева направо и сверху вниз. Для представления цвета используются цветовые модели. Цветоваямодель(color model) – это правило, по которому может быть определен цвет. Самая простая двухцветная модель – битовая. В ней для описанияцвета каждого пикселя (чёрного или белого) используется всего один бит. Для представления полноцветных изображений используются не-сколько более сложных моделей. Известно, что любой цвет может быть представлен как сумма трёх основных цветов: красного, зелёного и синего. Если интенсивность каждого цвета представить числом, то любой цвет бу- дет выражаться через набор из трёх чисел. Так определяется наиболее из- вестная цветовая RGB-модель (Red-Green-Blue). На каждое число отводит- ся один байт. Так можно представить 224 цвета, то есть примерно 16,7 млн. цветов. Белый цвет в этой модели представляется как (1,1,1), чёрный – (0,0,0), красный (1,0,0), синий (0,0,1). Жёлтый цвет является комбинацией красного и зелёного и потому представляется как (1,1,0).Цветовая модель RGB была стандартизирована в 1931 г. и впервые использована в цветном телевидении. Модель RGB является аддитивноймоделью, то есть цвет получается в результате сложения базовых цветов. Существуют и другие цветовые модели, которые для ряда задач оказыва- ются более предпочтительными, чем RGB-модель. Например, для пред- ставления цвета в принтерах используется субтрактивная CMYK-модель (Cyan-Magenta-Yellow-blacK), цвет в которой получается в результате вы- читания базовых цветов из белого цвета. Белому цвету в этой модели соот- ветствует (0,0,0,0), чёрному - (0,0,0,1), голубому - (1,0,0,0), сиреневому - (0,1,0,0), жёлтому - (0,0,1,0). В цветовой модели HSV(Hue-Saturation- Value) цвет представляется через цвет, насыщенность и значение, а в мо- дели HLS(Hue-Lightness-Saturation) через оттенок, яркость и насыщен- ность. Современные графические редакторы, как правило, могут работать с несколькими цветовыми моделями.Кроме растрового изображения на экране монитора существуют гра- фические форматы файлов, сохраняющие растровую или векторную гра- фическую информацию. С такой информацией работают специальные про- граммы, которые преобразуют векторные изображения в растровые, отоб- ражаемые на мониторе. Кодирование звуковой информации Звук можно описать в виде совокупности синусоидальных волн определённых частоты и амплитуды. Частота волны определяет высоту звукового тона, амплитуда – громкость звука. Частота измеряется в герцах (Гц, Hz). Диапазон слышимости для человека составляет от 20 Гц до 17000 Гц (или 17 кГц).Задача цифрового представления звука сводится измерению интен- сивности звука через заданный интервал времени (например, 48 раз за 0,001 секунды). Принцип такого представления изображён на рис. 1.13.

Законодательство Российской Федерации о защите компьютерной информации

Требования к организации рабочих мест пользователей ПК

Контрольные вопросы к главе 1

Глава 2. Аппаратное обеспечение персональных компьютеров

Процессор

Чипсет

Материнская плата

Оперативная память

Устройства хранения информации

Устройства ввода информации

Устройства вывода информации

2.8 Оборудование компьютерных сетей

2.9 Оборудование беспроводных сетей

2.10. Дополнительное оборудование

Контрольные вопросы к главе 2

Глава 3. Программное обеспечение

Операционные системы

7) в кабеле.

Параллельные шины ATA IDE, LPT имеют значительно большее ко- личество проводников в кабеле (IDE 40 или 80 проводов, LPT – 18) и, со- ответственно, контактов на разъемах.

Скорость работы современных последовательных шин выше, чем параллельных.

Наиболее часто используется в настоящее время порт USB (Universal Serial Bus универсальная последовательная шина), которая имеет 2 типа: USB и USB 2.0.

Особенности этой шины:

  • высокая скорость работы до 480 Мб/с для USB 2.0;

  • длина кабеля подключения – до 5 м;

  • количество подключаемых устройств (включая размножители) до 127;

  • возможно подключение устройств с различными скоростями обме- на;

  • возможность подключать и отключать устройства при работающем компьютере;

  • возможность подавать питание напряжением 5 V на маломощные периферийных устройства (ток до 500 mA);

  • кабель подключения имеет различные разъемы для подключения к компьютеру (тип «А») и к внешнему устройству (тип «B»).

Шина USB предоставляет в полной мере возможность использова- ния технологии Plug&Play для периферийных устройств, т. е. при подклю- чении нового устройства к работающему компьютеру (наиболее часто в настоящее время – флэш-накопителей, внешних жестких дисков, «мышь» на ноутбуках и т. п.) происходит его автоматическое распознавание и установка соответствующих драйверов, необходимых для работы с этим устройством. Для использования большого количества USB портов при-

меняются USB-концентраторы (хабы), как внешние, так и встроенные в монитор, клавиатуру и
пр.



Рисунок 2.12’. Материнская плата Intel DH87MC для процессоров Core i3/i5/i7 четвертого покления
В прайс-листах фирм по продаже компьютеров обычно приводится краткое обозначение материнской платы примерно следующего вида:

MB VPro Q77, LGA1155, 4*GDDR3(1600), PCI-E, mATX, GLan, 2*SATA/2*6G, 5.1CH, 2*USB 3.0, D-Sub/DVI, eSATA,

что означает:

материнская плата VPro Q77, разъем процессора LGA1155, чипсет Intel Q77, память DDR3 с частотой 1600 МГц, шина и слоты PCI Express, дисковый интерфейс 2 шт. SATA2 6 ГБ/с, звуковой адаптер 5.1, интегрированные се- тевой адаптер Gb Ethernet (GLan ), видеоадаптер с выходами D-Sub и DVI, форм-фактор mini-ATX, внешний порт eSATA.

Стоимость обычных материнских плат на чипсетах 7 поколения от 2000 до 8000 руб.

Корпус системного блока ПК подбирается в зависимости от форм- фактора материнской платы и типа процессора. Бывает двух видов TOWER (вертикальный) и DESKTOP (горизонтальный), второй тип часто имеют ПК ведущих фирм-производителей (IBM, Dell, Hewlett- Packard/Compaq, Acer и др.). Обычно в комплекте с корпусом идет блок


питания, мощность которого тоже может быть выбрана в соответствии с типом процессора, видеокарты и количеством периферийных устройств и лежит в настоящее время обычно в диапазоне 350 – 450 Ватт. Стоимость обычных корпусов 1500 – 3000 руб., однако существуют и корпуса стои- мостью более 10000 руб. (например, для домашних медиацентров).

Выпускаются также ПК-моноблоки (фирмы HP, Apple и др.) – в этом случае все устройства, размещаемые обычно в системном блоке, распола- гаются в одном корпусе с жидкокристаллическим монитором (может быть сенсорным). Толщина такого моноблока лишь немного больше толщины обычного монитора.

    1. 1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   31

Оперативная память






Кроме основной оперативной памяти (RAM Random Access Memory, память с произвольным доступом) современные персональные компьютеры имеют память видеокарты (с которой работает процессор ви- деокарты), а также сверхоперативную память центрального процессора (кэш первого, второго и иногда третьего уровня).

Для долговременного хранения информации используются дисковые и пр. устройства, которые иногда называют внешней памятью (описаны далее в разделе 2.5).

Оперативная память, так же, как и процессоры, имеют длительную историю своего развития – от первых микросхем памяти, запаянных на материнской плате первых персональных компьютеров до современных сменных модулей емкостью в несколько ГБайт.

Чипсет, используемый на компьютере, определяет тип оперативной памяти, который можно использовать. Ранее при описании чипсета Intel® G45 Express (раздел 2.2) было указано, что он может работать с двухка- нальной памятью типа DDR3 (скорость 8,5 Гбит/с) или DDR2 (6,4 Гбит/с). Полное наименование такой памяти DDR3 SDRAM.

Современная оперативная память – динамическая (DRAM), содер- жимое ее остается неизменным в течение очень короткого промежутка времени, поэтому память должна периодически обновляться (регенериро- ваться). Запоминающим элементом динамической памяти является кон-

денсатор, который может находиться в заряженном или разряженном со- стоянии. Если конденсатор заряжен, то в ячейку памяти записана логиче- ская 1, если разряжен – логический 0. В идеальном конденсаторе заряд может сохраняться неограниченное время, в реальном конденсаторе суще-
ствует ток утечки, поэтому информация, записанная в динамическую па- мять, со временем будет утрачена в результате разрядки конденсаторов.

Единственным способом регенерации хранимой в памяти информа- ции является выполнение операций чтения и повторной записи данных, выполняемых через определенные промежутки времени (например, каж- дые 2 мс) всех ячеек памяти. В эти моменты процессор находится в состо- янии ожидания. Регенерация памяти происходит также при выполнении каждой операции чтения данных.

Ячейки памяти организованы в матрицу, состоящую из строк и столбцов. Полный адрес ячейки данных включает два компонента – адрес строки и адрес столбца. При чтении информации из памяти вначале счи- тывается информация всех ячеек памяти для строки с заданным адресом и помещается в буфер ввода/вывода. Далее в соответствии с адресом столб- ца данные выбираются из буфера ввода/вывода и поступают на выход ди- намической памяти.

Микросхемы памяти состоят из отдельных матриц, каждая из кото- рых имеет собственную линию чтения/записи. В этом случае одновремен- но считывается или записывается несколько бит информации. Количество линий определяет разрядность шины ввода/вывода. Современные микро- схемы памяти 64-х разрядные.

Емкость матрицы памяти (глубиной адресного пространства, address depth) и их количество (разрядность) определяет общий объем микросхе- мы памяти, которые размещаются на модулях памяти (DIMM – модули). DIMM-модуль (Dual In-Line Memory Module) имеет с двух сторон элек- трически независимые контакты для подключения к шине контроллера памяти через слот, в который они вставляются.

Наиболее распространенными являются 240-контактные 64- разрядные модули DIMM, имеющие по 120 контактов с каждой стороны (см. рисунок 2.14).

Хотя число контактов у модулей DDR2 и DDR3 одинаково, слоты, предназначенные для памяти разного типа, отличаются расположением

«ключа» - прореди между
контактами. Поэтому, установить DDR3 SDRAM в DDR2 DIMM и наоборот не удастся.


SDRAM микросхема синхронной динамической памяти (Synchronous DRАМ), в которой процессы записи и считывания информа- ции строго привязаны к тактам системной шины.




Рисунок 2.14. Модули памяти 4Gb (2x2Gb) PC3-12800 1600MHz DDR3 DIMM Corsair Vengeance XMS3
DDR SDRAM (Double Date Rate – удвоенная скорость передачи дан- ных) является следующим поколением SDRAM. В отличие от SDRAM па- мять этого типа дает возможность выполнять два обращения к памяти за время одного такта системной шины.

DDR2 и DDR3 – последующие модификации памяти DDR SDRAM, позволяющие за один такт записывать или считывать 4 (DDR2) или 8 (DDR3) блоков данных, имеют пониженное напряжение питание (DDR - 2,5 В, DDR2 - 1,8 В, DDR3 - 1,5 В) и энергопотребление.

В настоящее время память DDR2 работает на частоте от 533 МГц (обозначаемая, как РС2-4200 по скорости передачи данных 4200 Мб/с) до 1066 МГц (РС2-8500).

Память DDR3 выпускается для работы с частотой от 1066 МГц до 2000 МГц, маркировка DDR3 в зависимости от частоты: РС3-8500 … РС3- 16000.

В обозначениях модулей памяти встречаются также обозначения:



  • ECC – память с коррекцией ошибок (Error Correct Code) – имеет допол- нительную 8-разрядную микросхему памяти, в результате модули с ECC являются 72- разрядным (в отличие от стандартных 64-разрядых модулей);

  • Full Buffered (FB) – память с буферизацией данных, имеет дополни- тельные микросхемы регистров для буферизации данных, наиболее ча- сто используются в регистровых модулях (Registered) для серверов.

Стоимость памяти для ПК достаточно высока, данные таблицы 2.7 позволяют получить сравнительные данные о различных модулях памяти.

Таблица 2.7. Модули памяти и их примерная цена (январь 2014 г.)


Наименование модуля

Цена, руб.

DDR3 DIMM 1 Gb PC-10660 Hynix 1333MHz

520

DDR3 DIMM 2 Gb PC-10660 Hynix 1333MHz

625

DDR3 DIMM 4Gb PC-10660 Hynix 1333MHz

1174

DDR3 DIMM 8Gb PC-10660 Corsair 1333MHz

1300