Файл: Контрольные вопросы для повторения материала, а также список рекомендуемой литературы для изучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Хранилище данных это предметно-ориентированная база данных, специально разработанная и предназначенная для под- готовки отчетов и бизнес-анализа с целью поддержки принятия решений в организации.
Для анализа данных и разработки сценариев используются технологии OLAP/MOLAP, позволяющие выполнять моделирова- ние данных, углубляться в детали и делать обобщения, фильтро- вать, сортировать и перегруппировывать данные в процессе прове- дения анализа.
OLAPэто технология обработки данных, заключающаяся в подготовке суммарной (агрегированной) информации на основе больших массивов данных, структурированных по многомерному принципу.
Технологии Data Mining дают возможность использовать для решения маркетинговых задач самый современный математичес- кий аппарат.
Data Mining это совокупность методов обнаружения в дан- ных ранее неизвестных, нетривиальных, практически полезных и доступных для интерпретации знаний, необходимых для приня- тия решений в различных сферах человеческой деятельности.
Инструменты интеллектуальной бизнес-аналитики широко ис- пользуются в цифровом маркетинге для решения различных задач: многомерный анализ средствами OLAP объемов продаж, мар- кетинговых затрат и других переменных; прогнозирование объемов продаж и других показателей с по- мощью методов регрессионного анализа; использование методов оптимизации для решения задач оп- тимизации ассортимента, для оценки эффективности и опти- мизации маркетинговых кампаний; оптимизационное управление ценовой политикой; задачи классификации потребителей; выявление ассоциативных правил в потребительском спросе и их использование для увеличения продаж;
сегментирование рынка с использованием методов кластер- ного анализа и др.








38 1. Теоретические основы использования информационных технологий в маркетинговой деятельности…
В рамках развития инструментов визуализации при обработ- ке маркетинговых исследований развиваются такие направле- ния, как Text Mining, интеллектуальные агенты, нейронные сети и многое другое.
Новые технологии, ресурсы и сервисы Интернета активно при- меняются в маркетинге и влияют на развитие маркетинговых ин- формационных систем. Основными инструментами брендинга, осуществления внешних и внутренних маркетинговых коммуни- каций сейчас становятся корпоративные сайты компаний, профес- сиональные социальные сети, информационные порталы и другие
Интернет-ресурсы. Они предоставляют широкие возможности для ведения электронного бизнеса, реализации новых форм взаимо- действия с клиентами и бизнес-партнерами, управления бизнес- процессами маркетинга.
Дальнейшее развитие маркетинговых информационных систем связано с включением в них дополнительных Интернет-сервисов, позволяющих осуществлять и развивать адаптивную и коллабора- тивную кастомизацию клиентов и бизнес-партнеров, реализовывать для них программы лояльности, механизмы тизерной рекламы.
Адаптивная кастомизация позволяет покупателям полу- чать товары и услуги, адаптированные к их индивидуальным тре- бованиям на основе формирования их основных «настроек», тем самым увеличивая ценность товара для потребителя.Например, можно заказать технические устройства, программные продукты.
Коллаборативная кастомизация предполагает разработ- ку ценностного предложения производителем совместно с покупа- телем в интерактивном режиме.Например, приобретение кухон- ной мебели, заказного программного обеспечения.
Тизерная реклама это способ маркетинговой коммуникации, построенный на принципе pull-рекламы, когда для привлечения внимания потенциального потребителя используется «завязка» – интригующая фраза или картинка, которая может «раскрыться», а может и нет в течение всей рекламной кампании.
Использование ресурсов Интернета позволяет развивать интер- активный маркетинг и маркетинг баз данных, что, как было уже отмечено ранее, позволяет перейти от массового маркетинга к це- левому маркетингу. Кроме того, в последние годы ресурсы Интер-


1.4. Тенденции развития информационных систем и технологий в маркетинге
39
нета все чаще используются для автоматизации маркетинговых бизнес-процессов
1
: проведение веб-опросов; осуществление директ-маркетинговых кампаний средствами электронных почтовых рассылок, веб-каналов и других инс- трументов; автоматическая веб-синдикация контента; автоматизированное управление медийными и контекстны- ми рекламными кампаниями в Интернете; автоматизированное взаимодействие с торговыми Интернет- площадками и другими партнерами; динамическое управление ценообразованием на основании данных об IP-адресах клиентов и др.
Основными направлениями использования информационных технологий и систем в сфере цифрового маркетинга являются сле- дующие:
стандартные услуги создания сайтов, медийная и контекс- тная реклама, дизайн, продакшн;
разработка и продвижение комплексной стратегии развития компании в цифровом окружении, проведение экспертизы стратегии развития компании;
работа с социальными медиа, заключающаяся в продвиже- нии компании (продукции компании) в социальных сетях, блогах, форумах, на специализированных площадках, а так- же осуществлении продаж через социальные медиа и мобиль- ные приложения;
организация и продвижение онлайн/офлайн-мероприятий, конкурсов, анализ результативности данных мероприятий;
дополнительные услуги: QR-коды, геолокационные сервисы,
RFD, Wow-звонки, виртуальная реальность и т. д.
Информационные технологии широко используются для мо- ниторинга социальных сетей с целью отслеживания упоминаний бренда, компании или ее продукции в социальных сетях. Получен- ная информация анализируется со следующих позиций: тональ-
1
Данько Т. П., Китова О. В. Вопросы развития цифрового маркетинга // Про- блемы современной экономики. 2013. № 3 (47).












40 1. Теоретические основы использования информационных технологий в маркетинговой деятельности… ность упоминания, частота, время публикации, категория авторов и пр. Также анализируется информация об упоминании конкурен- тов и их услуг для проведения сравнительного анализа представи- тельности компании, о партнерах и поставщиках – для принятия решения о целесообразности дальнейшего сотрудничества.
В рамках направления развития специализированных сис- тем поддержки и автоматизации маркетинговых бизнес-процес- сов активно развиваются и внедряются CRM-системы, осущест- вляющие информационную поддержку отношений с клиентами, включая процессы маркетинга, продаж и сервисного обслужива- ния. В качестве других типов специализированных систем следует выделить системы управления продуктовым портфелем компании
(Product Lifecycle Management, PLM), системы управления логис- тической цепью (Supply Chain Management, SCM), маркетинговые геоинформационные системы. CRM-системы могут быть ориенти- рованы на различные виды взаимодействий: B2B, B2G, а также циклы длительных продаж на рынке B2C.
СRM-системы – это корпоративные информационные систе- мы, предназначенные для автоматизации стратегии взаимодей- ствия с клиентами компании, в частности для повышения уров- ня продаж, оптимизации маркетинга и улучшения обслуживания клиентов путем сохранения информации о клиентах (контраген- тах), истории взаимоотношений с ними, установления и улучше- ния бизнес-процедур и последующего анализа результатов.
Интересен опыт применения голосовых интерактивных серви- сов (IVR-систем) в практике взаимодействия с клиентами.
IVR-системы – это системы, имеющие технологию для созда- ния интерактивного голосового меню, которая может применяться как отдельно в виде автоинформатора, так и в составе программно- аппаратного комплекса, идентифицируя и направляя клиентские обращения.
Применение в маркетинговой деятельности предприятия данных систем позволяет значительно расширить целевую аудиторию, повы- сить популярность бренда, обеспечить обратную связь с потребителя- ми. Типовой функционал голосовых интерактивных серверов в прак- тике деятельности российских предприятий включает: сохранение и воспроизведение звуковой информации, одновременное соединение нескольких абонентов, отправку голосовых и SMS-уведомлений, со-


1.4. Тенденции развития информационных систем и технологий в маркетинге
41
здание голосований, опросов и т. п., запись входящих сообщений, размещение контента, доставляемого через SMS.
Еще одной новой формой взаимодействия с клиентами пос- редством современных ИКТ является организация различного рода сообществ, формирующих потребительское мнение о качест- ве продукции, бренда и пр. Такие коллективные сообщества могут представлять собой мощный инструмент воздействия на произво- дителей, выражая позитивный или негативный опыт потребления продукции определенной компании. В зарубежной практике на- ходит применение создание крупных информационных порталов, предоставляющих обзоры и оценки практически всех товарных групп. На сайте представлены как экспертные оценки, результа- ты проводимых исследований, испытаний, так и оценки потреби- телей. Главной целью создания таких порталов является защита прав потребителей на основе повышения прозрачности рынка.
Интеграция маркетинговых информационных систем с корпо- ративными информационными системами, внешними системами и источниками информации позволяет проводить мониторинг со- стояния внешней среды и автоматизировать бизнес-процессы мар- кетинга в рамках расширенных цепочек получения добавленной ценности, включающих бизнес-партнеров (поставщики, каналы сбыта) и клиентов.
Для работы с маркетинговой информацией на предприятиях осуществляется автоматизация маркетингового документооборо- та. Как правило, применяемое для этих целей программное обес- печение выполняет следующие функции: получение и анали- тическая обработка информации, управление маркетинговыми кампаниями, автоматизация процессов взаимодействия с клиен- тами, управление информацией о потребителях и базами данных, интеграция с бэк-офисом, анализ результатов маркетинговой де- ятельности, оценка эффективности затрат на реализуемые меро- приятия. К числу лучших программных решений для автомати- зации маркетинговой деятельности относятся продукты компаний
Net-Results, HubSpot, Aprimo, Neolane, Pardot, Genius, SilverPOP,
Marketo, Loopfuse
1 1
По данным рейтинга Rankings of Best Marketing Automation Software (Best
Marketing Automation Software. February 2012. URL: topseos.com/rankings-of-best- marketing-automation-software).

42 1. Теоретические основы использования информационных технологий в маркетинговой деятельности…
Задачи формирования информационно-маркетинговых цен-
тров на национальном и региональном уровнях состоят в следу- ющем:
способствование продвижению товаров и услуг националь- ных производителей на отечественные рынки, повышение их конкурентоспособности; обеспечение информационного взаимодействия между потре- бителями и производителями, органами, осуществляющими госзакупки; создание условий для привлечения инвестиций в модерниза- цию отечественного производства; обеспечение услуг электронного взаимодействия различных форматов, в том числе в рамках электронной торговли;
обеспечение информационной безопасности при электрон- ном взаимодействии участников межгосударственной марке- тинговой информационной сети;
создание базы данных производителей товаров и услуг.
Достаточно интересным и активно развивающимся в последние годы направлением применения ИТ в маркетинге является реали- зация геоинформационных систем. Функции таких систем позво- ляют визуализировать по определенным территориальным едини- цам (городам, регионам) маркетинговую информацию.
Геомаркетинг – технология принятия решений с использо- ванием пространственных данных в процессе осуществления де- ятельности в сфере сбыта продукции, управления пространствен- но распределенными объектами, связанными с потребителями, партнерами, конкурентной средой, с учетом их местоположения.
В обобщенном виде основные направления развития информаци- онных технологий и систем в маркетинге представлены на рис. 7.
С развитием российской экономики и ее интеграцией в миро- вую экономическую систему применение цифрового маркетинга и маркетинговых информационных систем будет расширяться.
Таким образом, современные тенденции развития информаци- онных систем и технологий в маркетинге проявляются в их ори- ентированности на сближение производителя и потребителя, где во главу угла поставлены не только потребности, но и ценностные ориентации человека.








1.4. Тенденции развития информационных систем и технологий в маркетинге
43
Маркетинговые информационные системы
Межгосударствен- ные информаци- онно-маркетинго- вые центры
Основные направления развития информационного маркетинга
Системы управле- ния взаимоотно- шениями с клиентами
Региональные информационно- маркетинговые центры
Отраслевые маркетинговые информационные системы
Геоинформацион- ные маркетинго- вые системы
Средства програм- много обеспечения и автоматизации маркетинговой деятельности
Маркетинговая разведка
Маркетинговая автоматизация
Автоматизация маркетингового документооборота
Интернет-маркетинг
Контекстная реклама
Поисковая оптимизация и продвижение
Маркетинговые исследования в Интернете
Вирусная реклама
E-mail-маркетинг
Мобильный маркетинг
SMS-сервисы
Голосовые интерак- тивные сервисы
Беспроводные про- токолы передачи данных
Маркетинг в социальных сетях
Мониторинг соци- альных сетей
Тизерная реклама
Продвижение в социальных сетях
Рис. 7. Основные направления развития ИТ и ИС в маркетинге
Вопросы для самоконтроля
Какие существуют тенденции в развитии технологий информа- ционного обеспечения маркетинговой деятельности современ- ных компаний?
В чем заключаются особенности информационного обеспечения маркетинговой деятельности современных компаний финансо- вого рынка?
Из чего состоит информационная модель маркетинговой де- ятельности компании?
Каковы основные процессы, осуществляемые в информацион- ной модели маркетинговой деятельности компании?
Определите роль и функции маркетинга в условиях информа- тизации общества.
Охарактеризуйте тенденции развития технологий информаци- онного обеспечения маркетинговой деятельности современных компаний.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

44 1. Теоретические основы использования информационных технологий в маркетинговой деятельности…
Назовите источники маркетинговой информации. Дайте им ха- рактеристику.
Перечислите основные направления развития ИТ и ИС в мар- кетинговой деятельности современных предприятий.
Рекомендуемая литература к главе 1
Бушуева Л. И. Маркетинговые информационные системы в управлении пред- приятием // Вестник НИЦ корпоративного права, управления и венчурного ин- вестирования Сыктывкарского государственного университета. 2006. № 1.
Бушуева И. В., Стретьячук И. В. Исследование аспектов продвижения товаров и услуг через INTERNET // Проблемы практического маркетинга в сфере серви- са: сб. материалов науч.-практ. конф. М.: МГУС, 2001.
Данько Т. П., Китова О. В. Вопросы развития цифрового маркетинга // Пробле- мы современной экономики. 2013. № 3 (47).
Маяцкая И. Н. Роль информационных технологий в маркетинговых исследова- ниях // Бизнес в законе. 2007. № 4.
Прикладная информатика в экономике: теория и практика / под общ. ред.
Л. Г. Матвеевой, О. А. Черновой. Ростов н/Д: Содействие – XXI век, 2013.
Пудовкина О. Е. Роль информационных систем в процессе маркетинга промыш- ленного предприятия // Современные технологии управления. 2013. № 8 (32).
Рожков И. В. Сущность и содержание информатизации маркетинга в рыноч- ной деятельности современных предприятий // Актуальные маркетинговые тех- нологии в развитии российской экономики: сб. науч. статей к науч.-практ. круг- лому столу от 12 декабря 2011 г. / под общ. ред. С. В. Карповой. М.: Палеотип,
2012.
Сетлак Г. Интеллектуальные технологии в маркетинговом анализе // System
Research & Information Technologies. 2004. № 1.
Степанова А. А. Информационное обеспечение управления маркетингом на предприятии // Экономика и экологический менеджмент. 2013. № 2. URL: http://
economics.open-mechanics.com/articles/773.pdf.
Трубачева С. И. Информационные технологии в маркетинговой деятельности //
Вестник Волжского университета. 2009. № 14.
Robey D. Designing organization. Boston: Irwin, 1991.
7.
8.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.


45
2. СТРУКТУРА И СОСТАВ МАРКЕТИНГОВОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1. Понятие, виды, классификация
и основные характеристики маркетинговых
информационных систем
Сложность и технологичность маркетинговой деятельности сов- ременных предприятий и организаций, потребность в большом объеме информации для принятия обоснованных управленческих решений предполагают необходимость использования современ- ных компьютерных технологий не только для поиска требуемой информации или как средства коммуникации, но для комплекс- ной системной поддержки решений в сфере маркетинга. Если под- ходить к сбору и анализу маркетинговой информации как к слу- чайному событию, которое осуществляется, когда надо получить информацию об исследуемом объекте, то возможно возникновение следующих проблем:
результаты исследований хранятся в непригодной или не- удобной для использования форме;
требуются значительные затраты времени на обработку и ин- терпретацию данных;
отсутствует необходимая информация об окружающей среде или действиях конкурентов за определенные временные пе- риоды;
имеющиеся данные являются несопоставимыми между собой по одному или ряду признаков;
имеющаяся информация предоставляет данные о том, что уже произошло и не может стать основой для прогнозирова- ния, и т. п.
Современный маркетинг рассматривается как информацион- ный вид деятельности, обеспечивающий конкурентные преиму- щества предприятий на основе использования маркетинговых информационных систем (МИС). При этом маркетинговые иссле-






46 2. Структура и состав маркетинговой информационной системы на предприятии дования являются частью постоянно действующего информацион- ного процесса.
В соответствии с основными положениями теории маркетинга маркетинговую деятельность предприятия можно представить в виде циклической информационной модели (рис. 8), которая от- ражает взаимодействие производителя и потребителя в процессе производства продукции, ее продвижения на рынок и потребле- ния. При этом центральное место в данной модели занимает МИС, обеспечивающая в двухстороннем режиме постоянный информа- ционный обмен между производителем и потребителем. Так, цикл
1 позволяет найти наиболее эффективный способ удовлетворе- ния потребителей. Цикл 2 на основе полученных данных о поку- пательских предпочтениях, удовлетворенности товаром, данных о конкурентах и пр. обеспечивает постоянное стимулирование тех- нологического и творческого потенциала маркетинга в целях оп- тимизации маркетинговой деятельности. Цикл 3 демонстрирует цикличность информационной деятельности, обеспечивая контур обратной связи.
В современной научной литературе существуют различные под- ходык определению понятия «маркетинговая информационная система».
Возникновение термина «маркетинговая информационная сис- тема» связывают с именами Дональда Ф. Кокса и Роберта И. Гуда
(Donald F. Сох, Robert Е. Good), которые в опубликованной в 1967 г. статье «Как построить маркетинговую информационную систему»
1 определяли содержание данного понятия как совокупность проце- дур и методов планирования и представления информации, необ- ходимой в принятии маркетинговых решений. При этом, по мне- нию Д. Кокса, применив системный подход к информационному обеспечению маркетинговой деятельности, можно существенным образом повысить эффективность производства.
Дальнейшее развитие понятия маркетинговой информацион- ной системы связано с бурным проникновением компьютерной ин- дустрии во все сферы управления и возможностями использования
1
Cох D. F.., Good R. How to Build a Marketing Information System // Harvard
Business Review. 1967. May–June. P. 145–154.