ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 207
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
78 полномочий приостанавливает службу в органах и организациях прокура- туры. После прекращения указанных полномочий работнику по его жела- нию предоставляется ранее занимаемая должность, а при ее отсутствии – другая равноценная должность по прежнему либо с его согласия иному месту службы. Указанный период засчитывается работнику в общий тру- довой стаж и выслугу лет, дающую право на присвоение очередного клас- сного чина, доплату за выслугу лет, дополнительный отпуск и назначение пенсии за выслугу лет (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004
г.
№ 122-ФЗ, от 21.07.2014
г. № 233-ФЗ). Или другой пример. В соответ- ствии со ст. 43. 3. работники, признанные в установленном порядке неза- конно уволенными, незаконно переведенными на другие должности или лишенными классного чина, подлежат восстановлению в прежней долж- ности и классном чине либо с их согласия назначению на равнозначную должность. Работникам, восстановленным на службе в органах и органи- зациях прокуратуры, время вынужденного прогула засчитывается в общий трудовой стаж и выслугу лет, дающую право на присвоение очередного классного чина, доплату за выслугу лет, дополнительный отпуск и назна- чение пенсии за выслугу лет (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 г.
№ 233-ФЗ).
Такое вольное обращение с терминами «прокурорский работник» и
«работник прокуратуры», казалось бы внешне похожих и несколько близ- ких, но совершенно различных по содержанию дефиниций, автор учебно- го пособия объясняет их упрощенным употреблением, что совершенно недопустимо как для законодателя, так и правоприменителя. Неточное применение подобных и иных понятий приводит к их смешению, а в ко- нечном счете и к пренебрежительному отношению к терминологической чистоте в других сферах прокурорской деятельности, что, безусловно, не- допустимо, тем более для прокурорского работника.
4.2
Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым
на должности прокуроров
В соответствии со ст. 40. 1 Закона о прокуратуре РФ прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, получившие по имеющим
79 государственную аккредитацию образовательным программам высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или выс- шее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квали- фикации «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению под- готовки «Юриспруденция», или высшее образование по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей «Юриспруденция», с присвоением квалификации «юрист», обладающие необходимыми про- фессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности (в ред.
Федерального закона от 06.02.2020 г. № 15-ФЗ). Исключением тому явля- ется лишь то, что согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от
06.02.2020
г. № 15-ФЗ требование о наличии высшего образования не ни- же уровня магистратуры, предусмотренное пунктом 1 статьи 40. 1 в изло- женной выше редакции, для назначения на должность прокурора не при- меняется к гражданам РФ, получившим высшее юридическое образование уровня бакалавриата на основании договоров о целевом обучении, заклю- ченных с органами прокуратуры до 17.02.2020 года.
Лицо не может быть принято на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:
– имеет гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на посто- янное проживание гражданина Российской Федерации на территории ино- странного государства (в ред. Федерального закона от 09.11.2020
г.
№ 367-ФЗ);
– имеет счета (вклады) в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, на которых хранятся наличные денежные средства и ценности;
– признано решением суда недееспособным или ограниченно дее- способным;
– лишено решением суда права занимать государственные должно- сти государственной службы в течение определенного срока;
– имело или имеет судимость;
80
– имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в ор- ганы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника. Порядок медицинского освидетельствования лица на предмет наличия (отсутствия) заболевания, препятствующего по- ступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, перечень заболева- ний, препятствующих поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского ра- ботника, и форма медицинского заключения о наличии (отсутствии) забо- левания, препятствующего поступлению на службу в органы и организа- ции прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, утверждаются Правительством Российской Федерации (в ред.
Федеральных законов от 06.11.2011
г. № 297-ФЗ, от 21.07.2014
г.
№ 233-ФЗ);
– состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, бра- тья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и су- пруги детей) с работником органа или организации прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольно- стью одного из них другому (в ред. Федеральных законов от 21.11.2011
г.
№ 329-ФЗ, от 21.07.2014
г. № 233-ФЗ);
– отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение слу- жебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.
Ограничения, запреты и обязанности, связанные с работой в ор-
ганах и учреждениях прокуратуры. Согласно статье 40. 2. Закона о про- куратуре РФ, на прокурорских работников распространяются ограниче- ния, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от
25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17,
18, 20 и 20. 1 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государ- ственной гражданской службе Российской Федерации» для государствен- ных служащих (в ред. Федерального закона от 09.11.2020
г. № 367-ФЗ). В частности, прокурорские работники обязаны сообщить в письменной
81 форме непосредственному руководителю о прекращении гражданства
Российской Федерации или приобретении гражданства (подданства) ино- странного государства либо получении вида на жительство или иного до- кумента, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина
Российской Федерации на территории иностранного государства, в тече- ние пяти рабочих дней со дня прекращения гражданства Российской Фе- дерации или приобретения гражданства (подданства) иностранного госу- дарства либо получения указанных документов.
Ограничения и обязанности, установленные статьей 12.1 Федераль- ного закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», распространяются и на Генерального прокурора Российской Федерации. В связи с ними Генеральный прокурор Российской Федерации обязан сооб- щать в порядке, предусмотренном Указами Президента Российской Феде- рации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к кон- фликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или уре- гулированию такого конфликта. Существуют ограничения, запреты и обя- занности, связанные с прохождением службы в органах и организациях прокуратуры.
Испытание при приеме на службу в органы прокуратуры. В це- лях качественного отбора кандидатов на должности прокуроров в органах прокуратуры в соответствии со статьей 40.3. Закона о прокуратуре РФ предусмотрено также и применение испытания при приеме на службу в органы прокуратуры. Согласно закону лицам, впервые принимаемым на службу в органы прокуратуры, за исключением лиц, впервые принимае- мых на службу в органы прокуратуры в течение одного года со дня окон- чания образовательной организации, в целях проверки их соответствия занимаемой должности может устанавливаться испытание на срок до ше- сти месяцев. Продолжительность испытания определяется руководителем соответствующего органа прокуратуры, в компетенцию которого входит назначение на соответствующую должность, по соглашению с лицом, принимаемым на службу. Срок испытания в процессе прохождения служ- бы может быть сокращен или продлен в пределах шести месяцев по со-
82 глашению сторон. В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда испытуемый отсутствовал на службе по уважительным причинам. Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах прокуратуры.
При неудовлетворительном результате испытания работник может быть уволен из органов прокуратуры или по согласованию с ним переве- ден на другую должность.
Если срок испытания истек, а работник продолжает исполнять воз- ложенные на него служебные обязанности, он считается выдержавшим испытание и дополнительные решения о его назначении на должность не принимаются.
4.3 Особенности назначения на должности и освобождения
от должности в органах прокуратуры
Федеральный закон от 09.11.2020
г. № 367-ФЗ внес довольно серьез- ные изменения в порядок назначения Генерального прокурора РФ, его за- местителей, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров и иных прокуроров. Согласно названному Закону Гене-
ральный прокурор Российской Федерации назначается на должность
Президентом Российской Федерации после консультаций с Советом Фе-
дерации Федерального Собрания Российской Федерации.
На должность Генерального прокурора РФ назначается гражданин
Российской Федерации не моложе 35 лет, отвечающий требованиям, уста- новленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40. 1 настоящего
Федерального закона (в ред. Федерального закона от 22.12.2014 г.
№ 427-ФЗ), которые являются обязательными для всех прокурорских ра- ботников.
Процедура назначения высшего должностного лица органов проку- ратуры заключается в направлении Президентом Российской Федерации в
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации пред- ставления на рекомендуемую им кандидатуру на должность Генерального прокурора Российской Федерации и другие материалы, характеризующие представляемую кандидатуру. В свою очередь, Совет Федерации Феде-
83 рального Собрания Российской Федерации не позднее недельного срока со дня получения представления по кандидатуре на должность Генераль- ного прокурора Российской Федерации и других материалов информирует в письменной форме Президента Российской Федерации о результатах рассмотрения представленной кандидатуры на должность Генерального прокурора Российской Федерации.
После издания соответствующего Указа Президента Российской Фе- дерации о назначении на должность, согласованного с Советом Федера- ции ФС РФ, кандидатуры на должность Генерального прокурора РФ,
Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Фе- дерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к при- сяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора Российской
Федерации.
Срок полномочий Генерального прокурора Российской Федерации – пять лет. В то же время следует иметь в виду, что в порядке прохождения службы высшего должностного лица органов прокуратуры есть некоторые особенности. Например, в соответствии с Федеральным законом от
13.07.2015
г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«О прокуратуре Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской
Федерации» одно и то же лицо может быть назначено на должность Гене- рального прокурора Российской Федерации неоднократно и на него не распространяется возрастной ценз, установленный для прокурорских ра- ботников
1
Генеральный прокурор Российской Федерации освобождается от должности Президентом Российской Федерации и каких-либо консульта- ций с Советом Федерации ФС РФ при этом не требуется.
В соответствии с принципом гласности сообщение о назначении Ге- нерального прокурора Российской Федерации на должность и об осво- бождении его от должности публикуется в печати.
1
Собрание законодательства Российской Федерации от 20 июля 2015 г. – № 29 (часть I). – Ст. 4395.
84
Согласно пункту 1.2 регламента Генеральной прокуратуры Россий- ской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации является председателем коллегии, председателем Координационного совещания руководителей правоохранительных органов РФ, председателем Научно- консультативного совета при Генеральной прокуратуре Российской Феде- рации.
В отсутствие Генерального прокурора Российской Федерации его обязанности исполняет первый заместитель Генерального прокурора Рос- сийской Федерации, а при его отсутствии – один из заместителей Гене- рального прокурора Российской Федерации
1
В соответствии с изменениями, внесенными в Закон о прокуратуре
РФ Федеральным законом от 09.11.2020 г. № 367-ФЗ, назначение на
должность и освобождение от должности заместителей Генерального
прокурора Российской Федерации производится в следующем порядке.
Генеральный прокурор Российской Федерации вносит Президенту
Российской Федерации представление(я) о назначении на должность за- местителя(ей) Генерального прокурора Российской Федерации. В свою очередь Президент Российской Федерации направляет в Совет Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации представление по кон- кретной кандидатуре на должность заместителя Генерального прокурора
Российской Федерации и другие материалы, характеризующие представ- ляемую кандидатуру.
В комитетах Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации проводятся консультации по представленной Президентом
Российской Федерации кандидатуре на должность заместителя Генераль- ного прокурора Российской Федерации, и не позднее недельного срока направляется соответствующая информация в письменной форме Прези- денту Российской Федерации о результатах рассмотрения представленной кандидатуры. После издания Указа Президента Российской Федерации о назначении заместителя Генерального прокурора РФ сообщение об этом публикуется в печати.
1
Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации : Приказ Генпрокуратуры Рос- сии от 11.05.2016 г. № 276 (ред. от 27.05.2021 г.).
85
На должность заместителя Генерального прокурора Российской Фе- дерации назначается гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40.1 Закона о прокуратуре РФ, и имеющий стаж службы
(работы), как правило, не менее 10 лет в органах и учреждениях прокура- туры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (воинских званий). В соответствии с изменениями, внесенными Фе- деральным законом от 09.11.2020
г. № 367-ФЗ, заместители Генерального прокурора Российской Федерации освобождаются от должности Прези- дентом Российской Федерации.
Федеральным законом от 09.11.2020
г. № 367-ФЗ внесены изменения
и в порядок назначения на должность и освобождения от должности
прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним проку-
роров и иных прокуроров.
Генеральный прокурор Российской Федерации вносит Президенту
Российской Федерации представления о назначении на должность проку- роров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуро- ров. Комитеты Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, которым в установленном порядке поручено проведение кон- сультаций по представленным Президентом Российской Федерации кан- дидатурам на должность прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров, не позднее чем в десятидневный срок со дня получения ими представления по кандидатуре на соответствующую должность и других материалов, характеризующих представленную кан- дидатуру, информируют в письменной форме Президента Российской Фе- дерации о результатах рассмотрения представленных кандидатур.
Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры освобождаются от должности Президентом Российской Феде- рации.
Иные прокуроры – прокурорские работники, претендующие на за- мещение должности, по которой предусмотрено присвоение высших клас- сных чинов прокурорских работников или воинских званий высших офи- церов, либо замещающие такую должность, за исключением Генерального
86 прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ и приравнен- ных к военных и других специализированных прокуроров при условии замещения ими должностей, по которым предусмотрено присвоение воин- ских званий высших офицеров или высших классных чинов прокурорских работников (статьи 12, 12.1 и пункт 1.1 статьи 15 Закона о прокуратуре
РФ), назначаются на должность и освобождаются от должности Прези- дентом Российской Федерации по представлению Генерального прокуро- ра Российской Федерации.
На должность прокурора субъекта Российской Федерации, прирав- ненного к нему прокурора назначается гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем пер- вым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40.1 Закона о прокуратуре РФ, и имею- щий стаж службы (работы) не менее семи лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение клас- сных чинов (воинских званий).
Срок полномочий прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров – пять лет, за исключением случаев, предусмотренных Законом о прокуратуре РФ. Исключением тому может быть обращение Генерального прокурора РФ по результатам аттестации прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним про- куроров с представлением к Президенту Российской Федерации о продле- нии их полномочий на срок до пяти лет. Исходя из изменений, внесенных
Федеральным законом от 09.11.2020
г. № 367-ФЗ, можно сделать вывод, что срок полномочий прокуроров субъектов Российской Федерации, при- равненных к ним прокуроров не может превышать десять лет. В связи с этим следует отметить, что данная норма повторяет ст. 8 Закона о проку- ратуре СССР (1979), в которой устанавливался срок полномочий Гене- рального прокурора СССР и всех нижестоящих прокуроров – пять лет.
После чего также по результатам аттестации и по согласованию с партий- ными органами (прокуроры всех уровней в обязательном порядке должны были быть членами КПСС) срок полномочий прокуроров продлевался еще на пять лет.
87
Сообщения о назначении прокуроров субъектов Российской Федера- ции, приравненных к ним прокуроров на должность и об освобождении их от должности публикуются в печати.
Поскольку назначение прокуроров субъектов Российской Федера- ции, приравненных к ним прокуроров и иных прокуроров находится в настоящее время в исключительной компетенции Президента Российской
Федерации, то несколько изменяется и порядок назначения исполняющего обязанности по вакантной должности прокурора субъекта Российской Фе- дерации, приравненного к нему прокурора или иного прокурора, и поря- док освобождения от исполнения обязанностей по указанной должности.
Такое право предоставлено Генеральному прокурору Российской Федера- ции, но с обязанностью незамедлительного информирования Президента
Российской Федерации. Срок исполнения обязанностей по вакантной должности не может превышать шесть месяцев. Одно и то же лицо может быть назначено исполняющим обязанности по одной и той же вакантной должности не более двух раз.
Федеральный закон от 09.11.2020
г. № 367 коснулся и порядка
назначения на должность и освобождения от должности прокуроров го-
родов и районов, приравненных к ним прокуроров. Согласно ст. 16.1 Закона о прокуратуре РФ прокуроры городов и районов, приравненные к ним во- енные и другие специализированные прокуроры назначаются на долж- ность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Россий- ской Федерации.
На должность прокурора города, района или приравненного к нему прокурора в редакции Федерального закона от 22.12.2014 г. № 427-ФЗ, назначается гражданин Российской Федерации не моложе 27 лет, отвеча- ющий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40.1 Закона о прокуратуре РФ, и имеющий стаж службы (работы) не менее пяти лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (воинских зва- ний).
Между тем в порядке назначения на должность прокурора города, района или приравненного к нему прокурора Федеральным законом от