Файл: Прокурорский надзор в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 209

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

97
Следующим элементом подготовки кадров для органов прокуратуры является повышение квалификации на базе учебных заведений Генераль- ной прокуратуры РФ. В этих целях приказом Генерального прокурора РФ от 06.04.2007 г. № 44-ш «О создании федерального государственного об- разовательного учреждения высшего профессионального образования
«Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации» произведе- но слияние государственных образовательных учреждений «Института повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры
РФ», «Иркутского института повышения квалификации прокурорских ра- ботников Генеральной прокуратуры РФ», «Санкт-Петербургского юриди- ческого института
Генеральной прокуратуры
РФ»,
«Научно- исследовательского института проблем укрепления законности и право- порядка при Генеральной прокуратуре РФ» и создана Академия Гене- ральной прокуратуры РФ с утверждением ее структуры.
Подводя итог изложенному, следует отметить, что повышение ква- лификации является служебной обязанностью прокурорских работников, а отношение к учебе и рост профессионализма в обязательном порядке учитываются при решении вопросов о соответствии прокурора занимае- мой должности, его поощрении и продвижении по службе.
4.8 Меры поощрения прокурорских и иных работников
За примерное исполнение прокурорскими и иными работниками своих служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу в органах и организациях прокуратуры, выполнение заданий особой важ- ности и сложности применяется ряд поощрений, в том числе, объявление благодарности; награждение Почетной грамотой; занесение на Доску по- чета, в Книгу почета; награждение именным оружием; досрочное присво- ение классного чина или присвоение классного чина на ступень выше очередного; награждение нагрудным знаком «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»; награждение нагрудным знаком
«Почетный работник прокуратуры Российской Федерации» с одновремен- ным вручением грамоты Генерального прокурора Российской Федерации и другие.

98
Кроме того, прокурорские и иные работники за особые отличия мо- гут быть представлены к награждению государственными наградами Рос- сийской Федерации, поощрению Президентом Российской Федерации,
Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от
31.07.2020 г.
№ 288-ФЗ).
Примечательно то, что указанные выше поощрения Генеральный прокурор РФ может применять и к не являющимся работниками органов и организаций прокуратуры лицам, оказывающим существенную помощь в укреплении законности и развитии системы прокуратуры Российской Фе- дерации.
4.9 Меры дисциплинарной ответственности прокурорских и
иных работников
За неисполнение или ненадлежащее исполнение прокурорскими и иными работниками своих служебных обязанностей и совершение про- ступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители орга- нов и организаций прокуратуры имеют право налагать на них следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; пони- жение в классном чине; лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»; лишение нагрудного знака
«Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»; предупре- ждение о неполном служебном соответствии; увольнение из органов про- куратуры.
Тем не менее в вопросах наложения дисциплинарного взыскания существуют некоторые ограничения. Например, Генеральный прокурор
Российской Федерации не вправе налагать дисциплинарные взыскания: в виде понижения в классном чине – на прокурорских работников, которым классный чин присвоен Президентом Российской Федерации; в виде увольнения из органов прокуратуры – на заместителей Генерального про- курора Российской Федерации, а также на прокурорских работников, назначенных на должность Президентом Российской Федерации.
Генеральный прокурор Российской Федерации также обязан проин- формировать Президента Российской Федерации о наложении дисципли-


99 нарного взыскания на заместителя Генерального прокурора Российской
Федерации или прокурорского работника, назначенного на должность
Президентом Российской Федерации. Названные ограничения были вне- сены в Закон о прокуратуре РФ Федеральным законом от 22.12.2014 г.
№ 427-ФЗ.
Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры и директора (ректоры) научных и образовательных организаций прокуратуры имеют право налагать дисциплинарные взыскания на работ- ников, назначаемых ими на должность, за исключением лишения нагрудно- го знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации».
Прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры име- ют право налагать дисциплинарные взыскания в виде замечания, выгово- ра, строгого выговора, а также увольнения работников, назначаемых ими на должность.
Дисциплинарное взыскание налагается непосредственно после обна- ружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Дис- циплинарное взыскание не может быть наложено во время болезни работ- ника либо в период его пребывания в отпуске. Также оно не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по ре- зультатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности – двух лет со дня его совершения.
Работник, совершивший проступок, может быть временно (но не бо- лее чем на один месяц) до решения вопроса о наложении дисциплинарно- го взыскания отстранен от должности с сохранением денежного содержа- ния. Однако отстранение от должности может быть только по распоряже- нию руководителя органа или организации, имеющих право назначать ра- ботника на соответствующую должность.

100
4.10
Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов,
требований о предотвращении или об урегулировании
конфликта интересов и неисполнение обязанностей,
установленных в целях противодействия коррупции,
и увольнение в связи с утратой доверия
Нормы взыскания были включены в Закон о прокуратуре РФ в связи с принятием Федерального закона от 21.11.2011 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области про- тиводействия коррупции», Федеральный закон от 27.07. 2004 г. № 79-ФЗ
«О государственной гражданской службе Российской Федерации», Феде- ральный закон от 03.02.1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятель- ности», Закон Российской Федерации от 21.03.1991 № г. 943-1 «О налого- вых органах Российской Федерации» и др.
За несоблюдение работником ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неиспол- нение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 41.8 Закона о прокура- туре РФ. Следует отметить, что Закон о прокуратуре РФ к лицам, допу- стившим такие нарушения, довольно строг, поскольку возможно увольне- ние из органов прокуратуры. В то же время по Федеральному закону от
27.07.2004 г.
№ 79-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 г.)
«О государственной гражданской службе Российской Федерации» за такие нарушения могут быть наложены следующие взыскания: замечание; выго- вор или предупреждение о неполном должностном соответствии. Этот пример лишний раз свидетельствует о том, что прокурорский работник должен дорожить своей профессиональной честью, быть образцом непод- купности и примером неукоснительного исполнения требований закона.
И это в полной мере отражается в требованиях статьи 41.9. Закона о прокуратуре РФ. В ней перечислены основания для увольнения прокурор- ских и иных работников связи с утратой доверия:
– непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию кон- фликта интересов, стороной которого он является;


101
– непредставление сведений о своих доходах, расходах, об имуще- стве и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, рас- ходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заве- домо недостоверных или неполных сведений;
– участие на платной основе в деятельности органа управления ком- мерческой организации, за исключением случаев, установленных феде- ральным законом;
– осуществление предпринимательской деятельности;
– вхождение в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих не- правительственных организаций и действующих на территории Россий- ской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмот- рено международным договором Российской Федерации или законода- тельством Российской Федерации;
– нарушение его супругой (супругом) и несовершеннолетними деть- ми в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете от- дельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, располо- женных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», запрета от- крывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории
Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными фи- нансовыми инструментами.
Согласно Закону о прокуратуре РФ уволенным за утрату доверия может стать и руководитель органа или организации прокуратуры, кото- рому стало известно о возникновении у подчиненного ему работника лич- ной заинтересованности, которая приводит или может привести к кон- фликту интересов, а также в случае непринятия мер по предотвращению и
(или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему работник.

102
4.11 Порядок применения взысканий за коррупционные
правонарушения
Безусловно, прежде чем применить взыскания, предусмотренные статьями 41.8 и 41.9 Закона о прокуратуре РФ, обязательно проводится служебная проверка (доклад кадровой службы о результатах проверки, решение специальной комиссии или аттестационной комиссии по соблю- дению требований к служебному поведению федеральных государствен- ных служащих и урегулированию конфликта интересов) на предмет не только установления вышеназванных оснований, но и позиции руководи- теля данного должностного лица, которому было известно о возникнове- нии у подчиненного ему работника личной заинтересованности. В случае выявления факта непринятия руководителем мер по предотвращению и
(или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему работник, тем более его сокрытия, он также подлежит увольнению в связи с утратой доверия (в ред. Федерального закона от
21.07.2014 г. № 233-ФЗ).
При применении взысканий, предусмотренных статьями 41.8 и 41.9
Закона о прокуратуре РФ, учитываются характер совершенного работни- ком коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение работником других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфлик- та интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях про- тиводействия коррупции, а также предшествующие результаты исполне- ния работником своих должностных обязанностей.
Взыскание в виде замечания или выговора может быть применено к работнику при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения.
Взыскания, предусмотренные статьями 41.8 и 41.9 Закона о прокура- туре РФ, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления ин- формации о совершении работником коррупционного правонарушения, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, и не позд- нее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.


103
4.12 Гарантии для прокурорского и иного работника,
избранного депутатом либо выборным должностным лицом
органов государственной власти или органов местного
самоуправления
Прокурорский и иной работник, избранный депутатом либо выбор- ным должностным лицом органов государственной власти или органов местного самоуправления, на период осуществления соответствующих полномочий приостанавливает службу в органах и организациях прокура- туры. После прекращения указанных полномочий работнику по его жела- нию предоставляется ранее занимаемая должность, а при ее отсутствии – другая равноценная должность по прежнему либо с его согласия иному месту службы. Указанный период засчитывается работнику в общий тру- довой стаж и выслугу лет, дающую право на присвоение очередного клас- сного чина, доплату за выслугу лет, дополнительный отпуск и назначение пенсии за выслугу лет.
4.13 Порядок привлечения прокуроров к уголовной и
административной ответственности
В данном учебном пособии автор уже неоднократно указывал на то, что деятельность органов прокуратуры призвана обеспечивать верховен- ство закона на всей территории Российской Федерации. В силу чего про- курорские работники должны всемерно содействовать утверждению в обществе духа законности и справедливости, осознавая при этом социаль- ную значимость прокурорской деятельности и меру ответственности пе- ред обществом и государством. И во многом это зависит от нравственных качеств и культуры самих носителей прокурорской власти. Более того, с принятием присяги прокурора у прокурора начинается совершенно новая жизнь, вполне возможно кардинально отличающаяся от предыдущей. С этого момента прокурор всегда на острие общественного внимания, вследствие чего обязан постоянно оставаться твердым и даже может быть жестким к себе в отношении соблазна нарушить присягу в любой жизнен- ной ситуации и опасения утратить уважение и доверие не только своих коллег, но и общественности. Между тем, как показывает жизнь, не все

104 прокурорские работники согласны с таким мнением, о чем можно судить по их проступкам. В свое время автором учебного пособия была опубли- кована статья о проблемах формирования доверия к суду, однако на нее можно посмотреть и с точки зрения формирования доверия к органам прокуратуры
1
. Через призму формирования доверия граждан к прокурор- ским органам, изложена и коллективная статья ученых Саратовской госу- дарственной юридической академии об отдельных аспектах привлечения прокурорских работников к ответственности
2
Безусловно, отрицательным фактором в формировании уважитель- ного отношения к органам прокуратуры являются проступки, порочащие честь прокурорского работника, такие как использование своего долж- ностного положения для решения личных проблем; прогулы и пьянство; управление транспортным средством в нетрезвом состоянии и др. Но бо- лее всего на репутацию органов прокуратуры и на формирование его от- рицательного имиджа влияет совершение прокурорами различных уго- ловно-наказуемых деяний, в том числе злоупотребление служебным по- ложением, превышение должностных полномочий, взяточничество, со- вершение дорожно-транспортных преступлений в состоянии алкогольного опьянения со смертельным исходом или причинением тяжкого вреда здо- ровью потерпевшим и др.
Учитывая особый статус прокурора и его положение в обществе, проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, является исключительной компетенцией самих органов прокуратуры.
Проверка сообщения о преступлении, совершенном прокурором, возбуждение в отношении прокурора уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор застигнут при совершении преступления) и его предварительное расследование производятся Следственным комитетом
Российской
Федерации в порядке, установленном уголовно- процессуальным законодательством Российской Федерации.
1
См.: Абдулин Р. С. Проблемы формирования доверия к суду / Р. С. Абдулин // Российский судья. – 2020. –
№ 11. – С. 38–42.
2
См.: Лиходаев Е. Г. Отдельные аспекты привлечения прокурорских работников к ответственности / Е. Г. Лихо- даев, А. А. Титова, С. Е. Якушева // Саратовская государственная юридическая академия. – 2018. – № 2 (121). –
С. 219–227.


105
На период расследования возбужденного в отношении прокурора уголовного дела он отстраняется от должности. За время отстранения от должности прокурору выплачивается денежное содержание (денежное до- вольствие) в размере должностного оклада, доплаты за классный чин
(оклада по воинскому званию) и доплаты (надбавки) за выслугу лет.
В то же время не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого им транспорта, за исключе- нием случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспече- ния безопасности других лиц и задержания при совершении преступления.
4.14 Прекращение службы в органах и организациях
прокуратуры
Служба в органах и организациях прокуратуры прекращается при увольнении прокурорского работника. В то же время помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, прокурорский работник может быть уволен при наступлении двух основа- ний: в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя органа или организации прокуратуры.
Основаниями для отставки являются:
а) выход на пенсию, предусмотренный пунктом 2 статьи 44 Закона о прокуратуре РФ; б) несогласие с решениями или действиями государственного органа или вышестоящего руководителя.
Отставка прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров признается принятой после принятия решения об этом Генерального прокурора Российской
Федерации. Отставка других прокуроров признается принятой после при- нятия решения об этом руководителя, имеющего право назначать их на эти должности.
В трудовой книжке (при наличии) прокурорского работника произ- водится запись о его последней должности с указанием «в отставке». Ука- занная информация также вносится в сведения о трудовой деятельности прокурорского работника.

106
Увольнение по инициативе руководителя органа или организа-
ции прокуратуры производится в случаях:
а) достижения прокурорским работником предельного возраста пре- бывания на службе в органах и организациях прокуратуры. Предельный возраст нахождения прокурорских работников (за исключением научных и педагогических работников) на службе в органах и организациях проку- ратуры – 65 лет. Предельный возраст нахождения на службе прокурор- ских работников, назначаемых Президентом Российской Федерации или по его представлению, – 70 лет.
Между тем решением руководителя соответствующего органа или ор- ганизации прокуратуры в порядке исключения допускается продление срока нахождения на службе прокурорских работников, достигших предельного возраста (в данном случае речь идет о прокурорских работниках, достигших
65 лет) и занимающих должности, указанные в статьях 14, 15 и 16 Закона о прокуратуре РФ. Однократное продление срока нахождения на службе в ор- ганах и организациях прокуратуры допускается не более чем на год.
В то же время продление срока нахождения на службе работника при наличии у него заболевания, препятствующего исполнению служеб- ных обязанностей прокурорского работника, а также работника, достиг- шего возраста 70 лет, не допускается. После достижения указанного воз- раста работник может продолжить работу в органах и организациях про- куратуры на условиях срочного трудового договора с сохранением полно- го денежного содержания, предусмотренного пунктом 1 статьи 44 Закона о прокуратуре РФ; б) прекращения гражданства Российской Федерации или приобрете- ния гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на по- стоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; в) нарушения Присяги прокурора, а также совершения проступков, порочащих честь прокурорского работника;
г) несоблюдения ограничений и неисполнения обязанностей, связан- ных со службой, а также возникновения других обстоятельств, преду-