Файл: Прокурорский надзор в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 206

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

88 09.11.2020
г. № 367-ФЗ установлено исключение, заключающееся в том, что на эти должности может быть назначен гражданин Российской Феде- рации, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта
1 и пунктом 2 статьи 40.1 Закона о прокуратуре РФ, моложе 27 лет либо имеющий стаж службы (работы) менее пяти лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение клас- сных чинов (воинских званий), или стаж службы (работы) не менее пяти лет в органах государственной власти на должностях, требующих высше- го юридического образования.
Следует отметить, что данное исключение в порядке назначения на должность прокурора города, района или приравненного к нему прокуро- ра, является существенной новеллой в решении кадровых вопросов в ни- зовых звеньях системы органов прокуратуры. Поскольку согласно ст. 40.1
Закона о прокуратуре РФ в редакции Федерального закона от 21.07.2014
г. года на должности прокурора города, района или приравненных к ним прокуроров назначались лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее трех лет. В то же время Генераль- ный прокурор Российской Федерации был вправе в исключительных слу- чаях назначать на должности прокуроров субъектов Российской Федера- ции, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров спе- циализированных прокуратур лиц, имеющих опыт работы по юридиче- ской специальности на руководящих должностях в органах государствен-
ной власти.
Законодатель, закрепляя Федеральным законом от 09.11.2020
г.
№ 367-ФЗ для данного уровня прокуроров, возраст назначения на долж- ность которых не моложе 27 лет, тем не менее дает право Генеральному прокурору РФ назначать на эти должности граждан Российской Федера- ции, отвечающих требованиям, предъявляемым к лицам, назначаемым на должности прокуроров, моложе 27 лет. Также, в порядке исключения, до- пускается назначение на эти должности лиц, имеющих стаж службы (ра- боты) менее пяти лет в органах и учреждениях прокуратуры на должно- стях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (воинских званий либо стаж службы (работы) не менее пяти лет в органах государ-

89 ственной власти на должностях, требующих высшего юридического обра- зования), то есть в последнем случае, во-первых, не имеющих абсолютно никакого опыта работы в органах прокуратуры и, во-вторых, опыта руко-
водящей должности в органах государственной власти, как это было установлено Законом о прокуратуре РФ в редакции Федерального закона от 21.07.2014 года. На взгляд автора учебного пособия, отсутствие опыта работы в органах прокуратуры и опыта руководящей должности в органах государственной власти может стать серьезной проблемой для назначен- ного на эту должность прокурора.
Срок полномочий прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров – пять лет, за исключением случаев, предусмотренных
Законом о прокуратуре РФ.
Генеральный прокурор Российской Федерации на основании резуль- татов аттестации прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров вправе продлить их полномочия на срок до пяти лет.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

4.4 Присяга Генерального прокурора РФ и лица, впервые
назначаемого на должность прокурора
После назначения Генерального прокурора Российской Федерации,
Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Фе- дерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к при- сяге лицо, назначенное на данную должность.
Генеральный прокурор Российской Федерации, как уже указывалось выше, приводится к присяге Председателем Совета Федерации Федераль- ного Собрания Российской Федерации в порядке, установленном Советом
Федерации, и приносит присягу следующего содержания: «Клянусь при осуществлении полномочий Генерального прокурора Российской Федера- ции свято соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Рос- сийской Федерации, защищать права и свободы человека и гражданина, охраняемые законом интересы общества и государства» (присяга введена
Федеральным законом от 19.11.1999
г. № 202-ФЗ).
Принимает Присягу прокурора и лицо, впервые назначаемое на должность прокурора. Порядок принятия Присяги прокурора устанавли-

90 вается Генеральным прокурором Российской Федерации
1
. Как правило, принимающий Присягу прокурора приводится к ней прокурором субъекта
РФ или приравненным к нему прокурором после аттестования лица на со- ответствие занимаемой должности и до присвоения ему классного чина.
Приведенное к Присяге лицо в торжественной обстановке зачитывает вслух, подтверждая подписью факт ее принятия, следующий текст:
«Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь:
– свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская ма- лейшего от них отступления;
– непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора;
– активно защищать интересы личности, общества и государства;
– чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при реше- нии судеб людей;
– строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;
– постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чи- стоты, скромности, свято беречь и преумножать лучшие традиции проку- ратуры.
Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пре- быванием в органах прокуратуры» (в ред. Федерального закона от
28.12.2010
г. № 404-ФЗ). Бланк Присяги прокурора приобщается к лично- му делу прокурорского работника.
Таким образом, лицо, впервые назначаемое на должность, принимая
Присягу прокурора, начинает понимать и осознавать свою причастность к особо сложной, полной ответственности прокурорской деятельности, за- ставляющей его быть образцом для подражания не только на службе, но и вне ее. Безусловно, принятие Присяги прокурора служит дополнительным стимулом к честной и добросовестной службе и принятию любого решения, руководствуясь только законом. На практике принятие Присяги прокурора
1
О Присяге прокурора (следователя) : Приказ Генпрокуратуры РФ от 03.11.1999 г. № 82 // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ. Т. 2. – Москва, 2004.


91 лицом, впервые назначаемым на должность, становится праздником, по- скольку такое торжественное событие происходит в присутствии товарищей по службе, сопровождается поздравлениями по этому случаю и вручением приуроченных к этому событию сувениров и памятных подарков.
Следует отметить, что в органах прокуратуры в целях установления единых этических норм и правил служебного поведения утвержден Ко- декс этики и служебного поведения для федеральных государственных гражданских служащих органов прокуратуры Российской Федерации, включающий в себя общие положения, правила поведения прокурорского работника при осуществлении служебной деятельности, регламентация взаимоотношений прокурорских работников органов и учреждений про- куратуры, основные правила поведения прокурорского работника во внес- лужебной деятельности и ответственность прокурорского работника за нарушение требований настоящего Кодекса этики и служебного поведе- ния
1
. Помимо этого, приказом Генеральной прокуратуры РФ от
17.03.2010 г.
№ 114 была утверждена и введена в действие Концепция воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации, в которой отражены: цели, задачи и основные принципы и направления воспитательной работы в органах и учреждениях прокуратуры; факторы, влияющие на состояние воспитательной работы; моральные и психологи- ческие требования, предъявляемые к работникам органов и учреждений прокуратур, и основные формы, методы и средства воспитательной работы.
4.5
Классные чины прокурорских работников
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля сло- во чин означает «степень жалованного служебного значения, достоинства, класса»
2
. Классный чин, присваиваемый пожизненно, входил в Табель о рангах, учрежденный указом Петра I от 24 января (4 февраля) 1722 года, представлявший собой таблицу, содержащую перечень соответствий меж- ду военными, гражданскими и придворными чинами, ранжированными по
1
Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и
Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации : Приказ Генпрокуратуры
России от 17.03.2010 г. № 114 (ред. от 16.09.2020 г.).
2
См.: Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / В. И. Даль. – Санкт-Петербург,
1863–1866 // Яндекс словари.

92 14 классам. После Октябрьской революции 1917 года классные чины были упразднены. В советское время классные чины были снова введены в
1943 году для прокурорско-следственных работников. И это спустя более чем двадцать лет после образования органов советской прокуратуры.
Впервые для прокурорско-следственных работников устанавливались классные чины и вводилась форменная одежда. Указ Президиума Верхов- ного Совета СССР от 16 сентября 1943 года «Об установлении классных чинов для прокурорско-следственных работников органов прокуратуры» предусматривал следующие классные чины: действительный государ- ственный советник юстиции, государственный советник юстиции 1-го,
2-го и 3-го классов, старший советник юстиции, советник юстиции и младший советник юстиции, юрист 1-го, 2-го и 3-го классов и младший юрист, что осталось неизменным по настоящее время. Указом было утверждено и «Положение о классных чинах работников органов Проку- ратуры СССР», а постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от
16 сентября 1943 года была введена форменная одежда для прокурорско- следственных работников
1
В новейшей истории прокурорам, научным и педагогическим работ- никам в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем службы
(работы) также пожизненно присваиваются классные чины. Генеральным прокурором Российской Федерации могут быть присвоены классные чины и другим работникам. Ныне действующая система классных чинов уста- новлена в органах прокуратуры Российской Федерации в соответствии с
Законом о прокуратуре РФ, Указом Президента РФ от 21.11.2012 г.
№ 1563 (ред. от 06.04.2021
г.) «О классных чинах прокурорских работни- ков органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации» (вместе с
Положением о порядке присвоения классных чинов прокурорским работ- никам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации)
2
и со- ответствующим приказом Генпрокуратуры России от 29.04.2021 № 222, устанавливающим порядок присвоения классных чинов
3
. Для прокурор-
1
Звягинцев А. Г. От первого прокурора России до последнего прокурора Союза / А. Г. Звягинцев. – Москва :
Литмир. Электронная библиотека. – С. 75.
2
Собрание законодательства РФ. – 26.11.2012. – № 48. – Ст. 6662.
3
О классных чинах прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации
(вместе с «Положением о порядке присвоения прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры


93 ских работников (кроме военных) установлено одиннадцать классных чи- нов. Первоначальный классный чин, а также классные чины старшего со- ветника юстиции и советника юстиции прокурорским работникам Россий- ской Федерации, а также все классные чины в порядке поощрения, класс- ные чины прокурорским работникам центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации и научных, образовательных учре- ждений системы прокуратуры Российской Федерации, присваиваются Ге- неральным прокурором Российской Федерации.
Другие классные чины присваиваются прокурором субъекта Россий- ской Федерации и прокурором специализированной прокуратуры, при- равненной к прокуратуре субъекта Российской Федерации.
Чины Государственного советника юстиции третьего, второго и пер- вого класса, а также Действительного государственного советника юсти- ции, которые присваиваются только Генеральному прокурору РФ, при- сваиваются Президентом РФ.
Несмотря на то, что прокурорские работники в присвоенных класс- ных чинах состоят пожизненно, тем не менее, прокурорские работники
Российской Федерации, осужденные за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, могут быть лишены классного чина по приговору суда.
4.6 Аттестация прокурорских работников
Согласно статье 41 Закона о прокуратуре РФ целью определения со- ответствия прокуроров должности, которую они занимают, а также для повышения квалификации прокурорских работников, укрепления служеб- ной дисциплины проводится аттестация работников прокуратуры. Атте- стации подлежат все прокурорские работники, которые имеют классные чины или занимают должности, которыми предусмотрено присвоение классных чинов.
Порядок и сроки проведения аттестации прокурорских работников устанавливаются Положением, утвержденным Приказом Генпрокуратуры
Российской Федерации классных чинов до старшего советника юстиции включительно») : Приказ Генпрокура- туры России от 29.04.2021 г. № 222.

94
России
1
. Положением определен порядок организации и проведения атте- стации прокурорских работников органов и организаций прокуратуры
Российской Федерации, а также деятельности соответствующих аттеста- ционных комиссий. Аттестация прокурорских работников проводится не только в целях определения их соответствия занимаемой должности, но и для совершенствования деятельности органов и организаций прокуратуры по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров; формирова- ния кадрового резерва для выдвижения на руководящие должности; по- вышению ответственности работников за результаты служебной деятель- ности; решения вопросов о присвоении работникам первоначальных клас- сных чинов.
Аттестация может быть первичной, очередной и внеочередной.
Первичной аттестации подлежат работники органов и организаций проку- ратуры, имеющие высшее юридическое или иное высшее образование, со- ответствующее занимаемой должности, и стаж службы не менее шести месяцев. Работник органа прокуратуры, аттестуемый впервые, принимает
Присягу прокурора. Очередная аттестация проводится не реже одного ра- за в пять лет. И, наконец, внеочередная аттестация проводится:
– по просьбе самих работников;
– при рассмотрении вопросов о внесении Генеральным прокурором
Российской Федерации представлений Президенту Российской Федерации о продлении полномочий прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуроров, а также о назначении на указанные должности, если такое назначение про- изводится впервые, или решение о проведении внеочередной аттестации принято Генеральным прокурором Российской Федерации;
– при рассмотрении вопросов о продлении полномочий прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;
– при выдвижении на вышестоящую руководящую должность в про- куратуре субъекта Российской Федерации, приравненной к ней специали- зированной прокуратуре, Университете прокуратуры Российской Федера- ции (научные и педагогические работники также подлежат аттестации, но
1
Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации прокурорских работников органов и организа- ций прокуратуры Российской Федерации : Приказ Генпрокуратуры России от 11.03.2020 г. № 146.


95 с учетом особенностей научной и педагогической деятельности);
– при наличии существенных упущений по службе (систематиче- ском неисполнении или ненадлежащем исполнении служебных обязанно- стей).
Следует иметь в виду, что для определения соответствия работников занимаемым должностям, а также в целях повышения их квалификации и укрепления служебной дисциплины Генеральный прокурор Российской
Федерации вправе назначить время и определить порядок проведения вне-
очередной аттестации всех работников.
В то же время в порядке аттестации прокурорских работников име- ются и исключения. В частности, не подлежат аттестации работники за год до достижения ими предельного возраста, а также достигшие пре- дельного возраста нахождения на службе в органах и организациях проку- ратуры, за исключением работников, у которых имеются существенные упущения по службе.
4.7 Профессиональная подготовка и повышение квалификации
прокурорских работников
Прокуроры призваны в силу своего должностного положения и тре- бований Закона о прокуратуре неукоснительно соблюдать Конституцию
РФ и законы РФ, не допуская ни малейшего отступления от них, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности и мо- ральной чистоты, скромности, свято беречь и преумножать лучшие тради- ции прокуратуры, непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил.
Согласно ст. 43.4 Закона о прокуратуре РФ в целях обеспечения вы- сокого уровня профессиональной подготовки работников в органах про- куратуры действует система непрерывного обучения и повышения квали- фикации работников, включающая индивидуальную и групповую учебу по специальным планам, стажировку в вышестоящих органах прокурату- ры, научных и образовательных учреждениях прокуратуры, обучение в региональных учебных центрах и институтах повышения квалификации не реже одного раза в пять лет с сохранением на период обучения денеж-

96 ного содержания. Все это, безусловно, направлено на повышение эффек- тивности деятельности системы прокуратуры, качественного решения за- дач во всех звеньях прокурорской системы.
Правовую основу этой деятельности составляют Конституция РФ, За- кон о прокуратуре РФ, Федеральный закон от 22.08.1996 г. «О высшем и по- слевузовском профессиональном образовании», Закон РФ от 10.07.1992 г.
«Об образовании», указы и распоряжения Президента РФ, постановления
Правительства РФ и организационно-распорядительные документы Гене- рального прокурора РФ. В частности, приказом Генпрокуратуры России от 09.07.2019 г. № 474 «О системе подготовки кадров, дополнительного профессионального образования работников органов и организаций про- куратуры Российской Федерации» установлено, что основными целями профессиональной подготовки являются: развитие у работников органов прокуратуры профессионально-психологических качеств и навыков, необ- ходимых для успешного решения конкретных практических задач; совер- шенствование стиля и методов работы руководителей органов прокурату- ры по управлению, обучению и воспитанию подчиненных работников, внедрению в практику передовых форм и методов работы, основ научной организации труда; продвижение по службе. То, что профессиональная подготовка кадров занимает стратегически важное место в деятельности органов прокуратуры, отчетливо видно из названного выше приказа Гене- ральной прокуратуры. В соответствии с ним система подготовки кадров для органов прокуратуры РФ включает в себя следующие элементы.
Прежде всего, обучение студентов по программам высшего профессио- нального образования в Иркутском и Санкт-Петербургском юридических институтах (филиалах) Академии Генеральной прокуратуры РФ и в трех институтах прокуратуры, которые в соответствии с Постановлением Пра- вительства РФ учреждены в составе Московского государственного юри- дического университета им. О. Е. Кутафина, Саратовского государствен- ного юридического университета и Уральского государственного юриди- ческого университета, а также на юридических факультетах Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и Санкт-
Петербургского государственного университета.