ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 218
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
138 включает в себя такие элементы: предметы ведения (круг тех объектов, явлений, действий на которые распространяются полномочия прокурату- ры); права и обязанности, полномочия прокуратуры либо прокуроров; от- ветственность; соответствие поставленным целям, задачам и функциям.
Таким образом, именно компетенция прокуратуры, содержание ее полно- мочий по реализации возложенных на нее функций являются параметра- ми, определяющими ее место в государственно-правовом механизме.
Весьма интересны в этом отношении тезисы к выступлению полно- мочного представителя Генерального прокурора Российской Федерации в
Конституционном Суде Российской Федерации Т. А. Васильевой по делу
НКО. В частности, в них указывается, что прокуратура Российской Феде- рации в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охра- няемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением за- конов, в частности, органами управления и руководителями некоммерче- ских организаций (пункт 2 статьи 1, пункт 1 статьи 21).
Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от фе- деральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправле- ния, общественных объединений в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами и в то же время не подме- няют иные государственные органы (пункт 2 статьи 4, пункт 2 статьи 21).
Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государ- ственной власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, общественных объедине- ний, средств массовой информации, их представителей, а также долж- ностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность (пункт 1 статьи 5).
Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок; статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осу-
139 ществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представля- ются по требованию прокурора безвозмездно, а неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влекут за собой установленную законом ответственность (ста- тья 6 Закона).
Из приведенных положений Конституции Российской Федерации и
Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», определя- ющих полномочия прокуроров по надзору за исполнением законов, в том числе органами управления некоммерческих организаций, следует, что прокурорский надзор является имеющим конституционную основу само- стоятельным видом государственной надзорной деятельности, который отличается от различных видов контрольной деятельности.
Деятельность прокуратуры, основанная на установленной законом компетенции, носит надведомственный, универсальный характер. Этим, в частности, она отличается и от деятельности контрольных (надзорных) органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, ком- петенция которых ограничена определенной сферой правовых отноше- ний
1
Методика и тактика прокурорского надзора – это совокупность методов, способов и путей, позволяющих реализовать в полном объеме полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора по всем направлениям его деятельности.
Говоря о предпосылках повышения эффективности прокурорского надзора, А. Ю. Винокуров указал в числе других предпосылок на мастер- ское владение тактикой и методикой прокурорского надзора за исполне- нием законов. По его мнению, под тактикой прокурорского надзора следует понимать определение и реализацию прокурором путей (методов и приемов) наилучшей организации и осуществления прокурорского надзора с учетом сложившейся обстановки (жизненной ситуации) в целях достижения наилучших конечных результатов. В свою очередь, методика
прокурорского надзора – это совокупность методов и приемов, применя-
1
См. статью: Вынесено решение по делу НКО. 17 февраля 2015 года Конституционный Суд Российской Феде- рации вынес решение по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» // Прокурор. – 2015. – № 1.
140 емых прокурорами в целях выявления, устранения и предупреждения нарушений законов и способствующих им обстоятельств
1
. Нередко мето- дику прокурорского надзора подразделяют на общую методику и частные методики
2
Таким образом, вопросы организации деятельности прокурора, вы- бора приоритетной задачи, применения определенных тактических и иных приемов решаются посредством тактики. В то же время методика прове- дения проверок строится уже с учетом рекомендаций тактики. При этом следует иметь в виду, что методика по своей сути носит индивидуальный, творческий характер, где в полной мере проявляются профессиональные способности прокурора, черты его характера, опыт работы, инициатив- ность и активность. В зависимости от этого одну и ту же проверку испол- нения закона поднадзорными органами можно провести на разном каче- ственном уровне. Поэтому в органах прокуратуры значительное внимание уделяется выработке единой методики, которая строится на теории и практике прокурорского надзора, находит отражение в научных работах, методических рекомендациях, направляемых подчиненным прокурорам руководителями главных управлений Генеральной прокуратуры, прокуро- рами субъектов Федерации, а в некоторых случаях отражаются и в норма- тивных актах Генеральной прокуратуры РФ (приказах, указаниях), приоб- ретая, тем самым, обязательный характер
3
Правовые средства прокурорского надзора. Данное понятие нахо- дится в тесной связи с такими понятиями как «полномочия» и «компетен- ция» прокурора, поскольку полномочия и компетенция прокурора реали- зуются, прежде всего, посредством закреплённых в законодательстве дей- ствий и правовых актов, которые и именуются «правовыми средствами прокурорского надзора». В применении этих средств, в выявлении право- нарушений и состоит суть прокурорского надзора. Последнее означает то, что правовые средства прокурорского надзора, предоставленные прокуро-
1
Винокуров Ю. Е. Характер прокурорско-надзорной деятельности и предпосылки повышения ее эффективно- сти / Ю. Е. Винокуров // Административное и муниципальное право. – 2013. – № 6. – С. 619–623.
2
Рябцев В. П. Понятие, виды и структура методики прокурорского надзора / В. П. Рябцев // Вопросы теории законности и прокурорского надзора. – Москва, 1994.
3
См.: Настольная книга прокурора : методическое пособие / под ред. С. Г. Кехлерова. – Москва : Юрайт, 2011 ;
Прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха : методическое посо- бие. – Москва, 2003. – С. 23–34.
141 ру Законом о прокуратуре РФ, по своему содержанию могут быть разде- лены на средства выявления правонарушений и средства устранения и предупреждения правонарушений, которые реализуются посредством применения установленных законодательством средств прокурорского ре- агирования. Таким образом, понятие «правовые средства прокурорского надзора» включает в себя еще одно понятие «средства прокурорского реа- гирования».
Средства прокурорского реагирования – это предусмотренные за- конодательством письменные или устные акты прокурорского надзора, совершаемые прокурором в установленном законом порядке, направлен- ные на устранение выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, привлечение виновных лиц к ответственности. В каче- стве примера можно привести следующее. Одним из направлений проку- рорского надзора является проверка исполнения законов в местах содер- жания под стражей. Она проводится в целях выявления правонарушений как со стороны администрации, так и со стороны лиц, содержащихся под стражей. В ходе проверки прокурор:
– устанавливает исполнение законов сотрудниками, а также долж- ностными лицами в связи с заявлениями, жалобами и иными сведениями о правонарушениях;
– истребует для проверки соответствия закону приказы, распоряже- ния, инструкции и иные акты, информацию о принимаемых мерах по обеспечению законности;
– проверяет законность, и справедливость применения администра- цией мер дисциплинарного воздействия за нарушения установленного по- рядка содержания;
– истребует от должностных лиц и граждан устные и письменные объяснения по поводу нарушения закона.
Помимо того, прокурор обязан проверить обоснованность примене- ния к лицам, содержащимся под стражей, дисциплинарных мер воздей- ствия, а также мер безопасности и оружия; законности и своевременности освобождения их из-под стражи в связи с изменением меры пресечения на более мягкую, истечением сроков содержания под стражей, прекращением
142 уголовного дела. В то же время в случае выявления каких-либо наруше- ний закона прокурор имеет право отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, немед- ленно освобождать их своим постановлением из карцера, одиночной ка- меры. При этом основными правовыми средствами реагирования проку- рора на нарушения законности являются: представление в орган (или должностному лицу) уголовно-исполнительной системы, в котором фор- мулируются предложения (требования) прокурора об устранении наруше- ний законов и обеспечения законности в местах содержания под стражей; протест на противоречащие закону приказы, распоряжения и иные акты администрации места содержания под стражей; постановление об отмене дисциплинарного взыскания, наложенного в нарушение закона на лиц, за- ключенных под стражу; о немедленном освобождении из карцера, оди- ночной камеры
1
На данном примере в полной мере подтверждаются тезисы Е. Р. Ер- гашева о том, что «проводимые органами прокуратуры проверки как сред- ства выявления правонарушений подразделяются на виды по различным основаниям – признакам, по которым и проводится различие». По мнению ученого, «к данным признакам относятся: повод проведения проверки, объем проверки, проверяющие субъекты, целевое назначение проверки».
При этом представляют как научный, так и практический интерес выводы
Е. Р. Ергашева о регламентации действующим законодательством надзор- ной и ненадзорной деятельности прокуроров. Таким образом,
Е. Р. Ергашевым вводится в научный оборот понятие «ненадзорные сред- ства прокурорского реагирования», которые, по его мнению, подразделя- ются на процессуальные, т. е. регламентированные процессуальным зако- нодательством РФ и не процессуальные. К последним относятся: сообще- ния, письма, информация и доклады прокурора о нарушениях законности, допущенных судами при рассмотрении конкретных дел. Продолжая диф- ференциацию ненадзорных средств прокурорского реагирования по целе- вому назначению, Е. Р. Ергашев выделяет в них два вида: основные и сиг-
1
Комментарий к Федеральному закону от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (постатейный) / Белянинова Ю. В., Кузьмин В. А. ; под ред.
Н. С. Мановой // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015.
143 нализационные. К основным средствам автор относит средства прокурор- ского реагирования, прямо предусмотренные законом и несущие основную нагрузку (это в первую очередь акты прокурорского реагирования, а также правовые средства прокурора, предусмотренные процессуальным законо- дательством), а к сигнализационным – правовые средства, содержащие ин- формацию о состоянии законности без требования устранения правонару- шений (информационные письма, информация, доклады и т. д.)
1
Следует отметить, что все правовые средства прокурорского надзора
(акты прокурорского реагирования) наделены следующими обязательны- ми признаками: императивность
2
(согласно статье 6 Закона о прокурату- ре РФ требования прокурора обязательны для поднадзорного субъекта);
законность (строгое соответствие закону как по форме, так и по содержа- нию); установление обязательных сроков исполнения требований
прокурора (требования прокурора, вытекающие из его полномочий, пе- речисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 Закона о прокуратуре РФ, под- лежат безусловному исполнению в установленный срок); индивидуаль-
ность (акт прокурорского реагирования не может составляться по шабло- ну); грамотность и убедительность (знание правил русского языка, тре- бование доказательности, аргументированности выводов, решений, пред- ложений прокурора); субъектность (точное определение поднадзорных субъектов, полномочных устранить выявленное нарушение закона); ре-
зультативность (достижение тех целей, на которые был направлен соот- ветствующий акт прокурорского реагирования).
Подытоживая сказанное, можно сделать следующий вывод: под пра- вовыми средствами прокурорского надзора следует понимать систему полномочий, средств и действий органов прокуратуры, прокурора по обеспечению точного, безусловного и единообразного исполнения зако- нов.
1
Ергашев Е. Р. К вопросу о правовых средствах прокурора, участвующего в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел / Е. Р. Ергашев //Арбитражный и гражданский процесс. – 2007. – № 7.
2
Императивность – это безусловность требования к поведению, точное определение прав и обязанностей субъ- ектов правоотношений, исключающее какое-либо усмотрение, свободу выбора // Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях. – Москва : Проспект, 2010. – 144 с.
144
Контрольные вопросы
1
Что понимается под предметом прокурорского надзора?
2
Что понимается под субъектом и объектом прокурорского надзора?
3
Каковы полномочия прокурора и что означает методика и тактика прокурорского надзора? Раскройте их содержание.
4
Дайте определение правовым средствам прокурорского надзора.
5
Что понимается под средствами прокурорского реагирования?
145
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 18