ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 217
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
131 комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, представи- тельных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Россий- ской Федерации и органов местного самоуправления.
Прокурор субъекта Российской Федерации, города, района, прирав- ненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручению другие про- куроры вправе присутствовать на заседаниях представительных (законо- дательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления соответствующего и нижестоящего уровней.
Огромное значение для правотворческой деятельности имеют вно- симые в федеральные органы исполнительной власти, представительные
(законодательные) и исполнительные органы субъектов Российской Феде- рации, органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации представления и протесты, и участие прокуроров особенно необходимо и важно при их рассмотрении. Добиваясь удовлетворения протеста или представления, отстаивая заявление в суде, прокурор аргу- ментирует свою позицию относительно незаконности правового акта в це- лом или в какой-либо его части. Когда результатом усилий прокурора яв- ляется отмена правового акта, исключение из него отдельных положений, признание его недействительным судом, тогда изменяется правовое регу- лирование правоотношений в определенной сфере
1
Функция сотрудничества с органами прокуратуры других госу-
дарств и международными организациями. Генеральная прокуратура
Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет пря- мые связи с соответствующими органами других государств и междуна- родными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разра- ботке международных договоров.
Таким образом, международное сотрудничество прокуратуры – это предусмотренные законом действия по участию и разработке междуна- родных договоров и непосредственное сотрудничество по осуществлению
1
О правотворческой функции прокуратуры подробнее см.: Бессарабов В. Г. Участие прокуратур субъектов РФ и отделов Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах в правотворческой деятельности законодатель- ных органов субъектов федерации / В. Г. Бессарабов, Ю. Е. Винокуров, А. А. Жидких // Право и политика. –
2005. – № 5.
132 правовой помощи по гражданским, уголовным, семейным и иным делам, а также по заключению и осуществлению соглашений об иной правовой помощи с прокуратурами различных государств и международными орга- низациями.
1
Помимо этого, приоритетное значение международных договоров и их прямое действие налагают на органы прокуратуры обязанности как по надзору за их соблюдением, так и по осуществлению взаимодействия с компетентными органами сотрудничающих стран по их точному и неуклонному исполнению.
Автор учебного пособия солидарен с А. Ю. Винокуровым в том, что самостоятельной функцией прокуратуры следует считать ее деятельность по контролю за соответствием расходов лиц, замещающих государ-
ственные должности, и иных лиц их доходам
2
.
Также к самостоятельной функции прокуратуры следует отне-
сти и деятельность по разъяснению законодательства, направленную на преодоление правового нигилизма и повышение правовой культуры насе- ления. Считается, что правовое просвещение, проводимое органами про- куратуры Российской Федерации, – это один из способов привития членам общества уважения к защищаемым правом социальным ценностям, воспи- тания у них навыков пользоваться конституционными правами и гаранти- ями и эффективно отстаивать их.
И, наконец, по мнению автора данного учебного пособия, к самосто- ятельной функции прокуратуры можно отнести и профилактику правона- рушений, в свете требований Федерального закона от 23.06.2016 г.
№ 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Россий- ской Федерации»
3
. С учетом того, что согласно Закону профилактика пра- вонарушений подразделяется на два вида – общую профилактику право- нарушений и индивидуальную, то и деятельность прокурорских работни- ков в профилактике правонарушений может быть дифференцирована сле-
1
О международном сотрудничестве в деятельности органов прокуратуры подробно изложено в параграфе 1.2 главы I «Правовые основы деятельности прокуратуры в Российской Федерации» настоящего учебного пособия.
2
Винокуров А. Ю. Контроль за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам как самостоятельная функция прокуратуры / А. Ю. Винокуров // Административное и муници- пальное право. – 2013. – № 2. – С. 108–112.
3
Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации : Федеральный закон от
23.06.2016 г. № 182-ФЗ // Рос. газета. – 2016. – 28 июня.
133 дующим образом. Во-первых, в ходе реализации этой деятельности в про- цессе осуществления прокурорского надзора в рамках полномочий проку- роров всех уровней прокурорской системы. Во-вторых, в процессе реали- зации ненадзорных функций органами прокуратуры. Например, в ходе разъяснения норм права обществу, группе лиц или конкретному гражда- нину, прокурорский работник не только осуществляет общую профилак- тику правонарушений, направленную на выявление и устранение причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих совершению правонарушений, но и оказывает воспитательное воздействие на лиц, склонных к правонарушениям.
Контрольные вопросы
1 Каковы место и роль органов прокуратуры РФ в системе органов государственной власти?
2 В чем состоит сущность прокурорского надзора?
3 Чем отличается прокурорский надзор от органов межведомствен- ного и ведомственного контроля?
4 Каковы принципы организации и деятельности прокуратуры? Рас- кройте их содержание.
134
ГЛАВА II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 18
Раздел I. Основные понятия прокурорского надзора. Полномочия
и компетенция прокурора. Методика, тактика и правовые средства
прокурорского надзора
Обычно объект прокурорского надзора включает в себя совокуп- ность юридических лиц, органов государственной власти и местного са- моуправления, а также должностных лиц
1
. Отсюда можно сформулиро- вать следующее традиционное определение объекта прокурорского надзо- ра. Под объектом прокурорского надзора понимается деятельность ми- нистерств, федеральных органов исполнительной власти, органов испол- нительной и представительной (законодательной) власти в субъектах РФ, органов местного самоуправления, негосударственных органов, долж- ностных лиц по исполнению законов и иных нормативно-правовых актов и другие объекты, на которые распространяются надзорные полномочия прокурора. Одни и те же органы, учреждения, их должностные лица могут быть объектами разных направлений прокурорского надзора.
Между тем Н. Н. Карпов в своих исследованиях, разделяя объект и предмет прокурорского надзора в деятельности прокуратуры, пишет, что
«объект деятельности прокуратуры – это та сфера общественных отноше- ний, в которой комплексно осуществляется многофункциональная дея- тельность прокуратуры (чем, собственно, объект прокурорской деятельно- сти и отличается от объекта прокурорского надзора в той или иной сфере общественных отношений)»
2
. Автор учебного пособия, соглашаясь с дан- ной позицией, также приходит к выводу, что прокурорский надзор – это более широкое понятие, чем прокурорская деятельность, имеющая более узкую (специализированную) направленность (для примера можно рас- смотреть любые направления прокурорского надзора или функции проку- ратуры).
Исходя из изложенного представляется правильным сформулировать
объект прокурорского надзора как конкретную сферу общественных от- ношений, в которой осуществляется деятельность прокуратуры по надзо-
1
Казарина А. Х. Теоретические и прикладные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов эко- номической направленности : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / А. Х. Казарина. – Москва : Академия Генераль- ной прокуратуры Российской Федерации, 2009. – С. 16–17.
2
Карпов Н. Н. Прокуратура: надзор или деятельность / Карпов Н. Н. – № 8. – С. 7–11.
135 ру за исполнением законов указанными в нем органами, организациями и должностными лицами и законностью издаваемых ими правовых актов.
Предмет прокурорского надзора – это сфера общественных отно- шений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. В соответствии со статьей 21 Закона о прокуратуре РФ предметом проку- рорского надзора за исполнением законов являются соблюдение Консти- туции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на тер- ритории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представитель- ными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправ- ления, органами военного управления, органами контроля, их должност- ными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и со- действия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммер- ческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными выше (в ред. Федераль- ных законов от 01.07.2010 г. № 132-ФЗ, от 22.12.2014 г. № 427-ФЗ). Отсю- да следует, что если органы, организации и учреждения, их должностные лица, на чьи действия и правовые акты распространен прокурорский надзор, следует считать его объектами, то их деятельность есть предмет
прокурорского надзора. Таким образом, важно подчеркнуть в очередной раз, что деятельность прокурора направлена на регулирование обществен- ных отношений, связанных с соблюдением Конституции РФ и исполнени- ем законов, действующих на территории Российской Федерации. Важно отметить, что предмет прокурорского надзора – более динамичное право- вое понятие, чем объект прокурорского надзора, поскольку на него оказы- вают постоянное влияние факторы как социально-экономического, так и политического характера, выступающие предпосылкой как расширения границ предмета прокурорского надзора, так и сужения.
Между тем следует иметь в виду, что в предмет прокурорского надзора не входит исполнение законов высшими органами представитель-
136 ной и исполнительной власти Российской Федерации, а также судебными органами.
Под субъектом прокурорского надзора понимаются юридические либо должностные лица, ставшие участниками прокурорско-надзорных правоотношений, исполнение закона которыми проверяется прокурором.
Как правило, круг субъектов прокурорского надзора устанавливается нормами конституционного, административного, гражданского, уголовно- процессуального и других отраслей права. При реализации предоставлен- ных законом полномочий прокурор также становится участником проку- рорско-надзорных правоотношений и соответственно субъектом проку- рорского надзора. Например, субъектами прокурорского надзора при про- изводстве по делам об административных правонарушениях являются:
– Генеральный прокурор РФ;
– прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры воен- ных и иных специализированных прокуратур;
– прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры во- енных и иных специализированных прокуратур
1
Вместе с тем следует отметить, что в юридическом сообществе су- ществует и несколько иная точка зрения по поводу субъектов прокурор- ского надзора. Так, по мнению С. А. Воронина, при формировании проку- рорско-надзорных правоотношений устанавливается юридическая связь между субъектами. Одним из таких субъектов принято считать прокурора, а органы, организации и учреждения, их должностные лица, на чьи дей- ствия и правовые акты распространен прокурорский надзор, следует счи- тать его объектами, так как их деятельность есть предмет прокурорского надзора. Тем самым, на взгляд С. А. Воронина, указанные органы и лица не могут быть субъектами прокурорского надзора, даже будучи вовлечены в надзорную деятельность. В то же время им не отрицается, что в более общем понимании и прокурор, и юридические либо должностные лица все же являются субъектами прокурорско-надзорных отношений
2
Под полномочиями прокурора понимается совокупность прав и
1
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 1–10. Постатейный научно- практический комментарий / под общ. ред. Б. В. Россинского // Библиотечка «Российской газеты». – 2014.
2
Воронин С. А. Надзорная функция прокуратуры (теоретический аспект) / С. А. Воронин // Административное и муниципальное право. – 2016. – № 5. – С. 433–438.
137 обязанностей по осуществлению надзорных функций, предоставленных ему Законом о прокуратуре РФ. Полномочия прокурора возможно подраз- делить на три вида: 1) общие; 2) специальные; 3) конкретные. Наглядно это можно продемонстрировать на полномочиях прокурора в уголовном судопроизводстве после направления уголовного дела в суд. По мнению
В. В. Дорошкова, в этом направлении общие полномочия прокурора пере- числены в частях 3 и 4 статьи 37 УПК РФ. Среди них: поддержание госу- дарственного обвинения, обеспечение его законности и обоснованности, отказ от осуществления уголовного преследования. Специальные полно- мочия прокурора содержатся в иных статьях УПК РФ, посвященных осо- бенностям судопроизводства при проведении судебных заседаний. Так, при производстве по делу в порядке новых или вновь открывшихся обсто- ятельств прокурор поддерживает свое заключение о возобновлении про- изводства по уголовному делу.
Конкретными можно считать такие полномочия, как заявлять отводы и ходатайства; высказывать мнения по поводу действий участников уго- ловного процесса и протестовать против действия другой стороны; возра- жать против необоснованных или представляющихся ему неправильными по другим основаниям действий председательствующего; требовать вне- сения в протокол судебного заседания возражений на указанные дей- ствия
1
. Таким образом, путем реализации полномочий предоставленных прокурору Законом о прокуратуре РФ (статьи 20–25, 27, 28, 30, 33 и др.) и отраслевыми федеральными законами (УПК РФ, УИК РФ, ГПК РФ, АПК
РФ, КоАП РФ и др.), прокурор решает поставленные перед ним задачи по выявлению, устранению, предупреждению нарушения законов и привле- чению виновных лиц к установленной законом ответственности.
Полномочия прокурора тесно переплетены с понятием «компе-
тенция прокурора». Под компетенцией прокурора следует понимать со- вокупность установленных Законом о прокуратуре РФ полномочий, прав и обязанностей органов прокуратуры или прокуроров всех уровней. Ком- петенция определяет место прокуратуры в системе государственных орга- нов. Юридическое содержание понятия «компетенция прокуратуры»
1
Дорошков В. В. Общие и специальные полномочия прокурора в уголовном процессе / В. В. Дорошков // Ми- ровой судья. – 2015. – № 11. – С. 13–19.