Файл: Введение в профессию.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

33
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В то же время в юридической психологии общая профессио- грамма традиционно разрабатывалась на материалах анализа работы следователя, так как эта профессия является «типично юридической»: деятельность следователя в ее многообразии дает возможность вы- явить психологические закономерности, в той или иной мере харак- терные для юридической деятельности в целом.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Одним из понятий, характеризующих сущностные черты юридической де- ятельности, является «оперативность». В первую очередь характеристики опера- тивности свойственны юристам, представляющим силовые структуры (опера- тивные работники, следователи, дознаватели), однако в разной степени интен- сивности и напряженности в той или иной степени они встречаются практически во всех видах юридической деятельности. Таким образом, оперативность как одна из сущностных характеристик юридической деятельности накладывает на нее определенные психологические черты:
1. Правовая регламентация (нормативность) профессионального поведе- ния, принимаемых решений.
2. Властный, обязательный, официальный, формальный характер профес- сиональных полномочий юриста, вынужденный характер общения.
3. Экстремальный характер юридической деятельности, дефицит вре- мени, помехи и противодействие заинтересованных лиц.
4. Нестандартный, творческий характер юридической деятельности, большой объем разнообразной информации, ее динамичность и измен- чивость, ролевой характер общения.
5. Процессуальная самостоятельность, персональная ответственность, высокие социальные риски.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Немаловажно и то, что профессионально важные качества должны базироваться на надежной основе, которую составляют граж- данственно важные качества, высокий уровень теоретической подго- товки. Рассмотренные психологические характеристики юридической деятельности предполагают наличие у субъекта юридической дея- тельности набора психологических, личностных и профессионально важных качеств, соответствующих требованиям профессиональной деятельности.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·


34
К различным видам юридической деятельности в практической работе применяются соответствующие методы исследования психологических характе- ристик лиц, претендующих на замещение тех или иных государственных долж- ностей. Так, особенности психологического отбора в органы прокуратуры опре- деляются Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 15 сентября 2014 г. № 493
«О профессиональном психологическом отборе кандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации и обучение в государственные образова- тельные организации». Согласно его положениям, психологический отбор в ор- ганах прокуратуры является составной частью системы психологического обес- печения деятельности органов прокуратуры, одним из видов профессионального отбора кадров.
В процессе психологического отбора проводятся комплексное изучение личности кандидата, принимаемого на службу в органы прокуратуры или на обу- чение в образовательные организации, определение его профессиональной при- годности.
Оценка результатов изучения личности кандидата осуществляется по сле- дующим основным параметрам (критериям): нравственные качества, уровень со- циализации, социальной активности, интеллекта, умственной работоспособно- сти, широта кругозора и интересов, коммуникативные и организаторские каче- ства, характерологические особенности, мотивационная сфера личности с веду- щими мотивами деятельности, уровень нервно-психической устойчивости в сложных условиях деятельности, профессиональная направленность.
Особое внимание обращается на выявление неблагоприятных психологи- ческих факторов, снижающих адаптивные возможности кандидата к профессии прокурорского работника, и соответствующих им критериев профессиональной непригодности.
Целью психологического отбора является определение профессиональной пригодности кандидатов к успешной деятельности в органах прокуратуры и обу- чению в образовательных организациях.
Определение профессиональной пригодности осуществляется в процессе комплексного обследования личности с применением психологических методик, в ходе которого определяется соответствие уровня развития индивидуальных психологических качеств кандидатов профессиональным требованиям.
Психологический отбор в органах прокуратуры осуществляется лицами, имеющими высшее профессиональное (психологическое) образование и опыт практической работы в данной области, не менее 3 лет (далее – специалист-

35 психолог). Специалистами-психологами могут быть прокурорские работники или федеральные государственные гражданские служащие.
Психологическое обследование кандидатов проводится по инициативе
Главного управления кадров (его структурных подразделений), прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров специали- зированных прокуратур, начальников управлений (отделов) кадров прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур, старших помощников по кадрам прокуроров субъектов Российской
Федерации и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур.
Обследование проводится по психологическим методикам, рекомендованным
Главным управлением кадров. При необходимости по согласованию с Главным управлением кадров перечень используемых в органах прокуратуры методик мо- жет быть дополнен.
Процесс обследования включает:
 подготовительную стадию (анализ материалов личного дела, регистра- ция кандидата в журнале регистрации психологических обследований и др.);
 психологическое тестирование, в ходе которого применяются психоло- гические методики, а также методы сравнения независимых характери- стик и наблюдения;
 индивидуальную психологическую беседу;
 завершающую стадию (составление заключения, при необходимости анализ иных материалов, характеризующих кандидата).
К профессиональным требованиям, предъявляемым к гражданам, поступа- ющим на службу в органы прокуратуры или обучение в государственные обра- зовательные организации относятся:
1. Высокий уровень правосознания и нравственных убеждений, домини- рование социально значимых мотивов, честность, принципиальность, соблюдение норм общественной морали, патриотизм, преданность ин- тересам Российской Федерации.
2. Достаточный уровень общего интеллектуального развития, способно- стей к логическим суждениям и умозаключениям, к четкому изложе- нию информации, гибкость, глубина мышления. Правильность, понят- ность, выразительность устной речи, хорошее владение письменной ре- чью. Широкий кругозор и эрудированность.


36 3. Зрелость личности, способность брать на себя ответственность за при- нятие решения, за свои действия и поступки; умение определять прио- ритеты и последовательность в решении проблем; самостоятельность, уверенность в своих силах при высоком уровне самокритичности, эмо- циональная устойчивость, уравновешенность, самоконтроль поведения и внешних проявлений эмоций.
4. Внутренняя организованность, исполнительность, чувство долга, дис- циплинированность, ответственность за порученное дело, энергич- ность, выдержка, настойчивость, целеустремленность, обязательность и аккуратность.
5. Высокая работоспособность, выносливость в ситуациях длительно воз- действующих различных нагрузок, способность сохранять должную эффективность служебной деятельности.
6. Адекватная самооценка, устойчивая мотивация к достижению успеха на основе самореализации и саморазвития в конкретной профессио- нальной деятельности.
7. Способность устанавливать и поддерживать психологический контакт с различными участниками процесса общения, вежливость, тактич- ность, чуткость, уважительное, внимательное, доброжелательное отно- шение к людям, гибкость коммуникативного взаимодействия, умение в конфликтных ситуациях избирать и проводить адекватную линию по- ведения.
Профессиональный психологический отбор кандидата на службу в органах внутренних дел осуществляется для определения способности указанного кан- дидата по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанно- сти сотрудника органов внутренних дел, а также для выявления факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения.
В процессе психологического отбора проводится определение категорий профессиональной психологической пригодности кандидатов, которое осу- ществляется путем проведения комплексного обследования.
Организация комплексного обследования кандидатов возлагается на ко- миссии по профессиональному психологическому отбору.
Комплексное обследование состоит из двух этапов. Первый этап прово- дится в медицинской организации системы МВД России (центр психофизиоло- гической диагностики), в целях выявления у кандидата факторов риска, указан- ных в пп. «а», «б» и «л» п. 7 Правил профессионального психологического

37 отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, утвержден- ных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г.
№ 1259.
Второй этап комплексного обследования проводится психологом подраз- деления по работе с личным составом в целях изучения личных и деловых ка- честв кандидата, а также выявления факторов риска, указанных в пп. «в»–«к» п. 7 вышеуказанных Правил психологического отбора. Ко второму этапу допус- каются кандидаты, признанные по результатам медицинского освидетельствова- ния годными по состоянию здоровья к службе в органах внутренних дел.
Комплексное обследование проводится в течение 30 суток с момента явки кандидата в комиссию для прохождения указанного обследования.
На основании проведенного комплексного обследования с учетом его ре- зультатов комиссией составляется заключение о профессиональной психологи- ческой пригодности кандидата.
Заключение учитывается руководителем (начальником), наделенным в установленном порядке правом рассмотрения документов, представляемых кан- дидатом, при принятии решений, предусмотренных ч. 4 ст. 19 Федерального за- кона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», и приобща- ется подразделением по работе с личным составом к личному делу сотрудника
(материалам изучения кандидата).
Профессиональный психологический отбор кандидата, поступающего на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, является составной ча- стью системы психологической работы в органах внутренних дел Российской
Федерации, одним из видов профессионального отбора кадров.
Правовую основу проведения психологического отбора составляют:
1) ч. 5 ст. 9 и ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 30 ноября 2011 г.
№ 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации»;
2) Правила профессионального психологического отбора на службу в ор- ганы внутренних дел Российской Федерации, утвержденные постанов- лением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г.
№ 1259;
3) Инструкция об организации проведения психофизиологических иссле- дований с применением полиграфа в органах внутренних дел Россий- ской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 18 марта
2010 г. № 201дсп;


38 4) приказ МВД России от 1 октября 2014 г. № 840дсп «О мерах по реали- зации в органах внутренних дел Российской Федерации постановления
Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259»;
5) приказ МВД России от 25 декабря 2014 г. № 1130дсп «Об утверждении методик выявления злоупотребления алкоголем или токсическими ве- ществами, потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ, склонности к совершению суицидальных действий, а также критериев оценки результатов комплексного обсле- дования, направленного на их выявление».
Приказом ФСБ России от 13.04.2011 № 151 «Об утверждении Инструкции по организации и проведению профессионального психологического отбора в органах федеральной службы безопасности» аналогично положениям о приеме лиц на службу в органы внутренних дел и в прокуратуру определяются особен- ности психологического отбора на службу в систему органов Федеральной службы безопасности РФ.
Согласно положениям данного приказа психологический отбор является составной частью системы психологического обеспечения оперативно-служеб- ной деятельности в органах безопасности, одним из видов профессионального отбора кадров. В процессе психологического отбора проводится комплекс меро- приятий по определению профессиональной пригодности граждан, поступаю- щих в органы безопасности на службу, работу или на обучение в образователь- ные организации (далее – кандидаты, если не оговорено иное).
При определении профессиональной пригодности оценивается уровень развития индивидуальных психологических и психофизиологических качеств, необходимых для достижения приемлемых показателей в конкретной професси- ональной деятельности, и склонность человека к данному виду деятельности.
Целями психологического отбора являются: а) определение профессиональной пригодности кандидатов к конкрет- ным видам служебной деятельности, работы и обучению в образова- тельных организациях по конкретным специальностям; б) определение наличия у кандидатов факторов риска, препятствующих поступлению в органы безопасности на службу, работу или на обуче- ние в образовательные организации.
Определение профессиональной пригодности и выявление факторов риска осуществляется в процессе психологического освидетельствования (далее – освидетельствование).

39
В процессе психологического освидетельствования проводится комплекс- ное обследование с применением психологических и психофизиологических ме- тодик, определяется соответствие уровня развития индивидуальных психологи- ческих и психофизиологических качеств кандидатов профессиональным требо- ваниям, осуществляется прогнозирование успешности освоения профессии, эф- фективности осуществления служебной деятельности или работы.
Профессиональные требования устанавливаются на основе психологиче- ского анализа служебной деятельности, работы. При этом различаются общие и специальные профессиональные требования.
К числу общих требований, предъявляемых к гражданам, поступающим в органы безопасности на военную службу по контракту, федеральную государ- ственную гражданскую службу, работу или на обучение в образовательные ор- ганизации относятся:
1. Достаточный уровень общего интеллектуального развития, способно- стей к логическим суждениям и умозаключениям, к четкому изложе- нию информации в устной и письменной формах.
2. Эмоциональная устойчивость, уравновешенность, самоконтроль пове- дения и внешних проявлений эмоций, эмоциональная зрелость.
3. Высокий уровень волевой регуляции поведения, энергичность, вы- держка, смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность, высокая работоспособность.
4. Внутренняя организованность, исполнительность, дисциплинирован- ность, чувство долга и ответственность за порученное дело.
5. Высокий уровень правосознания и нравственных убеждений, чест- ность, принципиальность, соблюдение норм общественной морали, патриотизм, преданность интересам Российской Федерации.
6. Зрелость личности, способность брать на себя ответственность за при- нятие решения, за свои действия и поступки; умение определять прио- ритеты и последовательность решения проблем; самостоятельность, уверенность в своих силах при высоком уровне самокритичности.
7. Адекватная самооценка, устойчивая мотивация к достижению успеха на основе самореализации и саморазвития в конкретной профессио- нальной деятельности.
Процесс освидетельствования при приеме на службу в органы Федераль- ной службы безопасности РФ включает:


40 а) подготовительную стадию (регистрацию кандидатов, вводный ин- структаж, оформление учетной документации); б) психодиагностическое тестирование (далее – тестирование); в) индивидуальную психодиагностическую беседу (далее – беседа); в.1) описание и анализ результатов психологического обследования (в ча- сти тестирования и беседы); г) психофизиологическое исследование – опрос с использованием поли- графа (ОИП); д) завершающую стадию (описание и анализ результатов обследования, оформление документации).
Проведение ОИП в процессе освидетельствования направлено на проверку информации, сообщаемой кандидатами, выявление факторов риска: а) злоупотребления спиртными напитками; б) употребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача; в) участия в незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ; г) противоправных контактов с членами преступных организаций; д) участия в незаконном обороте оружия; е) участия в деятельности запрещенных общественных объединений; ж) совершения уголовно наказуемых деяний; з) сокрытия или искажения анкетных данных, сведений о доходах, иму- ществе и обязательствах имущественного характера; и) контактов со специальными службами и организациями иностранных государств; к) попыток поступления в органы безопасности на службу, работу в инте- ресах запрещенных общественных объединений, преступных и иных организаций; л) злоупотребления должностными полномочиями.
При проведении в процессе ОИП проверки информации, сообщаемой об- следуемыми лицами, касающейся фактора риска сокрытия или искажения анкет- ных данных, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имуществен- ного характера, проверяются сведения:
 о наличии вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государ- ства;

41
 о наличии судимости в настоящее время или в прошлом, в том числе снятой или погашенной, о прекращении уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием;
 о непредставлении документов или сведений, подлежащих обязатель- ному представлению в соответствии с нормативными правовыми ак- тами Российской Федерации и ведомственными нормативными право- выми актами, либо представлении подложных документов или заве- домо ложных сведений;
 о наличии зарегистрированного за пределами Российской Федерации права собственности на имущество, если это не обусловлено решением задач оперативно-служебной деятельности;
 о членстве в политических партиях и иных общественных объедине- ниях, преследующих политические цели, и (или) участии в их деятель- ности.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Выводы
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Профессия юриста является исторически обусловленным социальным яв- лением со строго определенными общественно важными задачами, что проявля- ется в том числе и в тех качествах, которые необходимы для ее осуществления.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по главе 3
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. В чем состояли особенности развития юриспруденции в Древнем Риме?
2. На каком этапе развития юриспруденции началась секуляризация права?
3. Что такое рецепция римского частного права и чем она была обус- ловлена?
4. Какими видами деятельности занимались римские юристы на этапе классического развития римского права?
5. Какие этапы развития юриспруденции в России могут быть выделены?
6. В чем состояли особенности юридического образования в СССР?
7. Что такое психограмма и профессиограмма и как они соотносятся?