Файл: Введение в профессию.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

27 споров, иными словами – выполняли правотворческую и правоприменительную функцию, сосредотачивая их исключительно в своих руках.
Монополия жреческих коллегий была разрушена Гнеем Флавием, обнаро- довавшим книгу судейских формул, являвшуюся профессиональной корпора- тивной собственностью жреческого сословия. Так началась секуляризация пра- ва, т. е. становление светской юриспруденции, отделение ее от религиозных пра- вил. Принципиальный шаг в этом направлении сделал Тиберий Корунканий, пер- вым начавший открыто преподавать право.
Первая частная юридическая школа, где учителя читали лекции, давали от- веты на вопросы и вели диспуты с учениками, была организована Сабином в I в. н. э. Также известна школа прокульянцев. В IV–V вв. существовало уже не- сколько таких школ с четырёхлетним сроком обучения, где ученики основа- тельно изучали сочинения известных римских юристов, прежде всего Институ- ции Гая, а также сочинения Папиниана и Юлия Павла. В 533 г. император Юс- тиниан издал специальную конституцию о введении 5-летнего курса обучения с обязательным изучением его Институций, Дигест и Кодекса Юстиниана.
Среди различных прочих функций, которые выполняли юристы в класси- ческую эпоху существования римского права (первые три века нашей эры), были такие: 1) давать юридические ответы (responsa) на конкретные поступавшие к ним вопросы от граждан; авторитетные знатоки права обычно собирали свои от- веты по наиболее интересным делам и публиковали их в виде отдельной книги; так в юридической литературе сформировался особый жанр Responsa. Подобная деятельность в дальнейшем стала основой для обособления консультирования как особого вида юридической деятельности; 2) комментировать законы и иные нормы права с целью установления их смысла; данная функция могла осуществ- ляться юристами в рамках учебной и научной деятельности, когда они писали разного рода учебники и авторские комментарии (к законам, эдикту и т. д.).
Именно эти две функции привели к тому, что в эпоху классики юриспруденция превратилась в Риме в самостоятельный способ формирования новых правовых норм, то есть в один из источников (причем важнейший) римского права
В Западной Европе в период раннего Средневековья не было специального юридического образования как особого направления образовательной деятель- ности. Однако в X в. в Павии была основана школа, где преподавалось ланго- бардское право. В конце XI в. в Болонье помимо школы свободных искусств возникла школа права, позже преобразованная в Болонский университет, где в


28 середине XII в. обучалось римскому праву несколько тысяч студентов из разных стран Европы.
В XII–XV вв. в ряде стран Западной Европы возникают университеты
(Оксфордский, Кембриджский, Парижский, Падуанский и др.), где ведущими были юридические факультеты, на которых изучалось преимущественно рим- ское право. Данный процесс, происходивший в Западной Европе начиная с
XII в., получил название рецепции римского частного права. Это стало одним из важнейших исторических событий эпохи феодализма. Рецепция представляла собой восстановление действия того нормативного и идейно-теоретического со- держания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования но- вых отношений более высокой ступени общественного развития. Примечательно то, что предметом рецепции явилось исключительно римское частное, но не пуб- личное право, которое перестало существовать вместе с падением Рима.
Рецепция римского частного права в Европе была объективно обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, римское частное право содержало готовые ин- струменты регулирования развитого торгового оборота, которые характеризова- лись четкостью и ясностью. Классическое римское частное право во многом было универсальным, свободным от национальных особенностей.
Во-вторых, с учетом изложенного римское частное право становилось осо- бенно удобным и востребованным в ситуации наличия большого количества не- достатков местного, в основном обычного права – совокупности несистемных, архаичных, пробельных норм.
Средневековая Европа активно воспринимала римское право в полном объеме его содержания: как юридические нормы, так и правовые ценности или принципы. Решающую роль в корреляции юридических норм к реалиям евро- пейского Средневековья сыграли:
 глоссаторы – профессора римского права в Болонском университете и их ученики, занимавшиеся изучением римского частного права в тече- ние XII и XIII вв. и названные так по преобладающей форме своих тру- дов – глоссе;
 консилиаторы (от лат. consilium – совет) – советники и консультанты, входящие в плеяду «поздних глоссаторов», основными направлениями творческой деятельности которых стали составление юридических экс- пертиз, заключений и т. д. по актуальнейшим политическим, диплома- тическим, административным и частноправовым вопросам. Именно университеты стали центрами по первоначальному внедрению сетевых

29 образов римского права на новые территориальные и временные пло- щадки.
Позже у народов Западной Европы юриспруденция становится неизмен- ным спутником культурного развития, выражая основные проблемы общества на том или ином периоде его жизни. Трактаты юристов ложатся здесь в основа- ние законодательной и судебной деятельности; многие из них приобретают ав- торитет, равный законодательному.
Западноевропейские законоведы с первых же шагов своей деятельности ставят себе практические задачи, чуждые интересам религии и политики. Перво- начальные трактаты этих юристов являются практическими сборниками форму- ляров для заключения юридических сделок и судебного процесса.
Попытки выделить юриспруденцию в самостоятельный предмет обучения в
России предпринимались с XVI в. Предполагалось преподавание «правосудия ду- ховного и мирского» в основанной в 1687 г. Славяно-греко-латинской академии.
В 1715 г. Петру I был подан «Проект об учреждении в России академии политики для пользы государственных канцелярий».
В 1703–1715 гг. в Москве существовало так называемое Нарышкинское училище, где наряду с другими предметами преподавались этика, включавшая элементы юриспруденции, а также политика. В соответствии с «Генеральным ре- гламентом» 1720 г. была основана коллегия юнкеров (упразднена в 1763 г.), ко- торые должны были практически изучать юриспруденцию при коллегиях.
При учреждении в 1725 г. Академии наук было предусмотрено создание кафедры правоведения, в 1726–1765 гг. в академическом университете препода- валась юриспруденция. В 1732 г. был открыт Шляхетский корпус, в программу которого было включено изучение теоретической юриспруденции.
В Московском университете впервые лекции по праву были прочитаны в
1755 г., однако систематические лекции и занятия на юридическом факультете начались с 1764 г. Их читали приглашенные немецкие профессора. С 1767 г. за- нятия вели первые русские профессора-юристы – С. Е. Десницкий и И. А. Треть- яков. Право преподавалось во всех университетах, основанных в России в XVIII–
XIX вв. Юриспруденция как доминирующая дисциплина была введена в юриди- ческом Демидовском лицее в Ярославле. В 1835 г. было открыто училище пра- воведения (для дворян), также дававшее высшее юридическое образование.
В дореволюционной России в сфере образования общественные науки объ- единялись под названием «Юриспруденция». Именно учеными-юристами Рос- сии были предприняты значительные усилия по систематизации отечественного


30 законодательства в Своде законов Российской империи – официальном издании расположенных в тематическом порядке действующих законодательных актов
Российской империи, подготовленном Вторым отделением под руководством
М. М. Сперанского в начале николаевской эпохи и переиздававшемся полностью или частично вплоть до Октябрьской революции.
В СССР подготовка юридических кадров была организована на юридиче- ских факультетах университетов с 5-летним сроком обучения и в 4-годичных юри- дических институтах; были открыты вечернее и заочное обучение, рассчитанные на 5–6 лет. Готовили специалистов широкого профиля, вместе с тем имеющего глубокие знания по определённой области юридической специальности. Активно изучались социально-экономические (политэкономия, философия, история
КПСС, научный коммунизм) и общеобразовательные дисциплины (иностранный язык, логика и т. п.), широкий круг правовых наук: общая теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений, государственное право (СССР, зарубежных социалистических стран, буржуазных и развивающихся стран), административное право, гражданское право, земельное право, трудовое право, колхозное право, финансовое право, уголовное право, кри- минология, судоустройство, гражданский процесс, уголовный процесс, междуна- родное право и др. Специализация осуществлялась по профилям: государственное управление и советское строительство, юридическая служба в народном хозяй- стве, судебно-прокурорско-следственная работа. Дополнительно изучался цикл определённых спецпредметов, было организовано прохождение производствен- ной практики в организациях. Специалистов-юристов для органов МВД готовила
Академия внутренних дел, для Вооруженных Сил СССР – военно-юридический факультет Военного института Советской Армии.
Право – сложный общественный феномен, интерес к которому на протя- жении всей истории его существования не ослабевает. Вопросы, связанные с по- ниманием права, его сущностью, всегда актуальны, поскольку каждый новый этап в развитии человечества предполагает обновление права, его целей, задач и социальной сути. Существует большое количество теорий, научных идей и точек зрения о том, что есть право. Необходимость философского понимания права обусловила возникновение особой учебной дисциплины – «Философия права», в рамках которой исследуются различные существующие и существовавшие ранее концепции правопонимания. Правопонимание отражает процесс и результат мыслительной деятельности человека, включающий в себя: 1) познание права;
2) оценку права; 3) отношение к праву как социальному явлению.


31
Субъектом правопонимания выступает любой конкретный человек, напри- мер юрист-профессионал, студент, пенсионер. Правопонимание всегда субъек- тивно, хотя представления о праве могут совпадать у группы людей, отдельных слоев общества в тот или иной период времени. Объектом правопонимания мо- жет быть: 1) право как общественное явление; 2) право конкретного государства;
3) право как система норм; 4) право как отдельная его норма. Содержание пра- вопонимания образует знание субъекта о его правах и обязанностях, о дозволе- ниях и запретах, о справедливом и несправедливом. В основе правопонимания лежит уровень правовой культуры его субъекта, господствующие в обществе ме- тодологические и теоретические воззрения, характер исторической эпохи, куль- турологические традиции общества, религиозные и идеологические позиции. На восприятии права в определенном смысле сказывается уровень социально-эко- номического, политического развития, уровень конфликтности в обществе.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В зависимости от источника правообразования (государство или природа человека) различают естественно-правовую и позити- вистскую теорию правопонимания. В свою очередь, исходя из того, что брать за основу в правопонимании (норму права, правосознание либо правоотношение), сформировались нормативистская, психоло- гическая и социологическая теории.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Построение в России правового государства вызвало существенное обнов- ление правовой и экономической основы государственной и общественной жизни, подтолкнуло к коренному изменению стиля и методов работы правоохра- нительных органов и судебной системы в целом. Весь этот сложный процесс настоятельно требовал переосмыслить и преобразовать основы обучения и вос- питания юридических кадров, способных свободно и творчески мыслить, уважа- ющих законы, личность, права и свободы граждан. Именно в таких кадрах нуж- дается современное российское общество.
Кроме того, в условиях рыночных отношений роль права и профессия юри- ста в хозяйственно-экономическом взаимоотношении субъектов предпринима- тельской и иной деятельности необычайно велика, поэтому в правовом цивили- зованном государстве для обеспечения нормального функционирования эконо- мики им придается существенное значение.
Вся отрасль правовых работ служит стране, государству и обществу. Имен- но развитое законодательство оказывает существенное влияние на проведение


32 рыночных реформ, способствует «соединению демократии с социальной спра- ведливостью и экономическим ростом». Можно констатировать, что каждая страна нуждается в порядке, безопасности и стабильности социальной жизни, построенной на рациональной основе с учетом баланса интересов общества и личности. Для этого необходимы: а) развитое законодательство; б) квалифици- рованное сообщество юристов; в) отработанные эффективные технологии юри- дической деятельности и ресурсы, используемые при их осуществлении.
3.2 Профессиональная подготовленность юриста
Работа каждого из представителей той или иной юридической профессии имеет свою специфику. Работа нотариуса, адвоката, юрисконсульта отличается от работы следователя, дознавателя, а деятельность последних – от работы служа- щих правовых отделений страховых компаний, банков, Пенсионного Фонда РФ.
Вместе с тем личность юриста как обобщенное понятие обладает рядом универ- сальных психологических характеристик, которые позволяют обеспечивать эф- фективность профессиональной деятельности и обособлять юристов от предста- вителей иных гуманитарных специальностей. Такой набор психологических ка- честв, необходимых и (или) желательных для эффективного выполнения профес- сиональной деятельности, общения, для профессионального роста, преодоления экстремальных ситуаций в труде, в психологии труда именуется психограммой.
Психограмма, или описание психологических черт человека в определен- ной сфере профессиональной деятельности, включает в себя характеристики мо- тивационной, волевой, эмоциональной сфер деятельности специалиста и харак- теристики операциональной сферы специалиста. Психограмма тесным образом связана с профессиограммой – системой признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающей в себя перечень норм и требований, предъяв- ляемых этой профессией или специальностью к работнику. Таким образом, про- фессиограмма включает в себя психограмму, которая является ее составной ча- стью.
Сложность психологического анализа юридической деятельности заклю- чается в том, что ее реализацией занимаются различные структуры, подразделе- ния и представители сообщества юристов. Виды юридической деятельности чрезвычайно разнородны. Это означает, что в профессиональной деятельности сотрудников разных юридических подразделений существуют и психологиче- ские различия.