Файл: Конституционное право университетский курс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 289

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В основе свобод, прав и обязанностей человека и гражданина в Республике Польша лежат: естественный характер, неотъемлемость и нерушимость человеческого достоинства как источник свобод и прав человека и гражданина; правовая охрана прав и свобод каждого; уважение каждым прав и свобод других лиц; недопустимость принуждения кого бы то ни было «делать то, к чему право его не обязывает»; исключительный характер ограничений в пользовании конституционными свободами и правами; принцип юридического равенства, означающий «равенство всех перед законом» и «право на равное обращение со стороны публичных властей». Данная формулировка предпочтительнее, чем российская «все равны перед законом и судом», ибо провозглашает равенство перед всеми органами государственной власти и местного самоуправления, а не только перед органами правосудия.

Равноправие мужчин и женщин понимается как обладание ими одинаковыми правами «в семейной, политической, социальной и экономической жизни». Данная формулировка также предпочтительнее с семантической и технико-юридической точки зрения, так как не нуждается в ограничительном толковании подобно содержанию ч. 3 ст. 19 Конституции Российской Федерации.

К принципам гражданства относятся: приоритет принципа крови при приобретении гражданства по рождению; невозможность утраты гражданства помимо воли самого гражданина; обладание гражданами всеми конституционными свободами и правами; защита и покровительство польских граждан за границей; защита и обеспечение реализации прав граждан из числа национальных и этнических меньшинств.

Принцип невозможности экстрадиции - выдачи граждан иностранным государствам, - в отличие от Российской Федерации, законодатель Республики Польша отнес к личным правам польских граждан. К ним же относятся: право на жизнь, изложенное как государственное обеспечение «каждому человеку правовой охраны жизни». Данная формулировка, как отмечается в литературе, может послужить основанием для законодательного запрета абортов, которого католическая церковь добивалась в период разработки действующей Конституции.

Кроме того, в Республике Польша гарантированы такие личные права как: право на охрану чести и достоинства; на участие в научных экспериментах только на основе добровольного согласия; право на правовую охрану частной, семейной жизни, чести и доброго имени, а также на самостоятельное принятие решений о своей личной жизни; право родителей воспитывать детей согласно собственным убеждениям, с учетом степени зрелости ребенка, его убеждений, включая свободу его совести и вероисповедания; право на обеспечение свободы и охрану тайны коммуникаций; право на неприкосновенность жилища; право каждого на неразглашение информации о его личности и частной жизни; на доступ к относящимся к нему официальным документам и собраниям данных; на исправление или удаление информации неправильной, неполной или собранной способом, противоречащим закону.


Провозглашены право на свободу передвижения по территории Республики Польша, а также на выбор места жительства и пребывания, включая право свободно покидать польскую территорию; свобода совести и религии, включая преподавание религиозных учений законно существующих религиозных объединений как учебного предмета в школе; право каждого на свободу выражения своих взглядов, на поиск и распространение информации, гарантией которого является запрет предварительной цензуры средств массовой информации и лицензирования прессы; личная неприкосновенность и личная свобода. Они подлежат судебной защите, включая возмещение вреда каждому незаконно лишенному свободы.

На привлекаемых к ответственности лиц распространяется принцип презумпции невиновности. По отношению к военным преступлениям и преступлениям против человечности срок давности не применяется. Относительно преступлений, не преследуемых по политическим причинам и совершенных публичными должностными лицами либо по их указанию, Конституция провозглашает, что течение давности применительно к ним подлежит приостановлению до отпадения соответствующих причин.

В отличие от Конституции России, которая рассматривает судебную конфискацию имущества как гарантию экономических прав, польская конституция размещает ее в подразделе о личных правах.

В зависимости от носителей политические права и свободы в Польше делятся на две группы. Только гражданам принадлежат: право при отсутствии ограничений в пользовании публичными правами на одинаковый доступ к публичной службе; право получать информацию о деятельности органов публичной власти, а также лиц, выполняющих публичные функции, включая деятельность органов хозяйственного и профессионального самоуправления, в объеме выполнения ими задач публичной власти; право участвовать в референдуме, а также избирательное право, если гражданин дееспособен, не позднее дня голосования достиг 18 лет и в судебном порядке не лишен публичных или избирательных прав. Для осуществления других политических прав наличия гражданства не требуется.

К экономическим правам относятся: право на собственность, иные имущественные права

, а также право наследования, которые подлежат равной для всех правовой охране. Отдельную группу составляют трудовые права, включающие: свободу выбора и осуществления профессии, выбора места работы; права на минимальный размер вознаграждения за труд; на безопасные и гигиеничные условия труда; право на определенные в законе дни, свободные от труда, и ежегодные оплачиваемые отпуска и некоторые другие.

В Польше допускается обязанность труда, которая может возлагаться только законом.

1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   40

К социальным правам относятся: право на социальное обеспечение в случае нетрудоспособности вследствие болезни или инвалидности, а также по достижении пенсионного возраста; в случае потери гражданином работы не по собственной воле, если он не имеет иных средств существования; право на охрану здоровья. Многодетные, неполные и другие семьи, находящиеся в трудном материальном и социальном положении, матери до и после рождения ребенка имеют право на особую помощь со стороны публичных властей.

Каждый имеет право требовать от органов публичной власти защиты ребенка от насилия, жестокости, эксплуатации и деморализации. Ребенок, лишенный родительской опеки, имеет право на опеку и помощь публичных властей. Защита прав детей составляет компетенцию Уполномоченного по

Правам Ребенка.

В социально-культурной сфере каждый имеет право на учебу, которая до 18-летнего возраста обязательна и в государственных и муниципальных школах бесплатна. Разрешено создание непубличных учебных заведений различных уровней. Создаются и поддерживаются системы индивидуальной финансовой и организационной помощи ученикам и студентам. Законом гарантирована автономия высшей школы. Каждому обеспечиваются свобода художественного творчества, научных исследований, а также опубликования их результатов, свобода преподавания, а также свобода пользования благами культуры.

В экологической сфере каждый имеет право на информацию о состоянии и охране окружающей среды, на поддержку действий, направленных на ее охрану и улучшение состояния.

В экономической, социально и культурной областях существуют и другие права индивидов, но в соответствующих конституционных статьях часто закрепляются не сами подлежащие защите меры их возможного поведения, а задачи государства этих сферах. Они обязательны, но основанием для каких- либо конкретных юридических претензий отдельных лиц служить не могут. Например, в ч. 3 ст. 68 Конституции Польши сказано: «Публичные власти обязаны обеспечивать особую заботу о здоровье детей, беременных женщин, лиц с физическими и умственными недостатками и лиц пожилого возраста».

Защите прав и свобод индивида в Республике Польша служат: право каждого на возмещение вреда, причиненного неправомерным действием органа публичной власти; право обращения за судебной защитой нарушенных прав и свобод и на обжалование судебных решений, вынесенных по первой инстанции; право обратиться в Конституционный Трибунал по вопросу о соответствии Конституции закона или иного нормативного акта, на основании которого суд или орган публичной администрации вынес окончательное решение; право на обращение к Уполномоченному по Гражданским Правам с просьбой о помощи в защите своих свобод или прав, нарушенных органами публичной власти.


Обязанностями польских граждан являются: верность Республике Польша и забота об общем благе; обязанность блюсти право Республики Польша; выполнение публичных обременений и повинностей, в том числе уплата определенных законом налогов; защита Отчизны или несение в установленных законом случаях «заменяющей» (альтернативной гражданской) службы; забота о состоянии окружающей среды и ответственность за причиненный ей ущерб.

Законодательным органом государственной власти в Республики Польша является Национальное Собрание, состоящее из Сейма и Сената. Сейм включает 460 депутатов, избираемых на всеобщей, равной, прямой и пропорциональной основе путем тайного голосования. Сенат состоит из 100 сенаторов, избираемых в результате всеобщих, непосредственных выборов при тайном голосовании.

Срок полномочий Сейма и Сената - четыре года, но возможно их досрочное прекращение. Избираться в Сейм может польский гражданин, имеющий активное избирательное право и достигший на день выборов 21 года. Для выборов в Сенат возраст пассивного избирательного права повышается до 30 лет. Выдвижение кандидатов осуществляется политическими партиями и непосредственно избирателями, но баллотироваться одновременно в Сейм и Сенат нельзя.

Статус депутата Сейма и члена Сената, а также его гарантии определяются законом. Невозможно быть одновременно депутатом и сенатором или совмещать каждую из этих должностей с функцией Председателя Польского Национального Банка, Председателя Верховной Палаты Контроля, Уполномоченного по Гражданским Правам, Уполномоченного по Правам Ребенка и их заместителей, члена Совета Денежной Политики, члена Всепольского Совета Радиовещания и Телевидения, посла, а также с должностью в Канцелярии Сейма, Канцелярии Сената, Канцелярии Президента Республики или с должностью в правительственной администрации.

Не могут осуществлять депутатские полномочия судья, прокурор, гражданский служащий, военнослужащий на действительной военной службе, должностные лица полиции и служб охраны государства, а также иные лица, указанные в законе.

Президент Республики Польша является верховным представителем Республики Польша и гарантом непрерывности государственной власти, следит за соблюдением Конституции, стоит на страже суверенитета и безопасности государства, нерушимости и неделимости его территории.