ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 266

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Возможно и обратное – сделать из имени или названия вывод о сути того, что или кто носит его. Так, Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, спросил одного человека, как его зовут, и тот ответил: «Джамра». Умар спросил: «А как зовут твоего отца?». Тот ответил: «Шихаб». Он спросил: «Ты из каких?». Человек ответил: «Из аль-Хараки». Умар спросил: «А квартал твой где?» Тот ответил: «В Зат Ляза». Умар спросил: «Иди, ибо дом твой сгорел!»***. И человек вернулся и обнаружил, что все так и есть.

Таким образом, Умар, узнав имена и названия, обратился к значениям, которые они в себе заключают, подобно тому, как поступил Пророк , который увидел в имени Сухайль указание на облегчение положение мусульман в день Худайбии, и все так и получилось.

И Пророк велел членам своей общины выбирать благие имена и сообщил, что в Судный день их призовут по именам. Это (а Аллах знает обо всем лучше) указание на то, что следует не только называть благими именами, но и заботиться о том, чтобы деяния были благими, дабы в Судный день, когда человека призовут, прозвучало не только благое имя, но и благая характеристика.

Посмотрите, как от характеристики Пророка были образованы два имени с одним значением – Ахмад и Мухаммад. Он – Мухаммад благодаря обилию похвальных качеств, присущих ему, и он – Ахмад благодаря их почетности и превосходству над качествами других. Это связь между именем и носящим его, подобная связи души с телом. То же самое можно сказать и о том, как Пророк дал Абу аль-Хакаму ибн Хишаму прозвище Абу Джахль (отец невежества), соответствующее его описанию, ибо он больше всех творений заслуживал этого прозвища. И Всевышний Аллах Абдуль-Уззу Абу Ляхабом (отец пламени), поскольку ему суждено было попасть в Огонь, соответственно, это прозвище для него было самым подходящим, и он больше других заслуживал носить его.

Когда Пророк приехал в Медину, она называлась Ясрибом, и у нее не было другого названия. Он изменил это название на Таиба (благая), поскольку значение, заключенное в слове Ясриб, - «тасриб» (упрек) – сменилось благом. К благу ее добавилось новое благо. Таким образом, благо это сделало новое название заслуженным и добавило блага к уже имеющемуся.

Поскольку благое имя влечет за собой благо, Пророк сказал представителям одного из племен, которых он призывал к религии Аллаха и исповеданию единобожия: «О бану АбдуЛлах, поистине, Аллах сделал благим имя ваше и имя отца вашего». Посмотрите, как он призвал их к поклонению Одному лишь Аллаху, упомянув о благом имени их отца, в котором заключается смысл, согласующийся с тем, к чему он их призывал.


Задумайтесь же над именами шести участников поединков в день битвы при Бадре. Таково было предопределение Аллаха – чтобы их имена соответствовали их положению. Неверующих звали Шейба, Утба и аль-Валид. Три имени, указывающие на слабость. Имя «аль-Валид» (рожденный) содержит на начало, сопровождаемое слабостью, Шейба (седина) – указание на конец, сопровождаемый слабостью.

Как сказал Всевышний: «Аллах - Тот, Кто создает вас из слабости (создает вас из капли или создает вас слабыми). После слабости Он одаряет вас силой, а потом заменяет силу на слабость и седину» (30:54).

А слово «Утба» несет в себе значение «упрек», и их имена как будто указывали на то, что им предстоит быть порицаемыми и слабыми.

А их противниками из числа мусульман были Али, Убайда и аль-Харис (да будет доволен ими всеми Аллах). Эти три имени соответствовали качествам их обладателей: величие, подчиненность Аллаху (убудийя) и усердие. Они одержали верх над неверующими благодаря своей подчиненности Всевышнему Аллаху и усердию на пашне мира вечного.

Поскольку имя влияет на своего обладателя, то самые любимые имена для Всевышнего Аллаха – те, которые указывают на самые любимые для Него качества. Это АбдуЛлах (раб Аллаха) и Абдур-Рахман (раб Милостивого). Сочетание «раб» + «Аллах» и «Милостивый» более любимы Им, чем сочетания «раб» + «Одолевающий» или «раб» + «Могущественный». И имя Абдур-Рахман любимее для Него, чем Абдуль-Кадир (раб Могущественного), а имя АбдуЛлах любимее для

Него, чем Абд Раббихи (раб Господа своего).

А причина в том, что связь раба Аллаха с Господом представляет собой чистую подчиненность (убудийя), а связь Аллаха с Его рабом – чистая милость, и Аллах сотворил его по милости Своей, и полноценность его существования также обусловлена милостью Его. И сотворил Он его для того, чтобы он обожествлял Его, обращая к Нему Одному поклонение в виде любви и страха, надежды, почитания и возвеличивания. Таким образом, человек является рабом Аллаха, поклоняясь Ему, поскольку в имени Его содержится значение божественности (улюхийя), которая не может быть присуща никому, кроме Него, а также потому что милость Его одолевает гнев Его, и милость любимее для Него, чем гнев. Поэтому имя Абдур-Рахман Он любит больше, чем Абдуль-Кахир.

См. «Зад аль-маад»

НАСТАВЛЕНИЕ УМАРА

Али ибн аль-Джад передает: Шу’ба рассказал нам: мне сообщил Катада: я слышал, как Абу Усман ан-Нахди сказал: «Находясь в Азербайджане, мы получили послание от Умара ибн аль-Хаттаба: «Носите изар и накидку и откажитесь от кожаной обуви и шаровар. Одевайтесь так, как одевался ваш отец Исмаиль, и избегайте роскоши и одежд неарабов. Пребывайте на солнце, ибо солнце – баня арабов, уподобляйтесь Ма’адду, закаляйтесь и будьте неприхотливыми и собранными, и режьте стремена и вскакивайте на лошадей, и стреляйте в цель».



Это обучение верховой езде и связанным с ней военным искусствам, закаливание тела и отказ от роскоши и изнеженности, уподобление в одежде Исмаилю, сыну Ибрахима (мир им обоим). Умар велел им носить изар, накидку и сандалии и отказаться от закрытой кожаной обуви, дабы ноги привыкли терпеть зной и холод и закалялись таким образом. И он велел им отказаться от шаровар, поскольку изара достаточно, а он является одеждой арабов. Каждая из этих двух одежд полезна по-своему. В одних обстоятельствах полезнее одна, в других – вторая. Изар приносит больше пользы в жару, шаровары – в холод. Шаровары полезнее для всадника, изар – для пешего.

Слова «Одевайтесь так, как одевался ваш праотец Исмаиль» свидетельствуют о том, что он носил изары и накидки. И Умар сказал: «И избегайте роскоши и одежд неарабов», - поскольку роскошь портит душу и делает мужчину женственным, ленивым и вероломным, из-за чего он не находит в себе силы воли, когда она очень нужна ему.

Преуспевший не станет предпочитать роскошь. Что же касается одежд неарабов, то Умар предостерег от них, потому что внешнее подражание побуждает к подражанию в поведении и внутренней сущности, и это подтверждает Шариат, разум и интуиция. Поэтому Шариат запрещает уподобляться неверующим, а также животным и шайтанам, и запрещает мужчинам уподобляться женщинам, и он запрещает уподобление бедуинам, а также всем обладателям пороков и недостатков.

Даже при совершении молитвы было запрещено совершать действия, напоминающие действия животных, как поступают невежественные люди. Было запрещено уподобляться клюющему петуху и ворону, озираться, как озирается лисица, растягиваться, как растягивается собака, простирать руки, как простирают лапы дикие звери, опускаться в поклон подобно тому, как опускаются на колени верблюды, и поднимать руки вправо и влево во время завершения молитвы, подобно тому, как взмахивает хвостом лошадь.

И было запрещено подражать шайтанам в использовании левой руки для еды и питья и в других свойствах, присущих шайтанам.

И было запрещено подражать неверующим в их одежде, словах и поведении. Было даже запрещено совершать дополнительные молитвы после послеполуденной молитвы (аср) и после утренней молитвы (фаждр), поскольку некоторые неверующие поклоняются солнцу, падая ниц, в это время.

И было запрещено подражать бедуинам, которые грубы по своей природе. Пророк
сказал: «Да не одолеют вас бедуины в том, что касается названия вашей молитвы: хотя они и называют ее ‘атама, на самом деле она ‘иша» (Муслим, 644).

И Посланник Аллаха проклял мужчин, уподобляющихся женщинам.

Что же касается его слов «Пребывайте на солнце, ибо солнце – баня арабов», то арабы не знали бань и в их землях их не было. Они пользовались солнцем, которое позволяет прогревать тело так же, как и баня.

«Уподобляйтесь Ма’адду» - то есть будьте как Ма’адд, сын ‘Аднана, в его нравственности, одежде, владении искусством верховой езды и связанными с ней боевыми искусствами, и его деяниях.

Под закаливанием и неприхотливостью подразумевается все, что укрепляет тело и приучает его терпеть зной и холод, усталость и трудности, поскольку бывает, что человеку требуется выносливость и терпение, и закаленный находит в себе больше этих качеств, нежели изнеженный и привыкший к роскоши.

Что же касается собранности, то это слово употребляется и когда речь идет об облаке, готовом пролить дождь. То есть будьте всегда готовыми к тому, что потребуется от вас, серьезно настроенными на действия, и не уподобляйтесь тем, кто растерял навыки верховой езды и связанных с ней военных искусств и не сможет воспользоваться ими, когда они ему понадобятся.

Что же касается слов Умара «режьте стремена и вскакивайте на лошадей», то он сказал это для того, чтобы они не привыкали постоянно ездить со стременами, но и умели хорошо ездить без них и вскакивать на лошадей.

И он велел им стрелять в цель, чтобы развивать меткость, а не дальность, потому что назначение стрельбы – умение поражать цель. Соответственно, и состязаться нужно в меткости, а не в дальности стрельбы.

СКВЕРНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЛЖИ

Скверные последствия лжи известны и знающим людям и простым. Да и как же иначе, ведь она – источник всякого зла, и лживый язык портит остальные органы тела.

Сколько государств и царств пали по причине лжи, сколько она разрушила городов, сколько милостей и благ забрала, сколько полезного испортила, сколько вражды посеяла, сколько любви уничтожила. Она делает богатого бедным, великого – ничтожным, пятнает честь невинной и покрывает клеветой целомудренную, разрушает дома и дворцы, преображая лишь могилы. Она устраняет близость и симпатию и оставляет холодность и неприязнь. Она портит отношения отца с сыном, настраивает друг против друга братьев, превращает друга в явного врага, делает благородного богача униженным бедняком.


Сколько любящих разлучила она, сколько жизней омрачила и отравила! Скольких заставила она покинуть родные края, сколько лиц сделала она черными, забрав свет их, скольких ослепила она, сколько разумов забрала, сколько чистых, неиспорченных натур изменила, сколько позора принесла, сколько путей пресекла, сколько вех верного руководства стерла, сколько следов пророчества замела, сколько правильных путей сокрыла, скольких благ мира этого и мира вечного лишила она людей!

Это и многое другое – лишь малая толика тех скверных последствий, которые влечет за собой ложь, и того вреда, который приносит в этом мире. Но ведь она еще и навлекает на человека гнев Милостивого, удерживает его от входа в Рай и вводит его в обитель позора, а это намного серьезнее и страшнее. Разве Геенна наполнена не лживыми людьми и теми, кто возводил ложь на Аллаха и Его Посланника, на Его религию и на Его приближенных, и называет истину ложью из невежественного фанатизма? И разве сады Рая наполнены не правдивыми, принявшими истину и поверившими в нее?

Всевышний Аллах сказал: «Кто может быть несправедливее того, кто возвел навет на Аллаха и счел ложью правду, когда она явилась ему? Разве не в Геенне обитель неверующих? Но тот, кто явился с правдой, и тот, кто признал ее истинность, действительно являются богобоязненными. Для них у их Господа уготовано то, чего они пожелают. Таково воздаяние творящим добро!» (39:32-34).

См. «Мифтах дар ас-са’ада»

ПОЛЬЗА, ПОЛУЧАЕМАЯ ЧИХНУВШИМ И ТЕМ, КТО ЖЕЛАЕТ ЕМУ БЛАГА

Чихнувший получает пользу от чихания, поскольку благодаря ему выходят пары, скапливающиеся в мозгу его и способные стать причиной тяжких недугов, останься они там, и чихнувшему было предписано восхвалять Аллаха за эту милость. Тем более, что все его органы остаются на своих местах после этого сотрясения, которое для тела словно землетрясение для земли…

Когда чихнувший восхваляет Аллаха за это благо и за любовь Аллаха к нему, то шайтан приходит в ярость. Когда раб Аллаха поминает Его и восхваляет, это огорчает шайтана и беспокоит его. Ему не нравится само чихание, которое любит Аллах, и то, что чихнувший восхваляет Аллаха за это чихание, и ему не нравится то, что мусульмане призывают на чихнувшего милость Аллаха, а он в ответ обращается к Аллаху с мольбой за них и просит для них верного руководства и исправления дел их.