ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 264
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Так, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если ты продал брату своему плоды и их погубило бедствие, то тебе не дозволено брать у него что-либо. Как можно брать имущество брата твоего без права?».
А в другой версии говорится: «Если Аллах не позволит этим плодам налиться и созреть, то за что тогда один из вас берет деньги у своего брата без права?»
То есть он показал причину, по которой запрещается принуждать человека к выплате стоимости плодов в данном случае: ведь Аллах сделал так, что плодов не было, и покупатель не имеет к этому никакого отношения.
Недруги шейхуль-Ислама Ибн Теймийи часто ставили ему в вину подобные ответы и говорили: мол, человек спросил его о том, как добраться до Египта, а он рассказывает ему в придачу и то, как добраться до Мекки, Медины, Хорасана, Ирака и Индии, - какой спрашивающему прок от этого?
Но, клянусь Аллахом, это не изъян. Изъян – невежество и высокомерие. Как раз об этом сказано:
Кислым его называли, хоть был он сладок:
Просто рука их, увы, не достала до грозди.
Пятая: щедрость посредством принесения людям пользы с помощью своего влияния. это может быть ходатайство или сопровождение человека, который отправляется к правителю, и тому подобное. Это «закят», который должен выплачивать влиятельный со своего влияния, подобно тому, как «закятом» обладателя знания является обучение других и передача этого знания.
Шестая: щедрость посредством телесной пользы разных видов. Как сказал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Каждый день, в который встает солнце, любой из вас просыпается, и на каждом сочленении тела его лежит обязанность подавать милостыню. Справедливое отношение к двоим – милостыня. Помочь человеку с верховым животным, посадив его на него или подняв ему на него его вещи, - милостыня. Благое слово – милостыня. Каждый шаг к молитве – милостыня. И убрать с дороги то, что мешает проходить людям, - милостыня» (аль-Бухари, 2989; Муслим, 720).
Седьмая: щедрость посредством собственной чести. Это щедрость, подобная щедрости сподвижника Абу Дамдама, который говорил по утрам: «О Аллах! Поистине, нет у меня имущества, чтобы подавать людям милостыню, и я подал им в качестве милостыни честь мою, и я заранее простил всякого, кто обругает меня или возведет на меня клевету». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто из вас сможет быть таким, как Абу Дамдам?» (Абу Дауд, 4887).
Эта щедрость способствует умиротворению, приносит сердцу отдохновение и помогает избавиться от вражды с творениями.
Восьмая: щедрость посредством терпения, выдержки и снисходительности. Это почетная степень и такая щедрость приносит своему обладателю больше пользы, чем щедрость посредством имущества, она лучше и благороднее, так как требует большей власти над собственной душой и потому почетнее: ведь способны на такую щедрость лишь обладатели великих душ.
Кому трудно проявлять щедрость посредством имущества, тому следует проявлять эту щедрость, ибо она приносит своему обладателю благие плоды уже в этом мире прежде мира вечного. Это благородная щедрость.
Всевышний Аллах сказал: «… а за раны – возмездие. Но если кто-нибудь пожертвует этим, то это станет для него искуплением» (5:45).
И Всевышний Аллах сказал об этой щедрости: «Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Поистине, Он не любит несправедливых» (42:40).
Таким образом, Всевышний упомянул в этом аяте три ситуации. Это справедливое воздаяние, которое Он разрешил, великодушие, к которому Он побуждает, и несправедливость, которую Он запрещает.
Девятая: щедрость посредством благонравия, приветливости и открытости. Эта степень выше щедрости и посредством терпения, выдержки и невзыскания, и именно посредством этой щедрости человек достигает положения постящегося днем и молящегося ночью. Это самое тяжелое из того, что будет положено на весы. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пусть никакое добро не кажется вам незначительным, пусть даже это будет встреча брата своего приветливым выражением лица» (Муслим, 2626).
Это щедрость заключает в себе много пользы, радости и блага. Человек не может охватить всех своим благонравием и кротостью.
Десятая: щедрость посредством равнодушия к тому, что принадлежит другим людям. Обладатель такой щедрости не обращает внимания на принадлежащее другим, и сердце его не стремится к обладанию этим, и он не предпринимает ничего, чтобы завладеть этим, и даже не говорит ни о чем подобном. Об этом виде щедрости АбдуЛлах ибн аль-Мубарак сказал: «Это лучше щедрости человека посредством даяния».
Предопределение как будто говорит щедрому бедняку: если тебе не дано то, чем ты можешь щедро одаривать людей, то проявляй щедрость посредством равнодушия к их имуществу и тому, что принадлежит им, и ты превзойдешь их в щедрости и при этом душа твоя будет спокойна.
У каждой щедрости есть свои отличительные особенности и каждая из них оказывает особое влияние на сердце и положение человека. И Всевышний Аллах гарантировал увеличение щедрым и лишение скупцу. А Аллах – Тот, Кого просят о помощи.
См. «Мадаридж ас-саликин»
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПРАВЕДНЫХ ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ О СКРОМНОСТИ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ ИСТОРИИ
Аль-Фудайля ибн Ийада спросили о скромности, и он сказал: «Это когда человек покоряется истине, подчиняется ей и принимает ее от того, кто произносит ее».
Говорят, также, что скромность – это когда ты не придаешь душе своей никакой ценности, тот же, кто считает, что душа его имеет какую-то ценность, не имеет в скромности никакой доли.
Таково мнение аль-Фудайля и его единомышленников.
А аль-Джунайд ибн Мухаммад сказал: «Это преклонение крыла и мягкость».
Абу Язид аль-Бистами сказал: «Это когда человек воспринимает себя как пустое место и считает, что нет среди творений никого хуже него».
Ибн Ата сказал: «Это принятие истины, от кого бы она ни исходила. Величие – в скромности, и кто ищет его в высокомерии, тот подобен ищущему воду в огне».
Ибрахим ибн Шейбан сказал: «Почет – в скромности, величие – в богобоязненности, а свобода – в умении довольствоваться малым…»
Урва ибн аз-Зубайр (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «Я увидел, как Умар ибн аль-Хаттаб нес на своем плече бурдюк с водой, и сказал: «О повелитель верующих! Не приличествует тебе это».
Он же сказал: «Когда пришли ко мне делегации слушающихся и повинующихся, в душу мою вошла гордость и мне захотелось сломить ее».
А в бытность свою предводителем Абу Хурайра носил на спине связку дров и говорил: «Дайте дорогу эмиру».
Однажды Зейд ибн Сабит ехал верхом и Ибн Аббас подошел, чтобы взяться за стремя, но Зейд сказал: «Нет-нет, о сын дяди Посланника Аллаха».
Тот сказал: «Так нам было велено поступать с нашими предводителями».
Тот же сказал: «Дай мне свою руку».
И он подал ему руку, и тот поцеловал ее и сказал: «Так нам было велено поступать с членами семьи Посланника Аллаха».
Как-то раз Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, распределил между сподвижниками вещи и послал Муазу ценную одежду.
Тот продал ее, купил шесть рабов и освободил их.
Узнав об этом, Умар послал ему еще одну одежду, и Муаз упрекнул его за это, а Умар сказал: «Ты ведь продал первую».
Муаз сказал: «А тебе-то что? Давай мне только причитающуюся мне долю. Поистине, я поклялся, что ударю тебя этой одеждой по голове».
Умар сказал: «Вот моя голова, перед тобой, а юному предписано проявлять мягкость и жалость к пожилому».
Однажды аль-Хасан проходил мимо мальчишек, у которых был кусок хлеба, и они пригласили его побыть их гостем.
Он сел и поел с ними, после чего отвел их в свой дом и накормил их и дал им одежду, и при этом сказал: «Они лучше меня, потому что у них не было ничего, кроме этого, но они накормили меня, а у нас больше того, что мы дали им».
Сообщается также, что Абу Зарр однажды попрекнул Биляля его темной кожей, а потом пожалел об этом, упал на землю и поклялся, что не поднимет головы, пока Биляль не возложит ступню свою на его щеку, и он действительно не поднял головы, пока Биляль не сделал это.
Раджа ибн Хайва сказал: «Когда Умар ибн Абдуль-Азиз произносил проповедь, я примерно оценил одежду, которая была на нем, и у меня получилось двенадцать дирхемов, а при этом на нем была верхняя одежда, чалма, рубаха, шаровары, плащ, кожаная обувь и феска».
Однажды Мухаммад ибн Васи увидел, как его сын идет неподобающей походкой, и сказал ему: «Знаешь, сколько я отдал, чтобы жениться на матери твоей? Триста дирхемов. А твой отец – да не увеличит Аллах число подобных ему среди мусульман! – я, и ты ходишь такой походкой?!»
Хамдун аль-Кассар сказал: «Скромность – это когда ты считаешь, что никому не нужен – ни в том, что касается религии, ни в мирском».
А кто-то из них сказал: «Мне довелось видеть человека, перед которым, когда он обходил вокруг Каабы, шли люди, которые из-за него не позволяли другим совершать обход. А спустя некоторое время я увидел его просящим подаяние на мосту Багдада.
Меня это удивило, а он сказал: «Поистине, я проявил высокомерие там, где люди проявляют скромность, и Аллах испытал меня унижением там, где люди обычно превозносятся!»
Умар ибн Абдуль-Азиз как-то узнал, что его сын купил перстень за тысячу дирхемов.
Умар написал ему: «Мне стало известно, что ты купил перстень за тысячу дирхемов, и когда получишь мое письмо, продай этот перстень и накорми тысячу человек, и приобрети себе перстень за два дирхема, и пусть широкая часть будет из китайского железа, на котором будет выгравировано: Да помилует Аллах человека, знающего свое место!»
См. «Мадаридж ас-саликин»
СМЕЛОСТЬ И ТРУСОСТЬ
Всевышний Аллах сказал: «Не слабейте и не печальтесь, в то время, как вы будете на высоте, если вы действительно являетесь верующими» (Сура 3 «Семейство Имрана», аят 139).
И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сильный верующий лучше и любимее для Аллаха, чем слабый верующий, хотя в каждом из них есть благо. Стремись же к тому, что приносит тебе пользу, проси помощи у Аллаха и не проявляй слабости» (Муслим, 2664).
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, просил защиты от трусости. Трусость – качество, которое все считают порицаемым. Трусливые люди обычно плохо думают об Аллахе. А люди смелые и щедрые, напротив, думают об Аллахе благое. Смелость оберегает человека от всего неприятного и скверного, тогда как трусостью человек помогает врагу своему против себя. Это воинство и оружие, которое он дает врагу, чтобы тот сражался с ним посредством него.