ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 274
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Они сказали: «Причина этого в том, что со многими словами не связаны ни веления, ни запреты, соответственно, они относятся к категории разрешенных».
В действительности же произносимым словам не свойственно равновесие: они непременно перевешивают в ту или иную сторону, потому что язык не подобен остальным органам тела: «Когда потомок Адама просыпается утром, все органы упрекают язык, говоря: «Бойся Аллаха, ибо, поистине, мы зависим от тебя, и если ты станешь придерживаться прямоты, то и мы станем придерживаться прямоты, а если ты отклонишься от правильного, то и мы отклонимся от правильного» («Сахих Сунан ат-Тирмизи», 1962).
И чаще всего будут ввергать людей в Огонь лицом вниз именно за то, что делали их языки.
Таким образом, все, что произносит язык, либо относится к тому, что угодно Аллаху и Его Посланнику ﷺ, либо нет. Если оно относится к этой категории, то оно перевешивает, а в противном случае происходит противоположное.
Это в отличие от движений других органов тела, поскольку обладатель их получает пользу от движения ими, которое относится к разрешенному, то есть имеет место равновесие, поскольку это приносит ему отдохновение и пользу, и ему разрешено использовать их для того, что приносит ему пользу и не вредит ему в мире вечном. Что же касается движений языка, не приносящих пользы, то они могут быть иначе как приносящими вред.
Кто-то может сказать: мол, язык может приносить то, в чем заключается мирская польза, то есть имеет место равновесие, и постановление Шариата в отношении этих движений языка должно быть соответствующим.
Ответить можно следующим образом: «Произнесение подобных слов, когда в них есть потребность, делает их перевешивающими, а произнесение их, когда в них нет потребности, - напротив, не приносит пользы, а значит, такие слова становятся доводом против произносящего их».
Также кто-то может сказать: мол, если в действиях может иметь место равновесие, то то же самое можно сказать и о движениях языка, поскольку они являются средством, а постановление в отношении средства должно быть таким же, как и постановление в отношении его цели.
Ответ таков: это не обязательно так. Бывает, что нечто является разрешенным и даже обязательным, а средство при этом нежелательно. Например, исполнение обета, представляющего собой какое-нибудь проявление покорности Аллаху: его исполнение обязательно, притом что средство – обет – является нежелательным.
То же самое касается нежелательной клятвы: ее исполнение обязательно с последующим искуплением. Также обращаться к творениям с просьбами в случае потребности нежелательно, однако человеку дозволено пользоваться тем, что он получает в результате этих просьб.
Подобных примеров можно привести очень много. Бывает, что средство содержит в себе нечто скверное, что делает его нежелательным или запретным, тогда как достигаемая с помощью этого средства цель не является ни запретным, ни нежелательным.
См. «Мадаридж ас-саликин»
ПОКЛОНЕНИЕ СЛУХА
Раб Аллаха обязан сосредоточенно внимать тому, что вменил в обязанность Аллах и Его посланник ﷺ. Это внимание Исламу, вере и связанным с ними обязанностями а также внимание чтению Корана во время молитвы, когда имам читает аяты вслух, а также внимание пятничной проповеди, согласно наиболее правильному из двух мнений ученых в этом вопросе.
И ему запрещается слушать то, что является неверием и нововведением, за исключением тех случаев, когда польза от внимания им перевешивает вред: например, внимающий может опровергнуть услышанное или засвидетельствовать против произносящего его, или же его собственная вера или же Сунна укрепится через познание их противоположностей – неверия и нововведений, и так далее.
Сюда же относится и подслушивание секретов того, кто бежит от тебя со своими секретами, не желая раскрывать их тебе, если только речь не идет о праве Аллаха, соблюдение которого обязательно, или об обиде мусульманина, когда требуется дать благой совет и предостеречь.
Сюда же относится внимание голосам посторонних женщин, чьи голоса могут стать искушением, если только в этом нет необходимости, коей может быть, например, свидетельство, заключение сделки, дача фетвы, судебная тяжба, лечение и тому подобное.
То же самое можно сказать и о внимании музыкальным инструментам… При этом услышавший их звук не обязан закрывать уши, если у него не было намерения слушать, если только он не опасается, что станет прислушиваться и слушать внимательно, - в этом случае он обязан избегать внимания им дабы перекрыть пути к запретному.
Если говорить о пребывающем в состоянии ихрама, то ему не дозволено умышленно нюхать благовония, однако если ветер донес до него их запах и он почувствовал его, то он не обязан закрывать нос.
Сюда же относится тот случай, когда человек неумышленно бросает взгляд на запретное – этот взгляд не является запретным, однако второй (умышленный) взгляд запретен.
Что же касается желательного внимания, то это внимание желательному из знания, чтению Корана, поминанию Аллаха, а также внимание всему, что угодно Аллаху, но не является обязательным.
А нежелательное внимание – противоположное желательному. То есть это внимание всему, что является нежелательным, хотя и не влечет за собой наказания.
Что же касается разрешенного, то с ним все ясно.
См. «Мадаридж ас-саликин»
ПОКЛОНЕНИЕ ВЗОРА
Обязательно смотреть в Коран (мусхаф) и книги, содержащие знания, когда на человеке лежит обязанность учиться по ним. Также он обязан смотреть на то, что он ест, расходует и чем пользуется, дабы отличить дозволенное от запретного. И он обязан смотреть на то, что ему оставили на хранение, при возвращении этого владельцам, дабы отличать эти вещи друг от друга. И так далее в том же духе.
Запретный взгляд – это взгляд на посторонних женщин со страстью в любых обстоятельствах, и запретно смотреть на них без страсти без потребности, коей может быть выбор невесты, заключение сделки, свидетельство, вынесение судебного решения. Разрешается это врачу и родственнику из категории махрам.
Желательно смотреть в книги, содержащие полезное знание и посвященные религии, благодаря чтению которых у человека увеличивается вера и знания. Также желательно смотреть в Коран (мусхаф), на лица ученых, праведников и родителей, а также на видимые знамения Аллаха как на доказательства Его единственности, знания и мудрости.
Нежелательным является излишество в созерцании того, что не приносит человеку пользы. Взор допускает излишество подобно тому, как делает это язык. И как часто это излишество приводит к излишеству, от которого потом очень трудно отвыкнуть и которое трудноизлечимо. Один из наших праведных предшественников сказал, что они считали нежелательным излишество взора подобно тому, как считали они нежелательным и излишество в словах.
Разрешенным является взор, который не приносит ни вреда, ни пользы ни в этом мире, ни в мире вечном.
Нельзя смотреть на то, на что Шариат запрещает смотреть. Это запретное бывает двух видов: части тела, которые должны быть сокрыты одеждой от посторонних глаз; и то, что должно быть сокрыто за дверями домов.
Если человек заглядывает в дом и смотрит на то, на что ему смотреть непозволительно, а хозяин дома бросит в него чем-нибудь и выбьет ему глаз, то он не несет никакой ответственности за свой поступок. Об этом упоминается в хадисе, достоверность которого бесспорна, хотя некоторые факыхи и сочли его слабым, поскольку текст его не дошел до них либо они истолковали его.
Это касается случая, когда у смотрящего нет причины, разрешающей ему смотреть. (Ведь бывает, что она есть): например, аурат, на который ему дозволено смотреть, или нечто сомнительное, на что ему велено или разрешено смотреть.
См. «Мадаридж ас-саликин»
ПОКЛОНЕНИЕ ВКУСА
Обязательным является принятие пищи и питья при необходимости, когда человек опасается умереть от голода или жажды. Если человек отказывается от пищи или питья в подобной ситуации и умирает, то он умирает ослушивающимся Аллаха самоубийцей.
Имам Ахмад и Тавус сказали: «Если человек вынужден был есть мертвечину, но не стал делать этого и в конце концов умер, то он войдет в Огонь».
Сюда же относится прием лекарства, о котором достоверно известно, что оно спасает от гибели, согласно наиболее правильному из двух мнений ученых в этом вопросе.
Если же человек только предполагает, что исцелится, приняв это лекарство, то является ли его принятие желательным или разрешенным, или лучше отказаться от него?
В этом вопросе существуют хорошо известные разногласия среди ранних и поздних ученых.
Запретно вкушать вино, смертельные яды, а во время обязательного поста еще и все, что нарушает пост.
Нежелательным является вкушение сомнительного, предание, а также вкушение еды того, к кому ты пришел неожиданно, и он не звал тебя на угощение, а также вкушение еды совершающих деяния напоказ на свадьбах и торжествах.
В «Сунан» упоминается, что Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи ва саллам) запретил есть еду соревнующихся в щедрости*. [Речь идет о человеке, который готовит угощение с целью превзойти другого и добиться признания того, что его угощение лучше. Это сопряжено с желанием прославиться и действиями, совершаемыми напоказ, поэтому это нежелательно (Ма’алим ас-сунан)]
Сюда же относится вкушение еды того, кто кормит тебя из стыдливости, а не по собственному желанию.
Желательно вкушать то, что поможет тебе в покорности Всевышнему Аллаху, из того, что Аллах сделал дозволенным, а также есть вместе с гостем, чтобы ему приятнее было есть и он ел не стесняясь.
Также желательно вкушать еду пригласившего тебя на угощение, приглашение которого обязательно или желательно принять.
Некоторые факыхи сказали, что обязательно есть угощение, принимать приглашение, на которое обязательно, поскольку Всевышний повелел нам поступать так.
Разрешенным же является вкушение того, в чем нет греха и в чем не перевешивает ни польза, ни вред.
См. «Мадаридж ас-саликин»
ПОКЛОНЕНИЕ ОБОНЯНИЯ
Если, говоря о поклонении, связанном с пятью органами чувств, затронуть тему поклонения обоняния, то обязательным является использование обоняния там, где оно помогает отличить дозволенное от запретного, а также позволяет понять, скверное перед человеком или благое, не является ли это нечто смертельным ядом и не несет ли в себе вреда.
Обязательно применять обоняние и в том случае, когда оно помогает человеку отличить то, что он имеет право использовать, от того, что он не имеет права использовать.
Сюда же относится использование обоняния оценщиком и опытным знатоком при оценке чего-либо, выявлении изъянов и так далее.
Что же касается тех случаев, когда использовать обоняние запретно, то, например, пребывающему в состоянии ихрама запрещено умышленно нюхать благовония.
Также запрещено нюхать добытые запретным путем или украденные благовония.
Также запрещено вдыхать аромат благовоний, исходящий от посторонних женщин, из опасения впасть в искушение.
Желательно применять обоняние в том, что помогает тебе в покорности Всевышнему Аллаху, укрепляет чувства и располагает душу к знанию и действию.
Сюда же относится вдыхание аромата подаренных тебе благовоний или душистых трав.
Пророк (салаЛлаху алейхи ва саллам) сказал: «Кому предлагают душистую траву, пусть не отвергает ее, ибо у нее приятный аромат и ее легко нести». (Муслим, 2253)
Нежелательным является вдыхать аромат благовоний несправедливых людей, приверженцев сомнительного и так далее.
Разрешенным же является использование обоняния в том, чего Аллах не запрещал и за что не предусмотрено наказания и в чем в то же время нет пользы для религии и с чем не связаны постановления Шариата.
См. «Мадаридж ас-саликин»
ВСТУПЛЕНИЕ В БРАК ИЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ПОКЛОНЕНИЯ
В качестве доказательства того, что вступление в брак лучше посвящения себя дополнительными видами поклонения, приводят то, что Всевышний Аллах избрал вступление в брак для Своих пророков и посланников.
Всевышний Аллах сказал: «Мы посылали до тебя посланников и даровали им супруг и потомство» (Сура 13 «Гром», аят 38).
И Всевышний сказал об Адаме, мир ему: «Он создал из него супругу, чтобы он нашел у нее покой» (сура 7 «Преграды», аят 189).
И десять лет жизни Его Пророк (Муса, мир ему), с которым Он говорил без посредников, посвятил выпасу овец в качестве брачного дара своей жене, хотя вместо этого он мог бы заниматься дополнительными видами поклонения все эти годы.