ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 271

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА ВТОРАЯ

Поклонение

НАИЛУЧШЕЕ И САМОЕ ПОЛЕЗНОЕ ПОКЛОНЕНИЕ

У приверженцев положения «Тебе одному поклоняемся мы» в наилучшем, самом полезном, достойном и предпочтительном поклонении четыре пути, и они делятся в этом на четыре категории.

Категория первая: для них самое полезное и самое лучшее поклонение – самое трудное для души. Причина, как они утверждают, в том, что оно дальше всего от их страстей, а это и есть суть поклонения. К тому же награда соответствует степени трудности. Сторонники этого утверждения приводят «хадис», не имеющий под собой никакого основания: «Наилучшие деяния – самые трудные». Это люди, занимающиеся самоизнурением и самопорицанием.

Они утверждают, что благодаря этому души начинают следовать прямым путем, ибо по природе своей они ленивы и низки и тянутся к земному, и заставить их следовать прямым путем можно, только заставив их пройти через страшное для них и преодоление трудностей.

Категория вторая: они утверждают, что лучшее поклонение – отречение от мира, равнодушие к мирским благам и сведение пользования ими к предельно возможному минимуму, отказ уделять им внимание и пренебрежительное отношение ко всему, что относится к мирским благам. Эта категория включает два типа людей.

Первый тип – простые люди, которые решили, что этот аскетизм – цель, и направили все усилия на ее достижение, одновременно призывая к этому других людей. Они сказали: мол, это лучше знания и поклонения. Они решили, что аскетизм – цель и суть всякого поклонения.

Второй тип – особые представители этой категории, считающие, что аскетизм – не самоцель, но он требуется для достижения цели – сосредоточенности сердца на Всевышнем Аллахе и его всецелой преданности Ему, освобождения его для любви к Нему, обращения к Нему, упования на Него и занятия угодным Ему. Они сказали, что наилучшее поклонение заключается в сосредоточенности на Аллахе, постоянстве поминания Его сердцем и языком, постоянном осознании того, что Он видит и слышит нас везде и всегда, и избегании всего того, что способствует несосредоточенности и рассеянности сердца.

Эти люди, в свою очередь, делятся на два типа. Первый: знающие и спешащие исполнить приходящие к ним веления и запреты, даже если это становится причиной несосредоточенности из сердец. Второй: отклонившиеся от правильного пути, утверждающие, что цель поклонения – сосредоточенность сердца на Аллахе. Когда к ним приходит то, что нарушает сосредоточенность, они отказываются уделять этому внимание.


Такие люди говорят:

«Поклонение требуется от того, кто беспечен,

А что говорить о сердце, все время которого – поклонение?..»

Эти люди, в свою очередь, делятся на два типа. Одни отказываются от совершения религиозных обязанностей ради сосредоточенности сердца, а другие исполняют обязательное, но отказываются от совершения желательного и дополнительного, а также от приобретения полезного знания ради сохранения этой сосредоточенности.

Один из таких людей спросил обладающего знанием шейха: «Если прозвучал призыв муаззина, а я пребываю в состоянии сосредоточенности на Аллахе, и если я встану и выйду, то моя сосредоточенность нарушится, а если останусь на месте, то сосредоточенность моя сохранится … Что же лучше для меня?» Шейх ответил: «Если муаззин провозгласил свой призыва, а ты под Троном, то встань и внемли глашатаю Аллаха, а потом вернись на свое место».

Дело в том, что сосредоточенность на Аллахе – доля духа и сердца, а внять призыву глашатая – обязанность перед Господом. И тот, кто предпочитает долю духа своего своей обязанности перед Господом, не относится к приверженцам положения «Тебе одному поклоняемся мы».

Третья категория: они считают, что наилучшее и самое полезное поклонение – то, которое приносит пользу не только самому поклоняющемуся, но и другим. Они считают, что это поклонение лучше того, которое приносит пользу исключительно самому поклоняющемуся. Они утверждают, что забота о бедных и о людях вообще, удовлетворение их нужд, помощь им посредством имущества, влияния и принесения им иной пользы лучше. Они посвящают себя этим деяниям и приводят в качестве довода в свою пользу слова Пророка : «Все творения находятся на попечении Аллаха, и больше всего Он любит тех, кто приносит больше пользы находящимся на Его попечении» (Абу Йа’ля).

В качестве довода они приводят и то, что когда человек просто поклоняется Аллаху, то он приносит пользу только самому себе, а если он приносит пользы другим, то это намного лучше.

Они сказали: «Именно поэтому превосходство обладателя знания над простым поклоняющимся подобно превосходству луны над другими светилами».

И они также сказали: «Ведь Посланник Аллаха сказал Али ибн Абу Талибу: «Если Аллах выведет через тебя на правильный путь хотя бы одного человека, это будет лучше для тебя, чем рыжие верблюды» (аль-Бухари, Муслим). А причина в том, что это приносит пользу не только самому человеку, но и другим».



И они приводят в качестве довода слова Пророка : «Тому, кто призывает к правильному пути, достанется такая же награда, как и тем, кто последует этим путем, и это ничуть не уменьшит их собственных наград» (Муслим, 2674).

Также они приводят в качестве довода его слова: «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто обучает людей благому» (Сахих Сунан ат-Тирмизи, 2161).

И они приводят в качестве довода слова Пророка : «Поистине, те, кто в небесах, и те, кто на земле, просят прощения для обладателя знания, и даже рыбы в море, и даже муравей в своей норке» (Абу Дауд, Ахмад).

И они приводят в качестве доказательства своей правоты то, что, когда поклонявшийся умирает, его дела прекращаются, а дела того, кто приносил пользу другим, не прекращаются, пока существует польза, которую он принес.

Приводят в качестве доказательства и то, что пророки были посланы с тем, чтобы делать добро творениям, и указывать им правильный путь, и приносить им пользу в этом мире и в мире вечном. И они не были посланы для уединения, отшельничества и отречения от мира. Поэтому Посланник Аллаха осудил людей, которые решили полностью посвятить себя поклонению и отстраниться от людей.

Сторонники этого мнения считают, что потеря сосредоточенности на Аллахе ради исполнения Его велений, принесения пользы людям и благодеяния по отношению к ним лучше сосредоточенности на Нем без всего этого.

Категория четвертая: они считают, что лучшее поклонение – ежеминутное стремление достичь довольства Господа посредством того, что является наиболее предпочтительным в данный период времени.

Например, когда приходит гость, наилучшее занятие – соблюсти его право и уделить внимание ему вместо совершения желательного поклонения. То же самое касается соблюдения прав жены и членов семьи.

Лучшее в предрассветное время – заниматься совершением молитвы, чтением Корана, обращением к Аллаху с мольбами, поминанием Его и испрашиванием у Него прощения.

Наилучшее в то время, когда искатель знания задает тебе вопрос или невежественный просит научить его, - обучать их и уделять им внимание.

Наилучшее во время азана – оставить дополнительное поклонение и внять призыву муаззина.

Лучшее в то время, что отведено для совершения молитвы, - серьезность и усердие в стремлении совершить эту обязательную молитву должным образом и в начале времени, и для этого лучше отправиться в мечеть, даже если она находится далеко.


Наилучшее в то время, когда кто-то нуждается в срочной помощи посредством влияния, физической силы или имущества, - оказать ему эту помощь и предпочесть это дополнительному поклонению и уединению.

Наилучшее во время чтения Корана – сосредоточенность сердца на нем, размышление над его смыслом и стремление понять читаемое так, как будто Сам Всевышний Аллах обращается к тебе, и ты сосредотачиваешься, дабы понять и усвоить Его обращение, а также решительное намерение исполнять Его веления: эта сосредоточенность сердца должна быть больше сосредоточенности сердца того, кто получил послание от султана и старается понять его.

Наилучше во время стояния на Арафате – усердие в обращении к Аллаху с мольбами и поминание Аллаха, а не пост, вызывающий слабость и мешающий человеку в проявлении подобного усердия.

Наилучшее в первые десять дней зуль-хиджжи – больше поклоняться Аллаху, особенно произносить слова «Аллаху акбар», «Ля иляха илля-Ллах» и «аль-хамду ли-Ллях», и это лучше добровольного джихада.

Наилучшее в последнюю декаду рамадана - неотлучное пребывать в мечети и стремиться к одиночеству, занимаясь поклонением и не ища общения с людьми, и это лучше даже, чем обучать их полезному знанию и Корану, по мнению многих ученых.

Когда мусульманин заболевает или умирает, то наилучшее – навестить больного или проводить в последний путь умершего, это важнее уединения и сосредоточенности сердца на Аллахе.

Наилучшее во время бедствий и нанесения людьми обид тебе – исполнять свою обязанность проявлять терпение в общении с ними и не бежать от них, ибо, поистине, верующий, который общается с людьми и терпеливо сносит причиняемые ими обиды, лучше того, кто не общается с ними и кого они не обижают.

Лучше всего – находиться среди людей, когда они заняты благим; это лучше, чем отдаляться от них в такие периоды. А если они заняты скверным, то от них лучше отдалиться; и это лучше, чем находиться среди них в это время. Если же человек знает, что, находясь среди людей, сможет устранить порицаемое или уменьшить его, то ему лучше находиться среди них, чем отдалиться от них.

И наилучшее в любое время и в любом положении – предпочитать то, что наиболее угодно Аллаху в данное время, в данном положении, то есть следует исполнять то, что надлежит делать в данное время и что наиболее предпочтительно в данный момент.

Приверженцы этого мнения – приверженцы абсолютного поклонения, тогда как перечисленные ранее категории – приверженцы ограниченного поклонения. И когда один из них отходит от того вида поклонения, к которому привязан, то ему начинает казаться, что он делает упущения и оставил свое поклонение.


Такой поклоняется Аллаху одним способом, а приверженец абсолютного поклонения не считает самоцелью какой-то один вид поклонения, который он бы предпочитал остальным. Его целью является довольство Всевышнего Аллаха, где бы оно ни было, в этом цель его поклонения, и он переходит от одной стоянки подчиненности Аллаху (убудийя) к другой.

Всякий раз, когда ему открывается очередная стоянка, он устремляется к ней и занимается данным видом поклонения до тех пор, пока пред ним не откроется следующая, и так двигается он до конца пути своего.

Увидев ученых, ты увидишь его с ними, увидев поклоняющихся, ты увидишь его с ними. Увидев поминающих Аллаха, ты увидишь его с ними, увидев подающих милостыню и вершащих добро, ты увидишь его вместе с ними. Увидев тех, чьи сердца сосредоточенны на Аллахе, ты увидишь его вместе с ними.

Это настоящий раб Аллаха, не знающий ограничений. Он действует не так, как желает его душа, не стремится выбирать те виды поклонения, в которых душа его находит отдохновение и удовольствие. Он делает то, чего желает от него Господь его, даже если душе его приносят отдохновение и удовольствие другие виды поклонения.

Это истинный приверженец положения «Тебе Одному поклоняемся мы и Тебя Одного просим о помощи», и он по-настоящему претворяет в жизнь эти слова.

Он носит то, что придется, ест то, что приходит к нему, и в каждый отрезок времени он занят тем, что Аллах повелел делать в это время, а садится он там, где находит свободное место. Никакие указание не завладевают им, и никакие ограничения не порабощают его, и никакие уставы не одолевают его.

Он абсолютно свободен и всюду следует за велением Всевышнего.

Он исповедует религию Отдающего веления, куда бы ни повела она его, и следует за ней повсюду.

Всякий приверженец истины радуется ему, а всякий приверженец ложного дичится его. Он подобен дождю, который приносит пользу всюду, где бы ни пролился, или пальме, которая сбрасывает листья свои, и все в ней приносит пользу, даже колючки. Он суров к тем, кто противоречит велениям Аллаха, и гневается, когда нарушаются Его запреты.

Он живет ради Аллаха, Аллахом и с Аллахом. Он пребывает с Аллахом так, словно нет для него творений, и он пребывает с людьми так, словно нет в нем души. Когда он с Аллахом, то отделяет от себя людей и отстраняется от них, а когда он с людьми, то он убирает душу свою из центра и отдаляется от нее.