ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 272
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Удивителен он! Как странен и чужд он среди людей! И как далек он от них! И как близок он к Аллаху, и как радуется он Ему, и какое умиротворение и спокойствие испытывает он, всецело предаваясь Ему! А Аллах – Тот, Кого просят о помощи, и на Него следует уповать.
См. «Мадаридж ас-саликин»
ГЛАВНОЕ ИЗ ДЕЯНИЙ ТВОИХ
Среди людей есть такие, для которых главное из их деяний и избранный ими путь к Аллаху – это приобретение и передача знаний. Такой человек посвящает этому свое время, стремясь к Лику Аллаха. Он следует путем приобретения и передачи знаний, пока не придет по этой дороге к Аллаху. И Он либо открывает ему особые возможности, либо этот человек умирает по пути к достижению своей цели, и у нас есть основания надеяться, что он достигнет этой цели после смерти.
Всевышний Аллах сказал: «Если же кто-либо покидает свой дом, переселяясь к Аллаху и Его Посланнику, после чего его настигает смерть, то Аллах не оставит его без награды» (сура 4 «Женщины», аят 100).
О многих из тех, кто хотел хорошо изучить Коран и прилагал усилия для этого, но не успел достичь своей цели, потому что смерть настигла его раньше, сообщается, что кто-то видел их во сне после их кончины и они рассказали, что они продолжают идти к своей цели и обучаются в барзахе, ибо, поистине, раб Аллаха умирает приверженным тому, чему был он привержен, когда жил.
А для некоторых людей главное из их деяний – поминание Аллаха. Такой человек сделал своим запасом для мира вечного и своим капиталом для него. И если он расслабляется и делает упущения в поминании, то он чувствует, что оказывается в убытке и упускает благо.
А для некоторых людей главное из их дел и их путь к Аллаху – молитва, и если такой человек делает упущения в своей обычной каждодневной молитве или же проходит какое-то время, а он не занят ни молитвой, ни подготовкой к ней, то ему кажется, что мрак сгущается вокруг него, и он начинает ощущать стеснения в груди.
Есть среди людей и такие, которые избирают своим путем благодеяние и принесение пользы другим, например, удовлетворение нужд людей, помощь им в бедствиях, которые постигают их, оказание помощи тем, кто взывает о помощи, и разные виды милостыни и подаяния. Господь открывает такому человеку дорогу к этому, и он идет к Нему этим путем.
Путем некоторых людей становится пост, и когда такой человек не постится, сердце его изменяет свое состояние и положение его ухудшается.
Есть среди людей и такие, которые избрали своим путем чтение Корана, и большую часть своего времени они посвящают Корану, и это величайший из видов поклонения, который они совершают постоянно.
А некоторые избирают для себя путь побуждения к одобряемому и удержания от порицаемого. Господь открывает им дорогу к этому, и они идут к Нему этим путем.
Другие избирают своим путем к Нему совершение хаджа и умры.
А некоторые избирают в качестве своего пути освобождение от мирских привязанностей, сосредоточенность на Аллахе, постоянное осознание того, сто Аллах видит нас везде и всегда, правильное направление мыслей своих и бережное отношение к своему времени, дабы не терять его попусту.
А некоторые избирают множество путей к Аллаху и идут к Нему разными путями. Такие люди делают подчиненность Аллаху киблой сердца своего и целью, к достижению которой они стремятся, такой человек идет за ней туда, куда она ведет его. У него есть доля с каждой из перечисленных выше групп, и где бы ни была подчиненность Аллаху, ты непременно обнаружишь его там.
Если это знание, то ты обнаруживаешь его среди его приверженцев. Если это молитва, ты обнаруживаешь его среди совершающих ее смиренно и сосредоточенно. Если это поминание Аллаха, то ты обнаруживаешь его среди поминающих. Если это благодеяние и принесение пользы другим, то ты обнаруживаешь его среди вершащих добро. Если это любовь и осознание того, что Аллах видит нас везде и всегда, и обращение к Нему, то ты обнаруживаешь его среди любящих и обращающихся.
Словом, он неотступно следует за подчиненностью Аллаху, куда бы она ни повела его. И если бы его спросили: «Какие деяния ты желаешь совершать?» - он бы ответил: «Я желаю исполнять веления Господа моего, какими бы они ни были и где бы они ни были, чего бы они от меня ни потребовали и что бы они ни предполагали, и неважно, заставят ли они меня сосредоточиться на одном или взяться за несколько дел. Нет у меня иного стремления, кроме исполнения этих велений, сопровождаемого осознанием того, что Он постоянно наблюдает за мной, отдаваясь им всецело духом, сердцем, телом и душой. Я передал Ему товар и теперь ожидаю, когда Он передаст мне цену».
«Поистине, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на Рай» (сура 9 «Покаяние», аят 111).
Это истинный раб Аллаха, идущий и стремящийся к Нему со всей серьёзностью и достигающий своей цели. Под достижением же цели подразумевается, что сердце его связывается с Ним и привязывается к Нему так, как беззаветно влюбленный привязывается к объекту своей любви, так что привязанность эта заменяет ему все остальные стремления, и не остается в сердце его ничего, кроме любви к Аллаху, Его велений и стремления приблизиться к Нему.
Когда раб следует этим путем, Аллах помогает ему, приближает его к Себе и избирает его, забирает сердце его к Себе и заботится обо всех делах его, мирских и религиозных. И Он воспитывает его наилучшим образом, - лучше, чем образцовый и сострадательный родитель воспитывает свое чадо. Поистине, Всевышний – пречист Он! – поддерживает жизнь во всех Своих творениях, покорных Ему и ослушивающихся Его. Так что говорить о том, как Он заботится о Своем рабе, который любит Его, предан Ему, предпочитает Его всем остальным и доволен Им в качестве объекта своей любви, Господа, покровителя, помощника и указывающего правильный путь?
Если бы открылись рабу Аллаха в полной мере все те милости, сокрытые и явные, которыми Аллах одаряет его, то сердце его растаяло бы от любви и стремления к Нему, исполненное благодарности Ему. Однако сердцам не дано видеть это из-за их привязанности к миру страстей и привязанности к причинам. Они отвращены от совершенства в блаженстве. Таково предопределение Могущественного, Знающего. Будь все иначе, какое бы сердце, вкусившее сладость познания Аллаха и любви к Нему, осталось бы преданным не Ему и стремящимся не к Нему? Не было бы ничего подобного!
См. «Тарик аль-хиджратейн»
ИДУЩИЕ К АЛЛАХУ
Правдивых, идущих к Аллаху и миру вечному можно разделить на две категории.
Первая категория: те, которые посвятили свободное время, остававшееся у них после совершения обязательного, совершению дополнительных телесных видов поклонения, и это вошло у них в привычку. При этом у них нет стремления совершать деяния сердца, следить за его положениями и соблюдать нормы, касающиеся их, хотя основа всего этого у них всё же есть. Однако стремление их направлено на умножение благих дел.
Вторая категория: те, которые посвятили свободное время, остававшееся у них после совершения обязательного и сунн, исправлению своих сердец, стараясь, чтобы они были заняты только Аллахом и сосредоточились на Нём и их мысли и желания были связаны с Ним.
Они направили свои усилия в поклонении на деяния сердец — совершенствование любви, страха, надежды, упования и возвращения к покорности Ему через покаяние, обнаружив, что даже незначительное из того, что приходит к сердцам от Аллаха (Подразумевается вкладываемое Всевышним в сердце верующего стремление (варид) к поклонению и благим деяниям: оно возникает внезапно и побуждает верующего к благому и полезному для него), любимее для них, чем множество дополнительных телесных видов поклонения.
И если одному из них удаётся достичь сосредоточенности и к нему приходит ощущение близости к Аллаху или появляется стремление к Нему, смирение и осознание собственной ничтожности, он не променяет всё это ни на что иное, если, конечно, речь не идёт о велении.
Однако если приходит веление [то есть обязательное предписание], он спешит исполнить его, стараясь совместить своё подчинение внушаемому его сердцу Аллахом стремлению с исполнением этого веления. А если такой возможности нет, то он исполняет веление, даже если при этом упускает возможность подчиниться возникающей в его сердце тяге к совершению иных благих деяний.
Если же речь идёт о суннах, то здесь начинаются колебания. Если он может выполнять их [без ущерба для любимого им подчинению упомянутым стремлениям], то он так и делает. А в противном случае он смотрит, какое из дел самое весомое и угодное Аллаху: исполнение этого дополнительного вида поклонения, даже если при этом он упустит возможность подчиниться внушаемому его сердцу стремлению?.. Это может быть помощь нуждающемуся, указание дороги заблудившемуся, поддержка слабого, увеличение своей веры и так далее.
В подобных случаях следует выполнять наиболее весомые и значимые из дополнительных видов поклонения. Если человек совершает эти действия ради Аллаха, в стремлении к Нему и желая приблизиться к Нему, то даже если он упустит осуществление чего-то из внушаемых его сердцу стремлений, Аллах возместит ему упущенное в другое время, так что он осуществит их даже лучше обычного.
Если же стремление, внушаемое его сердцу, перевешивает дополнительные виды поклонения, то он должен уделить внимание им, пока это не сокроется от него, потому что осуществление этого стремления сердца в таком случае можно упустить, тогда как дополнительный вид поклонения он не упустит.
Эта тема требует от человека глубокого понимания того, как правильно идти по этому пути, знания степеней деяний и предпочтения более важных менее важным. А Аллах помогает в этом. Нет божества, кроме Него, и нет Господа, кроме Него.
См. "Фаваид"
ПОКЛОНЕНИЕ ЯЗЫКА
Существует пять видов поклонения, совершаемых языком. К обязательному относится произнесение двух свидетельств, чтение того из Корана, что читать обязательно, то есть того, без чего не будет действительной молитва, а также произнесение обязательных, предписанных Аллахом и Его посланником
ﷺ, слов поминания в молитве.
Так, предписано прославлять Аллаха во время поясных и земных поклонов. Также велено было произносить слова «Господь наш, и Тебе хвала!» после выпрямления после поясного поклона. Также велено было совершать ташаххуд и произносить такбиры.
К обязанностям языка относится и ответ на приветствия, что же касается обязательного обращения к кому-то с приветствием первым, то у ученых два мнения на этот счет.
К обязанностям языка относятся также побуждение к одобряемому и удержание от порицаемого, обучение невежественного, указание пути заблудившемуся, принесение свидетельства, которое обязан принести он, и правдивость в речах.
К желательному же поклонению относится чтение Корана, постоянное поминание Аллаха, совместное повторение и изучение полезного знания и тому подобное.
К запретным для языка действиям относится произнесение всего, что ненавистно Аллаху и Его посланнику ﷺ, например, произнесение нововведений, противоречащих тому, с чем Аллах направил к нам Своего Посланника ﷺ, призыв к ним, приукрашивание их и попытки утвердить их. Сюда же относится клевета и поношение мусульманина, нанесение ему обид любыми словами, а также ложь, лжесвидетельство, возведение навета на Аллаха без знания – на это наложен наиболее строгий запрет.
К нежелательным для языка действиям относится произнесение того, от произнесения чего лучше отказаться, чем произносить его, хотя оно и не влечет за собой наказания.
Наши праведные предшественники разошлись во мнениях относительно дозволенных слов: равносильно ли для языка произнесение их и отказ от их произнесения? У них два мнения на этот счет, упомянутые Ибн Мунзиром и другими. Первое мнение: всё, что произносит язык, становится доводом либо в его пользу, либо против него, и не бывает слов, которые не становятся доводом ни в его пользу, ни против него.
В качестве доказательства сторонники этого мнения приводят известный хадис: «Все слова потомка Адама – довод против него, а не в его пользу, за исключением того, что относится к поминанию Аллаха и угодного Ему» (Ибн Маджа; ат-Тирмизи).
Также они приводят в качестве довода то, что все слова человека записываются, и при этом известно, что записывается только благое и скверное.
Другая же группа сказала, что существуют разрешенные слова, произнесение которых не становится доводом ни в пользу человека, ни против него – как и в движениях, совершаемых органами тела.