ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 295
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Всевышний упомянул о милости, которую Он даровал верующим и которая выражалась в воинстве не из их числа, которое пришло к ним. Это спокойствие, которое выражалось в освобождении от тревоги и нервозности, которые не смогли вытерпеть даже такие люди, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) а было это в день Худайбии. Всевышний Аллах сказал, повествуя о милости Своей, которая выражалась в том, что Он ниспослал верующим это спокойствие тогда, когда они больше всего в нём нуждались: «Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом [в Худайбии]. Он знал, что у них в сердцах, и ниспослал им покой и вознаградил их близкой победой» (сура 48 «Победа», аят 18).
Всевышний Аллах знал, какие беспокойство и тревога были в их сердцах, когда неверующие курайшиты помешали им войти в Дом Аллаха и не позволили им зарезать жертвенный скот, и поставили им эти несправедливые условия. И их сердца содрогнулись, и они преисполнились невыносимого беспокойства. Всевышний знал, что в их сердцах, и укрепил их посредством спокойствия по милости и доброте Своей, ведь Он — Добрый, Ведающий. Аят может также иметь иное значение, а именно: что Он, Всевышний, знал, что в их сердцах вера, благо, любовь к Нему и к Его Посланнику, и укрепил их посредством этого спокойствия в тревожные для них минуты. Очевидно, что аят допускает оба толкования. То есть Он знал, что в их сердцах то, что требует ниспослания им этого спокойствия, и Он знал также о том благе, которое было в их сердцах и которое стало причиной ниспослания этого спокойствия. Затем Он сказал: «Вот неверующие поместили в своих сердцах заносчивость — заносчивость времён невежества, а Аллах ниспослал Своему Посланнику и верующим покои и возложил на них [или сделал неразлучным с ними] слово богобоязненности [свидетельство о том, что нет божества, кроме Аллаха]. Они заслуживали его более других и были достойны его. Аллах знает о всякой вещи» (сура 48 «Победа», аят 26). Поскольку заносчивость времён невежества требует соответствующих ей слов и дел, то Аллах поместил в сердца Своих приближённых спокойствие, которое являет собой противоположность этой заносчивости, а на языки их поместил слово богобоязненности, которое являет собой противоположность словам нечестия, которые влечёт за собой заносчивость времён невежества. Таким образом, долей верующих стало спокойствие в сердцах и слово богобоязненности на языках. А долей их врагов стала заносчивость времён невежества в сердцах и слово нечестия на их языках. Это спокойствие и это слово относились к воинствам Аллаха, посредством которых Аллах поддержал Своего Посланника и верующих, дабы они противостояли воинствам шайтана, которые в сердцах и на языках его приближённых. Бывает также спокойствие, которое нисходит на человека, когда он исполняет обязанности, которые налагает на него подчинённость Аллаху (‘убудиййа). Оно приносит смирение, покорность, потупление взора и сосредоточенность сердца на Всевышнем Аллахе. В результате человек осуществляет эту подчинённость сердцем и телом. А смирение — результат этого спокойствия и плод его. Смирение органов тела — результат смирения сердца. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), увидев человека, который теребил бороду во время молитвы, сказал: «Если бы сердце его было смиренно, то это смирение передалось бы и органам тела его» [Байхакы, Ибн Абу Шейба]. Ты можешь сказать: вот, мол, ты упомянул о видах этого спокойствия и о его результатах и приметах, а каковы же причины его? Я отвечу следующим образом. Причиной этого спокойствия является то, что рабом Аллаха настолько овладевает осознание того, что Аллах видит и слышит нас везде и всегда, что он как будто видит Его воочию. И усиление этого осознания влечёт за собой стыдливость, спокойствие, любовь, покорность, смирение, страх и надежду, которым не возникнуть без этого осознания. Осознание того, что Аллах видит и слышит нас везде и всегда, — основа деяний сердца и их опора, без которой им не быть. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) собрал основы деяний сердца и все их ответвления в одной фразе: «Ты должен поклоняться Аллаху так, будто ты видишь Его». Поразмышляй о каждом из положений религии и каждом из деяний сердца и обнаружишь, что это — его основа и источник.
См. [Илям аль-муваккы'ин]
КОГДА ТРЕБУЕТСЯ СПОКОЙСТВИЕ, НИСПОСЫЛАЕМОЕ ВСЕВЫШНИМ?
Раб Аллаха нуждается в этом спокойствии, когда к нему приходят наущения, противоречащие основам веры, дабы укрепить сердце и не дать ему уклониться от пути истинного. Также требуется оно, когда приходят наущения и мысли, направленные против деяний веры, дабы они не усиливались и не превращались в тревоги, стремления и желания, уменьшающие веру. Нужно это спокойствие и когда случается то, что внушает страх, дабы сердце могло проявить стойкость и успокоилось, и когда случается нечто, внушающее радость, дабы стремления человека не завели его так далеко, что они преступят предел и радость обернётся горечью и сожалением. Скольким людям Аллах даровал то, чему они порадовались, но потом эта радость завела их так далеко, что они преступили предел, из-за чего радость очень скоро обернулась горечью. А если бы ему была оказана помощь посредством этого спокойствия, из-за чего радость его была бы умеренной, то это означало бы, что Всевышний желает ему блага. А Аллах — Тот, Кто дарует успех. И когда случается то, что причиняет страдания, явное и тайное, человек остро нуждается в этом спокойствии. И какую же пользу приносит оно ему, какую помощь оказывает и насколько благие последствия влечёт за собой! Спокойствие, приходящее к человеку в подобных случаях, является признаком победы и осуществления желаемого и избавления от неприятного. А отсутствие этого спокойствия — признак противоположного. Дела обстоят либо так, либо так. А Аллах — Тот, к Кому обращаются за помощью.
См. [И'лям аль-муваккы‘ин]
ДОСТОИНСТВО ЧУЖДОСТИ И ЧУЖДЫХ
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ислам был чуждым и он снова станет чуждым, как был в начале. Блаженны же чу-ждые». Его спросили: «А кто такие чуждые, о Посланник Аллаха?» Он ответил:« Это которые остаются праведными, когда остальные люди нечестивы...» [Муслим, 145,146].
А в хадисе аль-А'маша от Абу Исхака от Абу аль-Ахваса от Абдуллаха ибн Масуда говорится, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ислам был чуждым вначале, и он снова станет чуждым, как был в начале. Блаженны же чуждые». Его спросили: «А кто такие чуждые, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Это покинувшие своих соплеменников» [Ибн Маджа, 3988; Ахмад].
А в хадисе Абдуллаха ибн Амра (да будет доволен Аллах им и его отцом) говорится: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал однажды, когда мы были у него: Блаженны чуждые!” Кто-то спросил: А кто такие чуждые, о Посланник Аллаха?” Он ответил: Немного праведных людей среди множества [других], и тех, кто ослушивается их, больше, чем покорных им”» [Ахмад].
‘Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, самые любимые из людей для Аллаха — чуждые». Кто-то спросил: «А кто такие чуждые?» Он ответил: «Которые бегут, спасая религию свою. Они будут собраны вместе с Исой ибн Марьям (мир ему) в Судный день» [Ахмад].
А в другом хадисе говорится: «Ислам был чуждым вначале, и он снова станет чуждым, как был вначале. Блаженны же чуждые». Его спросили: «А кто такие чуждые, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Это те, которые любят мою Сунну и обучают ей людей» [Байхакы].
Нафи ибн Малик сказал: «‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) вошёл в мечеть и обнаружил там Муаза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах), который сидел, повернувшись к дому Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и плакал. ‘Умар спросил: “Почему ты плачешь, о Абу ‘Абду-р-Рахман? Из-за гибели брата твоего?” Он ответил: “Нет, из-за хадиса, который рассказал мне мой любимый [то есть Посланник Аллаха] (да благословит его Аллах и приветствует), когда я был в этой мечети” Он спросил: “Что же это за хадис?” Он ответил: “<Поистине, Аллах любит незаметных, благочестивых, богобоязненных и невинных, которых никто не хватится в их отсутствие, которых никто не знает, когда они присутствуют. Сердца их — светочи истинного пути, и они уходят от каждой слепой и тёмной смуты>” [Ибн Маджа, 3989].
Это и есть чуждые, которым адресована похвала и которые заслуживают белой зависти. Поскольку среди людей их очень мало, их и назвали чуждыми. Ведь большинство людей не обладают упомянутыми качествами. Приверженцы ислама среди людей чужды, и верующие среди приверженцев ислама чужды, и обладающие знанием среди верующих чужды, и приверженцы Сунны, которые отличают её от страстей и нововведений, чужды. А призывающие к ней и терпеливо переносящие обиды противоречащих им ещё более чужды. Однако при этом они — истинные приближённые Аллаха и в этом смысле не являются чуждыми, поскольку они чужды лишь в сравнении с большинством людей, о которых Всевышний Аллах сказал: «Если ты станешь повиноваться большинству тех, кто на земле, они собьют тебя с пути Аллаха» (сура 6 «Скот», аят 116). Люди, упомянутые в аяте, чужды Аллаху, Его Посланнику и Его религии, и их чуждость — чуждость, внушающая отвращение, даже если они известны и занимают достойное место среди людей. Как говорится: Не тот чужестранец, чей дом далеко. А тот, от кого отдаляются, чуждый... Когда пророк Муса (мир ему) бежал от людей фараона и добрался до Мадаина в состоянии, о котором упомянул Аллах: в одиночестве, чужестранец, охваченный страхом и страдающий от голода, — он сказал: «Господи, одинокий, больной и чужеземец...» И ему было сказано: «О Муса! Одинок тот, у кого нет близкого, подобного Мне, болен тот, у которого нет лекаря, подобного Мне, и по-настоящему чужд тот, у кого нет связи со Мной»
См. [Мадаридж ас-саликин]
ВИДЫ ЧУЖДОСТИ
Существует три вида чуждости. Бывает чуждость приближённых Аллаха, приверженных Сунне Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) — они чужды среди остальных людей. Это чуждость, обладателей которой похвалил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). И он сообщил, что религия, с которой он пришёл, «была чуждой вначале и снова станет чуждой, как была вначале» и что «исповедующие её сделаются чуждыми». Эта чуждость может быть в разных местах, в разные эпохи и у разных людей, однако обладатели её — истинные приближённые Аллаха. Ведь они не ищут убежища ни у кого, кроме Аллаха, и не считают себя последователями кого-либо, кроме Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и они не призывают ни к чему, кроме того, что принёс он. Они расстались с людьми, несмотря на свою острую потребность в них. И когда в Судный день люди последуют за своими божествами, они останутся на месте и им будет сказано: «Не пойти ли вам туда, куда пошли люди?» Они ответят: «Мы расстались с людьми тогда, когда нуждались в них намного больше, чем сейчас, и сейчас мы ждём Господа нашего, Которому мы поклонялись». Эта чуждость не заставляет человека чуждаться правильного. Напротив, он тянется к тому, чего чуждаются многие люди, и чуждается того, к чему они тянутся. Его близкие — Аллах, Его Посланник и те, которые уверовали, даже если большинство людей будут при этом относиться к нему враждебно и отвернутся от него. А в хадисе аль-Касима от Абу Умамы говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, передавая от Господа своего: «Поистине, самым счастливым из Моих приближённых будет верующий, у которого мало имущества и небольшая семья, совершающий молитву должным образом, усердно поклоняющийся Господу своему, имеющий достаточный [для покрытия основных потребностей] удел, неизвестный среди людей, на которого не указывают пальцем, но он терпит всё это, пока не встретится с Аллахом, а потом приходит к нему смерть и он оставляет после себя скромное наследство и мало кто оплакивает его» [Ибн Маджа, 4117]. К этим чуждым относятся и люди, упомянутые в хадисе, который передаёт Анас: «Встречается порой человек с взъерошенными волосами и покрытый пылью, в двух ветхих одеждах, на которого никто не обращает внимания, но если бы он поклялся Аллахом, то Аллах непременно исполнил бы его клятву» [Муслим, 262270; Тирмизи, 3854].
А в хадисе, который Абу Идрис аль-Хауляни передаёт от Муаза ибн Джабаля, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не сообщить ли мне вам о царях обитателей Рая?» Они сказали: «Конечно, о Посланник Аллаха». Он сказал: «Это всякий слабый, покрытый пылью, в двух ветхих одеждах, на которого никто не обращает внимания, но если он поклянётся Аллахом, Аллах непременно исполнит его клятву» [Ибн Маджа, 4115].
Аль-Хасан сказал: «Верующий в этом мире подобен чужестранцу. Он не впадает в отчаяние, когда мир этот унижает его, и не стремится к величию в нём. Люди в одном положении, а он — в другом. Люди отдыхают от него, а он утомляется из-за души своей». К свойствам этих чуждых, которых обрадовал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), относится неуклонное соблюдение Сунны, когда люди отворачиваются от неё, и отказ от придуманного людьми, даже если для них это уже превратилось в обычай. Они исповедуют чистое единобожие, даже если большинство людей отвергают его. И они не привержены никому, кроме Аллаха и Его Посланника... Эти чуждые преданы одному лишь Аллаху посредством подчинённости Аллаху (убудиййа), а также Его Посланнику посредством следования исключительно тому, что он принёс. Эти люди действительно сжимают в руке раскалённый уголёк, тогда как большинство людей, и даже почти все они, упрекают их. Из-за этой их чуждости, из-за того, что они редки среди творений, люди считают их странными приверженцами отклонений и нововведений, отколовшимися от основной массы людей.
А слова Пророка ( да благословит его Аллах и приветствует) «Это покинувшие своих соплеменников» означают, что Аллах направил Своего Посланника к людям тогда, когда обитатели земли были приверженцами разных религий. Они поклонялись идолам, огню, изображениям и крестам. Среди них были иудеи, огнепоклонники и философы. И ислам в самом начале своего появления был чуждым. И принявшие ислам и внявшие Аллаху и Его Посланнику становились чуждыми в своей земле, в своём племени, среди членов своей семьи и своих соплеменников. Внявшие призыву ислама были не похожи на своих соплеменников. Они как бы отделились от своих племён и кланов и вошли в ислам. И они были по-настоящему чуждыми, пока ислам не обрёл силу, и призыв его не распространился, и люди не начали входить в него толпами, после чего они перестали казаться чуждыми.
А потом мало-помалу ислам снова начал исчезать и становиться чуждым, и в конце концов снова сделался столь же чуждым, как и в самом начале.