ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 296
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Более того, истинный ислам, который исповедовали Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижники, сегодня ещё более чужд, чем в самом начале своего появления, несмотря на то, что его приметы и ритуалы продолжают существовать и они известны. Истинный ислам весьма и весьма чужд, и исповедующие его весьма чужды среди людей. Да и как может эта единственная небольшая группа не быть чуждой среди 72 групп с множеством последователей, обладающих властью, представители которых занимают важные посты и всё их существование зиждется на противоречии тому, что принёс Посланник (да благословит его Аллах и приветствует)? Ведь то, что он принёс, противоположно их страстям, и наслаждениям, и ложным утверждениям, и нововведениям, которым они привержены и которые и есть их достоинства и деяния, и влечениям, которые являют собой предел их стремлений и желаний. Как же верующему, идущему к Аллаху путём следования Сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не быть чуждым среди тех, кто следует своим страстям, подчиняется скупости своей и при этом каждый из них считает своё мнение наилучшим? Как сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Побуждайте к одобряемому и удерживайте от порицаемого. А когда увидите, что люди повинуются скупости, следуют своим страстям и предпочитают этот мир миру вечному и что каждый человек считает своё мнение самым правильным, и увидите нечто такое, с чем ничего не сможете поделать, — тогда уже заботьтесь о себе и не обращайте внимания на остальных, ибо ждут вас дни терпения. В эти дни терпение будет подобно сжиманию в руке раскалённого угля» [Тирмизи; АбуДауд].
Поэтому искреннему мусульманину, который будет жить в те времена, обещана награда пятидесяти человек из числа сподвижников. Абу Са'лябу аль-Хушани сказал: «Я спрашивал Посланника Аллаха об аяте: “О те, которые уверовали! Позаботьтесь о себе. Если вы последовали прямым путём, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение”, и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Побуждайте к одобряемому и удерживайте от порицаемого. А когда увидите, что люди повинуются скупости, следуют своим страстям и предпочитают этот мир миру вечному и что каждый человек довольствуется своим мнением и считает его правильным, тогда уже заботьтесь о себе и не обращайте внимания на остальных, ибо ждут вас дни терпения. В эти дни терпение будет подобно сжиманию в руке раскалённого угля, и того, кто будет совершать благие дела в эти дни, ожидает награда пятидесяти человек, совершающих такие же дела”. Люди спросили: “О Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), награда пятидесяти из них?” Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: “Награда пятидесяти из вас”» [Абу Дауд, 4341].
Эта великая награда обещана такому человеку как раз из-за его чуждости среди людей и неуклонного следования Сунне в плотном мраке страстей и мнений. Если верующий, которого Аллах наделил глубоким пониманием религии, Сунны Его Посланника и Его Книги и показал ему страсти, нововведения и заблуждения, которым следуют люди, уклонившись от прямого пути, которому следовали Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижники, — если этот верующий желает следовать этим путём, то он должен быть готов к тому, что невежды и приверженцы нововведений станут очернять его, насмехаться над ним, отвращать от него людей и предостерегать их от него. Точно так же поступали их неверующие предшественники с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который следовал этим путём. Когда он призывает их к этому и начинает критиковать то, чего они придерживаются, они вскидываются, и ополчаются против него, и начинают расставлять ловушки для него, и налетают на него с конницей и пехотой своего предводителя.
Он чужд в том, что касается религии его, потому что их религии подверглись искажению. И он чужд в своём следовании Сунне, потому что они придерживаются нововведений. И он чужд в своих убеждениях, потому что их убеждения несостоятельны. И он чужд в молитве своей, потому что их молитва никуда не годится. И он чужд в пути, которым следует, поскольку их пути несостоятельны. И он чужд в приверженности своей, потому что они привержены противоположному. И он чужд в своих отношениях с ними, потому что он взаимодействует с ними не так, как желают они сами. Одним словом, он чужд в том, что связано с миром этим, и в том, то связано с миром вечным, и не находит среди абсолютного большинства людей помощника. Он — обладающий знанием среди невежд, приверженец Сунны среди приверженцев нововведений, призывающий к Аллаху и Его Посланнику среди призывающих к страстям и нововведениям, побуждающий к одобряемому и удерживающий от порицаемого среди людей, которые считают порицаемое одобряемым, а одобряемое — порицаемым. Второй вид чуждости — чуждость порицаемая. Это чуждость приверженцев ложного и нечестивцев среди приверженцев истины, чуждость среди представителей партии Аллаха, которые являются преуспевшими. Они являются чуждыми, несмотря на многочисленность сторонников и последователей, и они одиноки, несмотря на множество тех, кто рядом с ними. Они известны среди обитателей земли и неизвестны среди обитателей небес. Третий вид чуждости — общая. Она не является ни похвальной, ни порицаемой. Это пребывание вдали от родины. Поистине, все люди — чужестранцы в этом мире, поскольку это не постоянная их обитель и это не та обитель, для которой они были созданы. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ‘ Абдуллаху ибн ‘Умару (да будет доволен Аллах им и его отцом): «Будь в этом мире словно чужестранец или просто проходящий мимо» (Бухари, 6416). Всё так и есть, и человеку велено читать это сердцем своим и знать это наверняка. Да и как не быть рабу Аллаха чуждым в этом мире, ведь он находится в пути, и снять поклажу со своей верблюдицы ему предстоит, только когда он окажется среди обитателей могил. Он путник, даже когда он сидит.
См. [Мадаридж ас-саликин]
ОДИНОЧЕСТВО
Поскольку стремящийся следовать прямым путём стремится к тому, к чему большинство людей питает отвращение, и избирает для себя дорогу, на которой у него будет очень мало спутников, а люди устроены так, что им неприятно одиночество и они привыкли желать, чтобы кто-нибудь был рядом, Всевышний Аллах упомянул о спутниках на этом пути:
«пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники!» (сура 4 «Женщины», аят 69).
Он соединил путь со спутниками, которые следуют этим путём и которые облагодетельствованы Аллахом, дабы у ищущего руководство и стремящегося следовать прямым путём не возникало чувство одиночества и отделённости от других людей — своих современников, — и дабы он знал, что его спутники на этой дороге — облагодетельствованные Аллахом, и на него не оказывало никакого воздействия противостояние тех, кто не желает следовать этим путём: ведь эти противоречащие не имеют веса, хотя численность их велика.
Как сказал один из наших праведных предшественников: «Следуй путём истины, и пусть не пугает тебя малочисленность следующих этим путём. И остерегайся следовать путём ложного, и пусть не обольщает тебя множество пропащих».
И всякий раз, когда почувствуешь себя одиноким, вспомни об упомянутых выше спутниках и прилагай усилия, чтобы присоединиться к ним, и не смотри на остальных, ибо, поистине, они ничем не помогут тебе пред Аллахом. И если они обратятся к тебе во время твоего следования этим путём, то не оборачивайся на них, потому что, если ты обратишь на них внимание, то они схватят тебя и помешают тебе продолжать путь.
Следующие два примера были приведены для того, чтобы ты принял их к сведению и помнил о них.
Первый пример: человек, который вышел из дома, чтобы совершить молитву, не имея иных целей, и по дороге встретился ему шайтан из числа людей и сказал ему нечто неприятное. И он остановился и ответил ему, и они сцепились. И шайтан из числа людей может оказаться сильнее, одолеть его и помешать ему пойти в мечеть, так что он пропустит молитву.
А может статься, что этот человек окажется сильнее шайтана, однако это противостояние с ним задержит его так, что он уже не попадёт в первый ряд и его коллективная молитва уже не будет совершенной.
Если он обратит внимание на этого шайтана, тот ещё больше привлечёт его внимание и, возможно, это ослабит его решимость, а если он обладает знанием, то ускорит шаг свой так, чтобы возместить потерянное время или даже больше.
Если же он отвернётся от него и продолжит своё занятие, страшась пропустить молитву или потерять время, враг не сможет добиться от него желаемого.
Пример второй: газель бегает быстрее собаки, однако чувствуя, что собака бежит позади, газель поворачивается, замедляя при этом бег, и собака настигает её и хватает.
Целью упоминания этих спутников является избавление человека от чувства одиночества и побуждение его следовать этим путём и дальше, дабы в конце концов присоединиться к ним.
Это один из полезных выводов, которые можно сделать из ду'а-кунут: «О Аллах, веди нас прямым путём вместе с теми, кого Ты ведёшь...» То есть введи меня в их число и сделай нас спутниками друг для друга.
Ещё один полезный вывод, который можно сделать из этого ду'а: приближение к Нему посредством Его милостей и благодеяния Его по отношению к тем, кого Он облагодетельствовал Своим руководством: мол, Ты облагодетельствовал руководством Своим тех, кого Ты повёл прямым путём, и это было милостью от Тебя. Даруй же мне долю из этой милости и сделай меня одним из этих облагодетельствованных! Эго приближение к Аллаху посредством Его благодеяния.
Третий полезный вывод: это как просящий говорит щедрому: подай и мне среди тех, кому ты подал, и научи меня вместе с теми, кого ты научил, и сделай мне дооро, как и тем, на кого распространил ты своё благодеяние.
См. Мадаридж ас-саликин
ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ГРЕХИ МУСУЛЬМАН ДОВОДОМ ДЛЯ НЕВЕРУЮЩИХ?
Некий человек спросил: «Мы видим в вашей религии, что большинство мерзостей творится в среде наиболее знающих и глубоко понимающих религию прелюбодеяние, мужеложство, вероломство, зависть и скупость, обман и трусость, высокомерие и надменность, недостаток благочестия и твёрдой убеждённости, милосердия, мужества и пыла, а также малодушие, алчность к мирским благам, лень в отношении благих деяний... И эта ситуация указывает на ложность [ваших] слов».
Ответить можно следующим образом.
Во-первых, каким образом ослушание общин и последователей благородных посланников бросает тень на них самих? И разве это каким-то образом ставит под сомнение их пророческую миссию или меняет что-то в их послании? И разве кто-то, кроме посланников и пророков (мир им и благословение Аллаха), избежал разного рода грехов?
И разве можно отвергать их послания и обвинять их во лжи из-за того, что некоторые из их последователей ослушивались их? Разве это не будет отвратительным проявлением упрямства и фанатизма?
Такого человека можно сравнить с больным, которого искренний лекарь призвал к тому, благодаря чему он может исцелиться наилучшим образом, а он говорит: «Если бы ты был лекарем, то такой-то и такой-то не были бы больными». Неужели посланники обязаны исцелить всех больных, так чтобы на свете не осталось ни одного больного? Неужели хоть кто-то доходил до подобного упрямства и фанатизма в своём отношении к посланникам?
Во-вторых, грехи и ослушание встречаются во всех общинах, и так всегда было во всех категориях людей, будь то учёные или невежды, равнодушные к мирским благам или слова: «‘Узайр — сын Аллаха» (сура 9 «Покаяние», аят 30) И их слова: «Мы — дети Аллаха и любимцы Его» (сура 5 «Трапеза», аят 18).
И эти грехи не перевесят их слова: мол, Господь так плакал из-за потопа, что у Него заболели глаза и ангелы навещали Его. И их слова: мол, Господь кусал пальцы, раскаиваясь в этом. А также их слова: мол, Господь пожалел о том, что сотворил человечество, и Ему стало тяжко от этого, когда Он увидел их ослушание и несправедливость.
См. Хидай-ат аль-хайара
ПОЛЬЗА ГОСПОДА И ПОЛЬЗА ТВОРЕНИЙ
Ни одно творение не желает в первую очередь принести пользу тебе, но оно желает получить пользу от тебя. И тебе может нанести это вред, если любящий тебя не придерживается умеренности и справедливости, и обращаться к такому человеку — значит принести себе больше вреда, чем пользы.
Что же касается Всевышнего Господа, то Он обращается к тебе и любит тебя только ради тебя самого, и чтобы изначально ты получал пользу, а не для того, чтобы Он получил пользу от тебя. Он не получает никакой пользы от тебя, и обращаясь к Нему, ты приносишь пользу исключительно себе, и это не причиняет тебе никакого вреда.
Хорошо подумай об этом и учитывай это. Помня об этом, ты уже не будешь связывать надежды с творением или просить у него того, что принесёт тебе пользу, ибо творение ни за что не станет желать, чтобы в первую очередь ты получил от него пользу, — напротив, оно само желает получить пользу через тебя, рано или поздно.
Оно заботится о себе, а не о тебе, и желает получить пользу от тебя, а не принести пользу тебе. Задумайся же об этом, ибо это принесет тебе огромную пользу, отдохновение и заставит тебя отчаяться в отношении творений и закрыть для себя дверь подчинённости ('убудиййа) им и открыть для себя дверь подчинённости одному лишь Аллаху.
Как велика доля того, кто осознает это и будет учитывать!
Однако это не должно побудить тебя чуждаться людей, и быть чёрствым по отношению к ним, и отказаться от благодеяния по отношению к ним, и перестать терпеливо сносить наносимые ими обиды. Нет, делай им добро ради Аллаха, а не потому, что надеешься получить от них что-то. И подобно тому, как ты не боишься их, не связывай с ними и надежды свои.