ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 297
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Разъяснить это можно следующим образом. Большинство людей стремятся удовлетворить свои потребности за счёт тебя, даже если это причинит тебе вред, поскольку обладатель потребности заботится лишь о её удовлетворении, и его не волнует, что ты можешь пострадать из-за этого. Для большинства главное — что их потребность удовлетворена. Даже если этим они погубят твою земную жизнь или твою жизнь вечную — их это не волнует. Разумный человек, поразмышляв об этом, понимает, что на самом деле это вражда в образе дружбы, и что нет для человека благоразумного ничего хуже этой вражды.
Они хотят превратить тебя в подобие кузнечного меха, который надувается и сдувается ради того, чтобы приносить им пользу. Более того, если бы им было дозволено съесть тебя, они зарезали бы тебя, как режут овцу. Сколько раз они зарезают тебя без ножа ради своих потребностей, и сколько раз они превращают тебя в мост, посредством которого они могут добраться до желаемого, а ты ничего не чувствуешь. И сколько раз продаёшь ты свою жизнь вечную ради их мирских благ, сам того не зная или даже зная. И сколько раз продаёшь ты свою долю от Аллаха за их доли от тебя и остаёшься с пустыми руками.
Сколько благ мира этого и мира вечного они заставляют тебя упустить, отрезая тебя от них и отделяя. Они отрезают тебе дорогу к твоей изначальной обители, в которую ты призван. И при этом они говорят: мол, мы — твои любимые и слуги твои, мы сторонники и помощники твои, заботящиеся об интересах твоих.
Клянусь Аллахом, они лгут! На самом деле они враги в образе друзей, и враждующие с тобой в образе настроенных мирно, и разбойники в образе помощников. Проси же, проси же защиты у Аллаха, Который помогает и не просит о помощи:
«О те, которые уверовали! Поистине, среди ваших жён и ваших детей есть недруги вам. Остерегайтесь их» (сура 64 «Взаимный обман», аят 14).
«О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. Ведь те, которые поступают таким образом, окажутся потерпевшими убыток»73 (сура 63 «Лицемеры», аят 9).
Будет счастлив и получит прибыль тот, кто обращался к Аллаху вместо них и не обращался к ним вместо Аллаха, боялся Аллаха в своем отношении к ним и не боялся их в том, что касается Аллаха, стремился к довольству Аллаха за счёт недовольства их и не стремился к их довольству за счёт недовольства Его. [Будет счастлив и останется в выигрыше] и тот, кто помнил о том, что Аллах видит и слышит его везде и всегда, в своих отношениях с людьми, но не обращал внимания на то, что они видят и слышат его, когда речь шла об Аллахе, и предпочитал Аллаха им и не предпочитал их Аллаху, и умертвил страх, надежду и любовь к ним в сердце своём, оживив при этом любовь к Аллаху, страх перед Ним и надежду на Него.
Это будет записано как довод против них, и его отношение к ним станет для него чистой прибылью, при условии, что он станет терпеливо переносить наносимые ими обиды и сделает это для себя доходом, а не упущением, прибылью, а не убытком.
Разъяснить это можно следующим образом. Никто из творений не способен отвести от тебя вред, кроме как с позволения Аллаха, по воле Его, в соответствии с предопределением Его и осуществлением Им этого предопределения. На самом деле никто не приносит благо и не отводит вред, кроме Него:
«Если Аллах коснётся тебя вредом, то никто, кроме Него, не избавит тебя от него. Если Он пожелает одарить тебя добром, то никто не отвратит Его милости. Он одаряет ею того из Своих рабов, кого пожелает» (сура 10 «Юнус», аят 107).
А Пророк да благословит Его Аллах и приветсвует сказал 'Абдуллаху ибн ‘Аббасу (да будет доволен Аллах им и его отцом): «И знай, что, если все творения соберутся вместе, чтобы принести тебе пользу, они не принесут тебе никакой пользы, кроме той, которую Аллах предопределил тебе, и если они соберутся для того, чтобы навредить тебе, то они не причинят тебе ни какого вреда, кроме того, который предопределил тебе Аллах» [Тирмизи].
Если положение творений таково, то очевидно, что бояться их или связывать с ними надежды не имеет смысла. А Аллах знает обо всём лучше.
См. [Тарик аль-хиджратейн]
ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ
Причина её — свет, который Аллах вкладывает в сердце раба Своего, благодаря чему тот различает истину и ложь, важное и пустое, правдивого и лжеца.
Если же говорить о сути её, то она представляет собой некую мысль, которая бросается на сердце, прогоняя противоположное ей. Она бросается на сердце так, как бросается лев на свою добычу.
Эта проницательность зависит от силы веры: чем сильнее вера, тем больше проницательность.
Абу ‘Амр ибн Нуджайд сказал: «Шах аль-Кирмани был крайне проницательным человеком и не ошибался. Он говорил: “Кто отводил взор свой от запретного, удерживал душу свою от следования страстям, преображал внутреннюю сущность свою посредством осознания того, что Аллах видит его везде и всегда, а внешнее положение своё посредством следования Сунне, и привык питаться дозволенным, тому его проницательность не даст ошибиться”».
Абу Джа'фар аль-Хаддад сказал: «Проницательность — начало мысли без того, что противоречило бы ей, а когда появляется то, что противоречит ей, из той же области, то это уже мысль и нашёптывания души».
Абу Хафс ан-Нейсабури сказал; «Ни у кого нет права говорить о наличии у себя этой проницательности, однако человеку следует остерегаться проницательности других, потому что Пророк да благословит Его Аллах и приветствует, сказал: «Остерегайтесь проницательности верующего, ибо, поистине, он смотрит при помощи света от Аллаха» [Тирмизи, 3127].
Он не сказал: мол, применяйте проницательность свою, так как может говорить о наличии у него этой проницательности тот, кому было предписано остерегаться чужой проницательности?
Ахмад ибн 'Асым аль-Антаки сказал: «Когда сидите вместе с праведными, то будьте правдивы с ними, ибо, поистине, они — соглядатаи сердец. Они входят в ваши сердца и выходят так, как вы и не предполагаете».
Джунайд однажды говорил с людьми, и возле него встал юноша-христианин, который скрывал своё вероисповедание. Он сказал: «О шейх, что означают слова Пророка да благословит Его Аллах и приветствует "Остерегайтесь проницательности верующего, ибо, поистине, он смотрит при помощи света от Аллаха”?» Джунайд опустил голову, а потом поднял её и сказал: «Прими ислам. Пришло тебе время принять ислам». И юноша принял ислам.
В одном из древних писаний сказано: «Поистине, правдивейший не ошибается в своей проницательности».
Ибн Масуд да будет доволен Им Аллах сказал: «Наиболее проницательны трое. Это вельможа в истории Юсуфа мир Ему, который сказал своей жене: “Относись к нему хорошо. Быть может, он принесёт нам пользу, или же мы усыновим его” (12:21). И дочь Шу'айба, которая сказала отцу о Мусе: “Найми его на работу" (26:26). И Абу Бакр, который назначил ‘Умара своим преемником». А в другой версии говорится: «И жена фараона, которая сказала: “Вот услада очей для меня и тебя. Не убивайте его! Быть может, он принесёт нам пользу, или же мы усыновим его" (26:9)».
Абу Бакр ас-Сыддик да будет доволен Им Аллах был самым проницательным представителем мусульманской общины. За ним следует 'Умар ибн аль-Хаттаб и проявления его проницательности широко известны. Поистине, о чём бы он ни сказал: «Я думаю, что это так», — это на самом деле оказывалось так. В качестве доказательств его проницательности достаточно согласия Господа с ним в хорошо известных случаях.
Как-то раз мимо него проходил Савад ибн Кариб. 'Умар не знал его, но сказал: «Если я не ошибаюсь, то этот человек прорицатель или же он занимался предсказаниями во времена невежества». Когда же тот сел перед ним и 'Умар повторил ему это, тот воскликнул: «Пречист Аллах! О повелитель верующих, ты никому из своих собеседников не говорил того, что сказал мне». 'Умар сказал ему: «То, что было у нас во времена невежества, ещё хуже... Так что сообщи мне о том, о чём я спросил тебя». Он ответил: «Ты прав, о повелитель верующих, я был прорицателем во времена невежества». И он рассказал ему всю историю.
'Усман ибн 'Аффан также обладал проницательностью. Анас ибн Малик да будет доволен Им Аллах сказал: «Как-то я зашёл к ‘Усману ибн ’Аффану, а по дороге я увидел женщину, красота которой привлекла моё внимание, и ‘Усман сказал: “Заходит к нам один из вас, а в глазах его — след прелюбодеяния” Тогда я сказал: "Разве может быть откровение после [кончины] Посланника Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует» Он ответил: “Нет, но есть прозорливость, довод и проницательность».
Проницательность сподвижников (да будет доволен Аллах ими всеми) — самая верная проницательность.
Основой этой проницательности является жизнь и свет, которые Всевышний Аллах дарует кому пожелает из Своих рабов, и сердце его оживает и озаряется, и его проницательность почти не подводит его.
Всевышний Аллах сказал;
«Разве тот, кто был мертвецом, и Мы вернули его к жизни и наделили светом, благодаря которому он ходит среди людей, подобен тому, кто находится во мраках и не может выйти из них?» (сура 6 «Скот», аят 122).
Он был мёртвым из-за неверия и невежества, и Аллах оживил его посредством веры и знания, и сделал для него Коран и веру светом, которым он освещает себе путь среди людей. С помощью этого света он идёт в темноте. А Аллах знает обо всём лучше.
См. [Мадаридж ас-саликин]
ГЛАВА ШЕСТАЯ
Испытания
ИСПЫТАНИЯ — ПУТЬ К ВЫСОЧАЙШЕМУ ПОЛОЖЕНИЮ
Если ты задумаешься о мудрости Всевышнего, которая проявилась в тех испытаниях, которым Он подвергает Своих рабов, включая наилучших из них, ведя их к величайшим целям и прекраснейшему завершению, которых не достичь кроме как посредством испытаний... Испытания — своеобразный мост, и попасть в Рай можно, только пройдя по нему. Эти испытания были их путём и почётом для них. Внешне это выглядит как испытания, однако по сути своей это милость, благо и дар. Сколько у Аллаха величайших благ и даров, которые приходят к Его творениям через испытания! Задумайся о положении нашего праотца Ибрахима (мир ему), предводителя исповедующих единобожие и пророков, халиля Господа миров. Посмотри же, какие плоды принесли постигшие его испытания, а также его терпение и готовность пожертвовать собой ради Аллаха. Посмотри, к чему привела его готовность пожертвовать жизнью и отстаивать свою религию — к тому, что Аллах избрал Его Своим халилем и велел Своему Посланнику и халилю Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) следовать его религии. Обрати внимание только на одно проявление почёта, который оказал ему Всевышний, когда испытал его велением принести в жертву сына: Он воздал ему за готовность пожертвовать сыном во исполнение веления Аллаха тем, что сделал потомство его благодатным и многочисленным, так что потомки пророка Ибрахима (мир ему) заполнили равнины и горы. Никто не способен превзойти Аллаха великодушием и щедростью, ибо Он — Наищедрейший. И кто отказался от чего-то ради Него или сделал что-то ради Него, тому Аллах дарует во много раз больше того, от чего он отказался или того, что он совершил ради Него. Воздаяние Его будет во много раз превышать деяние раба. Когда Он повелел Ибрахиму ( мир ему) принести в жертву сына и тот поспешил приступить к исполнению этого веления и сын покорился, восприняв это с довольством и смирением, Аллаху было известно об их правдивости и верности, и Он послал в качестве искупительной жертвы огромного барана и даровал им то, что даровал, из милости Своей. И среди Его даров было и то, что Он сделал благодатным их потомство, так что потомки их наполнили землю. Под отпрыском в данном случае понимается потомство и многочисленность его. Поэтому Ибрахим (мир ему) сказал: «Господи, одари меня потомством из числа праведников!» (сура 37 «Стоящие в ряд», аят 100).
«Господи! Включи меня и часть моего потомства в число тех, кто совершает молитву» (сура 14 «Ибрахим», аят 40).