ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 263

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Оно упускает то, в чем польза для него, занимаясь людьми и отвлекаясь на них и их дела, и мысли его распыляются, следуя за их потребностями и желаниями. Что же остается от него после этого для Аллаха и мира вечного?.. Сколько бед приносит чрезмерное общение с людьми и скольких благ оно лишает человека, сколько испытаний приносит и сколько милостей отвращает, сколько горя и несчастий приносит с собой! Именно люди становятся пагубой для людей. Было ли что-то более вредное для лежащего на смертном одре Абу Талиба*, чем скверные товарищи? Они наседали на него до тех пор, пока не отвратили его от произнесения слов, которые обеспечили бы ему вечное счастье.

Это общение, в основе которого лежит некая симпатия в этом мире и получение мирской пользы друг от друга, на самом деле оказывается враждой, когда все встает на свои места, и тогда человек кусает локти в отчаянии и горьком сожалении. Как сказал Всевышний Аллах: «В тот день несправедливый станет кусать свои руки и скажет: «Лучше бы я последовал путем Посланника! О горе мне! Лучше бы я не брал такого-то себе в друзья! Это он отвратил меня от Напоминания (Корана) после того, как оно дошло до меня» (Сура 25 «Различение», аяты 27-29). И Всевышний Аллах сказал: «В тот день врагами станут вся любящие друзья, кроме богобоязненных»** (Сура 43 «Украшения», аят 67). Пророк Ибрахим сказал своим соплеменникам: «Вы стали поклоняться идолам вместо Аллаха только из-за любви (или ради любви) друг к другу в мирской жизни. Но потом в День воскресения, одни из вас станут отвергать и проклинать других. Вашим пристанищем будет Огонь, и не будет у вас защитников» (Сура 29 «паук», аят 25).

Таково положение всех обладателей общей корыстной цели: они относятся друг к друга с симпатией до тех пор, пока вместе участвуют в ее достижении. А когда цель эта остается в прошлом, они начинают горько сожалеть и испытывают печаль и боль, а симпатия превращается во взаимные ненависть, проклятия и порицания.

Это происходит, когда цель эта оборачивается печалью и мучениями. Мы наблюдаем это в этом мире: каково положение соучастников в позорном деянии, когда их хватают и подвергают наказанию. Когда люди сотрудничают в ложном и именно оно лежит в основе их взаимной симпатии, эта симпатия непременно превратится в ненависть и вражду.

Полезное общение – это когда ты общаешься с людьми и участвуешь вместе с ними в благом. Это может быть пятничная и коллективная молитва, праздники и хадж, приобретение знания, усердие на пути Аллаха и обмен благими советами. И при этом ты должен отдаляться от них в скверном и в излишествах в дозволенном.


Если же человек находится с людьми, когда они совершают нечто скверное, и у него нет возможности избежать этого, то он должен остерегаться соглашаться с ними в том, что они делают. И он должен терпеливо перенести наносимые ими обиды, потому что они непременно станут обижать его, если у него не будет силы и помощников. Однако за обидами и страданиями последуют величие, любовь и возвеличивание и похвала в его адрес от людей вообще, от верующих в частности и от Господа миров. А потакание им влечет за собой унижение, ненависть и порицание с их стороны и со стороны верующих, и от Господа миров.

Терпеливое перенесение обид, наносимых людьми, лучше иного образа действий и приносит человеку больше пользы и блага в итоге.

Если же человеку приходится пребывать в людьми, когда они предаются чрезмерности в дозволенном, то он должен приложить усилия для того, чтобы превратить подобное собрание в покорность Аллаху по мере возможности, поощряя самого себя и укрепляя сердце свое. И он не должен обращать внимания на наущения шайтана, который попытается отвратить его от этого посредством внушения, что это, мол, совершения деяний напоказ и стремление продемонстрировать свои знания и показать себя, и так далее в том же духе. Пусть же он борется с шайтаном, испрашивает помощи у Аллаха и оказывает на этих людей благотворное влияние по мере своих возможностей.

Если же у него нет возможности сделать это, пусть он отделит сердце свое от их сердец подобно тому, как вытаскивают из теста попавший в него волос. Пусть он будет среди них присутствующим и отсутствующим одновременно, близким и далеким, спящим и бодрствующим. Пусть он смотрит на них и не видит их, пусть он слышит их слова, но не внимает им. Ведь он забрал от них свое сердце и поднял его в высшее небесное общество, и оно летает вокруг Трона вместе с высшими пречистыми духами. Это очень трудно для душ, однако просто для тех, кому Аллах облегчает это.

Он должен быть искренне преданным Всевышнему Аллаху, постоянно испрашивать у Него защиты и смиренно простираться у врат Его. В этом способна помочь лишь искренняя любовь и постоянное поминание сердцем и языком. И он должен остерегаться четырех пагуб, о которых мы упомянем позже. И это недостижимо без благих запасов и силы, даруемой Всевышним Аллахом, и искренней решимости и освобождения от привязанности к кому бы то ни было, кроме Всевышнего Аллаха. А Всевышний Аллах знает обо всем лучше.



См. «Мадаридж ас-саликин»


ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Разное

КАЧЕСТВА ВЕРУЮЩЕГО

У него одни устремления, у людей – другие. Он покорен, скромен, у него здравое сердце и он легко подчиняется истине, и его сердце быстро устремляется к поминанию Аллаха. И он далек от ложных утверждений, он не утверждает ничего ложного ни своим языком, ни своим сердцем, ни своим положением. Он равнодушен ко всему, кроме Аллаха, и он стремится ко всему, что приближает его к Аллаху. Он близок к людям, но одновременно очень далек от них, он тянется к тому, от чего отдаляются они, и отдаляется от того, к чему тянутся они, и один идет по дороге, ведущей к этому …

Он не радуется тому, что имеет, и не жалеет о том, чего у него нет. Собеседник его радуется ему; и тому, кто посмотрит на него, вид его напоминает о Всевышнем Аллахе. Он не становится обузой для людей, и он терпеливо переносит наносимые ими обиды и не наносит обид им, и он относится к ним чистосердечно, давая им благие советы. И он предоставляет им честь свою и душу свою, не требуя никакого возмещения, и не по причине униженности и слабости.

Он не вмешивается в то, что его не касается, и не скупится на то, чего у него вдоволь. Ему присущи правдивость, целомудрие, альтруизм, скромность, кротость, спокойствие и выдержка. Делая людям добро, он не ждет от них никакого возмещения и похвалы, и он не упрекает, не вступает в споры, ни от кого ничего не требует, не считает, что кто-то ему чем-то обязан и что у него есть превосходство над кем-то. Он занимается своим делом, оказывает почет братьям по вере, бережливо относится к своему времени и оберегает язык свой.

См. «Тарик аль-хиджратейн»

СТЫДЛИВОСТЬ

Задумайтесь об этом нравственном качестве, присущем исключительно человеку, в отличие от животных. Это стыдливость, которая относится к лучшим и наиболее достойным из нравственных качеств, самым великим и самым полезным. Это особенность человека, и у кого нет стыдливости, у того нет ничего человеческого, кроме плоти и крови и внешнего вида,и нет в нем никакого блага.

Если бы не это качество, то не оказывали бы гостеприимство гостю, не выполнялись бы обещания, не оправдывалось бы доверие, не исполнялись бы просьбы, и человек не стремился бы к прекрасному и не предпочитал бы его и не отвергал бы отвратительное, не скрывал бы аурат и не воздерживался бы от мерзости.


Многие люди не исполняли бы ни одной из своих обязанностей, если бы не стыдливость. Они не соблюдали бы права творений, не поддерживали бы родственные связи, не уважали бы родителей, поскольку побудительный мотив для подобных действий может быть либо религиозный – надежда на награду в мире вечном, - либо тоже возвышенным, но мирским. Это стыдливость человека перед творениями.

Таким образом, если бы не стыдливость либо перед Творцом, либо перед творениями, человек не совершал бы эти действия.

В хадисе сказано: «Стыдитесь пред Аллахом истинной стыдливостью». Люди спросили: «А что такое истинная стыдливость?» Пророк ответил: «Она заключается в том, чтобы оберегать голову с ее содержимым и чрево с его содержимым, и вспоминать могилы и испытания» (Тирмизи, 2458).

И Посланник Аллаха Да благославит Его Аллах и приветствуетсказал: «Если не стыдишься, делай, что хочешь» (аль-Бухари, 3484).

Наиболее правильное толкование к этому хадису – толкование Абу Убайда и большинства ученых, согласно которому эта угроза, подобная словам Всевышнего: «Делайте, что хотите!» (Сура 41 «Разъяснены», аят 40). А также Его слова: «Ешьте и наслаждайтесь недолго!» (Сура 77 «Посылаемые», аят 46).

А другая группа ученых сказала, что это разрешение, дозволение, и слова эти означают: мол, если собираешься сделать что-то, то посмотри, прежде чем приступить к этому делу, стыдно ли тебе пред Аллахом и перед людьми делать это, и если да, то не делай этого. Если же ты не чувствуешь стыда, то можешь совершить данное действие, ибо скверным оно не является.

Я же считаю, что эти слова имеют вид требования, но заключают в себе смысл сообщения, и они подобны словам: «Кто не испытывает стыда, творит, что ему заблагорассудится». То есть это не разрешение и не просто угроза. Это сообщение, и смысл его таков: поистине, от совершения скверных поступков человека удерживает стыдливость, и тот, кто не знает стыда, творит, что захочет.

См. «Мифтах дар ас-саада»

ДЕСЯТЬ  РАЗНОВИДНОСТЕЙ  СТЫДЛИВОСТИ

Существует десять разновидностей стыдливости.

1 - Это стыдливость, вызванная преступлением,

2 - стыдливость, вызванная упущением,

3 - стыдливость, вызванная возвеличиванием,

4 - стыдливость, вызванная великодушием,