ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 316
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Слова его – свет, вход его – свет, выход его – свет, и деяния его – свет. Когда он молчит, то (вид его) внушает почтение, а когда он говорит, слова его покоряют сердца и слух.
А высокомерие – это одно из следствий самолюбования и выхода за рамки дозволенного, и исходит оно из сердца, наполненного невежеством и несправедливостью. Подчиненность Аллаху (убудийя) покинула его, и пала на него ненависть Всевышнего. Он смотрит на людей искоса, ходит среди них кичливо и в своих отношениях с людьми демонстрирует эгоизм, а не альтруизм и беспристрастность.
Его мысли где-то далеко, и он никого не приветствует первым при встрече, а отвечая людям, он считает, что оказывает им величайшую милость, на лице нет приветливого и радушного выражения, и им не дождаться от него благонравия.
Он не считает, что у него есть какие-то обязанности перед кем-то, тогда как у людей есть обязанности перед ним. Он не считает, что он перед кем-то в долгу, но убежден, что это люди в долгу перед ним. И он все больше отдаляется от Аллаха и все больше роняет себя в глазах людей, и они все больше ненавидят его.
См. «ар-Рух»
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ЩЕДРОСТЬЮ И РАСТОЧИТЕЛЬСТВОМ
Различия между щедростью и расточительством заключаются в том, что щедрый человек мудр и он даёт там, где это уместно, тогда как расточитель, напрасно растрачивающий своё имущество, хоть и может давать порой там, где это требуется, однако очень часто он отдаёт свои средства там, где этого делать не следует. Разъяснить это можно следующим образом.
Всевышний Аллах по мудрости Своей сделал так, что с имуществом связано два вида прав: права обозначенные и остальные.
Права обозначенные — это, например, закят и содержание тех, кого человек обязан содержать. Остальные права — это, например, право гостя, возмещение дарителю его подарков, средства, расходуемые на оберегание чести, и так далее. Щедрый, расходуя, имеет своей целью соблюдение этих прав самым совершенным образом, причём делает он это добровольно, с довольством, надеясь, что Аллах заменит ему то, что он отдаёт, чем-то лучшим и дарует ему благую награду в мире вечном. Он расстаётся с этим имуществом со спокойным сердцем и душа его щедра, и в груди своей он ощущает простор. В отличие от расточителя, который, тратя на удовлетворение своих страстей и осуществление своих прихотей, гребёт своё имущество горстями, ничего не рассчитывая и не задумываясь о том, на пользу ли ему эти траты — это если и бывает у него, то лишь изредка.
Первый подобен тому, кто, бросая семена в землю, старается выбрать для них подходящее место — плодородную землю. Такой человек не считается ни расточителем, ни глупцом.
А второй подобен тому, кто бросает семена на солончаке или в неплодородную почву, и даже если он бросает семя в плодородную почву, то сразу охапками, так что они оказываются друг на друге. В первом месте семена пропадут, а во втором, где они оказались друг на друге, придётся вырвать часть всходов, чтобы остальные могли расти, а иначе земля не сможет взрастить их.
Всевышний Аллах безусловно щедр. Более того, любая щедрость в высшем и низшем мирах по сравнению с Его щедростью меньше капли по сравнению со всеми морями на земле, и она — от Его щедрости. И вместе с тем Он ниспосылает, что пожелает, в определённых количествах, и Его щедрость не вступает в противоречия с мудростью Его. Он дарует там, где это требуется, хотя многие люди не понимают, что именно здесь требуется это даяние. Аллах знает, куда поместить милость Свою, и знает, где для неё наиболее подходящее место.
См. [Ар-Рух]
РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ СМЕЛОСТЬЮ И ДЕРЗОСТЬЮ
Различия между смелостью и дерзостью заключаются в том, что смелость проявляется сердцем и она представляет собой его стойкость и спокойствие в присутствии того, что внушает страх. Это качество, рождающееся от терпения и благих мыслей об Аллахе. Когда человек рассчитывает на победу и ему помогает терпение, он проявляет стойкость. А трусость рождается от скверных мыслей об Аллахе, отсутствия терпения. Человек не ждёт победы, и [у него нет] терпения, которое помогло бы ему.
Основа трусости — скверные наущения души, и зарождается она в лёгких. Когда у человека появляются скверные ожидания, лёгкие его раздуваются и начинают теснить сердце и давить на него, поколебав тем самым его устойчивость. Оно содрогается и сотрясается из-за беспокойства, которое причиняют ему лёгкие, и давления, которому они подвергают его.
Поэтому в хадисе ‘Амра ибн аль-'Аса Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Самое худшее из того, что бывает в человеке — трусость, смещающая [сердце], и скупость, внушающая страх и печаль» [Абу Дауд, 2511; Ахмад].
Трусость названа смещающей, потому что она смещает сердце с его места, раздувая лёгкие.
Как сказал Абу Джахль 'Утбе ибн Раби'а в день битвы при Бадре: «Раздулись лёгкие твои!» Когда сердце смещается со своего места, человек перестаёт соображать, и органы тела приходят в расстройство, и человек начинает действовать не так, как следовало бы.
Смелость — это жар сердца, его гнев, восстание и стойкость. Увидев его в таком состоянии, органы тела начинают помогать ему, потому что они — его слуги и воины. И если оно поворачивает вспять, то то же самое делают и его воины.
А дерзость — это стремление вперёд, причиной которого является легкомыслие и то, что человек не думает о последствиях своих действий. Более того, он устремляется вперёд там, где этого делать как раз не следует, и не смотрит на препятствия и на то, пойдёт ли это на пользу душе его или нет.
См. [Ар-Рух]
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ПРОЗОРЛИВОСТЬЮ И ПРЕДПОЛОЖЕНИЯМИ
Различия между прозорливостью и предположениями заключаются в том, что предположения могут быть правильными и ошибочными, и они могут возникать на фоне и мрака сердца, и света его, и чистоты его и скверны его. Поэтому Всевышний Аллах повелел избегать многих из них и сообщил, что некоторые из них являются грехом.
Что же касается прозорливости, то Всевышний похвалил её обладателей в Своих словах: «Поистине, в этом — знамения для зрячих» (сура 15 «Хиджр», аят 75).
Ибн 'Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) и другие сказали: «То есть прозорливых».
Всевышний Аллах сказал: «Неосведомлённый считает их богачами по причине их скромности. Ты узнаешь их по приметам» (сура 2 «Корова», аят 273).
И Всевышний Аллах сказал:
«Если бы Мы пожелали, то показали бы их тебе, и тогда ты узнавал бы их по их приметам. Но ты непременно узнаешь их по оговоркам» (сура 47 «Мухаммад», аят 30).
Истинная прозорливость есть у сердца чистого, очищенного от всякой скверны, близкого к Аллаху. Он смотрит с помощью света Аллаха, который Он поместил в сердце его.
Абу Саид передаёт, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Остерегайтесь прозорливости верующего, ибо он смотрит с помощью света от Аллаха» [Тирмизи, 3127].
Эта прозорливость является следствием его близости к Аллаху, ибо, поистине, когда сердце приближается к Аллаху, устраняются скверные препятствия, мешавшие ему познавать и воспринимать истину. Он получает свет из источника, близкого к Всевышнему, соответственно своей близости к Нему. И светом этим он может пользоваться соответственно своей близости к Нему. В этом свете он видит то, чего не видит далёкий [от Аллаха] и отделённый [от этого света].
В достоверном хадисе-кудси от Абу Хурайры Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, передавая от Господа своего: «Самым любимым для Меня из всего, что делает раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является то, что Я вменил ему в обязанность. И будет раб Мои стараться приблизиться ко Мне, желая больше положенного (навафиль), пока Я не полюблю его. Когда же Я полюблю его, стану его слухом, посредством которого он будет слушать и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет брать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить»[Бухари].
Всевышний Аллах сообщил, что, когда человек с старается приблизиться к Нему, это помогает ему снискать Его любовь. И когда Аллах полюбит его, то Он приближается к его слуху, зрению, рукам и ногам, и он будет слышать, видеть, брать и ходить с Его помощью. И сердце его уподобляется чистому зеркалу, в котором истины отражаются такими, какие они есть на самом деле, и его прозорливость почти никогда не подводит его. Поистине, когда раб видит с помощью Аллаха, он видит всё таким, какое оно есть на самом деле, и когда он слышит с помощью Аллаха, он слышит всё таким, какое оно есть на самом деле. И это не относится к сокровенному. Знающий сокровенное внушает истину сердцу близкому, которое радуется свету Его и не занимает себя гравировками лжи, измышлении и наущений, которые мешают видеть истину.
Когда сердце заливает этот свет, он идёт дальше, распространяясь на органы тела. Он идёт от сердца к глазу, и глаз видит настолько, насколько позволяет ему этот свет.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) видел своих сподвижников, стоявших во время совершения молитвы позади него, так же, как видел он их перед собой.
И он видел воочию Иерусалим, находясь в Мекке.
И он видел дворцы Шама и ворота Саны и Мадаин хосроя, когда находился в Медине и копал ров. И он, находясь в Медине, видел негуса, который умер в Эфиопии, и вышел и совершил молитву по нему.
И он видел своих командующих в Муте, когда они погибли там, а он в это время находился в Медине. А ‘Умар увидел Сарию с его воинами мусульманами в Нихавенде, в Персии, когда они сражались с врагом, и даже крикнул ему: «О Сария! Гора!»
И к нему зашло несколько человек из Мазхиджа, и среди них был аль-Аштар ан-Наха'и. И он поднял глаза и внимательно посмотрел на него, а потом спросил: «Кто это среди вас?» Они ответили: «Малик ибн аль-Харис». Он же сказал: «Что это с ним, да погубит его Аллах, поистине, я вижу, что будет у мусульман из-за него тяжкий день». И ‘Амр ибн ‘Убайд зашёл к аль-Хасану и сказал: «Это господин юношей, если не совершит он ничего дурного...»