ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 314

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, он отрекся от того, кто отказывается следовать его Сунне и поклоняется Аллаху посредством оставления тех благ, которые Аллах сделал дозволенными для Своих рабов, считая отказ от этих благ поклонением. Такой человек не различает свои обязанности и права.

Пример второй: человек, который поклоняется Аллаху посредством действий, которые являются нововведениями. Он считает, что они приблизят его к Аллаху и помогут ему открыть для себя Божественные истины. Однако ничего подобного не произойдет без сопутствующих обстоятельств. И он поклоняется Аллаху, создавая эти обстоятельства посредством совершения определенных действий и отказа от совершения других. И он считает это своей обязанностью, тогда как на самом деле это его право и он имеет полное право эти действия не совершать.

См. «Мадаридж ас-саликин»

УКАЗАНИЯ, ПОЛУЧАЕМЫЕ ВО СНЕ

Сновидения – одна из частей пророчества и одна из разновидностей откровения, основанная на аналогии и примерах, и неосязаемое в них обретает образ осязаемого. Так, при толковании снов одежду, например рубаху, истолковывают как указание на религию, и то, длинная рубаха или короткая, чистая она или грязная, указывает на состояние религии человека.

Пророк увиденную во сне рубаху истолковывал как религию и знание. Сходство в том, что и то, и другое покрывает своего обладателя и украшает его в глазах людей. Рубаха покрывает тело человека, а знание и религия покрывают дух его и сердце его и служат ему украшением в глазах людей.

Еще один пример – толковать молоко как указание на изначальную природу человека, поскольку и то, и другое по сути питание, несущее жизнь и совершенство. Если ребенка предоставить самому себе и на его изначальную склонность к молоку ничто не повлияло, то он будет предпочитать молоко всему остальному в соответствии со своей изначальной природой. Так же и изначальная склонность человека к исламу, с которой Аллах сотворил людей.

Еще один пример – истолкование коров как приверженцев религии и блага, которые преображают землю. Так же и коровы: они не причиняют зла, но приносят много блага, и земля и ее обитатели очень нуждаются в них. Поэтому когда Пророк увидел во сне коров, которых режут – это было указанием на заклание, затронувшее его сподвижников.

Еще один пример – истолкование посевов и пашни как указание на деяния, поскольку совершающий деяния сеет благо и зло и он непременно пожнет то, что посеял, как это происходит с обычным сеятелем. Мир этот – пашня. А деяния – семена, и Судный день – день сбора урожая.


Еще один пример – истолкование отрубленного и прислоненного к чему-то куска дерева как указание на лицемеров. Они похожи тем, что в лицемере нет духа и он не дает ни тени, ни плодов. Он подобен деревяшке, которая обладает теми же свойствами. Поэтому Всевышний Аллах сравнил лицемеров с прислоненной к чему-то деревяшкой. Ведь они представляют собой тела, лишенные веры и блага.

А то, что этот кусок дерева прислоненный, - это еще одна важная тонкость, потому что, когда кусок дерева используют, его помещают в потолок, стену или иное место, где он, как ожидается, должен принести пользу. Ели же он оставлен просто так и его никак не используют, то такие куски дерева просто прислоняют друг к другу. И лицемеры подобны кускам дерева, находящимся как раз в этом положении – когда их никак не используют.

Другой пример – истолкование огня как указание на смуту, поскольку и то, и другое портит то, чего касается. Огонь сжигает обстановку дома, вещи и тела, а смута сжигает сердца, религию и веру.

Еще один пример – истолкование звезд как указание на ученых и благородных людей, потому что руководство людьми осуществляют как раз они, и благородные возвышаются среди людей подобно звездам.

Еще один пример – истолкование дождя как указание на милость, знание и Коран, мудрость и благополучие людей.

Другой пример – истолкование выхода крови как указание на уход имущества. Они похожи тем, что для жизни тела необходимо то и другое.

Другой пример – осквернение понимают как указание на грех. Малое осквернение символизирует малый грех, а большое осквернение – тяжкий грех.

Другой пример – железо и разные виды оружия истолковываются как указание на силу и победу – в зависимости от вида и качества этого оружия.

Другой пример – благоухание истолковывается как указание на добрую славу, благие слова и дела. А зловоние понимается как указание на нечто противоположное упомянутому.

Весы – указание на справедливость, саранча – указание на воинство и огромную толпу, часто которой схлестываются друг с другом. Пчела – указание на того, кто питается благим и совершает праведные деяния. Петух символизирует человека с возвышенными стремлениями. Змея –указание на врага либо приверженца нововведения, которого его губит собственный яд. Насекомые символизируют ничтожных людей. Крот – указание на слепого человека, который просит у людей.

Волк символизирует тирана, несправедливого, вероломного, нечестивого человека. Лиса символизирует человека вероломного, коварного, хитрого, отклоняющегося от истины. Собака символизирует слабого врага, очень шумного, бранящегося, в словах которого много зла, или приверженца нововведений, следующего своим страстям, предпочитающего их своей религии.



Кошка символизирует раба или слугу, который обходит обитателей дома. Мышь – указание на скверную, нечестивую женщину. Лев символизирует властного, одолевающего других человека. А баран символизирует человека неприступного и неподатливого, за которым следуют другие.

См. «И’лям аль-мувакы’ин»


ГЛАВА ДЕСЯТАЯ

Важные различения

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ТЕМ СЛУЧАЕМ, КОГДА ЧЕЛОВЕК ДУМАЕТ ОБ АЛЛАХЕ БЛАГОЕ, И ОБОЛЬЩЕНИЕМ

Некоторые люди положились на переданные Пророком слова Всевышнего: «Я таков, как думает обо Мне раб Мой, так пусть же он думает обо Мне, что пожелает». То есть, как он думает обо Мне, так Я и поступлю с ним. Не приходится сомневаться в том, что человек, думая об Аллахе благое, сам вершит благие дела.

Совершающий благие деяния думает об Аллахе благое в том смысле, что он ожидает от Господа своего, что Он воздаст ему благом за его благодеяние и непременно исполнит Свое обещание, примет его покаяние.

Что же касается творящего зло, упорствующего в совершении тяжких грехов, несправедливости и противоречии велениям Господа, то ощущение отдаленности от Него, вызываемое ослушанием, несправедливостью и совершением запретного, мешает ему думать благое о Господе своем.

Поистине, беглый, скверно поступающий раб, вышедший из покорности господину своему, не думает о нем хорошо. Невозможно совместить ощущение отдаленности от Него, вызванное скверными поступками, с благими мыслями об Аллахе. Совершающий скверные поступки чувствует отдаленность от Аллаха соответственно своим скверным поступкам.

Самые благие мысли о Господе у наиболее покорных Ему. Как сказал аль-Хасан аль-Басри: «Поистине, верующий думает благое о Господе своем и совершает благие дела. И поистине, нечестивец скверно думает о Господе своем и совершает скверные поступки».

Да и как будет думать хорошее о Господе своем тот, кто бежит от Него, упорно совершающий то, что вызывает Его недовольство и гнев, навлекающий на себя проклятие Его, пренебрежительно относящийся к Его правам и повелениям и не исполняющий их, и так же пренебрежительно относящийся к запретам Его и упорствующий в их нарушении?

Как будет думать хорошее о Господе своем тот, кто открыто воюет с Ним и враждует с Его приближенными, благосклонно относится к Его врагам, отрицает Его качества, скверно думает об описаниях, которые Он дал Себе и которые дал Ему Его Посланник , полагая по невежеству своему, что принять их как есть – заблуждение и неверие?

И как будет думать он хорошее о Том, Кто, по его мнению, не говорит, не повелевает, не запрещает, не проявляет довольства, не гневается? Всевышний Аллах сказал о тех, кто поставил под сомнение способность Аллаха слышать абсолютно все:


«Эти ваши предположения, которые вы делали о вашем Господе, погубили вас, и вы оказались одними из потерпевших убыток» (41:23).

Когда они решили, что Аллаху не известно многое из того, что знают они, это означало, что они скверно думали о Господе своем, что и погубило их. То же самое происходит со всяким, кто отрицает Его качества и описания, свидетельствующие о Его совершенстве и величии, и приписывают Ему то, что не приличествует Ему. Если такой человек думает, что Аллах введет Его в Рай, то это обольщение и обман, исходящий от его собственной души, а также посулы шайтана, а не благие мысли о Господе.

Поразмышляй же на эту тему, подумай о том, как велика потребность в этом и как уживается убежденность в сердце раба Аллаха в том, что он встретится с Аллахом и что Аллах слышит его слова и видит его, где бы он ни был, и знает о нем все тайное и явное и не укрывается от Него ничего, даже самое потаенное из дел его, и что он предстанет перед Ним и будет спрошен обо всем, что делал, - как уживается эта убежденность с тем, что он всячески навлекает на себя недовольство Его и не исполняет веления Его и не соблюдает права Его и при этом он ожидает от Него благого?

Разве это не обман душ и не обольщение в виде пустых мечтаний? Абу Умама Сахль ибн Хунайф сказал: «Как-то я зашел вместе с Урвой ибн аз-Зубейром к Аише (да будет доволен ею Аллах), и она сказала: «Если бы вы видели Посланника Аллаха , когда он заболел: у него было шесть или семь динаров, и Посланник Аллаха велел мне раздать их. Однако болезнь Посланника Аллаха отвлекла меня от этого до тех пор, пока Аллах не исцелил его. Затем он спросил меня о них, сказав: «Как ты поступила? Ты раздала шесть динаров?» Я ответила: «Нет. Клянусь Аллахом, меня заняла болезнь твоя». И он велел принести их, положил на свою ладонь и сказал: «Чего мог бы ожидать пророк Аллаха, если бы он встретил Аллаха притом, что эти (деньги все еще) у него?». А в другой версии говорится: «Чего мог бы ожидать Мухаммад от Господа своего, если бы он встретил Аллаха притом, что эти (деньги всё ещё) у него?» (Ахмад).

И действительно, чего ожидают от Аллаха совершающие тяжкие грехи и творящие несправедливость, когда встретятся с Ним, принеся с собой все те обиды, которые они нанесли Его рабам? Если бы им могли принести пользу их слова: «Мы думали о Тебе благое – что ты не станешь наказывать ни несправедливого, ни нечестивца», - то каждый мог бы делать, что хочет, и нарушать все запреты Аллаха – ему достаточно было бы просто думать об Аллахе хорошее – что Огонь не коснется его.